В течение нескольких месяцев подряд внимание посетителей Украинского музея (Ukrainian Museum) в Нью-Йорке привлекает масштабная международная выставка "Українське коло: до сторіччя визвольних змагань 1917–1921 рр.".
К формированию коллекции выставки приобщились ведущие украинские научно-исторические учреждения. О событиях Украинской Революции на выставке рассказывают уникальные экспонаты: Мирный договор Украинской Народной Республики, личные вещи Симона Петлюры и Владимира Винниченко, печать Украинской Центральной Рады и Большая печать Украинской Народной Республики, полиграфические камни для печатания банкнот…
Многие экспонаты выставлены для обозрения впервые. Среди бесценных артефактов времен Украинской Революции привлекает внимание роскошный серебряный венок из коллекции Национального музея истории Украины. Уникальна история не только его создания, но и хранения и реставрации.
К формированию коллекции выставки приобщились ведущие украинские научно-исторические учреждения. О событиях Украинской Революции на выставке рассказывают уникальные экспонаты: Мирный договор Украинской Народной Республики, личные вещи Симона Петлюры и Владимира Винниченко, печать Украинской Центральной Рады и Большая печать Украинской Народной Республики, полиграфические камни для печатания банкнот…
Многие экспонаты выставлены для обозрения впервые. Среди бесценных артефактов времен Украинской Революции привлекает внимание роскошный серебряный венок из коллекции Национального музея истории Украины. Уникальна история не только его создания, но и хранения и реставрации.
В Музей исторических драгоценностей Украины серебряный венок попал из фондов Исторического музея вместе с другими предметами из драгоценных металлов. В инвентарной книге он значился как "венок серебряный надгробный", но сведения о поступлении, легенды и датировка предмета не сохранились. Во время Второй мировой войны часть инвентарных книг пропала. По предположению исследователей, серебряный венок весом более шести килограммов был частью коллекции, сформированной еще в первой четверти XX в. известными учеными Н.Биляшивским, В.Хвойкой и Д.Щербакивским.
Изготовленные из драгоценных металлов венки с давних пор были символом славы и величия. Их заказывали в память о выдающихся личностях и исторических событиях. Венок из собрания НМИУ состоит из стилизованных дубовых и лавровых ветвей, расположенных в виде полукруга. Факел со стилизованным вечным огнем прикреплен к стволу в центре. Внизу ствол и факел обвивает позолоченная лента с выгравированной надписью: "Рыцарям Украинской Народной Республики, исполнившим свой гражданский долг на вечную память от Украинского Национального Союза". На ленте есть клеймо Киевской ювелирной фабрики Иосифа Маршака с надписью "И.Маршак". Венок расположен на фанерном щите, обтянутом черным сукном. Размеры памятки поражают: 155x128 см, щит — 200x139 см.
Научные работники НМИУ выяснили, что серебряный венок с посвящением предназначен был героям-галичанам, погибшим во время антигетманского восстания в бою под Мотовиловкой на Киевщине в ноябре 1918 г. между войсками Директории УНР и Украинской Державы гетмана П.Скоропадского. Результатом победы в этом бою стал приход к власти Директории. Потери Сечевых стрельцов составляли 17 бойцов убитыми и 22 ранеными. Павших героев решили торжественно похоронить в Киеве 19 января 1919 года. Цинковые гробы с останками 16 воинов торжественно провезли на пушечных лафетах по улицам Киева и похоронили на территории Мариинского парка. Точное местонахождение могил неизвестно, поскольку в советское время их уничтожили. Так что серебряный мемориальный венок от УНС, видимо, единственный свидетель тех знаковых событий. Из тогдашних газет мы знаем, что представители УНС несли "огромный серебряный венок". На могилу героев его возложили С.Петлюра и В.Винниченко. На церемонии погребения присутствовали и делегаты из ЗУНР. Уже два дня спустя они торжественно провозгласили Акт Злуки.
Не менее интересна и история хранения экспоната. По предположению исследователей, после поражения Украинской Революции венок находился в частных руках, а позже его передали на временное хранение в музей. К началу 1930-х гг. памятник находился в Украинском историческом музее имени Т.Г. Шевченко. Венок чудом удалось сохранить от вандализма и вывоза за рубеж для продажи, что широко практиковала советская власть. Позднее его передали в Киевскую контору Госбанка, а в годы Второй мировой вывезли в Башкирский художественный музей в Уфе. В конце 1946 г. экспонаты, в частности и венок, привезли в Киев и вернули в музей.
Коммунистические идеологи сознательно уничтожали все, что свидетельствовало о борьбе украинцев за свою независимость. Несмотря на это, серебряный венок чудом сохранился в фондах музея, и более полувека о нем не вспоминали. Впервые для обозрения памятник выставили в начале этого года во время тематической выставки "Рыцарям Украинской Народной Республики посвящается" к 100-летию Акта Злуки УНР и ЗУНР.
Виталий и Сергей Проволовские и Сергей Синеокий с элементами венка перед реставрацией
Чтобы должным образом представить экспонат, реставраторы НМИУ провели комплекс реставрационных работ. О них рассказывает художник-реставратор Сергей Синеокий, заместитель директора по экспертно-экспозиционной оценке Музея исторических драгоценностей Украины, филиала НМИУ. Именно он отвечал за перевоз и монтаж раритета для экспонирования на выставке в Нью-Йорке.
— Когда вы впервые и каким увидели венок?
— Полтора года назад музейным реставраторам поступил запрос на экспонат. Венок к тому времени уже был атрибутирован научными работниками музея.
Я впервые увидел его во фрагментах — большой серебряный венок, деформированный, покрытый сплошными пятнами коррозии серебра, кое-где с коричнево-зелено-черным наслоением. Изделие было скручено, отдельные элементы разорваны на несколько частей. Более ста оторванных листков отдельно хранились в пакете. На всех крупных элементах стояло клеймо киевской фирмы Маршака. Мы получили 150 элементов. Из них составили венок, и теперь элементов двенадцать. Реставрационные работы продолжались в мастерской Музея исторических драгоценностей Украины более года. Над венком работали, кроме меня, также Виталий и Сергей Проволовские.
— На каком этапе работы вы уже представили общий вид венка?
— Когда выложили эти искореженные фрагментированные куски, тогда все сложилось в единую картину. Правда, эта картина с временем менялась. Когда каждый элемент привели в порядок, тогда композиционно все встало на свои места.
— Сколько времени ушло на реставрацию экспоната?
—Более года. Мастера фирмы Маршака делали так, чтобы основа венка максимально напоминала дубовые ветви. К ветке припаивали листочки. Поэтому, кроме очистки элементов, много времени ушло на то, чтобы каждый элемент нашел свое место.
Надо учесть, что элементы огромные. Не каждый из них помещался под микроскоп. Пришлось покупать специальную станину, чтобы завести их под оптику. Например, листья отвалились. Без микроскопа, невооруженным глазом это невозможно распознать. Нюансы мы увидели только под оптикой. А листьев этих более сотни, представьте себе, сколько было манипуляций. Только подбор частей занял несколько месяцев.
Работать пришлось и с креплениями, а времени было слишком мало. Приходилось некоторые из них делать заново. Надо было, чтобы все функционировало и складывалось.
Во время реставрации мы экспериментировали с припоями не на венке, а на отдельном куске серебра 870-й пробы, из которого его изготовила фирма Маршака. Сварили отдельную пробу металла, перебрали более десяти припоев и точечно подобрали наиболее подходившие для реставрации каждого предмета.
— Есть ли еще такие венки в коллекции НМИУ? Ведь бытует мнение, будто фабрика Маршака производила венки массово...
— В наших музейных фондах есть подобные венки, только они в четыре раза меньше. Этот экспонат уникальный, его изготовляли по индивидуальному заказу. Такой венок — вещь мемориальная, с историей. Просто взять его за ветви и нести невозможно — он бы согнулся. Экспонировать такой предмет можно только на деревянной подставке в жестком креплении. Большой вес, крупные элементы. Диаметр венка — сто двадцать сантиметров. Его изготовили и установили на деревянном щите, и какие-либо перемещения делали уже на этом щите.
— У транспортировки памятника из Украины в Америку были свои особенности?
— Венок ехал в разобранном виде. Мы не крепили его на щит, как было задумано. Чтобы соединить фрагменты между собой, нужен был человек, который знает, как все крепится. Надо учесть, что элементы крепления у венка не стальные, а серебряные. На уцелевших родных штифтах мы нарезали резьбу, восстанавливали, чтобы работала гайка. Из-за большого веса некорректный сборщик травмировал бы экспонат.
— Есть ли особенности в экспонировании венка на американской выставке? Как реагировали посетители на этот уникальный артефакт времен Украинской Революции? В Киеве этот экспонат просто завораживал всех — казалось, что листочки дрожали.
—В Украинском музее в Нью-Йорке венок был защищен стеклом, располагался в центре экспозиции. По специальному заказу изготовили витрину, провели освещение, чтобы показать его как можно лучше. Уже на этапе сборки и монтажа музейные работники не скрывали эмоций. Венок объемный, художественно завершенный, не оставляет никого равнодушным.
Сегодня отреставрированный памятник занимает видное место на выставке "Українське коло" в Нью-Йорке. А уже осенью она вернется в Киев, где будет экспонироваться в Национальном музее истории Украины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий