пятница, 10 января 2025 г.

Обучение ювелирному искусству в семье Фаберже.

 

                   Обучение ювелирному искусству в семье Фаберже.

 

              30 июня 2018 г. Валентин Скурлов.

 

                 Обучение ювелирному искусству в семье Фаберже.

Проверил разные источники по обучению Карла Фаберже. Он учился первоначально  два с половиной года в Анненшуле, с сентября 1857 по  январь 1860 г. В начале 1860 года с семьей переехал в Дрезден.  В Дрездене учился в Торговой школе. обучение продолжалось два с половиной года, до лета 1863 года. После этого была практика. Во Франкфурте-на-Майне у ювелира Фридмана, затем во Флоренции. Известно, что во Флоренции Карл был четыре месяца. Возможно, он был у родственников своей бабушки со стороны матери. Бабушка - итальянка Каролина Лотто. Она умерла в 1875 году. Вот почему Карл на всю жизнь полюбил итальянскую оперу. После Флоренции Карл поехал на полгода в Англию, возможно, в Шеффилд, центр английского серебряного производства. Это была первая половина 1864 года. И последние полгода 1864 года Карл стажировался в Париже, в ювелирной фирме Шлосса. Скорее всего, он приобретал навыки коммерции.
Из архивных документов Анненшуле явствует, что до отъезда в Европу, Карл практически не знал французского языка (оценка "двойка"). Домашним языком и языком в школе был немецкий. Обучение в Анненшуле было очень сложное, так как эта школа была приравнена в статусу гимназии. Известно, например, что будущий ученый Франц Лесгафт  (1833 - 1909) оставался в Анненшуле два раза на второй год и отец Лесгафта, староста Петербургского Серебряного цеха, перевел Франца в Петришуле, где, требования не были столь жесткими.
         Младший брат Карла Фаберже Агафон Густавович родился в Дрездене в октябре 1862 года.  Как выяснилось относительно недавно, в начале  1870- х гг. (скорее всего 1871-1872 гг.) Агафон  был привезен в Петербург, где учился в Аннншуле, на реальном отделении, то есть без обучения греческому языку и латыни, которые давали право на поступление в университет. Но с реального отделения можно было поступать в технические высшие учебные заведения. Надо отметить, что и в Анненшуле и в Петришуле было очень хорошо поставлено рисование и немало учеников этих школ в дальнейшем продолжали обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (Б. Морская, 38) или , с конца 1870-х гг. - в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Проучившись в Петербурге три или четыре года, в 1875 году Агафон вернулся для продолжения обучения в Дрезден, где поступил в ту же школу Хандельшуле, где обучался его брат. Про обучение Агафона более известно. В школе было три класса по 25 чел. Из них один класс для иностранцев, а два - для немцев. В школе практиковались учебные экскурсии с обзакомлением с производством. Известно, что ученики ездили в Лейпциг для изучения работы большой типографии. В школе учились представители многих европейских стран, включая России, но даже американцы. Вполне возможно, что Агафон, брал уроки рисования у живописцев дрезденской Академии художеств после окончания учебы в Хандельшуле.
Как известно, в 1882 году Карл "выписал" Агафона к себе, для работы в фирме, видимо, посчитав обучение Агафона завершенным. Возможно, что вызов младшего брата был вызван также смертью Хискиаса Пендина, наставника Карла Фаберже в ювелирном ремесле. В том же 1881 году Карл Фаберже получил звание "золотых дел мастера"  Серебряного цеха  СПб Ремесленной управы.
         Как отмечает Франц Бирбаум, Агафон Густавович Фаберже был более художественно одаренным, чем его старший брат Карл. Хотя Евгений Фаберже отмечает, что Карл Густавович был искусным "рисовальщиком". Несомненно. сказывались гены. Вполне возможно, что начальным художественным образованием Карла занимался дедушка живописец -педагог Карл Юнгштедт (1801 - 1860), после смерти которого Карл Густавович отправился с отцом в Европу.  Работ Карла Юнгштедта мы не знаем, но известно, что он был воспитателем будущего профессора батальной живописи Виллевальде.
        Средняя сестра Густава Фаберже вышла замуж за ревельского музыканта Богдана Венига, который переехал в Петербург. У них было пять детей, один из которых Карл  Богданович (1833 - 1908 гг.) учился в Академии художеств. Вполне вероятно, что и Карл в Петербурге общался с двоюродным братом и учился рисованию. Карл Богданович в дальнейшем стал профессором живописи Императорской Академии художеств.
Таким образом, художественное окружение Петербурга и Дрездена создавало все возможности для получения художественного образования.
В 1872 году Карл женился на Августе-Юлии Якобс, отец которой в 1844 - 1877 гг. был штатным столяром Царскосельского дворцового управления. Известны его художественные работы в мебели. Тесть-столяр умер в Царском Селе в 1895 году. Евгений Фаберже отмечает, что дедушка Якобс был выдающимся столяром - эбенистом, то-есть специалистом по эбеновому дереву. Вот почему, в обстановке Карла Фаберже мы находим черный дуб с зеленой кожей - любимая мебель, кстати, Императора Александра II, исключительно редкая сейчас в музеях и на антикварном рынке. Августа Богдановна, в своем будуаре на Б. Морской предпочитала мебель карельской березы. Точно такую же мебель любила императрица Мария Федоровны. Нельзя забывать, что дедушка Карла Фаберже столярных дел мастер Карл-Петер (1766-1858) прибыл в Пернау (Пярну) в 1794 году, в 1896 году женился на дочери богатого купца-белокожевенника  и записался в Ремесленную управу Пярну мастером. В отдельных документах он указан как "фабрикант стульев", был явно богатым, так как в Пярну имели недвижимость в разных местах. Возможно, что и Карл Густавович приезжал к деду-столяру в Пернау.
Заслугой деда-столяра было то, что он отправил сына Густава обучаться в Петербург, хотя первоначальное ювелирное образование Густав получил в Ремесленной школе в Пярну. Есть листы оплаты за эту школу, где Густав учился с семи (!) лет. в конце 1820-х гг, в 15 лет Густав переехал в Петербург, обучался у придворного золотых дел  мастера Кейбеля и ювелира Шпигеля,  но экзамен на золотых дел мастера сдавал в 1841 г. в Пярну.
Отцовским подвигом Густава надо считать, что он не пожалел финансов на образование сыновей, дал им широкое европейское экономическое и художественное образование, да еще со знаем иностранных языков. 

Карл Фаберже также, по традиции семьи,  дал прекрасное образование своим сыновьям и не жалел для этого средств. Все четверо сыновей  обучались на реальном отделении Петришуле. Но полностью школу закончил только младший брат Николай (1884 – 1939). В 1900 г. Карл отправил Николая учиться Лейпциг у придворного ювелира Мая. С 1902 г. Николай жил в Европе, приезжал периодически в Петербург, но с осени 1906 г. возглавил Лондонский магазин Фаберже.

Евгений Карлович (1874 – 1960). В 1891 – 1894 гг. обучался в Академии художеств в Ханау, это 25 км от Франкфурта-на-Майне (очевидно, Карл Фаберже вспомнил свое  обучение в франкфуртского ювелира Фридмана). В 1894 году Евгений вернулся в Петербург и стал правой рукой отца, рисовал проекты ювелирых изделий.

Агафон Карлович (1876 – 1951) тоже начинал учиться в Петришуле, но затем отец перевел его в частную гимназию Видемана на 9-ой линии Васильевского отсрова, 46. Эта гимназия была известна тем, что давало коммерческое образование. Если в обычной государственной гимназии обучение стоило 50 руб. в год, в Петришуле 100 руб., то у Видемана -  250 руб. Преподавателями были профессора Университета, который располагался, как известно, тоже на Васильевском острове. Вот почему, среди всех братьев, Агафон был самым лучшим финансистом и коммерсантом.

