ГОЛЛЕРБАХ.
Архив Русского музея. Фонд 32 (Голлебах), оп.31.
Голлербах Эрих Фёдорович.
Ленинградские художественные коллекции. Рукопись статьи (без даты). До 1940 г. (после 1939 г.)
Наряду с сокровищами искусства, хранящимися в государственных музеях, в Ленингшраде имеется множество частных коллекций. Художественно-культурное значение частного собирательства не должно быть недооценено. Нельзя забывать о том, что все крупнейшие частные коллекции рано или поздно становятся достоянием государства, вваливаясь в государственные хранилищав. Собрания Щукина, Морозова, Остроухова, Юсуповых и других явились ценнейшим вкладом в музеи нашей страны. Огромная коллекция, собранная Третьяковым и пополненная в годы революции, стала центральным музеем русского искусства; собрание Бахрушина сохранено, как замечательный театральный музей; собрание И.И.Бродского недавно передано государству и будет открыто для широкой публики как музей.
Умелые и знающие частные собиратели, являются, по существу ценнейшими сотрудниками наших музеев в деле отыскания и сохранения художественных ценностей.
В советскую эпоху появилось множество коллекционенров в среде трудовой интеллигенции. Возникло немало превосходных коллекций, в составе которых есть произведения, представляющие музейный интерес.
Развитие собирательства в нашей стране является показателем культкурного роста и благосостояния трудящихся; благодаря коллективной коллекционерской «разведке» наше искусствознание обогащается изучением новых материалов. Советские собиратели не похожи на старорежимных коллекционеров, ревниво оберегавших свои сокровища от посторонних глаз. Они хотно знакомят искусствоведов и любителей искусства со своими коллекциями, содействуют публикации наиболее значительных вещей, помогают исследовательской работе. Крупнейшие ленинградские собиратели И.И.Бродский (1884-1939) и И.И.Рыбаков (1880-1938) ещё при своей жизни пожертововали ряд ценных картин советским музеям. Немало пожертвований сделал нижегородскому музею А.М.Горький, проявлявший к коллекционерсту большой интерес. Огромный вклад в наши музеи сделан за последние годы Государственной закупочной комиссией, путём приобретения художественных произведений у наследников виднейших художников и у некоторых коллекционеров.
Знакомство с частными собраниями обогащает наше знание о творчестве отдельных художников, даёт возможность уведите вещи, пополняет наше представление о том или ином мастере, а иногда открываются совсем новые черты в его даровании, новые факты его творческой практики.
В эпоху высокой оценки реалистического искусства, идейно содержательного и национально характерного, поучительны такие крупные, вполне музейные явления, как коллекция картин, составленная проф. В.И.Павловым при деятельном участии его отца, великого физиолога академика И.П. Павлова.. Собрание В.И.Павлова широко отражает творчество виднейших живописцев-передвижников и их последователей. Искусство И.Е.Репина представлено здест несколькими типичными работами разных периодов, начиная с небольшого, вполне законченного этюда к «Бурлакам» (1870 г.), кончая глубоко психологическим изображением «Дезертира» (1917 г.). Два этюда к «Ермаку»(«Покорение Сибири») знакомят с подготовительными работами В.И.Сурикова. Огромный этюд А.И.Куинджи «Берёзовая роща» интересен своим композиционным отличием от другого варианта «Берёзовой рощи», хранящегося в Русском музее. Четырьмя работами представлен В.Е.Маковский: «Потики», «Встеча старости», этюд к «Последним ступеням» и этюд к «Двадцатому числу».
К чису любимых картин И.П.Павлова принадлежат «Три богатыря» и «Снегурочки» Васнецова, «Праздник роз» Семирадского и, особенно, «Зима» Мещерского и «Удильщики» Поленова (эти две картины напоминали прославленному учёному далёкие годы детства, родной пейзаж Рязанской губернии).
Высоко ценил И.П.Павлов картину Риццони «Кардинал за музыкой», видя в нней остросатирическое изображение чинопочитания и угодничества. Дороги и близки были ему картины русской природы и сцены из жизни крестьянства. Эти мотивы преобладают в собрании Павловых. Деревенский быт отражён здесь в картинах Прянишникова, Богданова-Бельского, Сверчкова, Нестерова, Кившенко, Розмарицына и др. Прекрасно представлены такие выдающиеся пейзажисты как Фёдор Васильев, Боголюбов, Айвазовский, Дубовской,, Левитан и многие другие.
Портретное искусство интересовало И.П.Павлова гораздо меньше, чем пейзажи и жанр. Уже после его смерти собрание В.И.Павлова пополнилось шедевром В.А.Серова – портретом Мамонтовой (1889 г.), сестры той «Девушки с персиками», которая является украшением Третьяковской галереи. Это, несомненно, ожно из лучших произведений великого портретиста.
Русская живопись первой половины XIX века не входит в «программу» Павловской коллекции. Этот период представлен в ней всего двумя картинами, зато обе вызывают исключительный интерес. Одна из них с полным основанием может быть приписана П.А.Федотову. Это «Утро чиновника», имеющее в подробностях много общего с известными картинами Федотова «Завтрак аристократа» и «Свежий кавалер» и т.п. Другая картина принаждлежит кисти Брюллова «Гагарина с детьми», блестящей по колориту и витуозно написанный семейный портрет (о них упоминает в своих мемуарах художник Гагарин, друг Брюллова и Лермонтова).
Совсем друго1 характер имеет коллекция И.И.Рыбакова, принадлежащая ныне Л.Я.Рыбаковой. В этой коллекции вовсе отсутствуют «передвижники», но очень широко показано творчество художников «Мира Искусства» и некоторых «левых» мастеров.
Если в собрании Павлова господствует трезвое и зоркое реалистическое искусство последней четверти прошлого века, то здесь преобладают разнообразные искания стиля, многоразличные решения формальных задач. Старшие поколения «мирискусссттв» представлены в собрании Рыбакова великолепными работами А.Я.Головина (особо следует отметить замечательный автопортрет художника и портртет артистки Трояновской), К.А.Сомова («Спящая», «Купальщица» и др.), В.А.Сероваа (портрет Чоколовой, 1887 г.), К.А.Колровина (№Елисейские поля», портрет певицы Сафоновой и юд.)
Из второго круга «Мира Искусств» отлично представлено жизнерадостное, задушевное творчество талантливой З.Е.Серебряковой. Её картины «Спящая» )Крестьянка, отдыхающая в поле), «Балерины» (группа юных танцовщиц в театральной уборной), «Этюд к «Метаморфозам» Овидия», автопортрет, натюрморт №В мастерской» и другие работы подкупают своей свежестью, правдиволстью и живописным очарованием.
Удачными образцами представлены в собрании Рыбаковых Петров-водкин, Судейкин, Сапунов, Вл.Лебедев, Верейский, кустодиев, Сарьян, Павел Кузнецов и другие. Особое внимание уделял И.И. Рыбаков живописи А.Е.Кареева, одного из виднейших представителей левого «изофронта»: пейзажи и натюрморты Карева занимают в его собрании самое заметное место. В числе других мастеров левого направления здесь имеются Марк Шагал, Тышлер, Скуов, Бурлюк.
Замечательная коллекция графики, собранная Рыбаковым, не поддаётся обзору в кратком очерке. Достаточно сказать, что в ннй, с почти исчерпывающей полнотой собраны литографии таких блестящих мастеров, как Домье и Гаварни. Особый отдел коллекции представляют виды старого Петербурга (гравюры и литографии, живопись на фарфоре и др.).
Большой интерес представляет рыбаковское собрание русских фарфоровых фигурок (более тысячи экземпляров), способные конкурировать с лучшими музейными коллекцйиями фарфора. По этому собранию можно изучать историю фарфорового производства в Росси с начала его развития до советского периода включительно. Наконец, надо отметить в коллекции И.И.Рыбакова отдел древних русских икон, отдел китайской бронзы, китайского фарфора тт нефрита, собрание колокольцовских шалей и ряд первоклассных скульптур (работы Конёнкова, Сары Лебедевой, А.Матвеева и др.).
В сравнении с чрезвычайно разнообразным по своему составу собранием Рабакова, более планомерным и замкнутым представляется глубоко продуманная коллекция Ф.Ф.Нотгафта, состоящая исключительно из произведений главных представителей «Мира Искусства».
Начала собирательства Ф.Ф.Ногтафта относится к 1907 году. Многолетние дружесткие связи коллекционера с художниками, содействовали верной ориентировке в вопросах искусства и удачным приобретениям. В каталогах выставок и в монографиях о мастпрах «Мира Искусства» всегда встречается имя Ф.Ф.Нотгафта, принимавшего бескорыстное участие во всех начинаниях, связанных с этой группой художников.
В собрании Нотграфта особого внимания заслуживают работы Кустодиева, Добужинского и Александра Бенуа. Эти любимые им мастра представлены и первоклассными станковыми работами т множеством интереснейших этюдов, эскзных набросков, альбомных зарисовок, графических украшений и прочим. Характериными работами представлены также Петров-Водкин, Серебрякова, Остроумова-Лебедева, Сарьян, Рерих, Судейкин, Замирайло и др.
