«Альбом ювелирного искусства. РОМАНТИЧЕСКИЙ АВАНГАРД». Авторы-составители: Ирина Карпова, Игорь Лобортас. Киев, 2003. 240 с., илл.
«…С появлением архитектуры и целого мира архитектурных традиций, направлений и стилей в ювелирное искусство вошло множество заимствованных узоров и линий, орнаментальных решений. Монументальное творчество в архитектуре является одним из самых влиятельных видов современного искусства. Очень часто в прошлом именно архитектурные идеи находили своё отражение в произведениях ювелирного искусства, и это рассматривалось как признак художественного и технического мастерства. Однако в настоящее время, благодаря погоне за лёгкой прибылью, в ювелирном деле господствует поточные литьевые схемы, в силу своей специфики не способные отразить сложный архитектурный образ. Товарно-денежные отношения, удешевляющие производство, лишь усугубляют это кризисное положение, так как для конвейерного метода количество важнее качества. Выход из создавшегося положения – это возвращение к прежним принципам ювелирного творчества, свободным от дешёвых технологий, принципам, на основе которых создавались настоящие произведения искусства.
Благодаря накопленному за многие века опыту современное ювелирное искусство отличается своей тематической широтой. Это мотивы живой природы, формы архитектуры и узоры орнамента, религиозные и мифологические образы, невероятные сочетания цвета и материалов. Веяния сегодняшнего дня в ювелирном искусстве располагают к синтезу всех этих образов, придавая украшению особую динамику действия, переходящего зачастую в настоящую драматургию. Новые произведения должны дополнять и даже превосходить лучшие мировые образцы, становясь притягательными для истинного ценителя и коллекционера».
«…особая группа уникальных ювелирных изделий. Сюда мы относим и ювелирные работы для кабинета, создающих особую атмосферу в рабочей комнате. Как правило, это большие скульптурные работы, выполненные в минипластике (это новый термин; у нас говорят «мелкая пластика» - В.С.) из драгметаллов и камней, одним своим присутствием нарушающих рутинное течение кабинетной жизни».
«Уникальная работа может быть ценной и без камней, и исполнить её бывает по силам только избранным мастерам, вложившим в неё колоссальный объём мысли, энергии творца, технологии. Более ярко этот факт проявляет себя в живописи: в знаменитых картинах ценят не краски, холсты или рамы, а то, что создано рукой мастера.
«В нашей стране (Украина ? – В.С.) с 1917 года в области ювелирных украшений традиции создания стиля, соответствующего образу жизни человека, фактически утеряны. Открытые пути на Запад (почему только Запад? А Восток ? – В.С.) дали возможность нашим эстетически изголодавшимся людям вкусить ещё недавно запретные плоды западного ювелирного разнообразия – от турецких и эмиратских изделий (вот где Восток! – В.С.), зачастую почти кустарных, до высокотехнологичных, но выхолощенных до минимализма художественных форм украшений салонов Европы и Америки».
«Начиная с середины XIX века в связи с процессом демократизации общества возникла потребность удовлетворения спроса среднего класса на простые и доступные изделия. Это позволил осуществить быстрорастущий технический прогресс. Склонность большинства известных ювелиров и ювелирных школ Европы к упрощению труда до уровня литья сделала своё «чёрное» дело – ручные ювелирные работы стали анахронизмом, а затем их вытеснили «марки» и «брэнды» знаменитостей и продукция малоизвестных фирм массового литьевого исполнения.
«…во всех странах с устойчивой экономикой усиливаются застойные и консервативные тенденции, что сдерживает творческий эксперимент и изобретательскую деятельность»
.
«Традиционно произведение искусства становились предметом коллекционирования. Это справедливо и в отношении ювелирных украшений. Но в отличие от антикварных ценностей, произведений живописи и скульптуры, собирание ювелирных раритетов отличается своим прагматическим характером, так как, помимо эстетического удовлетворения для коллекционера, это ещё и надёжный и более компактный способ хранения капитала.
В наши дни в Украине образовался слой общества с высоким достатком. Вопрос сохранности своих средств - далеко не второстепенный для этих людей. При экономической нестабильности мировой финансовой системы деньги постоянно подвергаются опасности обесценивания. Поэтому своё состояние лучше измерять не только деньгами, но и чем-то более надёжным, например, дорогими предметами искусства. Одним из идеальных примеров этого явления является создание коллекции ювелирных произведений. (Вещи Фаберже формируются как коллекции. Если начать собирать зверей, то возникнет потребность собрать «всего Брэма» - В.С.)
Складываются ювелирные коллекции по-разному: одни путём естественного накопления фамильных ценностей, передающихся по наследству, когда-то купленных или полученных в дар, другие коллекции создаются целенаправленно. Иногда чёткой границы между этими двумя способами собирания нет: так, специально собранные драгоценности могут перейти по наследству, и наоборот, накопленные фамильные украшения подталкивают к составлению коллекции».
«…И, безусловно, дополнительные баллы коллекции добавляют её публичные выставки и демонстрации, сопровождаемые выпуском альбомов и каталогов, содержащих описания и изображения предметов. Издание такого альбома или каталога как раз и подтверждает значимость собрания. Зачастую эти каталоги позднее становятся историческими документами. (Правильно делали Форбсы – показывали коллекции. Правильно делает Вексельберг – покупает коллецию Форбса – В.С.)
Признаком исключительности коллекции является её международное признание. Истинная ценность таких собраний произведений искусства в любой стране, при любой системе экономических координат не вызывает сомнений.
(Автор вспоминает Гульбенкяна, князей Юсуповых, Матильду Кшесинскую, Кельхов, Савву Морозова и Третьякова которые вошли в историю как коллекционеры и собиратели. Собирание – это подвиг, предназначение – В.С.)
«Собирание и демонстрация коллекции может быть выгодным бизнесом. Постоянный и творческий обмен экспонатами между коллекционерами, каталогизация и пополнение собрания – всё это придаёт вес коллекции и коллекционеру как в современном обществе, так и перед лицом истории» (Вексельберг, Патриарх Алексий – тоже собирает пасхальные яйца – В.С.)
«Как ателье, работающему в области ювелирного искусства, нам предстояло найти место среди традиций мирового и украинского ювелирного искусства. Рассмотрев историю и оценив современное состояние ювелирного мира Украины, мы пришли к выводу, что до уровня собственно искусства ювелирное дело Украины так и не поднялось. Со времён зарождения украинской нации в нашей стране развивалось ювелирное ремесло, которое так и не оформилось в искусство мирового значения.
Во времена СССР любая частная инициатива каралась, а потому ювелирное дело уходило в подполье. Его нишу заняли изделия ювелирных заводов. Поэтому в Советском Союзе образовался такой вакуум в области свободного ювелирного творчества. Помимо очевидных отрицательных сторон, это имело и свои положительные стороны. Как когда-то Моисей освободил свой народ от египетского рабства, так и исторические обстоятельства пресекли всякое влияние западных достижений на развитие современного ювелирного искусства. Сорок лет скитаний в пустыне изгладили у евреев память о Египте; за семьдесят четыре года тоталитарного строя ювелирное дело невольно утратило следы европейских традиций. Свобода, полученная таким образом, раскрепощает художников, архитекторов, изобретателей и даёт толчок к созданию невиданных доселе чудес. Эстетически неотягощённое, оно открыто навстречу любым ультра-новыми даже опережающим свою эпоху тенденциям в современном искусстве, ювелирном в частности. А потому, любой эксперимент сегодня может стать не только национальной классикой завтра, но и передовым явлением мирового значения» (Вот так и никаких компромиссов. Только мировое значение – В.С.)
«Исторически сложилось так, что в Украине не было фундаментальной национальной ювелирной школы, не было всемирно известных мастеров или хотя бы единичных изделий, представленных в мировых коллекциях или на знаменитых аукционах. Продукция мастерской Иосифа Маршака (фабрики, не мастерской – В.С.) имела местное значение. Мастерская столового серебра Стрельбицких во Львове ориентировалось на ювелирные традиции Австро-Венгрии. Панагии, кресты, оклады киевских и черниговских мастеров 16 века нельзя отнести к светским украшениям. Скифская пектораль принадлежит украинскому искусству условно, правильнее сказать территориально, так как отражает дух иного народа» (Интересная мысль. Территориальная принадлежность ювелирной культуры. Русская культура на территории бывшей Восточной Пруссии отличается от великорусской культуры. Также отличается и русская культура прибалтийских стран. Это уже субкультура, отличная от культуры русской метрополии – В.С.). Разве что сокровища времён Киевской Руси несут на себе отпечаток национального характера. (В чём он национальный характер в украинском ювелирном искусстве? – В.С.) Киевские клады 1887-го и 1889-го годов содержали княжеские украшения, однако созданы они были по образцам византийского искусства, а потому национальный элемент в них выявлен неярко (к тому же клады эти принадлежат России и выставлены в Русском музее). С утратой киевской государственности, центр ювелирного дела перемещается в Москву, где постепенно опыт мастеров Киевской Руси трансформируется в русскую школу ювелирного искусства, изменив свои первоначальные черты. История показывает, что если и создавались на украинской земле выдающиеся ювелирные произведения, то они до наших дней не сохранились. Или, возможно, такие произведения так никогда и не выходили из рук украинских мастеров» (Не верю. Украинские художники и мастера творили в Москве и Петербурге – В.С.)
Безусловно, новое направление в ювелирном искусстве должно создаваться с учётом многих существующих мировых шедевров, однако обращение к эталонам должно быть избавлено от подражательности. Следуя ювелирным канонам в средствах, мы решили избрать особую цель – вписать теперь уже украинскую страничку в историю ювелирного дела» (Похвальная цель. А как у других. Распад Австро-Венгерской империи – что на руинах. Где ювелирное искусство входящих в империю стран? – В.С.)
Экономическая ситуация в Украине оставляет желать лучшего, и большинство считает её неблагоприятной для развития искусств и изобретательской деятельности в целом» (Создание больших богатств, новых миллионеров -= предпосылка процветания ювелирного дела – В.С.) Но если мы сопоставим периоды взлёта великих Фаберже, Шанель, Диор с датами хотя бы из школьного учебника истории, то увидим ложность стереотипных представлений о «лёгких» временах и «лёгкой» жизни этих великих людей. Революции и войны, кризисы и катаклизмы, выпавшие на их долю, не явились препятствием на пути из таланта. Таким образом, вопреки общему мнению, сложившаяся экономическая ситуация может иметь самые выгодные стороны для развития именно ювелирного производства.
Лоббистские круги в ювелирной промышленности Украины, защищая свои интересы, повлияли на законодательную базу, в результате чего ввоз ювелирных изделий из-за рубежа стал невыгоден экспортёрам. (Но так же поступал Бисмарк, ввёл высокие таможенные пошлины. Так же делал и Витте – В.С.). Это стало преимуществом для отечественных производителей эксклюзивов, что стимулировало выпуск украшений высокого класса, соответствующих западным образцам или даже превосходящих их. К тому же, стоимость равноценных по качеству украинских украшений этой категории в десятки раз ниже европейских изделий» (Ну не в десятки, но ниже. Труд дешевле – В.С.)
Экономический кризис в Украине повысил стремление к вкладыванию средств в ювелирные раритеты. Во времена социальных катаклизмов, переоценки ценностей человек желает приобрести вещи, не поддающиеся обесцениванию. Уникальные ювелирные украшения предоставляют такую возможность.
И ещё одно положительное следствие кризиса – удешевление высококачественного труда. Именно это обстоятельство породило известные флорентийские мозаики, создало продукцию «бижу» Дома Коко Шанель, обеспечило славу Домов Картье и Фаберже. Известно множество других подобных примеров.
ХХХ
Характеристики мастеров – это просто песня.
Карпова – «основоположник», «непревзойдённые произведения», «утончённость натуры, проникновенность души и невероятно сильный дух дополняют обаятельность и красоту это необыкновенной женщины».
Сладкевич – «классик современного ювелирного искусства Украины»
Польков – «неординарный талант», «бесперецедентная серия колец»
Тарновский – «корифей ювелирного ателье» «Особый дар концептуального мышления».
Ткачук – «получила право в формировании стиля ателье»
Зубковская – «корифей ювелирного ателье», владеет великолпной ювелирной граикой, «Чудесные украшения»
Алла Сокол – «собственный почерк» и «замечательные работы»
Максим Юнгер – «Корифей» «ряд уникальных работ», «философский склад ума»
Анатолий Рак – «закрепщик высокого класса»
Юрий Манько – «мастер наивысшей категории, которому доверяют самые сокровенные работы»
Владислав Филин – «классик современной ювелирной фотографии Украины» «создал новую неподражаемую форму съёмки драгоценностей»
Игорь Лобортас – основоположник ювелирного ателье «Лобортас». Разрабатывает идеологию тактику и стратегию ателье.
Сергей Шевченко - основоположник ювелирного ателье «Лобортас». Разрабатывает и ведёт основную финансовую политику ателье.
Фотопортреты: 13 лидеров и ещё 10 + 11 человек – рядовые сотрудники. Всего 34 человека.
Читал Валентин Скурлов, 2006 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий