понедельник, 27 января 2014 г.

Мемориальный Фонд Карла Фаберже Пресс-релиз. Май 1996 г. (из архива фонда)



Мемориальный Фонд  Карла  Фаберже
Возрождения Традиций
Ювелирного и Прикладного
Искусства
МОСКВА
Мы рады сообщить Вам, что работа по регистрации общественного некоммерческого фонда «Мемориальный Фонд  Карла  Фаберже Возрождения Традиций Ювелирного и Прикладного Искусства» завершена. Фонд начал свою работу благодаря поддержке и Покровительству Правительства Москвы и большому вкладу в деятельность Фонда его учредителей.
Целью создания Фонда является возрождение былой славы и культуры русского ювелирного и прикладного искусства и поднятие престижа российских ювелирных изделий на отечественном и международном рынках. Эти цели требуют изыскания финансовых ресурсов.
Задачами Фонда являются:
Формирование у отечественных специалистов новой ювелирной и геммологической культуры, организация обучения современным методам обработки камней и металлов, и программ поддержки ювелирного производства.  
Фонд считает основными направлениями своей деятельности:
- популяризация культурного наследия Карла Фаберже.
- создание Московской школы ювелирного искусства с целью поддержки и развития оригинальной творческой мысли молодежи.
- организацию стажировок и помощи в профессиональной подготовке учеников, что явилось бы практическим вкладом в реализацию идей Карла Фаберже об ученичестве.
- выявление приоритетных направлений развития ювелирного и прикладного искусства и их стимулирование с помощью финансовых, организационных и других мер поддержки.
- подготовку новых высококвалифицированных кадров, способных добиться процветания в этой экономически выгодной отрасли промышленности.
- изыскание финансовых ресурсов и спонсорской поддержки для реализации наиболее перспективных проектов.
- регулярное проведение конкурсов молодых художников, мастеров – ювелиров.
- содействие установлению и развитию деловых контактов между российскими и зарубежными ювелирными предприятиями.
- издание специализированной литературы. 

Магазин бриллиантовых. Золотых и серебряных вещей Ф. Линдгольма на Невском проспекте, 54. Против Императорской Публичной Библиотеки. Санкт-Петербург. – В книге И. Божерянова. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ. 1703 – 1903. Таблица LVII.



Магазин бриллиантовых. Золотых и серебряных вещей Ф. Линдгольма на Невском проспекте, 54. Против Императорской Публичной Библиотеки. Санкт-Петербург. – В книге И. Божерянова. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ. 1703 – 1903. Таблица LVII.
КАТАЛОГ ЖЕТОНОВ Кадетских корпусов.                 
                                                        Золотые, руб.   Серебряные, руб.
1-го СПб кадетского корпуса                  22                     12
2-го СПб кадетского корпуса                   20                      5
Александровского                                       16                      6
Николаевского                                              -                       10 и 7
Пажеского Его Величества                      5 и 12                 -
Владимирского Киевского                           12                        7
Графа Аракчеева                                            32                      14
Донского                                                          20                         8
1-го Московского                                            25                      15 и 8
2-го Московского                                             30                      12
Михайловского Воронежского                        22                         8
 Оренбургского Неплюевского                        20                         8 
2-го Оренбургского                                            30                        10
Орловского, ген. Баха                                         30                        10
Полоцкого                                                             20                         6
Полтавского                                                          22                         8
Псковского                                                            16                         6
Сибирского                                                            16                         6
Симбирского                                                          16                         6

            *************************************************
Гатчинского Института                                          20                        10
СПб. Коммерческого училища                               22                          7
   ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ:
Александровского                                                     20                        9
Константиновского Артиллерийского                     20                       8
Михайловского Артиллерийского                            20                    10   и 6
Морского                                                                      -                    12 и 6
Николаевского кавалерийского                                 17                       7
Николаевского Инженерного, выпускной                30                       9
Николаевского Инженерного, 75 лет                            -                        10
Павловского                                                                   20                       8
Павловского, в память 100- летия                                 22                       9
Топографического                                                           -                       10
СПб юнкерского                                                               25                      8
Елизаветградского кавалерийского                                15                       5
Тверское кавалерийское                                                   15                      10
Киевское военное                                                              -                          -
Офицерская Стрелковая школа                                         18                      8
Офицерская Кавалерийская школа                                  17                     7
Медицинская академия, выпускной                                  20                     8
Медицинской академии, в память 100-летия                    25                  7 и 5
Министерство путей сообщения, 100 лет                          20                     8
Интендантское ведомство, 100 лет                                      -                       8
Общество Гвардейское                                                          -                   6 и 8
Имеются в запасе ордена и знаки всех академий. Принимаются заказы на жетоны по доступным ценам ,  рисунков заказчика.

Первая Международная выставка изделий из металла и камня. Санкт-Петербург, декабрь 1903 года- февраль 1904 года.



         2 декабря ( 15-го по новому стилю) 1903 года в залах «Пассажа», по Невскому проспекту, 48 состоялось открытие Первой Международной художественно-промышленной выставки изделий из металла и камня в пользу состоящего под августейшим покровительством ее императорского высочества великой княгини Елисаветы Маврикиевны  Общества попечения о больных и бедных детях (Синий Крест). В выставке приняли участие такие выдающиеся фирмы, как придворные поставщики К.Фаберже, К.Э.Болин,  Фр. Кехли,  К.Верфель, , Братья Сапожниковы, И.П.Хлебникова Сыновья и Ко, М.П.Овчинников, а также фирмы Бушерон,  Курлюкова, Лорие, Дмитрия Осипова (ордена и знаки), Дмитрия Смирнова, Ивана Тараброва и Густава Клингерта , знаменитые варшавские фирмы белого металла и мельхиора  Норблин, Бух и Вернер,  Иосифа Фраже, фабрика Бр.Лопенских, петербургский бронзовщик А.Мори, московская бронзовая фирма Море, Златоустовские казенные заводы и Каслинский завод, екатеринбургские камнерезы Лагутяев, Овчинников, Калугин и многие другие, гранильные и шлифовальные фабрики Кабинета его величества, тульские медники во главе с фирмой Баташева, костромские ювелиры, в т.ч. известная мастерская А. Маклашина, мозаичная мастерская В.А.Фролова (Санкт-Петербург). скульпторы Адамсон, И. Гинцбург, М. Диллон, А. Вернер.
         Иностранный отдел был представлен девятью странами и несколькими десятками фирм. Научно-показательный отдел выделялся колоссальной коллекцией минералов музея Горного института, а также приборами механической лаборатории Института инженеров путей сообщения, гальваноапластикой Экспедиции заготовления государственных бумаг, медалями  СПб Монетного двора и предметами из частных коллекций.
        Выставка проходила в период с о 2 декабря 1903 по 15 февраля 1904 года,  имела грандиозный успех. Чистая прибыли выставки в размере 14 тыс. руб. (по сегодняшнему курсу 140 тыс. долларов) направлена Обществу попечения о бедных и больных детях - «Синий Крест».
 
       Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в номере от 2 декабря 1903 года сообщала:
      
       Особо интересна в Русском отделе группа ювелирных изделий, в которой представлены редкие по работе и изяществу изделия фирмы Фаберже ( из цветного золота), Болин и Кехли (драгоценные камня) и др. Большой интерес представляет витрина любителя-ювелира Татищева, в виде дельфина с изделиями.
       В группе изделий из камня 96 предметов из Кабинета  его величества, в числе которых редкие вазы из яшмы работ Императорских гранильных фабрик. Здесь же представляет свои работы уральские гранильщики, которые будут демонстрировать способы гранения и шлифования камней. Будут выставлены образцы лабрадора, который ранее получали исключительно из Америки и стоил он очень дорого, а теперь обойдется около 80 коп. за пуд.
       В группе художественных изделий из серебра будут фигурировать экспонаты Овчинникова, изделия из серебра фабрики бр. Лопенских из Варшавы, ранее все свои изделия отправлявшие исключительно в Америку, изделия из белого металла фирмы Фраже, варшавской фирмы Норблин Бух и Вернер, занявшей 40 квадратных сажен, Болина и др. Редкие образцы будут демонстрироваться в группе изделий из железа, в том числе варшавской фирмы Шиманского и управляющего заводом Винклера г-на Шульца, экспонирующего щит с рельефными изображениями из мягкого железа.
        В группе изделий из чугуна выделяются работы казенного Каслинского завода и частного Коломенского, представляющего художественные чугунные вещицы, начиная от маленьких брелоков и кончая крупными статуями (производство из чугуна с примесью алюминия).
        Особенно много экспонатов в группе бронзовых изделий, среди которых внимания заслуживают работы фирмы Морана по моделям художника Лансере. Тут же имеются изделия арматурных заводов (электрические принадлежности),  московской фирмы Бушерон, Море и др.
        Среди изделий из меди тульские фабриканты выставляют массу самоваров, имеются и по цене до 1000 руб. Любительница Ф.И. Мусина-Пушкина выставляет камин и люстру редкой работы., Щестни - мелкие изделия.
       Громадный интерес представляет научный отдел, в котором Экспедиция заготовления государственных бумаг экспонирует гравюрные клише и гальванопластику. Профессор Белелюбский будет демонстрировать пресс системы кн. Голицына, который проф. Матинский приспособил для ускорения процесса бурения при помощи алмазов. Известный глиновед Белавенец экспонирует картину производства и применения в разных видах алюминия и покажет способ получения температуры в 3000 градусов с помощью тетмита, в состав которого входит порошок алюминия.  Тут же будут выставлены Монетных Двором медали 1812 года работы Толстого. Тентелевский завод демонстрирует платиновые изделия и картину производства платины.

       «Новости и Биржевая газета» (03.12.1903)
       Статья «Открытие выставки изделий из металла и камня»:

       Сегодня в залах Пассажа состоялось торжественное открытие Первой международной выставки изделий из металла и камня. Прямая цель ее показать успехи, достигнутые в обработке камней и металлов в России и за границей. Экспонаты привезены не только из государств Западной Европы, но и из Палестины, Египта, Китая, Индостана, Бухары.
        Занимает выставка все три этажа Пассажа. Первый отведен для России и здесь публика может ознакомиться с изделиями из металла и камня лучших русских фабрик и гранилен. Бриллиантов такое множество, что на стоимость их, кажется, можно прокормить всю Европу. Кустарному производству отведено очень почтенное место; Тула в обработке металла, Екатеринбург в обработке камня дали все, что достойно внимания.
        Иностранный отдел размещен в двух этажах. Есть поразительная художественная бронза, масса изящных вещиц из золота, серебра, алюминия и всяких сплавов. Здесь же рубины и изумруды редкой величины. Среди бриллиантов есть редкие по  чистоте и «жизни». Присматриваясь к декадентских фасонам дамских колечек, невольно побаиваешься за карманы мужей и отцов. Иностранцы, главным образом  и ценят свою работу. Колечко с рубином и бриллиантов по 1/8 карата в каждом камешке, оценено французом-ювелиром в 250 франков и, когда Вы спрашиваете, почему так дорого, француз Вам рекомендует обратить внимание на художественность, на творчество в его экспонатах.
       Как на редкое явление на наших выставках следует указать на тот факт, что выставка ко дню ее открытия для публики, то есть к 3-му декабря, вполне готова.
       Трудились по устройству ее почетная председательница Е. В. Сабурова, вице-председательница А.В.Сабанеева, генеральный комиссар В. П. Погожев и др.

       «Новости и Биржевая газета» (04.12.1903)
       Статья «Международная художественно-промышленная выставка».

       2-го декабря состоялось торжественное открытие выставки в залах «Пассажа». В 8 час. 15 мин. Вечера на выставку прибили их императорские высочества великая княгиня Елисавета Маврикиевна и принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Их высочества были встречены председателем комитета выставки В.И.Ковалевским, который представил всх членов комитета и заведующих отделами. Высокие посетительницы прошли в учебно-показательный отдел, где был установлен временный аналой для молебствия.
       После молебствия, на котором было возглашено царское многолетие и многолетие их высочествам, председатель комитета сказал речь. Выставка была объявлена открытой и их высочества осматривали экспонаты научно-показательного отдела. И обратили внимание на полную картину изделий из алюминия и алюминиевой бумаги, а также на богатую коллекцию из бирюзы и украшения из нее. Затем высокие посетительницы прошли в иностранный отдел и осматривали в египетском отделе филигранные вещи. Во французском отделе их высочества смотрели художественные бронзы Тибо, коллективную выставку бронзы мастерских, бронзовые фигуры, статуэтки и предметов роскоши. Высокие посетительницы в Шведском отделе осматривали серебряные вещи, а в бельгийском - медали королевской придворной фабрики. В австрийском отделе их высочества осматривали медали, поднесенные городом Веною в различных торжественных случаях августейшим особам (медали эти имеются в одном экземпляре). Потом их высочества осматривали японский отдел. Здесь японский посланник Курино поднес великим княгиням букет из живых цветов. В германском отделе высокие посетительницы осматривали бюсты и статуи, а также разные металлические изделия. После этого отдела их высочества прошли вниз, где при входе в русский отдел были встречены детьми приютов Общества и, осмотрев его, посетили среднеазиатский отдел, где обратили внимание на богатую коллекцию его высочества эмира Бухарского.
       

        «Правительственный вестник» (04.12.1903) добавляет:

        «...Министр земледелия и государственных имуществ Ермолов у витрины златоустовских и каслинских заводов имел счастье поднести великой княгине Елисавете Маврикиевне чугунную статую Жанны д*Арк, а принцесса Евгении Максимилиановне Ольденбургской - группу «Джигитовка».
        «Коллекция Эмира Бухарского, по закрытии выставки будет отправлена на Всемирную выставку в Сен-Луи»
        «Г-н Богданов из Киева представил богатую коллекцию разнообразных древних эмалированных вещей».                                                                                             
    
       Петербургская газета «Свет»  (04.12.1903):

     «Выставка блещет удивительным богатством и художественным вкусом. Самый большой отдел Русский. Он расположен почти по всему зданию в бельэтаже. Выставка помещается в трех этажах. Художественные вещи редкой красоты и изящества выставлены Кабинетом его величества. Особенно в этом отделе великолепна чаша-ваза гигантской величины из камня «орлец» на изящном пьедестале из темного мрамора и колонны и панно из яшмы. Эти последние предназначены для храма Воскресения на Екатерининском канале».

       «Торгово-промышленная газета» (04.12.1903)

       Выставка изделий из металла и камня.

       В общем, даже при самом беглом осмотре, выставка заинтересовывает посетителей и производит на него самое приятное впечатление, благодаря изобилию, разнообразию и изяществу его экспонатов. Выставка распадается на три отдела: русский, иностранный и научно-показательный.   
      В числе церковных изделий приковывает на себя внимание экспонат Т-ва Хлебникова И.П. Сыновья и Ко - церковные врата из кованого серебра для строящегося храма Воскресенмя Христова в Санкт-Петербурге, отделка которых в художественном отношении не оставляет желать ничего лучшего и экспонат фирмы В.Т.Тиханова - художественной работы два подсвечника, исполненные по рисункам акад. Ф. И. Шехтеля. Весьма интересна группа ювелирных изделий - экспонаты всем известных по своей работе и изяществу фирм Ф.И. и Ф.Ф.Кехли, Э.К. и Г.К. Болин, К.Г.Фаберже,  Бушерон,  любителя - ювелира Татищева, размещенные в витрине, имеющей вид дельфина и др.
      В группе изделий из серебра и белого металла фигурируют экспонаты акционерного общества Вернер, Норблин и Бух,  М. П. Овчинникова,  И.Фраже.
      Изделия из бронзы имеют на выставке таких представителей, как всем известная фабрика А. Моран (владелец С.Л.Гоне), которые демонстрируют свои изделия, исполненные по моделям художника Лансере.  В числе художественных изделий из железа фирм: московской Э.Э. Бардорф и санкт-петербургской А.О.Шульц, варшавской - Р. Шиманского. Металлические цветы, растения, украшения для электрического освещения, венки и проч.,  изготовленные товариществом Вержбицкий и Ко. Изделия из стали и чугуна, среди которых имеются изделия всем известных златоустовских казенных заводов, начиная от маленьких брелоков и кончая крупными статуями.
       Кабинетом его величества представлено на выставку около 100 экземпляров художественных изделий из камней Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик, в числе их имеются замечательной красоты и изящества вещи из яшмы, красного мрамора, орлеца, различные чаши, туалетный прибор из орской и калканской яшмы, около 15 образцов камней, изготовленных на Колыванской фабрике. Среди изделий императорской Петергофской гранильной фабрики находится прекрасное, художественно исполненное мозаичное распятие из разных сибирских цветных камней, ковш из кашгарского нефрита, доставленного Мургабским государевым имением, вазы из сибирского белорецкого кварца, раковины из сибирского зеленого нефрита и др. В этой же группе экспонируют свои изделия екатеринбургские гранильщики.
       Среди изделий из меди тульские фабриканты выставляют массу самоваров, среди которых фигурирую самовары известной фирмы В.С. Баташева.  Товарищество гатчинского завода А.С.Лаврова выставило один звон колоколов, звук которых отличается звонкостью и серебристостью.
       В группе восточных изделий первое место занимают экспонаты его высочества эмира Бухарского, числом около 60, среди них находятся украшения для женщин, оружие, ларцы, пояса и разные другие изделия.
       В иностранном отделе принимают участие Франция, Австро-Венгрия, Италия, Германия, Швеция, Испания, Голландия, Бельгия и Япония. В египетском отделе разные мелкие изделия из металла и камня от александрийской фирмы Стефана Габиба.
      Как по количеству, так и по качеству экспонатов иностранный отдел богат  и представляет большой интерес. Более роскошно на выставке представлены наши соседки Германия и Австро-Венгрия. Обращают на себя внимание художественно исполненные изделия из стекла и металла фирмы Бакалович Сыновья (Вена), венской фабрики художественно-металлических изделий А.М. Бешорнер, выставившей кованую статую из меди «Спасителя», вазу из меди и ляпис-лазури и две кованых медных вещи. Изделия из терракоты фирмы Гольдшейдер, изделия из бронзы со слоновой костью фирмы Артур Рубинштейн, различные металлические изделия фирмы Хакер, галантерейные вещи с металлом фирмы Август Сирк и др.
        Город Вена в двух витринах демонстрирует около 25 медалей и плакетов, а венские городские каменщики Зоммер и Венингер - образцы сиецита собственных каменоломен из Богемии. Из числа экспонатов берлинских фирм невольно бросаются в глаза изделия фирм Мартин и Пильзинг: бронзовая статуя Спасителя, бюст графа Мольтке из бронзы и группа, изображающая пажа с лошадью, тоже из бронзы.
       Нюрнбергская фирма В. Шерф демонстрирует мелкие художественные изделия из металла, а акционерное общество «Кольмар и Журдан» изделия из накладного золота, цепочки для часов, брелоки и пр. Придворные каменотесы императора Германского Раше, Виммель и Ко выставили изделия из камня: рельефные портреты государя императора Александра Третьего и образцы полированного мрамора, гранита и других камней. Швеция представлена фирмой Андерсон и акционерным обществом Халльбер. Обе фирмы экспонируют серебряные изделия. Весьма интересны изделия испанской фирмы Фридрих Лопец - художественные вещи из стали с инкрустацией из золота. Японские изделия представлены всем известной фирмой Д.А.Дементьевы, П.В.Васильев и Ко. Среди них несколько изящных ширм, панно из щипаного бархата и различные изделия из металла и камня. Бельгия дает редкую коллекцию художественных медалей.

Волковское кладбище в Петербурге. Справочник д-ра Бенедикта Бема (Dr Benedikt Bohm), том 2, СПб 2003.

 




Arnd Samuel, 19.04.1812-08.07.1890 (ювелир).
Брокман Николай, купец, + 17.03.1912
Бутц Матильда Эмилия Мария, + 08.02.1910 (художница-миниатюристка)
Ган Карл Август, придворный ювелир, 18.02.1836-08.12.1899
Ган Дмитрий, потомственный почетный гражданин, , + 05.06.1913
Гау Иоганн Георг (Георгий Александрович, ювелир), 03.05.1913
Heftler Carl Eduard,  художник, 09.11.1918?
Heyno Alfons Johann, + 24.02.1905
Heyse Julius, 31.05.1917
Jacobs Elisabeth Anna,  verh.  Musselius, + 21 10 1899 (у нас есть художница Марта Владимировна Мусселиус, возможно это ее мать, урожд. Якобс)
Kollin Eric August, 18.07.1901 (вместе с ним похоронены пять детей, 1869-1878 гг., все мертворожденные; очевидно детей у Коллина так и не было,
Rutsch Friedrich, германского происхождения, 22.12.1913
Schaaf Gustav Ferdinand,   Fabrikbesitzer,  29.08.1910
Spiegel Andrej Ferdinand, 13.04.1797 + 24.04.1862 (скорее всего, именно Андрей Шпигель, ювелир, у которого обучался Густав Фаберже)
Spiegel Carl Gustav, 12.11.1805 + 15.03.1884 (брат ювелира, основатель фабрики по производству лучших лопат и вил)
Saeftigen Emilie Therese,   geb.  Spiеgel, + 21.01.1880 (похоронена под одним камнем с Карлом Густавом Шпигелем, возможно его сестра. Вышла замуж за одного из братьев придворных ювелиров Зефтиген).
Thilemann Alfred,  Goldarbeitmeister, + 22.11.1909
Thielemann  Rudolf,  Deutscher Reichangehotigen, 29.04.1910 ( это отец Альфреда, также ювелир, председатель Немецкой Ремесленной управы Петербурга; похоронены вместе)
Wenig Emilie (урожд. Фаберже), + 05.10.1895.


Дополнительная информация:

=Большая Дворянская ул, 22. - Дом построил архитектор Карл Шмидт в 1901-1902 гг.
=Трейден Александр Адольф, ювелир, род. 1857, купец 2 гильдии, золотых и серебряных дел мастер.
= Иконописец Пешехонов. 19.12.1878 г. Кабинет сообщает, что сей иконописец исполнял по заказу Кабинета с 1856 года иконы святых в рост высоконоворожденных великих князей и княжен.
= Из дела Кабинета от 07.03.1895 года:
 через камер-фрау фон Флотов переданы императрице Марии Феодоровне из Камеральной части 6 портретов покойного императора Александра III.  Пасха в 1895 году состоялась 2 апреля. Для Марии Феодоровны было выполнено яйцо с шестью миниатюрными портретами.
= Убрать из Списка фамилию «ВАЩЕНКО Алексей». Как выяснилось, он не работал у Фаберже. Был Федот Ващенко, управляющий домом Михаила Перхина в Царском Селе. У этого Федота была дочь Мария, которая вышла в 1910 году замуж за Михаила Михайловича Перхина, сына Михаила Евлампиевича (жениху и невесте было по 16 лет). От брака с Марией Ващенко было два сына: Михаил (первого сына всегда звали Михаил; 1913-1942))  и  Олег (1915-1968).. Алексей Ващенко был братом Марии, закончил Царскосельскую гимназию в 1916 году, был женат на Эрнестине Ритовой из Царского Села. Ритова развелась с Ващенко в 1934 году и вторым браком вышла замуж за Михаила Михайловича Перхина, сына ювелира.

Деятельность Мемориального Фонда Фаберже. Репортаж из поездок по Украине. Осень 2013 г.

 









- В.В. Скурлов и Ольга Ивановна Якуба, руководитель Одесской ювелирной выставки получает награду - Орден "Карл Фаберже - Придворный ювелир". Одесса, 25 дек. 2013 г. - Фото: В. С. Мацюк.


- Слева направо: В. Данилин, В.В. Скурлов, О.И. Якуба и С.В. Мацюк. Одесса, 25 дек. 2013 г. - Фото: Архив В. Скурлова.


- В.В. Скурлов на фоне бывшего (с 1901 до 1918 г.) магазина Карла Фаберже в Одессе. по адресу Дерибасовская, 31. - Фото: В. С. Мацюк.



- Бывший магазин фирмы Фаберже в Одессе. 23 дек. 2013 г. - Фото: В.В. Скурлов.


Тема: репортаж о деятельности Фонда Фаберже



- Ювелиры Г. Николаева (Украина) Сергей Сурган и Сергей Дидковский, кавалеры наград Фонда Фаберже в Николаевском Художественном музее. 22 дек. 2013 г. - Фото: Архив С. Дидковского.




- В. Скурлов вручает Командорский орден Карла Фаберже (с одновременным присвоение звания "Заслуженный ювелир международного класса") руководителю ювелирной фирмы "Карпов и Карпова" (г. Киев) Ирине Германовне Карповой. Киев, 16 нобря 2013. - Фото: Божена Мельник”, «POLO-studio»




- Ювелир Мехти Исламов с сыном - ювелиром (фирма "Дюльбер", г. Симферополь) и В.В. Скурлов декмонстрируют награды Фонда Фаберже. - Фото: Архив В.В. Скурлова



- Координатор проекта "Украина и Фаберже", кавалер наград Фонда г-жа Наталья Сапфирова. 16 ноября 2013 г. Киев. - Фото :В.В. Скурлов.


