суббота, 13 декабря 2025 г.

Пётр Евгеньевич Корнилов

 Пётр Евгеньевич Корнилов родился 20 июня 1896 года в  г. Симбирске (ныне г.Ульяновск, он сын повара Троицкой гостиницы, это как раз здание, где я работаю). Окончил Казанское 1-е реальное училище (1915г.). Обучался в Московском межевом институте (1915–17г.г.), был призван в ряды Красной Армии.  После демобилизации, в 1921–30 года, работал в Центральном музее ТатАССР: научный сотрудник художественного отдела, библиотекарь, учёный секретарь, одновременно — учёный секретарь в Музейном отделе Наркомата просвещения ТатАССР. В 1927г., 1928г., 1930г. совершил поездки в Среднюю Азию для изучения памятников архитектуры и искусства Востока.


В конце 1933 г. Корнилова приглашают для работы в комиссии по разработке концепции создания научно-исследовательского института Всероссийской академии художеств. По утвержденной структуре институт должен был состоять из шести кабинетов. Одним из них был кабинет графики. Именно Корниловым были сформулированы цели, поставленные перед Кабинетом. С 1 апреля 1934 г. он приступил к организации Кабинета и был утвержден его заведующим.
 

При Кабинете создавалась мастерская по гравюре и типография. Корнилов сумел собрать вокруг себя художников, профессионалов-практиков, энтузиастов, веривших в успех задуманного.

1 марта 1941 г. в отделе графики Русского музея состоялся отчет Корнилова П.Е. о научно-музейной работе за 20 лет. К этой дате ученый относился с почтительным уважением. 

Последней предвоенной выставкой в Русском музее стала экспозиция «Русская ксилография XVI-XX вв.». Ее открытие состоялось 15 июня 1941 г.

«Отечественная война и блокада Ленинграда были тяжелым периодом в моей жизни. Если я не был по возрасту, а затем по должности, включен в Армию, то жизнь в городе под систематическими бомбовыми налетами, артиллерийскими обстрелами, при голоде, холоде и отсутствии света – была крайне трудной. Ни на один день я не забывал своего долга перед Родиной и выполнял все поручения, ложившиеся на меня, как на члена Совета музея, хранителя огромнейших коллекций не только своего отдела, замещение не раз болевшего директора, спасение художественных ценностей художников и их семей, забота об А.П. Остроумовой-Лебедевой, П.А. Шиллинговском и его наследии, оставшихся в блокированном городе», – вспоминал П.Е. Корнилов.

Состав сотрудников музея значительно сократился. Кого-то призвали в действующую армию, часть коллектива обеспечивала сохранность вывезенных в Пермь экспонатов, некоторые эвакуировались.

Музей закрыли, но его здание и оставшаяся в нем часть музейной коллекции требовали постоянного внимания и заботы. Научные сотрудники дежурили круглыми сутками, ни на час не оставляя музей без присмотра. 

В подвалах главного здания, в помещении гардероба находилось убежище. Именно в нем возродилась научная деятельность, прерванная в первые дни войны. При слабом свете коптилки проводились заседания совета музея, слушались доклады, обсуждались научные статьи, решались неотложные вопросы.

Имя П.Е. Корнилова навсегда связано с культурно-художественной жизнью блокадного Ленинграда. Под его руководством проходили научные семинары и заседания в Доме ученых, открывались выставки и организовывались творческие вечера. Он не позволял себе расслабиться ни морально, ни физически.

В апреле 1942 г. Петру Евгеньевичу предложили занять должность выпускающего редактора агитационно-художественной полиграфической продукции в издательстве «Искусство». 24 апреля приступил к работе. Здесь ему удалось осуществить ряд очень значимых художественных проектов, ставших знаковыми для осажденного Ленинграда и Ленинградского фронта. П.Е. Корнилов проработал в издательстве немногим более года, но несомненно, что его приход туда вывел эту структуру на качественно новый уровень.

В 1942–48 года старший редактор Ленинградского отделения издательства «Искусство». В 1950–60-е гг. заместитель директора по научной работе в НИИ АХ СССР, преподавал в Ленинградском  институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. Занимался охраной и изучением памятников старины, участвовал в работе 1-й Средне-Волжской музейной конференции в г.Казани, внёс вклад в музейное строительство. Исследовал художественную иконографию г.Казани и г.Тетюши, состояние болгарских памятников, первым обратился к исследованию архитектурно-художественного облика Казанского некрополя, памятника 18 в. — галеры «Тверь» и другие. Описал художественные коллекции музея Казанских архитектурно-художественных мастерских, Тетюшского музея.

4 октября 1945 г. произошло событие, к которому готовились и которого ждали – эшелон с музейными ценностями, находившимися в эвакуации, сопровождаемый военной охраной, прибыл в Ленинград. Фактически с этого момента началась планомерная работа по восстановлению музея.

Полным ходом шла подготовка к открытию экспозиции отдела советского искусства. Графический отдел формировался из произведений самых разных авторов, причем не только ленинградской школы. Почти всех Петр Евгеньевич знал лично, со многими находился в близких, дружеских отношениях. 

Петр Корнилов дружил с художниками и старше себя — Вениамином Белкиным, Георгием Верейским, Дмитрием Митрохиным, Павлом Шиллинговским, и с представителями своего поколения — Юрием Великановым, Константином Рудаковым, Соломоном Юдовиным. Одна коллега как-то назвала Петра Евгеньевича «другом всех художников».

1 марта 1946 г. исполнилось 25 лет с начала научно-музейной деятельности Петра Евгеньевича Корнилова, и этому событию музей посвятил торжественное заседание. В адрес ученого было сказано много добрых слов, зачитаны поздравительные письма и телеграммы, в которых давалась истинная оценка самоотверженному труду ученого на поприще искусства.

Чествование проходило в кругу друзей и коллег в выставочном зале Ленинградского союза художников. Было получено около 300 телеграмм, писем и приветствий из разных городов СССР и из-за рубежа. Произведения графики Петру Евгеньевичу дарили всегда. Они составляли предмет его исследований и собирательства. Были такие подарки и в тот день. Но впервые от коллектива художников, работавших в печатных мастерских художественного фонда, ученый получил в дар целую папку эстампов, еще не экспонировавшихся на выставках, с трогательными автографами авторов. С тех пор к каждой своей круглой дате он получал такую подборку гравюр, офортов и литографий.

В начале июня 1946 г. П.Е. Корнилову была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а чуть позднее – медаль «За оборону Ленинграда».

Пётр Евгеньевич как искусствовед, музейный работник, коллекционер, библиофил внёс вклад в развитие редакционно-издательского дела в республике: публиковал музейные каталоги выставок, вёл библиографический отдел журнала «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете». Член Союза художников СССР (1943г.). Один из крупных советских коллекционеров, на протяжении всей жизни он собирал коллекцию графики и живописи.  Кандидат наук искусствоведения (1939г.), профессор (1964г.).
Умер  10 октября 1981 года, похоронен в Ленинграде. 
 
Здоровья Вам и долголетия!
С уважением,
Александр Кожевин

Комментариев нет:

Отправить комментарий