понедельник, 14 октября 2024 г.

Ковш Вилькин

 

Предъявлен серебряный с золочением КОВШ в неорусском стиле (вариант европейского стиля модерн)  со вставкой живописной эмали, изображающей Охотника на лошади с двумя охотничьими собаками. Фигурная высокая ручка. Орнамент крупного рисунка. Ковш украшен семью камнями –кабошонами (поделочными и полудрагоценными). Литье, чеканка, токарная работа по серебру,  Размер: 17,7 х 30,0  х  17,8 см. Состояние отличное, есть следы исторического бытования.  

 

КЛЕЙМА. Клеймо «4. А»  (Четвертая Артель, Москва,  в прямоугольнике). Пробирное клеймо – тройник Московского Пробирного управления для 1908 – 1917 гг. с цифрами  пробы серебра «84» в золотниковом измерении, что соответствует 875 метрической пробе. Клеймо «Знак удостоверения» для Москвы, 1908 – 1917 гг. .

 

Искусствоведческо – стилистическая, архивно – историческая, ювелирно – технологическая, геммологическая,  пробирная и товароведно – органолептическая экспертизы позволяют отнести рассматриваемый Ковш  к числу произведений, исполненных  мастерами Четвертой московской Артели ювелиров  (она же Четвертая московская художественная Артель). Работа 1908 – 1917 гг.   

 

 

 

ЧЕТВЕРТАЯ АРТЕЛЬ ЮВЕЛИРОВ ( она же: ЧЕТВЕРТАЯ МОСКОВСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АРТЕЛЬ),  после 1908 г. «Вся Москва, 1910»: Сретен. ч., 2-й Знаменский, д. 2. «Вся Москва 1912» : ювелирные .вещи, Петровский пассаж, № 88. «Вся Москва» 1911–1917 гг. : Долгоруковская ул., д. 13 (Медведского).  Одна из лучших и крупнейших московских артелей серебряного производства, численность работников до 40 чел.

В 1910 г. Управляющий Московским Пробирным округом Иван Лебедкин писал в отчете: «Считаю долгом отметить интересное явление, что в последние годы мелкие мастера – одиночки начали соединяться в артельные группы, от 15 до 35 человек, образовывать артельные мастерские. Таких артелей в настоящее время в Москве имеется: по серебряному делу -  19 и по золотому делу – 7.  Явление это нельзя не приветствовать, как признак стремления самих мастеров к упорядочению мастерства. Мастер – одиночка при современном развитии мастерства является слишком слабым экономически при конкуренции с состоятельными мастерами и поэтому всякие обходы Пробирного устава являются для него условием существования. С другой стороны, дело пробирного надзора облегчается с уменьшением числа единиц, подлежащих этому надзору» (РГИА, ф. 23, оп.6, д. 369, стр. 38-038-об.).

Согласно типовому уставу артелей, все работы в мастерской должны были выполнять исключительно членами артели, не допуская наемного труда. Исключение составляли только профессии, требующие специального образование, такие как бухгалтер и художник.  Содержание художника обходилось дорого, поэтому многие артели копировали ассортимент и проекты самых успешных и знаменитых фирм Москвы, тем более, что многие работники ранее работали в больших фабриках и заводах.  Анализ более чем 330 биографий работников Московского Ювелирного товарищества (1927 год)  показывает, что большинство работников до революции 1917 г. часто меняли места работы, по всей Москве и в других города.  Многие из них, ранее работавшие на крупных предприятиях, таких как фабрики Фаберже, Болина, Овчинникова, Немирова-Колодкина, Хлебникова и других, после 1906 г., в момент организации артелей работали в них и вновь переходили в другие артели. Тем самым, они приносили в артели свой уровень мастерства, а часто и инструмент и модели изделий. Среди более чем 33 московских   артелей  (к 1917 г.) выделялись лучшие, в том числе: 1-ая, 4-ая, 6-ая, 11-ая, 14-ая и 20-ая. Они наиболее часто встречаются в антикварном обороте и на зарубежных мировых антикварных аукционах. У многих из этих артелей была специализация на произведениях эмалевой группы, что объясняет их достаточно большую сохранность во времена тотального уничтожения изделий чисто серебряной группы во времена конфискаций и сдачи изделий через скупку в магазины системы «Торгсина» (1931 – 1936 гг.).  В период 1906 – 1914 гг. значительная  часть продукции артелей поставлялась на зарубежный рынок, в том числе в Америку, что также способствовала появлению изделий эмалевой группы на современном антикварном рынке.

Анализ продаж на антикварных аукционах «Кристи» и «Сотбис» за последние 30 лет показывает, что московская Артель № 4 отличалась серебряными ковшами с «Богатырями». - Изделия 4-ой артели отличаются собственным почерком эмалевой палитры, качеством тонкого покрытия эмали, а также скульптурными работами. . Продукцию Артели отличает выбор оригинальных моделей и проектов,  продукция  широко представлена на антикварных аукционах и музейных коллекциях.

Особенность представленного Ковша в идеальном, классическом формообразовании,  в русском стиле с элементами неорусского стиля,  ковш с низким носиком, особая конструкция ручки в неорусском стиле, прекрасное  качество и чистота  работы. Ковши на рубеже XIX - XX веков уже утратили первоначальное функциональное значение как предметов для питья, но служили ценными подарками и предметами украшения интерьера. В силу высокой стоимости были доступны только клиентам (заказчикам) из высших слоев общества.

05 июля 1931 года согласно Постановлению  Совнаркома  в СССР открылась сеть специализированных торговых предприятий по обслуживанию иностранцев - сокращенно «Торгсин», где за валюту, золото или драгоценности  можно было  приобретать дефицитные товары.  «…Из предметов работы конца XIXXX века следует сохранять вещи исключительно хорошей сохранности работы фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова и пр. (…).  Обратить особое внимание на русское золоченое серебро упомянутых фирм с разноцветной эмалью в русском стиле»  (Руководство для скупочных магазинов Торсина». М.-Л. Внешториздат, 1933).

Представленный КОВШ является подобным экспортным вариантом продукции уникальной «русской эмали», не имеющей до сих пор аналогов в художественном мире.  Особенность изделия в высокой  фантазийной Ручке но, в первую очередь,  в наличии живописной эмалевой фольклорной  картины «Охотник на лошади и две охотничьи собаки».  

РЕЗЮМЕ.  Предъявленный серебряный с золочением КОВШ   классического формообразования  в с высокой ручкой в неорусском стиле, флоральный орнамент, украшен 7-ю  камнями – кабошонами  исполнен с живописной эмалевой картиной, изображающей «Охотника на лошади и две охотничьи собаки»;  литье, чеканка, токарная работа по металлу,  закрепка камней -  атрибутирую как подлинное произведение, исполненное мастерами 4 - ой московской Артели ювелиров. Работа  1908 – 1917 гг. В силу  оригинальной проекта,  высшего  качества работы, по серебру, золочению и закрепке камней,   большого размера, формообразования в неорусском стиле  и ,отличной сохранности, предъявленный Ковш является музейным  экземпляром первого ряда, может служить по прямому  назначению и в качестве подарка. Имеет самую  высокую антикварную ценность.












ПОЧЕТНЫЙ АКАДЕМИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры РФ, научный консультант по Фаберже Аукционного дома «Кристи», кандидат искусствоведения                              В. В. СКУРЛОВ                       

Комментариев нет:

Отправить комментарий