Агафон и КЕПС.
Архив РАН, СПб, Фонд 132, оп.2, д.3. Комиссия естественных производительных сил России (КЕПС).
Лист 32:
Протокол 5-го заседания Отдела драгоценных камней.
27 ноября 1918 г.
Бирбаум не согласен с Ферсманом в оценке элементов в успешности огранки камня. По его мнению, тут главную роль играет не художественное чутьё, а культура. Амстердамский гранильщик не художник, а хороший техник и знаток камня.
Аг. Фаберже очень низкого мнения об искусстве сибирских гранильщиков. Поступавшие в течение 20 лет к нему в мастерскую сибирские камни были настолько нехудожественной обработки, что требовали переогранки.
Рупини замечает, что старые уральские гранильщики были хорошими работниками. На ухудшение качества огранки повлияло падение цен на этого рода труд.
Возвращаясь к программе Сводки (выпуск сведений о драгоценных камнях Европейской и Азиатской России – В.С.)
Ферсман предлагает А.К.Фаберже и Ф.П.Бирбауму принять участие в составлении главы об огранке камня, ввиду их огромного опыта и знаний в данном направлении.
(Комментарий.
Агафон Фаберже принимал участие в научной работе, член Отдела драгоценных камней в КЕПС Академии наук. КЕПС возглавляет А.Е.Ферсман. В КЕПСе Агафон встречается с Карлом Верфелем (его фамилия в протоколах до конца 1918 г.), с Мостовенко (бывший директор Екатеринбургской гранильной и Петергофской фабрики, тайный советник: живёт в Гатчине) и самое интересное – с Францем Бирбаумом). Вячеслав Рупини – бывший директор Екатерибургского художественно-промышленного училища, в Петрограде имел на Пушкинской улице магазин уральских камней).
Комментариев нет:
Отправить комментарий