Александр Фаберже (1877 – 1951) также не закончил полного семилетнего курса Петришуле и после 5-го класса поступил в Центральное училище барона Штиглица. Учился в 1902 – 1906 гг. на «4» и «5», но диплома не получил, поскольку был отправлен отцом на работу в Московское отделение фирмы, после разрыва Карла Фаберже с английским партнером Алланом Боу в мае 1906 года. Но и в Москве Александр посещал вечерние классы Строгановского училища.  В том же 1906 году отец послал Александра учиться эмалевому искусству в Париж, но, оттуда Александр быстро вернулся. Парижские мастера сказали, что ему нечему учиться в Париже: «Это мы к Вам должны ехать учиться».

 

                                            ххххххххх

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ

В изложении Евгения Фаберже в письме племяннику Александру А.Фаберже 19 декабря 1947 года. Архив Татьяны Фаберже.

 

«…Ты интересуешься нашими предками:

они были французские протестанты (гугеноты) и после отмены Нантского эдикта Людовиком XIV в 1685 году (эдикт был в пользу протестантов и был издан Генрихои IV в 1598 г.) покинули Францию (они были родом из Пикардии, но не знаю точно, жили ли они именно в Амьене, но это очень вероятно). Много способных и замечательных ремесленников, художников и других талантливых хороших людей – протестантов покинули тогда Францию и пошли в Германию, где наши поселились и долго жили (около 100 лет в Шведте-на-Одере, немного южнее Штеттина), переженились с немками и. конечно. Онемечились. Оттуда мой прадед почему-то эмигрировал в прибалтийский край в город Пернов (Пернау) в лифляндской губернии России. Там родился мой дел Густав Петрович Фаберже, женился в 1842 г. на Шарлоте Юнгштедт, дочери художника Карла Юнгштедта, стал золотых дел мастером и переселился в Санкт-Петербург, где открыл маленький магазин с мастерской на углу Большой Морской и Кирпичного переулка в подвальном помещении, потом перевёл магазин на первый этаж того же дома, а потом на  той же Большой Морской, напротив старого его магазина, в доме Руадзе. Потом этот дом перешёл к Кононову, а затем его купил полковник Гартонг. В Санкт-Петербурге родился 18/30 мая 1846 г. мой отец Петер-Карл Фаберже (с детства его называли Карлом). Воспитывался он в Анненшуле на Кирочной, потом в Дрездене в Хандельшуле. Он конфирмовался в Дрездене в Кройцкирхе, учился ремеслу главным образом у сотрудника его отца Петера-Хискиасаса Пендина, но и во Франкфурте-на-Майне в фирме Фридмана, и в Париже у Шлосса. Был одно время и в Лондоне, не знаю у кого.  Карл Густавович поставил дело на более широкую ногу; изготовлял не только золотые и бриллиантовые вещи, но занялся также и эмалевыми и серебряными.

Карл Густавович женился 8 ноября 1872 г. на Августе Богдановне (Готтлибовне) Якобс, дочери придворного столярного мастера Готтлиба Филипповича Якобса в Царском селе (он был родом из Риги, но когда-то был шведского происхождения). Вскоре после женитьбы Карла Густавовича, отец его с женой переселились в Дрезден, где он там и умер в начале 1894 года. Карл Густавович в 1882 г. выписал из Дрездена своего младшего брата Агафона Густавовича, который оказался отличным сотрудником, художником-рисовальщиком, Он умер в 1895 г. от воспаления легких.

 

                                                    ххххх

 

        Из Записок Франца Бирбаума по истории фирмы Фаберже (1919 год).

        ОСНОВАНИЕ ФИРМЫ И ОБЩИЙ ОБЗОР ПРОИЗВОДСТВА

 

Ювелирное депо Фаберже основа­но в Петрограде (Петербурге. — Ред.-сост.) в 1848 (на самом деле, в августе 1842 г. – Ред.-сост.) году Густавом Фабер­же [i](1). Началом послужила скромная мастерская, работы ее соответствовали ее размерам. Это были модные в то время, довольно неуклюжие золотые браслеты, брошки и медальоны в виде ремней с пряжками, более или менее искусно скомбинированные. Предметы эти украшались камнями или эмалями. В старинных рисунках фирмы еще встречаются образцы этого производства. Это были мастерские, каких много, и со вступлением в дело двоих сыновей — Карла и Агафона Густавовичей — мастерская расширилась,  и художественная сторона производства стала предметом особых забот. Оба брата, получившие художест­венное образование за границей, не замедлили приложить свои знания на практике. Карл Густавович, убежденный поклонник классических стилей (таким он остался и до настоящего времени), уделял им все свое внимание. Агафон Густавович, по своей натуре более живой и впечатлительный,  искал вдохновения всюду: в произведениях старины, в восточных стилях, еще мало изученных в то время, и в окружающей природе. Сохранившиеся его рисунки говорят о постоянной работе, о непрерывных исканиях. Часто на одном месте мы находим по десяти и более вариантов на один и тот же мотив. Как бы проста ни была задуманная вещь, он ее рассматривал со всех точек зрения и не приступал к ее исполнению, пока не исчерпан всех возможностей и не рассчи­тал все эффекты. Достаточно сказать, что в ювелирных работах он редко довольствовался рисунком, но лепил восковую макетку и распределял на ней нужные камни, заботясь проявить красоту каждого из них. Крупные камни ждали неделями рисунок своих оправ. Надо было дать каждому камню наибо­лее для него выгодное назначение, не безразлично, будет ли он вставлен в брошку, кольцо или диадему; в одном предмете он может пройти и незамечен­ным, в другом — наоборот, все его качества будут выделены. Затем нужно решить вопрос антуража, то есть чем он будет окружен. Антураж должен не умалить его качества, а выделить их, скрывая в то же время возможные его недостатки. Наконец, нужно придать ему  то положение, при котором он отбрасывает наибольшее количество лучей. Так работал Агафон Густавович, и я счастлив, что на мою долю выпало поработать с ним несколько лет. Само собой разумеется, что на исполнение обращалось столько же внимания, нередко вещь за ничтожный недостаток браковалась и отправлялась в тигель, то есть в плавильный горшок. Одними из первых работ, которые доставили братьям Фаберже известность, были копии с керченских украшений (выполнены по заказу германского императора Вильгельма II [1]. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор обратила внимание знатоков и придворных кругов. Исполнение этой работы потребовало, помимо большой точности, еще восста­новления некоторых давно забытых приемов. Братья Фаберже блестяще вышли из всех затруднений, и вслед за этим ожерельем получены были заказы на целый ряд копий с керченских древностей. Эрмитаж с его галереею драго­ценностей стал школой для ювелиров Фаберже. После керченской коллекции они изучали все представленные там эпохи и особенно век Елизаветы и Екате­рины II. Многие из ювелирных и золотых произведений были скопированы с большой точностью, и затем были исполнены новые композиции, пользуясь этими образцами как руководством. Лучшим доказательством совершенства, достигнутого в этих работах, служат неоднократные предложения некоторых заграничных антикваров исполнить ряд работ, но без наложения пробирных клейм и имени фирмы. Разумеется, предложения эти были отвергнуты.

Композиции хранили стиль прошлых веков, но прилагались они к современным предметам. Вместо табакерок изготовлялись папиросницы и туалетные несессеры, вместо безделушек без определенного назначения — настольные часы, чернильницы, пепельницы, электрические кнопки и т. д. Производство расширялось с каждым днем, пришлось выделить золотые изделия в особую мастерскую, а затем то же сделать и для  серебряных. Заваленные работой, братья Фаберже не в состоянии были вести хозяйство мастерских, а потому решили создать автономные мастерские, владельцы которых лишь обязыва­лись работать по рисункам и моделям фирмы и исключительно для нее. Так были основаны ювелирные мастерские Хольмстрема и Тилемана, золотых изде­лий Реймера, Коллина, Перхина, серебряные Раппопорта, Аарне, Вякеве и другие [ii](2). Каждой из них был выделен определенный род изделий, и в них подмастерья специализировались на определенном роде работы. Изделия всех этих мастерских носят клеймо мастера, и когда место это позволяет, то и клеймо фирмы.

По времени первыми являются ювелирные мастерские Реймера, Коллина и Хольмстрема. Первая относится еще ко времени Густава Фаберже, и о характере ее работ я уже упомянул. Вторая мастерская (Коллина) исполняла копии кер­ченских древностей и все работы, близкие им по характеру. Большим спросом пользовались в то время оправы резных крупных [iii]сердоликов и других пород агатов в виде брошек, колье и т, д. Оправы эти делались из матового высокопробного золота в виде ободков из мелких бус, шнурков, перемежающихся с резным или филиграновым орнаментом. Третья, исключительно ювелирная, управлялась Хольмстремом - отцом, а по смерти его — сыном.



[1] Возможно, по заказу императора Вильгельма I, который правил до 1888 г.



[i] Фирма Фаберже основана в Петербурге в августе 1842 года. Об этом свидетельст­вуют упоминание в рекламном листке фирмы в 1900 г. и документы о присвоении Карлу Фаберже звания придворного ювелира (Российский государственный исторический архив — РГИА, ф. 472, оп. 43, д. 130), а также материалы выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.

 

[ii]  Ф. П. Бирбаум употребляет иногда искаженное написание фамилий. Гольстрем — это Август Хольмстрем, фамилия которого, впрочем, в русской транскрипции иногда записывалась как Гольмстрем. То же с фамилией Виктора Арне — правильно надо Аарне. Вместо Гольминг — надо правильно Хольминг.

 

                                            хххххх

       Еще во времена Густава Фаберже один из членов императорского дома очень интересовался ювелирным ремеслом и хотел лично ему обучиться. С этой целью он обратился к Фаберже, чтобы тот составил ему реестр всех нужных инструментов и инвентаря мастерской. Старый мастер, которому поручили это дело, был большой оригинал [ii]  (Это Хискиас Пендин – В.С. ). В список инструментов, между молотками, штихелями, чеканами он включил «плоский ремень достаточной толщины». Заказчик обратил внимание на этот ремень и не мог понять, на что он может быть употреблен в ювелирных работах. На его вопрос старик ответил: «Ваше высочество, это первый и самый необходимый инструмент, без него ни один ученик еще не обучался ювелирному искусству». Краткая и правдивая иллю­страция всей педагогики обучения того времени.

 

Хххххх

МЕМОРИЯ.

·        В 1996 году в Санкт-Петербурге перед заводом «Русские самоцветы» установлен памятник Фаберже; в 1998 году имя Фаберже было присвоено прилегающей к заводу и памятнику площади.

·        В 1996 году был учреждён Мемориальный фонд Карла Фаберже.

·        19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге во дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже.

·        В 2011 году в Киеве на Крещатике была установлена мемориальная доска.

·        В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, в 2006 году установлена мемориальная доска.

·        В Баден-Бадене есть музей Фаберже первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира.

·        С октября 2014 года в Эрмитаже работают Залы памяти Фаберже.

·        В Санкт-Петербурге в 2011 году имя присвоено Художественно-профессиональному лицею.

·        В Москве имя присвоено колледжу декоративно-прикладного искусства.

·        В 2020 году Музеи Московского Кремля стали обладателями архива Фаберже, завещанного России его хранительницей — Татьяной Фаберже[14].

 

 

Немецкие и Английские связи Фаберже и "Эксперты"

                    Немецкие и Английские связи Фаберже и "Эксперты"

 

       В этом 2014 году исполняется 200 летний юбилей рождения Петера Густава Фаберже (1814-1894), а также 80 лет смерти основателя одноименной легендарной петербургской фирмы.

       В бесконечном потоке публикаций, посвященных истории фирмы, до недавнего времени менялись лишь  цветные иллюстрации, сопровождаемые  беспочвенными выдумками авторов, возомнивших себя экспертами творчества и биографами Фаберже.

      Предвзятые мнения западных авторов по отношению к самому Карлу Фаберже и к его творчеству,  в большинстве случаев остаются ошибочными, что сбивает с толка, даже искушенного читателя, желающего разобраться в этом потоке информации.

 

За последние 70 лет, в свет вышло множество книг и статей посвященных истории фирмы, но только после организации первой выставки в СССР  посвященной творчеству Карла Фаберже "Великий Фаберже" в Елагиноостровском Музее, а также выставки посвященной 150-летию дома Фаберже " Блестящяя эпоха Фаберже", в Екатерининском дворце Царского Села в 1992 г., наступит новая эпоха в фабержеведении и публикаций книг, основанных на архивных и документальных источниках.

Большую роль в этом, оказали найденные в 1990 г., Валентином Скурловым   мемуары главного художника фирмы Карла Фаберже, Франца Бирбаума.

Тем не менее, главные герои: основоположник ювелирного дома Густав,  и сын- Карл Фаберже, как ни странно, на самом деле, остаются  малоизученными. Малоизвестны  связи Фаберже с  немецкими фирмами специализирующиеся на ювелирной, серебряной и камнерезной продукции, также очень интересна взаимосвязь  Фаберже с английскими партнерами.

 

Предки Густава  Фаберже из  протестантской семьи  гугенотов,  выходцы из Франции (  Пикардии ), покинули страну во время смутного периода религиозных гонений которым послужил Нантский эдикт 1685г, Короля Людовика XIV, ограничивавший  религиозную свободу верующих. Протестанты стали перебраться в соседнюю Германию, которая гарантировала им религиозную свободу и предоставляла хорошие условия для проживания. Обосновавшиеся в Германии французы  со временем онемечились. После долгих лет проживания на немецкой земле, семья под фамилией Фаври (  Favri, после Favry),  переселилась в Пернау (в те году по –русски Пернов, Эстляндская губерния), где родился Густав.

 

       В 1842 г., после  бракосочетания с Шарлотой Югенштед, Густав именуемый впервые Фаберже (но также в Ремесленной управе Петербурга как «Фаберг»), переезжает в северную столицу с целью обосноваться.  По прибытию в Петербург, в подвальном помещении по адресу 11, Большая Морская, он  откроет ювелирный магазинчик с  маленькой мастерской, который в последствии будет переведен на этаж выше  в том же доме. Мастерская производила доброкачественную, но ни чем не отличающуюся*  от других производителей этой эпохи мелкую ювелирную продукцию.

Известно, что свое  мастерство Густав совершенствовал у известных  немецких мастеров ювелирного дела таких,  как Шпигель и Кейбель (Spiegel и Keibel).

В 1846 у молодой пары появится первенец, назовут его Петером- Карлом, он получит хорошое семейное образование, которое он продолжит в немецком лицее Анненшуле.

К 1860 году, Густав с семьей покинет Санкт Петербург, и обоснуется в Дрездене, оставив ведения всех дел своим доверенным людям Заячковскому и главному мастеру фирмы Хискиасу Пендину, одному из первых учителей и наставников Карла.

В Дрездене Карл продолжит  свое обучение в  Хандельшуле.

По рекомендациям Густава и его друзей-ювелиров,  с 1861 года Карл предпримет путешествие по европейским странам, в которых пройдет стажировку на местных ювелирных предприятиях, что послужит завершением его образования.

         В 1862 в Дрездене у Карла родится брат, Агафон.  Ознакомившись европейскими музейными коллекциями такие как Grünes Gerwölbe в Дрездане, Opificio Della Pietre Dure во Флоренции, встретившись в Италии с Фортунато Кастеллани, с Карло Джулиано и Гиачинто Меллило, которые находятся под воздействием недавно найденных произведений искусства Этрусков и  производят очень востребованы по всей Европе золотые ювелирные украшения из филиграни. Годами позже, благодаря применению этой техники, фирма получит всемирную признательность.

В Париже и Лондоне он знакомится с  музейными коллекциями, а также с местными фабрикантами и ювелирами.  Обогатившийся культурой западных европейских стран,  техническими знаниями ювелирного производства, а также изучив менеджмент предприятия, в 1864г., после четырех лет отсутствия из России, в возрасте 18 лет, Карл возвращается  в Петербург, и начинает постепенно внедрять свои навыки в семейное дело.

К этому времени Карл Фаберже в совершенстве владеет тремя языками: русским  немецким, французским.

        Молодой Карл работает в Эрмитаже, где безвозмездно  восстанавливает и реставрирует музейные экспонаты, это даст ему возможность хорошо ознакомится с фондами музея- богатейший  кладезь мирового искусства. Вскоре  его примут в состав закупочной комиссии в  должности оценщика Эрмитажа,  что в дальнейшем, в 1890 г будет способствовать получению титула оценщика и поставщика Кабинета Его Императорского Величества. Из  этого Кабинета, император по протоколу выбирал нужные для дипломатических и прочих подарков ювелирные  украшения, различные государственные знаки и награды, а также коробки, табакерки и портсигары с изображением государственного  двуглавого орла.

Выбранные подарки преподносились бенефициарам, в основном,  в красных кожаных коробках с золотым тиснением  государственного орла, а иногда, и с вызолоченным или золотым орлом.

         С  вступлением Карла 1872 г. в должность  главы фирмы, Густав официально* оставит правление дел в руках сына. С этого периода,  постепенно начнутся преобразования, которые заметно ускорятся, и вскоре фирма начнет выделятся среди других российских фирм.

         В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве фирма впервые выставила копии археологических находок графа Строганова, обнаруженных при раскопках в Керчи, и завоевала свою первую золотую медаль. В 1885 году фирма участвует в международной Нюрнбергской выставке, на которой выставляет реплики недавно найденных скифских сокровищ, в ювелирных произведениях которых преобладает техника филиграни и зерни. Главный мастер фирмы Эрик Коллин, хорошо изучивший давно забытую технику филигранной работы,    а также секреты золочения, при котором достигались нужные оттенки, успешно справился с задачей. За выставленные работы в этой технике жюри присудила фирме Карла Фаберже высшую награду – золотую медаль

В том же году фирма выполняет для императора Александра III первый заказ на пасху – яйцо «Курочка» и получает право именоваться Поставщиком Двора его Императорского Величества , что позволяет фирме выполнять императорские заказы. Первая пасхальная работа покорит сердца членов императорской семьи, и в последующие годы Карлу Фаберже будет дана возможность удивлять своими сюрпризами августейших особ, которые с нетерпением ждали появления нового шедевра на великий праздник православной пасхи.

В 1887 году в Москве откроется большая мастерская и магазин по адресу Кузнецкий Мост, дом No 4. Оборудование и все необходимые инструменты будут немецкими. Впервые фирма начнет продукцию серебреных произведений. 

С тех пор фирма успешно развивается, участвует в международных выставках и завоевывает главные призы: золотые медали и почетные грамоты. В 1888 году на Северной выставке в Копенгагене фирме присуждается почетный диплом, а в 1890 году Фаберже получает титул Оценщика кабинета его величества.

          Тем временем Густав продолжает следить за делами фирмы и налаживает коммерческие связи с местными немецкими фабрикантами как « Koch & Bergfeld» и  «Wilkins & Söhne» в Бремене, в основном  для производства больших серебренных предметов. Налаживаются также связи  с гранильной фабрикой «Stern» в  Идар Оберштайне, которая производит для петербургской фирмы мелкую камнерезную пластику и цветочные композиции.

Фирма сотрудничала с немецкими производителями, но при этом выдвигала особые критерии для реализации требуемого качества, для чего высылала свои рисунки-проекты и восковки, по которым выполнялись заказы.

Выполненная продукция экспортировались в Россию, где по необходимости  наносились соответствующие клейма, и при надобности производились некоторые доработки.

Практика исследования произведений немецкого производства показывает, что не всегда   российский заказчик,  в последствии,   клеймил эти  произведения. Одной из причин, является техническое особенность клеймения, при котором происходит деформация металла, на поддоне скульптурных и прочих произведений очень трудно ставить клейма. Правда, можно при желании клеймить  корпус произведения, но от этого может пострадать его   художественный облик. Франц Бирбаум , не раз возмущался по этому поводу. На некоторых произведениях Фаберже, также и  по этой причине отсутствуют  фирменные клейма.

 

В конце XIX  века в связи с  индустриализацией и экономическим развитием европейских стран, у нового среднего класса образовалось повышенная  потребность к предметам интерьера, в  серебренной утвари.

Конкуренция между производителями неизбежно повлияла на качество производства.

Немецкие, а также другие производители западной Европы в целях снижения стоимости серебряных предметов прибегали нехитрому способу экономии металла, результатом чего произведения удешевлялись. Одна из  технологий позволяла  производить полые серебряные произведения, которые  заполнялись гипсом.

Существует большая разница между доброкачественной продукцией немецких производителей для знаменитых российских фирм, критериями которых на первом месте было техническое и художественное качество, которое также определяется "правильным весом"произведения.

Продукция фирмы Карла Фаберже, отличается от других, в том же числе, и от некоторых российских фирм также, и этим критерием.

В каталоге Вилмингтонской выставки 2000г., « Fabergé and his world (Wilmington USA 2000-2001), воспроизведены 2  рисунка-проекта фирмы Фаберже, выполненные фирмой KOCH & BERGFELDT :

1)     серебреного чайника (n°189, инв. номер 30137, который соответствует 1880г., за подписью Густава Фаберже).

2)     Серебреный чайник (n°190, инв. номер 3619, соответствующий 1887г., от фирмы Карла Фаберже).

 

Все заказы выполнялись сугубо по рисункам-проектам и восковкам,  разработанных многочисленными талантливыми дизайнерами и скульпторами фирмы Фаберже.

 

Таким образом, благодаря Густаву Фаберже, и организационному таланту Карла, созданная инфраструктура фирмы  позволяла  производство, как в самой России, так и в Германии. Многие другие российские фирмы-производители как например: Сазиков, Маршак, Братья Грачевы, распределяли также свои заказы на немецких предприятиях, такие как « Koch & Bergfeld» и других. В отличии от российских и европейских стран,  немецкие производители были  освобождены  от государственного клеймения, тем не менее они несли ответственность за пробу  используемого металла.

В 1894 году в Дрездене,  уйдет из жизни Густав Фаберже. В том же году,  Россия попрощается с выдающимся императором Александром III.

 В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде фирму ждет снова высшая награда – «Государственный герб», на выставке 1897 года в Стокгольме – золотая медаль и право именоваться Поставщиком короля Швеции и Норвегии.

Готовясь к Всемирной выставке в Париже, Карл Фаберже в очередной раз проявил свою предприимчивость и получил от царя и Кабинета его императорского величества разрешение выставить пасхальные яйца, выполненные фирмой для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Таким образом, императорские пасхальные яйца фирмы Карла Фаберже впервые были представлены в Париже на Всемирной выставке 1900 года, которая открылась 14 апреля, накануне католической Пасхи и за неделю до православной. Можно было подумать, что Всемирная парижская выставка была приурочена к показу императорских пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже.

Выставку посетило около 50 миллионов человек. Фирма участвовала в двух классах (категориях продукции). В классе где Карл Фаберже был членом жюри (за что получил Орден Почетного легиона), ее коллекция была представлена вне конкурса, зато в другом классе она получила золотую медаль. Старший сын главы фирмы, Евгений Фаберже удостоился знака «Офицера Академии», а ведущий мастер Михаил Перхин – медали выставки. Об успехе этой выставки для фирмы можно судить по тому факту, что вся продукция, представленная на продажу, нашла своего покупателя.

Слава о Фаберже, как о гении ювелирного искусства становится всемирной его сравнивают c гением эпохи Возрождения- Бенвенуто Челлини.

В 1900г., фирма переезжает в многоэтажный  дом по адресу 24, Большая Морская, построенный архитектором Карлом  Шмидтом. В этом здании будут сосредоточены многие мастерские, которые до этого были разбросанными по Петербургу.

В связи с развитием фирмы будут открыты магазины в, Одессе (1900-1918), Киеве(1906-1911), Лондоне (1903-1917).

*****Карл Фаберже, как известно обладал способностью правильно выбирать сотрудников фирмы, благодаря чему фирма получила мировую славу!

Как покажут в дальнейшем события, выбор остановившийся в 1903 году на  Британскую столицу,  для открытия лондонского магазина, и выбор английских партнеров:  Артура и брата, Аллана Боу (Arthur  и Allan Bowe), а также Генриха Бейнбриджа, (Henry Bеinbridge) к сожалению окажутся, в какой то мере ошибочными.

Артур Боу, ответственный за лондонский магазин,  и Аллана Боу, партнер московского отделения фирмы Фаберже, во время Русско-японской войны, в 1906 г., без осведомление Фаберже, продали фирме Lacloche, все активы фирмы, а также рисунки- проекты разработанных в Петербурге . С тех пор сотрудничество с  братьями Боу было расторгнуто. Как выяснится позже, Аллан Боу, являлся агентом английской разведки. (*)

По словам самого  Бэйнбриджа *  его знакомство  с Фаберже произошло с  помощью  Артура Боу.

 Фирма откроет новый магазин по адресу 48, Dover Street, управление будет передано  Николаю, сыну Фаберже и Генриху Бэйнбриджу. В последствии, после нескольких переездов,   Фирма обоснуется по адресу 173, Bond Street.

Лондонский филиал, несмотря на превосходную торговлю, окажется убыточным. Окажется, что Бэйнбридж часто отсутствует и не появляется на рабочем месте, но тем не менее  регулярно прикарманивает крупные суммы денег, т.е  почему-то, по своему, ведет подрывную деятельность по отношению фирмы. В надежде избежать  судебных разбирательств, а также, возможно по приказу, Бэйнбридж напишет императрице Александре Федоровне (и копию великой княгине Марии Павловне-старшей) донос на Карла Фаберже и  его сына Агафона, обвиняя их в шпионаже в пользу Германии. Такая клевета и ложь говорят о многом, как о человеке,  так же о специалисте, каким был Н. Bаinbridgе.

В 1949 г, выйдет в свет первая книга посвященная творчеству Карла Фаберже, автором которой был Бейнбридж. В том же году, Эммануил Сноумэн владелец антикварного магазина Wartski организует выставку приуроченную этому событию. Выставка будет иметь большой успех.

В 1953 г, выйдет книга К.Сноумэна "The Art of Carl Fabergé", в которой  он вводит поправку  по отношению заявлениям его наставника Бейнбриджа относительно подлинности  яйца,  атрибутированном им как работу фирмы Фаберже.

"Даже Генрих Бэйнбридж, самый добросовестный человек, не смог определить  автора этого изумительного творения яйцеобразной корзинки с цветами и травой датированной 1910 г., которое находится в Сандрингамской коллекции. Он проиллюстрировал его в вкладыше 33 своей книги, как работу Фаберже, тем не менее при тщательной инспекции этого предмета выявится надпись Boucheron......  Случайная ошибка этого вида почти обязана произойти, имея дело  с такой массой материала "

Такое утверждение в дальнейшем будет иметь свои последствия. Западные "эксперты", приписывая этот шедевр - императорское яйцо-часы " Букет полевых цветов" 1901г., фирмы Фаберже к чужой  фирме , начнут предполагать, что цветочные композиции подобного качества, на которых не имеются клейма, могут на самом деле, так же являться работой немецких, австрийских или же французских фабрикантов. Одним из таких  "экспертов" станет г-н Габсбург и его коллега, соавтор статей и книг,  и сокуратор некоторых выставок Фаберже, Александр Солодков.

Начиная с 30-х годов, в связи с большим спросом на цветочные композиции, некоторые предприимчивые антиквары будут их заказывать в Идар - Оберштейне. Эти новые поделки немецких камнерезов,   будут напоминать былую, до революционную продукцию, с той разницей, что  не будут обладать теми качествами  и изяществом присущие фирме Карла Фаберже.

В 1922г., Евгений Карлович Фаберже, откроет  в Париже на улице Солнье ( Saulnier) в доме Nо 23, фирму под названием « Fabergé & Cie», в состав которой будут входить его брат Александр, а также некоторые бывшие сотрудники фирмы, обладающие высокими технологическими знаниями  и художественными способностями.  Продукция фирмы будет маркирована клеймом с указанием места производства: « Fabergé -Paris».  Известно, что по заказу «Wartski» фирма, изготовила две нефритовые табакерки с миниатюрами.

 Послевоенные годы в состав фирмы войдет одаренный мастер-художник Федор Агафонович Фаберже, который учился в Швейцарии и посещал женевскую академию изящных искусств. Евгений Фаберже называл своего племянника продолжателем традиций  Российского Дома Фаберже. Все произведения Евгения Фаберже, будут маркированы клеймом ( theta-phi) и развернутым фирменным клеймом  с предшествующей  буквой «К»  - «К. Фаберже». Его руке будут принадлежать некоторые цветочные композиции, коробочки, каменные животные, с которых просто  в последствии будут удалены его инициалы. Таким образом в публикациях,  на прилавках антикварных магазинов, а также аукционных домов появятся его произведения, которые будут приписаны к шедеврам дореволюционной продукции фирмы Фаберже. "Ведущие эксперты",  до поры до времени, то будут очаровываться, то разочаровываться, такими произведениями, но при этом  не постесняются при возможности указать неопытному покупателю на то , что при покупке таких произведений, и во избежание ошибок, лучше обращаться к "признанным экспертам".

***

В 1976 году лондонский аукционный дом «Christie's» выставил на продажу ряд произведений Фаберже из знаменитой коллекции Роберта Стросса (Robert Strauss). Эта коллекция тщательно формировалась в течение многих лет и состояла из работ, купленных в специализированных магазинах и на аукционах, посвященных искусству Фаберже. Особое место на аукционных торгах было отведено девяти цветочным композициям. Они были представлены как лоты под номерами с 50 по 58. Лоты 52 и 58 представляли собой произведения цветов в вазочках из горного хрусталя, обрамленных эмалированными ободками из красных и белых полосок. Лот 52 «Вазочка с анемонами» был оценен в 10-15 тыс. фунтов стерлингов, продан за 19 тыс. Лот 58 «Вазочка с земляникой» был оценен в 10-20 тыс. фунтов стерлингов, продан за 36 тысяч. Во время продаж аукционным экспертом был Геза фон Габсбург (Geza von Habsburg). Габсбург, описывая в аукционном каталоге эти лоты как произведения Фаберже, ссылается на статью в книге «The Art of Fabergé», написанную его наставником Кеннетом Сноуменом (Kenneth Snowman, 1919-2002 гг.), владельцем лондонского магазина антиквариата «Wartski», который на протяжении многих лет поставлял произведения Фаберже ко двору Британской королевской семьи.

Несколько месяцев спустя, в 1977 году, г-н Габсбург неожиданно поменял свое мнение и начал считать цветочные композиции, аналогичные лотам 52 и 58, подделками, или, по его словам, «произведениями в стиле Фаберже», утверждая, что настоящие «цветы Фаберже всегда были только на одном стебле» К сожалению, Габсбург не разъяснил, что привело его к столь спорному заключению.

В одной из своих более поздних статей он, помимо прочего, описал «Вазочку с земляникой» как явный пример подделки! Однако забыл упомянуть, что он лично подтвердил подлинность данного произведения при продаже на аукционе, а также, что он автор ряда книг и статей, в которых восхищается элегантностью подобных произведений и представляет их  как пример истинного качества и подлинности.

Следующая выставка организованная Сноуманэм в 1953г., была приурочена  коронации королевы Елизаветы II. С этой выставки, начнется его звездный час, но апофеозом  его карьеры станет организованная им в 1977г, выставка приуроченная к серебряному юбилею правления королевы Елизаветы II, посвященная  творчеству Карла Фаберже, в Музее Виктории и Альберт. Кеннет Сноумен будет ее куратором.

Возможно, окончательно,  решив стать флагманом и экспертом искусства Фаберже, и отличится, Сноумэн в каталоге этой  выставки описывает яйцо "Сумеречное", как Императорское Пасхальное Яйцо, но при этом делает неуместные комментарии, которые ставят под сомнение подлинность данного яйца, которое несколько ранее появилась на аукционе Christie's , экспертом которого был г-н Габсбург.

После этой выставки все "ведущие эксперты" постараются забыть все об этом яйце.

В ноябре 1977 г , на женевском аукционе Christie's большой помпой будет представлено императорское  пасхальное яйцо « Kонная статуя Николая II»1913г.

Яйцо приобретет, через сестру проживающей в Женеве, коллекционер Эскандер Арье, который увидит свою покупку спустя некоторое время, и откажется платить. Поскольку то, что ему показывают, он считает вульгарной подделкой! Последует судебное разбирательство и решение  судьи- "заплатить"!

Для вынесения такого решения судья примет в учет "экспертизу" самого Сноумана, который заявит:

«Я без колебаний утверждаю, что это без сомнения подлинная работа Фаберже»!

В 1985 г., решив продать это яйцо г-н Арье выставит его на продажу через тот же аукционный дом Christie's в Нью-Йорке. За несколько дней до продажи, директор аукционного дома известит владельца, что торги не состоятся,  поскольку два эксперта: Г-а Сноуман и Шеффер, ставят подлинность яйца под сомнение, одним словом « подделка»!

 Он заявит, что их аукционный дом стал жертвой ошибки в суждении независимого эксперта: «Мы просто - напросто  попали под действие таких мнений. Кеннет Сноуман является ведущим авторитетом по Фаберже».

Сам же "великий эксперт " прокомментировал эту ситуацию так:

«Я полагаю, каждый может поменять свое мнение»!

Впоследствии Габсбург упомянет этот случай в статье 1994 года о подделках Фаберже:

«Будучи снова предложенным на продажу на аукционе в Нью-Йорке в 1985 году, яйцо «Конная статуя Николая II» вызвало небольшое волнение, и его пришлось снять с торгов на фоне конфликта мнений и ловкого отыгрывания назад со стороны экспертов».

Г-н Габсбург забыл, в очередной раз, упомянуть, что как раз он и был одним из этих экспертов. Он был аукционным экспертом Christie's  на начальной стадии продажи этого яйца. А, то, что он называет маленьким волнением, стало поводом судебного разбирательства и иска в 37 миллионов долларов!

Эмалевые работы фирмы Фаберже всегда опережали по качеству и изяществу продукцию всех известных европейских производителей. Английская гильдия ювелиров с 1910 г., начала создавать фирме Фаберже трудности, и потребовало запретить продажу тех эмалевых произведений, на которых отсутствуют английские клейма. Фаберже обратится в суд, но проиграет дело и будет вынужден найти из этого выход. Фирма решит эту задачу, высылая в на клеймение в Англию полуфабрикаты,  предназначенные для дальнейшего их покрытия эмалью в России, что влияло как на время их реализации, а также на себестоимость.

Несмотря на мировую славу фирмы, Карла Фаберже и художественное наследство которое он оставил мировому культурному фонду, тем не менее, существуют большие проблемы в области экспертизы произведений фирмы, которые нередко порочат репутацию Мэтра!

 Экспертизу проводит маленькая группа западных "экспертов", так или иначе связанная с деятельностью и творчеством великого Фаберже. Она солидарна между собой и при возникновении проколов в "экспертизе", при которой становится очевидным их профессиональная некомпетентность, поддерживает друг друга. Эти "эксперты" являются  авторами монографий и статей, а также кураторами международных выставок, выступают в роли "монополистов", сотрудничают с ведущими аукционными домами и со страховыми компаниями.

Такой обстановке способствовал вакуум  сложившийся  в советской России. В течении почти 70 лет, почти 3-х поколений, история ювелирного искусства, связанная с императорской Россией была запрещена и  каралась законом. За обладание и хранение произведений искусства некоторых фирм поставщиков двора его императорского Величества, такие как Фаберже и Боллин, можно было просто попасть  за решетку. У специалистов прикладного искусства и музейных хранителей не было ни возможностей ни желаний изучить историю ювелирного дела поставщиков императорского дома. По этой причине первую скрипку начали играть западные "эксперты", несмотря на большие  пробелы у них в области  теоретических и практических знаний, а тем более полное  отсутствие  профессиональных знаний и навыков в проведении экспертизы произведений русского искусства.

Допуская грубейшие ошибки в экспертизе, значимых произведений фирмы, публикуя книги с дополнительными тиражами в которых  регулярно заменяются и "забываются" огрехи, эти "эксперты" постепенно достигли статуса "знатоков", то есть разбирались в  русском искусстве лучше, чем  возможно простой обыватель. Впоследствии  методом "кукушка хвалит петуха" и при поддержки определенных группировок, они смогли создать себе образ "знающих".

В антикварном деле, любой человек на Западе может назвать себя экспертом, нет никаких юридических рамок регулирующих такую  деятельность.

Г-жа Christel Ludewig McCanless  в начале 1990 гг, создала базу данных публикаций о Фаберже. На основании этой базы опубликовала свою первую книгу "Fabergé and His Works"    

В последствии в 2001 г.,  она выпустила книгу с претензией на энциклопедичность- Fabergé Eggs : A Retrospective Encyclopedia, в которой были упущены некоторые факты, как например, почему-то отсутствовал случай с Арье , несмотря на то , что этот случай был ею  обозначен в первой книге,  и сознательно упоминался 7 раз. В этой книге, также не было ни какой информации относительно  императорского яйца-часов  "Букета  желтых Лилий" 1893г., фирмы Карла Фаберже, подарка  Александра III, лечащему  членов императорской семьи доктору Иогану Георгу Мецгеру, основоположника современного массажа.

 Открытие  яйца-часов " Букета желтых лилий" 1893г., и его введение в искусствоведческий оборот, было важным событием в области Фабержеведения. Яйцо-часы были выведены на обложку каталога "Блестящяя эпоха Фаберже" проходящая в Царском Селе в 1992г.

 Намеренное  отсутствие информации об этом открытии в этой "энциклопедической" книге объясняется тем , что она вредит репутации многих "признанных экспертов".

Г-жа  McCaneless, сейчас принимает участие в написании  каталожных статей о творчестве Фаберже. Она активно ведет интернет  блог " Fabergé Reserch Site", что уже ей дает статус "признанного специалиста" по Фаберже.

Таким образом ее "признают" в качестве "эксперта" по Фаберже,  и это несмотря на то, что у нее нет никакого опыта в проведении экспертиз, которые требуют многолетнюю практику, технологические  и теоретические знания и многое другое!

Хорошим примером также может послужить, известный "эксперт" г-н Габсбург , автор многочисленных книг по Фаберже, куратор выставок, который занимается "экспертизой" Фаберже вот уже более 35 лет, и очень гордится этим.У него очень много серьезных проколов в экспертизе значимых произведений фирмы Карла Фаберже, как  императорские пасхальные яйца,  цветочные композиции и т. д.

Несмотря на то, что он продолжает проводить экспертизу произведений Фаберже на основании его  специального "метода" -  "gut feeling", то есть полагаясь только  на свое внутреннее чутье, который его регулярно подводит и  мешает ему различить  Fabergé от Fauxbergé!

Несмотря на определенное количество  таких "признанных экспертов", существующей системе, также нужны "новые члены" которым при надобности присваиваются  звания "эксперта", удостоившись такого статуса, "новый эксперт", должен отработать и "оправдать"  свое назначение. Хорошим примером может послужить случай с  одним никому неизвестным как "эксперт" по Фаберже, антикварным лондонским дилером, Стивеном Дейлом ( Steven Dale), ангажированный страховой компанией Lloyd's, для проведения экспертизы произведения фирмы Карла Фаберже. Ему поручат доказать, что документированный, исторический подарок Императора Александра III, яйцо-часы "Букет желтых лилий" 1893г., которые были представлены на выставке в Царском Селе, в 1992г., посвященную 150 - летию дома Фаберже, а также на самой крупной выставке в Вильмингтоне ( Делавер. США) в 2000г,   представленные буквально в самом центре выставочного зала, в секции "Самые прославленные произведения Михаила Перхина" фирмы Карла Фаберже,  проиллюстрированные в трех изданиях этой выставки, и застрахованный той же  компанией Lloyd's, на самом деле не имеет отношения к России и его истории, а также не является произведением фирмы Фаберже! Такая ситуация возникла  только после того , как произошел страховой случай, и была произведена неудачная попытка реставрации, а также были фальсифицированы документы такие как "соглашение о займе" ( loan agreement), и  накладные при перевозке груза! Ко всему этому еще нужно прибавить "потерю" обязательного фотоматериала!

Недавно, аукционным экспертам поменяли "обертку",  теперь они  именуются специалистами, что отстраняет их и от ответственности, тем не менее  аукционные дома, все же продолжают почему-то  учитывать комиссионный сбор за экспертизу.  Становится не понятна также  роль таких "экспертов" или "специалистов", если подлинность выставленных на аукцион произведений не гарантируется.

 

Являясь хозяевами антикварных магазинов специализированных на русском искусстве,  экспертами аукционных домов, организаторами  и кураторами выставок, поставщиками королевских домов и имея дело с дорогостоящими произведениями искусства , которые не редко находятся у них на комиссии, они имеют дело со страховыми компаниями, которые страхуют их от возможных страховых случаев, в том же числе от профессиональных ошибках, т.е. от неверных атрибуций.   

Армия адвокатов, ангажированных страховкой, прибегают к услугам "признанных экспертов", которые , как в моем случае, в деле:  «Kamidian vs Lloyd's», несмотря на то, что они давали клятву говорить правду и только правду, нагло врали и давали  противоречивые показания, которые вполне устраивали судью.

При помощи этих «экспертов»,  с которыми поддерживаются особые профессиональные отношения,  адвокаты находят лазейки,  и, регулярно, выигрывают судебные процессы. Все расходы, которые составляют внушительную сумму, при этом возлагаются на проигравшую судебный процесс сторону.

Таким методом создается ситуация, при которой тщетно думать о справедливости  Высшего Королевского судебного аппарата Великобритании, действующего по принципу: "My Country-Wrong or Right!", который всегда  на стороне своих национальных брендов, как страховая компания Lloyd's!

 

Скульптурное произведение «Лебедь»

Фирма Карла Фабержe.

 

Серебро, рубины огранки «кабошон»

Техника производства: литье по методу утерянного воска.

 

Фирма: KOCH & BERGFELDT( Бремен-Германия). Инвентарный номер:119 660

Вес-4.200кг.  Длина -48см

Ввозные клейма Санкт -Петербургской таможни. 84 зол.проба.

 

С дарственной надписью:

«Арсению Абрамовичу и Вере Сергеевне Морозовым.

С сердечными пожеланиями по случаю бракосочетания и новоселья от служащих

Товарищества Тверской Мануфактуры

Декабрь 1900г.».

 

Фирма Фаберже, распределяла свои заказы, также в Германии, для чего высылала свои  восковки на выбранную по техническим критериям фирму.

 

Скульптура «Лебедь», является примером высококачественного художественного литья, для достижения такого качества требовалось создание тщательно обработанной восковки, по которой производилась  отливка  по методу «утерянного воска». В результате такой  отливки  больше не требовалось вмешательства чеканщиков, для устранения рытвин и прочих изъянов . Таким методом  достигался особый зрительный  «шелковый»эффект.

 

Рубиновые глаза подчеркивают выразительность серебренного лебедя, что  являются характерным приемом художников фирмы Фаберже.

Глаза у представителей животного мира Фаберже почти всегда из драгоценных камней огранки «кабошон».

 

Одной из причин подобных заказов было то обстоятельство, что  для достижения желаемого результата фирме приходилось закупать серебренные слитки высочайшей пробы заграницей, из за их недостатка в России, а также нужного оборудования для реализации произведений больших размеров.

 

Фирма Фаберже сотрудничала с немецкими производителями, но при этом выдвигала особые требования для реализации требуемого качества, а также определяла вес произведений, важный критерий качества, которому придерживались фирма.

В связи с этим, фирма высылала рисунки-проекты и восковки, по которым выполнялись заказы.

 

В каталоге Вилмингтонской выставки 2000г., « Fabergé and his world (Wilmington USA 2000-2001), воспроизведены 2  рисунка-проекта фирмы Фаберже, выполненные фирмой KOCH & BERGFELDT :

1)      серебреного чайника (n°189, инв. номер 30137, который соответствует 1880г., за подписью Густава Фаберже).

2)      Серебреный чайник (n°190, инв. номер 3619, соответствующий 1887г., от фирмы Карла Фаберже).

 

Этот серебренный  «Лебедь» символизировал супружескую верность и  был преподнесен Арсению Морозову и ее супруге, по случаю бракосочетания и новоселья.

 

В 1899 в Москве на  улице Воздвиженка 16, было закончено строительство большого особняка в нео-готическом стиле подражающего португальскую  королевскую резиденцию Quinta da Regaleria, в которую в декабре 1900 года переехали молодожены.

 

Семья Морозовых была одна из лучших клиентов фирмы Карла Фаберже.

 

Существует фотография 1925г, на которой, между прочими украшениями и серебрянными произведениями найденные в Юсуповском дворце, можно увидеть Федора Афанасьева, бывшего мастера фирмы Фаберже опирающегося на идентичном серебренном лебеде.

 

Известные Бременские фабрики были специализированы на продукции произведений больших размеров и аккуратно выполняли принятые заказы.

Многие немецкие фабриканты, и  до сих пор гордятся тем, что сохранили гипсовые формы фирмы Карла Фаберже, по которым когда-то для нее выполняли заказы.

 

Лебедь был смоделирован по шкале 1/2 натуральной величины .

Серебрянная скульптура таких размеров очень редка. За последние 50 лет на западном рынке искусства и аукционных продаж наличие произведений животного мира таких размеров не наблюдалось.

 

 

------- текст отсутствует------- примеры  и иллюстрации

 

Заключение

 

Несмотря на то, что уже давно развалилась стена разделяющая мир на два блока Запад- Восток, контроль над русским  искусством все еще находится в руках тех, кто прекрасно понимает важность и  силу его влияния на сознание масс.

 Западный блок, всеми некультурными способами старается сохранить свое лидерство в информационной войне  и диктовать свои каноны!

 

Русское искусство в опасности!

 

 

 

 

 

 

Ссылки:

 

*Fabergé A Comprehensive Reference Book! T. Fabergé,E-A Kohler, v. Skulov

 

*Поданные российской империи находились заграницей по визе с ограничением их пребывания, виза Густава продлевалась по ходатайству сына.

* Péter Carl Fabergé. Goldsmith to the Russian Imperial Court.His Life and Work by Henry Charles Bainbridge.Spring Books, page 22.

 

*Государственная импортно-экспортная торговая контора Госторга РСФСР (1925—1928).

Главная контора Госторга РСФСР по скупке и реализации антикварных вещей «Антиквариат» (1929—1930)

Всесоюзная Государственная торговая контора «Антиквариат» Наркомторга СССР (1931—1937?)

Всесоюзное объединение «Антиквариат»

 

Заметка

 

«Начиная  с предвоенных посещений   Советского Союза Эммануилом Сноумэном ,  Wartski  стали ведущими дилерами  произведений Карла Фаберже, Ювелира Царей.  Мы также являемся обладателями большого количества произведений Фаберже, публикуем наши  исследования и являемся организаторами  многочисленных выставок, посвященных творчеству Фаберже. Коммерческие  сделки и приобретения Сноумэна через "Антиквариат", состоящего  из членов персонала  Музея Кремля и Эрмитажа, дали возможность Западным коллекционерам обратить внимание на  замечательные произведения искусства. В одной из особенных поездок  он обнаружил в Санкт-Петербурге фарфоровую вазу императорского фарфорового завода  начала девятнадцатого века, которую он сразу купил за 100£. При дальнейшем путешествии в Москву он был поражен когда нашел вазу составляющую ей пару, он немедленно спросил   цену, ему указали стоимость 120£.  Возражая, что он купил первую за меньшую цену, представители  конторы Антиквариат были в панике, они отошли и начали шепотом советоваться. После долгих споров импровизированный комитет  и возразил "Хорошо г-н Сноуман, кажется, что Вы должны нам 20£!»

 

 Эта же история в книге Сноумэна* рассказана немножко иначе и  правдоподобней поскольку,  назван Ленинград, а не Санкт- Петербург.

Первая покупка была произведена в Москве за 80£, за парную вазу в Ленинграде ему   объявили 200£ и поэтому ему пришлось еще  доплатить 120£ за первую вазу, поскольку оказалось, что в Москве произошла ошибка.

Долг, разумеется был выплачен, в залог других сделок!

 

Эти примеры, имеют- один и тот же источник- Wartski. 

Маленькие  неточности ,  не так уж и важны, но как пояснить в таком случае,  некоторые документальные сделки Антиквариата*?

 

Информация о продажах императорских пасхальных яиц из фондов Оружейной Палаты Московского Кремля на период 1930 и 1933 гг

 

В 1930 г. 11 яиц были проданы на общую сумму 46,000 рублей, как следует:

 

 

Яйцо Датские дворцы,1890г.(6) Продано в 1930 г. за 1,500 руб. Оружейная Палата No. 1753(1)?   Оригинальный Счет Фаберже 4,260 руб.

 

Кавказское яйцо, 1893 г (9) Продано в 1930г. за 5,000 руб. Оружейная  Палата No 17537 ОСФ 5,200 руб.

 

Ренессансное яйцо, 1894 г (10) Продано в 1930 г. за 1,000 руб. Оружейная Палата No 17552 ОСФ 4,750 руб

 

Яйцо с вращающимся миниатюрами, 1896 г. (14) Продано в 1930 г.за 8,000 руб. Оружейная Палата No 17547. Во время продажи, был указан год подарка 1895г. ОСФ 6,750 руб.

 

Яйцо Пеликан, 1898 (17) Продано в 1930 г. за 1,000 руб. Оружейная Палата No 17538. Во время продажи, был указан год подарка 1897 г. ОСФ 3.600 руб.

 

Яйцо Анютины глазки, 1899 (19) Продано в 1930г за 7,500 руб. Оружейная No 17539. Во время продажи был указано что содержит миниатюрные портреты членов императорской семьи с эмалевыми крышками открывающимися одновременно при нажатии кнопки.(одна крышка отделена, на некоторых крышках повреждена эмаль). ОСФ 5,600 руб.

 

 Яйцо Наполеоновское, 1912г.* (41) Продано в 1930 г. За 5.000 руб. Оружейная Палата No 17557. ОСФ ?

 

Яйцо Цесаревмч,1912г.*  (42)  Продано в 1939 за 8,000 Руб. Оружейная Палата No 17547. ОСФ ?

 

Яйцо Гризайль, 1914г.* (45) Продано в 1930 г. за 8,000 руб. Оружейная Палата  No 17558. ОСФ ?

 

Яйцо Красный Крест, 1915г.*(47) Продано в 1930г. за 500 руб. Оружейная Палата No 17550. ОСФ ?

 

Яйцо Красный Крест, 1915г.*(48) Продано в 1930г. за 500 руб. Оружейная Палата  No 17559. ОСФ ?

 

 

В 1933 г.   Дополнительно были  проданы  3 Яйца на общую сумму 11,000 руб, как следует:

 

 

Корзинка с букетом полевых цветов 1901г.(24) Продано в 1933г. За 2,000 руб. на базе оценки Антиквариата. Оружейная оценка была 15,000руб.  Оружейная Палата No 17555 ОСФ 6,850 руб.

 

Яйцо Петр Великий, 1903г.(28) Продано в 1933 г. за 4,000 руб. На базе оценки Антиквариата.  Оружейная  оценка была 20,000 руб. Оружейная  Палата No 17511 ОСФ 9,760 руб.

 

Яйцо Мозаичное 1914г.*(46) Продано в 1933г. за 5,000 руб. на базе оценки Антиквариата.

Оружейная оценка была 20,000 руб. Оружейная Палата No 17549 ОСФ ?

 

*Отсутствуют счета на яйца,  подаренные в 1912, 1914, 1915 и 1916 годах.

 

За редким исключением, можно констатировать , как в случае продаж 1933г. , огромную разницу между оценкой яиц Оружейной Палатой и  их реализации  Антиквариатом.

 

 

Ссылки:(часть)

 

*Fabergé A Comprehensive Reference Book.  T. Fabergé,E-A Kohler, V. Skurlov

 

*Поданные российской империи находились заграницей по визе с ограничением их пребывания, виза Густава продлевалась по ходатайству сына.

* Péter Carl Fabergé. Goldsmith to the Russian Imperial Court.His Life and Work by Henry Charles Bainbridge.Spring Books, page 22.

 

*Государственная импортно-экспортная торговая контора Госторга РСФСР (1925—1928).

Главная контора Госторга РСФСР по скупке и реализации антикварных вещей «Антиквариат» (1929—1930)

Всесоюзная Государственная торговая контора «Антиквариат» Наркомторга СССР (1931—1937?)

Всесоюзное объединение «Антиквариат»