Художникам «Мира Искусств» посвящено и собрание проф. Е.Л.Николаи. Среди рисунков, имеющихся в этом собрании, надо особо отметить замечательные иллюстрации В.А.Серова к басням Крылова (они экспонировались на Серовской выставке в Русском музее). Интересен эскиз известной картины Александра Бенуа «Парад при Павле 1».
Широко задумано и содержательно собрание проф. Б.И.Извекова, имеющее в своём составе превосходные работы Коровина, Богаевского, Серебряковой, Бориса Григорьева, Остроумовой-Лебедевой т многих др. Тяготение к художникам «Мира Искусств» вообще свойственно ленинградским собирателям: оно стало своего рода традицией, тем более естественно, что «Мир Искусств» был типично петербургской (по стилю и по духу) художественной группировкой..
Под знаком «Мира Искусств» составленоь собрание М.Д.Фишелева, (в котором надо отметить работы Серебряковой, Судейкина, Александра Бенуа), Л.И.Максимовского и ряд других, более мелких коллекций.
В области коллекционирования графики следует выделить превосходное собрание рисунков гравюр и литографий, составленное художником Г.С. Верейским. Большим знанием материала и хорошим вкусом отмечено собрание старинной иностранной графики, принадлежащее инженеру Р.Г.Гольдбергу. Обширная систематическая коллекция гравюр и литографий, подобранных в плане более или менее исчерпывающего исторического обзора, составлена инжернером А.Е.Рейхбергом. Значительна коллекция советской графики собрана П.Е.Корниловым, составившим также небольшую коллекцтию живописных работ.
Особую группу коллекционеров образуют любители старинных портретов. Среди них назовём, прежде всего, покойного проф. А.Я.Галебского, составившего огромную коллекцию русских портретов и портретных миниатюр 18 века и начала 19 века, распылившуюся после его смерти.
Менее обшрна, но весьма любопытна коллекция портретов, собранная инженером П.Г.Ивановым (в её составе работы Левицкого, К.Брллова, Кипренского, Тропинина, Барду, Гау, Соколова, Зичи и др.). Целиком в бытовом плане задумана коллекция Ю.Ф.Слепяна, состоящая из множества старинных портретов, размещённых в соответствующей по стилю обстановке.
Одним из виднейших ленинградских коллекционеров-библиофилов является проф. В.А.Десницкий, обладатель громадной библиотеки, содержащей множество редчайших изданий. В его небольшой коллекции художественных произведений есть работы Боровиковского, К.Брюллова, Венецианова, Тропинина и др.
В кратиком обзоре трудно дать сколько нибудь полное описание ленинградских художественных коллекций, подробное изучение которых потребовало бы длительной и углублённой работы. Хочется только отметить несомненный и очевидный факт, что увлечение искусством и связанным с ним коллекционированием охватывает всё более широкие круги, тогда как в былое время оно было привилегией немногих снобирующих эстетов и финансистов-меценатов, скорее подвластных може, чем любви к искусству.
При старом режиме коллекционерами были почти исключительно богатые люди, представители финансовой и родовой аристократии. Трудовая интеллигенция, работники искусства и науки не имели возможности (за редким исключением) коллекционировать произведения искусства. Иное положение создаётся в наше время.
В советскую эпоху коллекционерами сделались многие артисты и режиссёры (Сушкевич, Бромлей, Каварзин, Балашов, Ростовцев, Береснев и др.), композиторы и дирижёры (Прельников, Похитонов), учёные, инженеры, экономисты, врачи, педагоги и пр. Если исключить из области коллекционирования погоню за громкими именами и капитальными произведениями, оно оказывается доступным даже людям с небольшим достатком (особенно собирание графики и старинных бытовых вещей). К тому же, широко практикуемый некоторыми собирателями обмен друг с другом облегчает пополнение коллекции без денежных затрат.
Коллекционерство иногда похоже на болезнь, но это поистине обольстительная болезнь. В своих лучших проявлениях собирательство бескорыстно и жертвенно. Это – своего рода спорт, но спорт, обогащающий своих приверженцев знанием и художественной культурой. Основатель рефлексологии И.П.Павлов говорил:
«В молодости я коллекционировал бабочек и арки; потом я стал коллекционировать картины. Всю свою жизнь я коллекционировал факты».
Следовало бы собрать и факты коллекционероства, тем более, что в свете Павловской рефлексологии, можно говорить и об «условном коллекционерском рефлексе».
Благородную страсть собирательства не следует смешивать с низменным «инстинктом частной собственности». О путях и перепитиях коллекционерства, о радостях и огорчениях собирателей-энтузиастов, об их находках и открытиях, ошибках и треволнениях можно было бы написать не одну книгу. Может быть об этом надо писать не прозой, а стихами.
Э.Голлербах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий