ПЕРХИН. (29.07.1997).
К 150-летию Великого Ювелира, помощника Карла Фаберже.
МИХАИЛ ЕВЛАМПИЕВИЧ ПЕРХИН (1860-1903). ВЕЛИКИЙ МАСТЕР-ЮВЕЛИР.
Михаил Евлампиевич Перхин родился в деревне Окуловской Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в 1860 г. Записан подмастерьем Петербургской Ремесленной управы по золотых дел ремеслу 24 января 1884 г. навечно. В 1888 году открывает собственную мастерскую. В 1895 г. уже купец 2-ой гильдии и личный почетный гражданин. В том же году посылает 500 руб. на церковь в своем родном селе. Как записано в кладбищенских книгах Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря , умел Михаил Перхин 28 августа 1903 года, «от сухотки спинного мозга». Могила частично сохранилась и расположена недалеко от могилы гроссмейстера Михаила Чигорина.
Из мемуаров главного мастера фирмы Фаберже Франца Бирбаума:
«Мастерская Перхина производила чеканные и граверные работы, оправы нефрита и других сибирских каменных работа. Производство это было очень значительное, лучшие золотые работы фирмы изготовлялись в этой мастерской. Владелец ее Перхин заслуживает, чтобы о нем сказано было несколько слов. Уроженец Олонецкой губернии, он прибыл в Петербург еще мальчиком без всякого образования, по всей вероятности даже безграмотный, он упорным трудом и сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям производства. Соединяя в себе громадную трудоспособносить, знание дела и настойчивость в преследовании определенных технических задач, он высоко ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев. За короткий сравнительно срок он нажил порядочное состояние, но не успел им воспользоваться, умер в больнице для душевнобольных в 1903 году. По смерти его, мастерская перешла в ведение старшего его подмастерья и товарища по ученью Г.Вигстрема»
Бирбаум продолжает далее, , что мастера-владельцы мастерских были автономны в ведении хозяйства своих мастерских, и фирма редко вмешивалась в отношения между мастерами и подмастерьями. Обычно мастера были хозяевами-эксплуататорами, но были и исключения. К таковым относился Михаил Перхин. Он бы лучший работник своей мастерской, лично работал за верстаком и любил свое ремесло. Перхин был художественной натурой.
С участием Михаила Перхина изготовлено 28 императорских пасхальных яиц (из 51), в том числе такие шедевры как «Дворцы Дании», «Бутон розы», «Мадонна Лилия» «Транссибирский экспресс», «Медный всадник». Автограф Перхина стоит на знаменитых часах к серебряной свадьбе императора, изображающих 25 ангелов (1891 год). Эти часы самый дорогой предет Фаберже, исключая императорские яйца. В 1996 году они были проданы на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке за 1 млн. 650 тыс. долл. Фирма Фаберже в 1891 г. продала их за 18 585 руб. Всего мастерской Перхина было выполнено не менее 20 тыс. изделий, которые сейчас называют шедеврами.
ПОТОМКИ Михаила ПЕРХИНА.
В 1991 году я приехал в Баку, где жила внучка Перхина. Лидия Георгиевна. Она любезно рассказала мне о кавказских потомках Фаберже и посоветовала ехать в Тбилиси и встретиться со своей племянницей Татьяной Георгиевной Бадриашвили. Я поехал в Тбилиси в марте следующего, 1992 года. Кстати, говоря, прилетел я в один день с Шеварднадзе и видел следы боев со сторонниками свергнутого президента Гамсахурдия на проспекте Руставели.
Вот что мне рассказала правнучка Михаила Перхина Татьяна Георгиевна..
.Михаил Евлампиевич Перхин (1860-1903) был женат на Татьяне Владимировне (1867-1907).
Старшая дочь Евгения Михайловна Перхина (1884-1932) вышла замуж за Георгия Евсееевича Бадриашвили (1881-1961), который обучался на юридическом факультете Петербургского университета. Мать Георгия была немецкого происхождения. В Петербурге Бадриашвили жили одно время в знаменитом доме на Каменноостровском проспекте, 26-28 (позднее известном как «Дом Кирова»). Семья приехала в 1917 в Тифлис и поселилась в Овлеви, родовом имении.
Другая дочь, Зинаида Михайловна была абсолютно неприспособленной. Приехала с кучей детей, завела корову. Ее муж при меньшевиках был городским головой города Гори. Дворянский род Бандриашвили - древний. Потомственные дворяне Бадриевы упоминаются в свите последнего грузинского царя в 1770-х годах. Отец Георгия Бадриашвили - Евсей Ревазович заведовал мастерскими Закавказского телеграфа и, а также складом почтового имущества. Трудился 75 лет.
Картина - перспектива всего телеграфа и фото «75 лет работы.» его и сослуживцев. В имении Бадриевых до революции выращивали яблоки для поставки ко Двору. Специально на яблоки накладывали вырезанного двуглавого орла и на красном яблоке получался белый силуэт Государственного герба.
В молодости Евсей Ревазович был командирован в Саратов и там в немецкой колонии жинлся на Ольге Богдановне Конради (1880). В 1881 г. родился Георгий Евсеевич.
Вскоре у Ольги умирают родители. Ее младшая сестра Жозефина Конради была замужем за сенатором Мельниковым. Другая сестра Мария Конради вышла замуж за черногорского князя Карагеоргиевича. Брат Адольф Конради еще до революции 1917 г. выехал в Германию. Семья Конради имела родственника - персидского хана фон Шталя. Он получил титул хана от шаха за работу по прокладке дорог Персии. Фон Шталь оплачивал проживание и обучение Георгия Бадриашвили в университете. Через фон Шталя семья Конради из Саратова переезжает в Петербург. Адольф с женой и двумя сыновьями еще до 1914 г. навещал родственников в России. У Жозефины Мельниковой (урождённая Конради) в Петербурге и в Царском Селе были собственные дома. Конради были в родстве с художником Зоммером, который некоторое время проживал в Тифлисе.
Евсей Ревазович Бадриашвили умер в 1942 г. от воспаления легких Ему уже было под 100 лет.
Сестры Георгия Евсеевича Бадриашвили:
Мария Евсеевна (самая старшая, умерла в 1959 г., ей было 90 лет). Она была любимицей Шталей, ей все преимущества. Ездила ко двору Надиршаха (картины из Персии - информация зашифрованная). Должна была выйти замуж за японского посла, но того убили, и она осталась незамужней.
Лидия Евсеевна Бадриашвили (умерла в 1949, примерно 80 лет было) вышла замуж за полковника Чикоидзе.
Нина Евсеевна Бадриашвили (умерла в 1973 году, около 80 лет) вышла замуж за Арчила Мефодьевича Кашия. Он работал в сельском хозяйстве, выращивал цитрусовыен.
Варвара Евсеевна (умерла в 1942, ей было около 40 лет) вышла замуж за Александра Коринтели.
Тамара Евсеевна (умерла в 1979) замужем за Дмитрием Спиридоновым. Работала на Центральном телеграфе. Сидела в лагере Явас, Мордовия в 1937-1947 гг., затем еще три года как вольнонаемная, экономистом. В ссылке была с Верой Николаевной Мертенс, преподавателем Лесного института. Мать Веры Николаевны Мертенс Евгения Петровна, урождённая Татаринова, дочь адмирала. Иванов, художник-любитель (мать Татаринова, отец Иванова). Картина в столовой у Татьяны Бадриашвили.
Николай Евсееевич Бадриашвили (умер в 1962, около 60 лет). Директор музея истории Тбилиси. Этот историко-этнографический музей пропал в начале 1990-х гг. во времена Гамсахурдия. В 1957 году праздновали 1500-летие Тбилиси.
У Евгении Михайловны Перхиной и Георгия Евсеевича Бадриашвили родился сын Георгий Георгиевич (1904-1937). Был заместителем народного комиссара лесной промышленности Грузии, репрессирован. Учился в Киевском политехническом институте, который закончил. В институте познакомился с Ольгой Гончаруковой (1904-1972). Ее мать - урожденная Зейферт Ольга Ивановна (1872-1950), отец Гочаруков Николай (1868-1934, Тбилиси), закончил медицинский факультет университета Св..Владимира, был земским врачом, в начале 1930-х гг. приехал в Тбилиси, перевезли мебель. Сестра Ольги Ивановны Зейферт, Людмила Ивановна была замужем за начальником Юго-Западной железной дороги.
У доктора Гончарукова в 1918 г. был интересный эпизод в Киеве с одним из сыновей известного ювелира Иосифа Маршака. При реквизиции имущества сейфов, какие-то вещи возвращали владельцам. Ювелир Маршак был экспертом. При осмотре драгоценностей семьи Гончаруков-Зейфертов, ювелир Маршак определил изделия как «дрянь, не имеющая ценности». И вещи были переданы владельцу. Между тем, это были настоящие бриллианты. Маршак хорошо знал и уважал семью доктора. У Ольги Ивановны Зейферт в Киеве, на Аннинской улице, 25 был собственный дом.
У Георгия Георгиевича Бадриашвили родилась дочь Татьяна Георгиевна (1932-2000) Ее воспитывали в Тбилиси Богдан Богданович и Нина Богдановна Арутюновы, у которых своих детей не было Есть открытка 1939 года с адресом : «Мордовская АССР, Лен. Жел. Дор., Станция Тотьма, Почтовый ящик Явас, 23 отделение, Ольге Николаевне Бадриашвили»..
После рождения сына Георгия, у Зинаиды Михайловны были еще сын Перикл, но рано умер, затем Константин (1911-1993). Окончил Политехнический институт, инженер-путеец. У Константина - сын Анатолий (27.09.1947), закончил Академический Институт живописи, ваяния и зодчества им. Репина в 1972 г., художник-монументалист. Сейчас правнук Михаила Перхина проживает в Ванкувере (Канада). Он покинул неспокойную Грузию в 1992 году, семь лет жил в Чехии. Также у Константина дочь Людмила (1941 г.р.), физик, предприятие «Мион» в Тбилиси. Замужем за Картвелишвили. У них дочь Тина (1968 г.р.), врач-инфекционист, работала для Всемирной организации здравоохранения, знает английский и испанский языки.
Еще одна внучка Михаила Перхина - Лидия Георгиевна Бадриашвили (1912-1993). Прожиала в Баку, замужем за Аристовым. Ее сын, Аристов, правнук Михаила Перхина в 1966 г. подарил кружку с портретом Михаила Евлампьевича Перхина Оружейной палате. Самому Аристову кружку подарил дядя, Константин Георгиевич Бадриашвили.
(Дать ФОТО знаменитой кружки и медаль Перхина из Парижа, 1900)
После Лидии родилась дочь Нина Георгиевна (1917-1937). Секретарь издательства «Заря Востока», арестована, умерла в заключении..
Последним был сын Реваз Георгиевич (1922-1941 или 1942). Участник финской войны, затем попал сразу на Отечественную, погиб.
Другие дети Михаила Евлампиевича Перхина:
После Евгении, у Михаила Перхина родилась вторая дочь Александра. Она вышла замуж за немца-инженера и уехала в Югославию. На фото она с мужем и сыном.
Затем была Занаида Михайловна Перхина (умерла в 1944 в Баку). Была замужем за Алимом Сибгатулловым, детей не было.
Следующим был сын Михаил Михайлович. Именно он должен был получить в наследство мастерскую отца в 1903 году, но отец завещал свое дело старшему помощнику - Генрику Вигстрему, потому что сыну Михаилу было только 9 лет. Старший Перхин и его жена Татьяна были крестыми родителями детей Вигстрема.
Михаил был талантливым мастером-самоучкой, мастером -золотые руки. В первую мировую войну он был авиамехаником, в 1920-х годах работал начальником физической лаборатории в Военно-Морском училище им. Фрунзе и в училище им. Дзержинского. В середине 1930-х гг., он перешел на работу в Университет. С лабораторной посудой было тогда сложно, но Михаил Михайлович Перхин изготовлял ее самостоятельно, освоив профессию стеклодува.. Он ремонтировал сложные физические приборы, был «механик от Бога». Умер он в самом начале войны, от той же болезни, что и отец.. Вторая жена Михаила Михайловича - немка Ритова Эрнестина Бернгардовна (1899 г.р.) из Царского Села (после 1935 года) первая -Мария Федотовна Ващенко (ей, как и жениху, было 16 лет). Отец Марии, Федот Семенович был управляющим дома Михаила Перхина в Царском Селе. Брат Марии, Алексей Федотович, был первым мужем Эрнестины Ритовой, Он закончил в 1916 году Царскосельскую классическую гимназию с золотой медалью. Учился в одном классе с детьми великих князей. Эрнестина Бернгардовна Ритова училась в Царскосельской женской гимназии вместе с дочерью лейб-мелика Татьяной Евгениевной Боткиной. Ритова жила на Леонтьевской улице, в одном доме в генералом Пиотровским, сын которого стал впоследствии директором Эрмитажа.
От брака с Марией Ващенко было два сына: старший - Михаил (1913 г.р.) погиб в войну . Младший, Олег Михайлович (1915 -1968) попал в плен возле Равы Русской , после войны сидел в Карагандинских лагерях. После смерти Сталина был освобожден, но остался в Темиртау, работал режиссером в театре. Был очень талантливым. По выходе из лагеря встретил на дороге такую же только освобожденную молодую женщину, которая была немкой. Она стала его женой.
Последней была Анна Михайловна. Дома ее звали Аса, умерла в 1942 во время блокады. Замужем за Корсаковым, детей не было.
Семья жила в Царском селе. Дети обучались в немецких пансионах, все знали немецкий язык. Дом Перхиных не сохранился.
Приношу свою благодарность г-же Васчёнок (Ващенко) Татьяне Алексеевне, дочери Эрнестины Ритовой и Алексея Ващенко за любезно предоставленные сведения и фотографии из семейного архива. Благодарю также г-на Анатолия Бадри (Бадриашвили), правнука Михаила Перхина (Канада) за воспоминания и сведения.
Очень интересная информация. Читаю запоем.
ОтветитьУдалить