Золото без сапфира
Александр ЖАБСКИЙ
19 мая в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) открылась выставка произведений знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже из коллекции фонда "Связь времен", учрежденного российским миллиардером Виктором Вексельбергом после покупки им на торгах "Сотбис" в Нью-Йорке девяти драгоценных пасхальных яиц, когда-то принадлежавших царской семье. В комментариях в прессе прозвучала мысль о том, что за прошедшие пять лет были попытки "очернить коллекцию, объявить одно яйцо фальшивым". Как будто сейчас кто-то аргументированно снял эти сомнения по поводу яйца "Весенние цветы" и доказал, что оно настоящее!
Большего знатока шедевров Фаберже, нежели историк ювелирного искусства, эксперт аукционного дома "Кристи" петербуржец Валентин Скурлов, в нашем Отечестве нет. Поэтому, едва услышав об инсинуациях оплаченных медийщиков, я тотчас связался с Валентином Васильевичем, который сейчас находится в Швейцарии, где вместе с правнучкой великого русского ювелира Татьяной Фаберже работает над новой книгой, и попросил его прояснить ситуацию.
- Коллекция вексельберговского фонда "Связь времен" немало поездила по миру, но так и не прошла научной экспертизы, - сказал мне с невеселой усмешкой Валентин Васильевич. - В 2005 году куратор выставки шедевров Фаберже в Эрмитаже Марина Лопато отвечала петербургскому корреспонденту "Нью-Йорк Таймс" Джону Вароли, что Эрмитаж только предоставил для выставки помещение, а экспертизу проводит лишь в тех случаях, когда приобретает вещь в собственность музея. Также и старший научный сотрудник, хранитель коллекции ювелирных украшений и украшений русских ювелиров музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян (кстати, куратор нынешней выставки "Эпоха Фаберже"!) говорила мне, что клейма она не смотрела, но поскольку предмет участвовал во многих выставках, не может быть сомнений в его подлинности. Странный аргумент - не для эксперта такого уровня...
- В чем же, собственно, суть ваших и, насколько мне известно, Татьяны Фаберже претензий? - попросил я уточнить моего собеседника.
- Начнем с того, что яйцо "Весенние цветы" появилось только в 1961 году. В отличие от других яиц этой блестящей коллекции, история его бытования до 1961 года неизвестна, что специалистов весьма настораживает. К тому же "Корзинка с цветами" - сюрприз этого яйца, которое, судя по клеймам, исполнено в 1898 году, а согласно инвентарному номеру - на шесть лет раньше, что тоже более чем странно, точно такой же, как и сюрприз императорского пасхального "Зимнего яйца" 1913 года. Между тем, исследователи единодушно утверждают: Фаберже никогда не повторял сюрпризов изготовленных им яиц, даже через двадцать один год, как в нашем случае. Но и это еще не все! В архивных документах 1917 года говорится о серебряном яйце с одним сапфиром, а в яйце "Весенние цветы" из коллекции Вексельберга нет сапфира, да оно и не серебряное, а вовсе золотое. Вот суть обоснованных, согласитесь, претензий, которые фонд "Связь времен", не занимаясь научной работой, а проводя выставки, за пять лет так и не снял. За эти годы яйцо "Весенние цветы" так и не стало настоящим.
Валентин Скурлов, оказывается, просил предоставить ему возможность провести экспертизу яйца, но был, по его словам, с ходу объявлен врагом Отчизны, поскольку посмел "бросить обвинение спасителю национальных ценностей", как теперь нередко титулуется миллиардер Виктор Вексельберг.
- Но сокровища Фаберже вовсе не являются национальными ценностями! - недоумевает Валентин Васильевич по поводу доверчивости публики и журналистов. - Они находятся в личной собственности господина Вексельберга, зарегистрированы в Лондоне и Цюрихе и после выставки обязаны будут уехать по назначению - ввоз в Россию сих "национальных ценностей" разрешен... только на период выставки. Если кто не знает, Виктор Вексельберг может в любой момент продать коллекцию пасхальных декоративных яиц, составляющих основу его фонда, как продали ее предыдущие владельцы, кстати, совсем небедные: миллионеры братья и сестра Форбс. Вот если бы коллекция была записана в российский музейный фонд, тогда на ее продажу необходимо было бы решение Госдумы и президента.
А так...
- Я не удивлюсь, если увижу какие-то предметы из коллекции на осеннем аукционе "Кристи" и "Сотбис", - сказал в заключение Валентин Скурлов. - В таком случае, для этих предметов выставка "Эпоха Фаберже" в ГМИИ - прощальная и одновременно предаукционная.
На этом фоне заявление министра культуры Александра Авдеева на открытии выставки о том, что он не исключает возможности в скором времени учредить специальную награду для россиян, которые занимаются поддержкой отечественной культуры, имея в виду, разумеется, прежде всего, Виктора Вексельберга, выглядят по меньшей мере забавно.
Уважаемый Валентин Васильевич! Я,Жаров Анатолий, журналист одной из областных газет города Донецка (Украина), иногда пишу материалы по истории Донецкой области. В опубликованной на Вашем блоге Записной книжке Евгения Карловича Фаберже имеется фамилия одного человека, который может являться родственником одного из дореволюционных промышленников нашего региона. Валентин Васильевич, не могли бы написать мне сообщение на мой рабочий, электронный адрес: ag@dnews.donetsk.ua ? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Анатолий.
ОтветитьУдалить