- Отец Сергiй (Павелко), руководитель Художественной мастерской "Небо на земле" (г. Николаев, Украина), удостоенный Ордена Фhfywf Бирбаума и В.В. Скурлов. 22 дек. 2013 г. г. Николаев. - Фото: С. Дидковский.

РЕПОРТАЖ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕМОРИАЛЬНОГО ФОНДА КАРЛА ФАБЕРЖЕ.

    
  РЕПОРТАЖ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕМОРИАЛЬНОГО ФОНДА КАРЛА ФАБЕРЖЕ.

- В.В. Скурлов, С.И. Квашнин и А.С. Горыня, члены Наградной комиссии Фонда Фаберже. Москва, ВВЦ, сент. 2013 г. - Фото: Архив В. Скурлова


- С.И. Квашнин рассматривает пасхальное яйцо "400 лет Дому Романовых" в витрине фирмы "Грингор". Москва, ВВЦ, сент. 2013 г. - Фото: Архив В. Скурлова.


- Н.Н. Бадретдинов, руководитель камнерезной фирмы "Артель" (г. Уфа, Башкортостан) получает награду "Орден Карла Фаберже". Москва, Союз художественных промыслов России. Сент. 2013 г. - Фото: Архив В. Скурлова


- С.И. Квашнин, Н.В. Воробьева (генеральный директор фирмы "Алмаз", Иркутск), М.В.Баборина (президент фирмы "Алмаз", Иркутск) - награжденные орденами "Карл Фаберже - придворный ювелир" и В.В. Скурлов. Москва, ВВЦ, сент. 2013. - Фото: Архив В. Скурлова


- Вручение наград Фонда Фаберже в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (г. Екатеринбург). Слева направо: А.Антонов, В. Скурлов, Г. Пономарев, И. Голубев и А. Зефиров. 20 сент. 2013 г. - Фото: Архив В. Скурлова.


- Члены жюри Ювелирной выставки в Ростове-на-Дону. 5 дек. 2013 г. Ростов-на-Дону. - Фото: Архив В. Скурлова


- С.И. Квашнин, кавалер Командорского Ордена Карла Фаберже с присвоением звания "заслуженный ювелир международного класса" и В.В. Скурлов. Москва, ВВЦ, Сент. 2013 г.- Фото: Архив В.В. Скурлова.


В.В.Скурлов у могилы ювелира Михаила Перхина на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Сентябрь 2013 года. Фото: В.П.Скурлов.












16 ноября 2013 года, Киев. Репортаж о поездкам по линии Фонда Фаберже


- Кавалер Командорского креста Ордена Карла Фаберже и знака "Почетный ювелир мусульманского мира" (№ 001) крымский ювелир Мехти Исламов (г. Симферополь, фирма "Дюльбер") получает награды. Киев, 16 ноября 2013 г. -  Фото: Божена Мельник”,  «POLO-studio»


-  Вдова генерального директора "Киевского ювелирного завода" Григория Васильевича Плюща вручает В. Скурлову фотографию 1990 г.,  с Татьяной Фаберже, посетившей Киевский завод в 1990 г. -  Фото: Божена Мельник”,  «POLO-studio» 


-  Братья Озюменко Петр и Андрей, кавалеры Ордена Михаила Перхина, получают награды. Киев, 16 ноября 2013. -  Фото: Божена Мельник”,  «POLO-studio»  





пятница, 24 января 2014 г.

  
К 40-летию со дня рождения.
ФЕДЧИШИН Виктор Иванович. Украина, Киев. Антиквар.
 Совладелец аукционного дома «Корнерс» и галереи «Эстамп». Родился в 1974 г. Окончил Киевский государственный технический университет строительства и архитектуры по специальности «Архитектура». По собственному признанию, всю свою сознательную жизнь, начиная с 14-15 лет, серьезно занимался антиквариатом. Работал во многих антикварных салонах и музеях Санкт-Петербурга, был частным дилером.
07 августа 2012 г., в Киеве награжден малым знаком Ордена Михаила Перхина.
**********************************************
Архитектору по образованию Виктору Федчишину увлечение старинной живописью и антиквариатом досталось по наследству от родителей. «С детства, находясь в окружении красивых вещей, начал интересоваться», – говорит он. Интерес 34-летнего галериста и аукциониста приносит неплохие дивиденды. Относительно молодая галерея «Эстамп» (основана в 2002 г.) и ещё более молодой аукционный дом «Корнерс» (действует с 2006 г.) уже успели завоевать авторитет среди коллекционеров, неравнодушных к классической украинской и российской живописи XIX–XX веков. Главным секретом своего успеха Виктор Федчишин считает любовь к искусству. «Бизнес без любви к своему делу невозможен», – категорически утверждает он. Просто хорошо продавать недостаточно. «Нужно интересоваться, изучать книги, ходить в музеи, – говорит г-н Федчишин. – Чем, между прочим, многие пренебрегают, а потом удивляются, почему у них ничего не получается. На мой вопрос: «Когда вы в последний раз были в музее?» отвечают: «А зачем мне туда ходить? Там же ничего не продаётся».


   
      К 40-летию со дня рождения.
 СТОЛЯР Максим Сергеевич
       Родился в 1974 году в г. Киев в семье инженеров.
       С 1986 по 1990 г. учился в художественной школе № 4. С 1990 года проходил обучение в Киевском художественно-промышленном техникуме на отделении художественного металла. В 1995 году защитил диплом и получил специальность художника-мастера художественной обработки металла.  С  1998 по 1999 г. обучался на экстернате в Львовской академии декоративно-прикладного искусства на кафедре художественного металла.
       С 1988 по 1995 г. работал  в нескольких художественных мастерских, а именно: у Ю.В.Кисличенко, А.А. Роготченко, М.Говди, Ю.В.Барановского. В  1995-2001 годах работал художником – мастером, художником-конструктором, главным художником в фирме «ФИАЛ». В 2001 -2004 годах работал главным художником в фирме «Арт-Виваче». В 2004-2005 годах был художником –конструктором  на Киевском ювелирном заводе. В 2006-2008 годах сотрудничал с ювелирным домом «Диадема», г.Винница. С 2010 года работает в ювелирном доме «Лобортас» на должности художника-скульптора.
       Положил начало первой авторской концептуальной линии в 1996 году, воплотив её в  серии декоративно-прикладных шкатулок «Трилобит», «Рак» , «Жук» , «Водолей», «Скорпион» , «Дельфин» , а также «Хотей» , «Дайкоку и Эбису», «Мудрец верхом на черепахе» как более позднюю серию (коллекцию).
       Базисной формой первой коллекции шкатулок было  яйцо - как первооснова всего живого. Декор шкатулок, порождённый формой, - бионический  и эклектичный. Для реализации идей использовались различные техники – восковое моделирование, резьба по дереву и камню, гравировка , ювелирные монтировочный операции. Эскизы выполнены акварелью в  проектной графике. Первая серия шкатулок закончена в 2000 году. Работал над ней как художник и как мастер. Вторая серия была начата несколько позже -  в конце 2001 года и закончена в 2004 . За основу была взята  сферическая форма, как одна из наиболее гармоничных с древним сакральным смыслом. Коллекция имеет философскую основу, в которой форма декорируется эклектичной пластикой.  Работал над коллекцией в основном как художник-конструктор.
       В 2001 году положил начало качественно новой концептуальной линии, суть которой состоит в активном влиянии объёмно-пространственной камерной композиции на человека, пространство , вещество и даже время на тонком энергетическом плане. По своей сути эти объекты являются генераторами – гармонизаторами, которые можно программировать для конкретной позитивной  цели: зарядки, очистки того предмета, который находится в шкатулке. Основой является пирамида, магические свойства которой известны с древних времён. Эта концепция объединяет в себе законы композиции, сакральной геометрии, символики и некоторые эзотерические техники. Эффект многократно усиливается за счёт применения в композиции кристаллов и драгоценных металлов. Первая шкатулка на базе тетрагональной бипирамиды  из красного дерева с вершиной, декорированной белым золотом с бриллиантами и крестовидной основой-лафетом из серебра с усилителями – монокристаллами дымчатого кварца была закончена в 2002 году и сейчас находится в частной коллекции. Проектирование, макетирование шкатулок-генераторов продолжается и поныне.
       Из больших проектов можно отметить создание ризы для главной иконы Киево-Печерской Лавры «Успение Пресвятой Богородицы», которой более одной тысячи лет. Эта икона находится над Царскими Вратами в Успенском Соборе. В этой работе Максим Столяр принимал участие как ведущий художник-конструктор и  скульптор. Со стороны автора была сделана серия эскизов, скульптурное моделирование горельефов, макетирование, сбор информационных материалов.  Больше года заняла работа, в которой принимали участие четыре мастера. Работа осуществлялась по благословению наместника Киево-Печерской Лавры Павла.
       В 2005 по его эскизу изготовили приз для победителя конкурса «Евровидение -2005». Вот что говорит об  этом сам автор: «К разработке привлекли четырех художников, в том числе и меня. Каждый из нас подготовил свои эскизы (всего их получилось около двадцати). Заказчик выбрал мою работу: лист папоротника, закрученный по спирали, символизирующий движение галактики.»
       В 2006-2008 годах как художник-мастер вёл работу анималистической скульптурной композицией  - письменным гарнитуром «Саванна».  В работе применено множество разнообразных техник и материалов. На создание гарнитура ушло больше года.
       В биографии представлены только большие проекты, на создание которых ушло не меньше года. Здесь не указаны чисто ювелирные проекты, проекты настольных  и скульптурных композиций,  выполненных в проектной графике акварелью, которых насчитывается сотни. Описать их все нет возможности. В данный момент мастер ведёт работу над плакетками в технике горячей эмали, создёт проекты на тему украинского сакрального искусства. Совершенствуется как эмальер, оттачивает технику гравировки, ювелирной чеканки, много работет как скульптор –миниатюрист.
       Работы были опубликованы в журналах «24 карата»  , осень-зима 2000 года; «Ювелирный бизнес» , март 2004 г. , статья совместно с Александрой Барбалат «Форма и содержание в дизайне ювелирных изделий»;  «Мир денег» , 1999 г. ; «Ювелирное обозрение» ; газета «Факты» - «Автор главного приза Евровидения» и других изданиях.
Награжден малым знаком Ордена Михаила Перхина.


  

К 50-леию со дня рождения.
ПОПЮК  Илья Остапович
          Работает в области ювелирного искусства, художественной ковки, станковой и книжной графики, акварели.
          Родился в 1964 году в городке Вижница Черновицкой области (Украина). В 1983 году закончил известное своими выпускниками Вижницкое училище прикладного искусства (отделение художественной обработки металла), где учился у Зои Шишкиной (работа в материале), Эдуарда Жуковского (композиция), Владимира Рымаря (скульптура). Еще во время учебы в Вижнице начал участвовать в выставках и конкурсах. В 1994 году по специальности «графика» закончил Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова (Львов). Период учебы во Львове, общение с известными художниками по металлу, преподавателями кафедры металла Львовского института декоративного и прикладного искусства (ныне – Львовская национальная академия искусств) Виктором Шоломием и Олегом Боньковским, Богданом Романцом повлияли на становление И. Попюка как ювелира и мастера кузнечного дела. Именно тогда впервые возникли и мысли о том, как соединить традиционные техники и современное дизайнерское решение произведений.
В 1986–1990 и 1999–2004 годах Илья Попюк преподавал в Вижницком колледже прикладного искусства им. Василия Шкрибляка, с 2004 года работает на кафедре художественной обработки дерева и металла Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука. С этого времени он стает частым участником международных выставок в Чехии, Австрии, Украине, Бельгии. За время педагогической деятельности подготовил многочисленных учеников, работающих в области ювелирного искусства и кованого металла, произведения которых отмечены дипломами всеукраинских и международных конкурсов.
          И. Попюк профессионально занимается ювелирным искусством с 1990 года. Выразительность пластической формы, выявление текстуры материалов – именно это особенно привлекает художника в процессе создания ювелирных изделий. Работает автор с различными материалами, среди которых – драгоценные и полудрагоценные камни (хризопраз, топаз, аметист, бриллиант, фианит, агат, сердолик, чароит, яшма, янтарь), серебро, золото, цветные металлы (мельхиор, медь, латунь). Часто использует и титан, сталь-нержавейку, гальку, щебень, дерево – как правило, для выставочных вещей. Наиболее пластичным при этом считает серебро, позволяющее применять разнообразные техники, выявляющие художественные возможности самого материала. Используя приемы металлопластики, гравировки, филиграни, ювелирного литья и ковки, гальваническое покрытие, эмали, художник в брошах, кулонах, колье старается, прежде всего, подчеркнуть выразительность лаконичной, не перегруженной декоративными элементами, формы, в которой максимально точно и эффектно выражена идея произведения, выявлены особенности фактуры камней и металла. Среди стилей, наиболее привлекательных для мастера, следует назвать модерн, а точнее – венскую сецессию, влияние которой ощущается во многих работах. Вместе с тем, в произведениях И. Попюка заметно обращение к смешению стилистических направлений, использованию элементов барокко, рококо и модернизма. В кованых произведениях автора ощутимо также влияние культуры Триполья, поиски последних лет заставляют вглядываться и в формы современной архитектуры.
Среди важных для формирования художника влияний стоит выделить и его интерес к работам мастерской Фаберже – в первую очередь, к техническим особенностям вырезанных из камня статуэток и изготовленных для царской семьи пасхальных яиц, в которых применялись техники перегородчатой эмали, филиграни. В этом И. Попюк не одинок, поскольку и  известные фирмы тоже активно используют наследие Фаберже – например, киевская фирма «Лабортас». Изделия Фаберже, исполненные технического совершенства, отражающие формальные стороны дизайна ювелирных изделий своей эпохи, привлекают, прежде всего именно таким стремлением к изысканности и напоминанием о необходимости постоянного совершенствования собственных умений и идей.
Воспитанный на традициях украинского и российского ювелирного искусства, в последнее время Илья Попюк старается отойти от них, пробует отыскать и воплотить в своих работах новое видение традиционных мотивов и технических приемов, достичь максимальной эмоциональной и формально-пластической выразительности при использовании минималистских средств и нестандартных дизайнерских решений, создавая, казалось бы, неожиданные сочетания фактур различных материалов. И тут очень важно найти заказчика, который не просто старался бы получить воплощение своих инвестиций (а то и просто амбиций) в виде произведения ювелирного искусства, но и понимал бы ценность современного дизайна, уникальность идей, предложенных художником, доверял его мастерству. Именно это позволяет автору творить, воплощая концептуальные размышления в пластику ювелирных изделий.
Илья Попюк имеет и научные публикации по истории художественного металла, вопросам развития художественного образования на Украине.
Ирина Мищенко, кандидат искусствоведения

Награжден Малым знаком Ордена Михаила Перхина.