суббота, 13 декабря 2025 г.

Подарок — пасхальное Яйцо из янтаря СВятейшему Патриарху Кириллу от фирмы «Сувениры Балтики» (Калининград).

 Подарок — пасхальное Яйцо из янтаря СВятейшему Патриарху Кириллу от фирмы «Сувениры Балтики» (Калининград).

Фото предоставил янтарных дел мастер, кавалер наград Фонда Фаберже Александр Васильевич Королев (Калининград). 



Медведь.

 



Фигурка Медведя. Сеульптор А.В. Старцев (Челябинск), кавалер Ордена «Карл Фаберже — придворный ювелир». Литье.  Латунь, золочение, яшма (пьедестал) . 2025 г.  Подарок Музею Василия Ивановича Зуева в р.п. Чердаклы Ульяновской области. 

Наградение москловских художников — миниатюристов и эмальеров на Антикварном Салоне в Москве, 29 ноября 2029 г.

 



Пётр Евгеньевич Корнилов

 Пётр Евгеньевич Корнилов родился 20 июня 1896 года в  г. Симбирске (ныне г.Ульяновск, он сын повара Троицкой гостиницы, это как раз здание, где я работаю). Окончил Казанское 1-е реальное училище (1915г.). Обучался в Московском межевом институте (1915–17г.г.), был призван в ряды Красной Армии.  После демобилизации, в 1921–30 года, работал в Центральном музее ТатАССР: научный сотрудник художественного отдела, библиотекарь, учёный секретарь, одновременно — учёный секретарь в Музейном отделе Наркомата просвещения ТатАССР. В 1927г., 1928г., 1930г. совершил поездки в Среднюю Азию для изучения памятников архитектуры и искусства Востока.


В конце 1933 г. Корнилова приглашают для работы в комиссии по разработке концепции создания научно-исследовательского института Всероссийской академии художеств. По утвержденной структуре институт должен был состоять из шести кабинетов. Одним из них был кабинет графики. Именно Корниловым были сформулированы цели, поставленные перед Кабинетом. С 1 апреля 1934 г. он приступил к организации Кабинета и был утвержден его заведующим.
 

При Кабинете создавалась мастерская по гравюре и типография. Корнилов сумел собрать вокруг себя художников, профессионалов-практиков, энтузиастов, веривших в успех задуманного.

1 марта 1941 г. в отделе графики Русского музея состоялся отчет Корнилова П.Е. о научно-музейной работе за 20 лет. К этой дате ученый относился с почтительным уважением. 

Последней предвоенной выставкой в Русском музее стала экспозиция «Русская ксилография XVI-XX вв.». Ее открытие состоялось 15 июня 1941 г.

«Отечественная война и блокада Ленинграда были тяжелым периодом в моей жизни. Если я не был по возрасту, а затем по должности, включен в Армию, то жизнь в городе под систематическими бомбовыми налетами, артиллерийскими обстрелами, при голоде, холоде и отсутствии света – была крайне трудной. Ни на один день я не забывал своего долга перед Родиной и выполнял все поручения, ложившиеся на меня, как на члена Совета музея, хранителя огромнейших коллекций не только своего отдела, замещение не раз болевшего директора, спасение художественных ценностей художников и их семей, забота об А.П. Остроумовой-Лебедевой, П.А. Шиллинговском и его наследии, оставшихся в блокированном городе», – вспоминал П.Е. Корнилов.

Состав сотрудников музея значительно сократился. Кого-то призвали в действующую армию, часть коллектива обеспечивала сохранность вывезенных в Пермь экспонатов, некоторые эвакуировались.

Музей закрыли, но его здание и оставшаяся в нем часть музейной коллекции требовали постоянного внимания и заботы. Научные сотрудники дежурили круглыми сутками, ни на час не оставляя музей без присмотра. 

В подвалах главного здания, в помещении гардероба находилось убежище. Именно в нем возродилась научная деятельность, прерванная в первые дни войны. При слабом свете коптилки проводились заседания совета музея, слушались доклады, обсуждались научные статьи, решались неотложные вопросы.

Имя П.Е. Корнилова навсегда связано с культурно-художественной жизнью блокадного Ленинграда. Под его руководством проходили научные семинары и заседания в Доме ученых, открывались выставки и организовывались творческие вечера. Он не позволял себе расслабиться ни морально, ни физически.

В апреле 1942 г. Петру Евгеньевичу предложили занять должность выпускающего редактора агитационно-художественной полиграфической продукции в издательстве «Искусство». 24 апреля приступил к работе. Здесь ему удалось осуществить ряд очень значимых художественных проектов, ставших знаковыми для осажденного Ленинграда и Ленинградского фронта. П.Е. Корнилов проработал в издательстве немногим более года, но несомненно, что его приход туда вывел эту структуру на качественно новый уровень.

В 1942–48 года старший редактор Ленинградского отделения издательства «Искусство». В 1950–60-е гг. заместитель директора по научной работе в НИИ АХ СССР, преподавал в Ленинградском  институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. Занимался охраной и изучением памятников старины, участвовал в работе 1-й Средне-Волжской музейной конференции в г.Казани, внёс вклад в музейное строительство. Исследовал художественную иконографию г.Казани и г.Тетюши, состояние болгарских памятников, первым обратился к исследованию архитектурно-художественного облика Казанского некрополя, памятника 18 в. — галеры «Тверь» и другие. Описал художественные коллекции музея Казанских архитектурно-художественных мастерских, Тетюшского музея.

4 октября 1945 г. произошло событие, к которому готовились и которого ждали – эшелон с музейными ценностями, находившимися в эвакуации, сопровождаемый военной охраной, прибыл в Ленинград. Фактически с этого момента началась планомерная работа по восстановлению музея.

Полным ходом шла подготовка к открытию экспозиции отдела советского искусства. Графический отдел формировался из произведений самых разных авторов, причем не только ленинградской школы. Почти всех Петр Евгеньевич знал лично, со многими находился в близких, дружеских отношениях. 

Петр Корнилов дружил с художниками и старше себя — Вениамином Белкиным, Георгием Верейским, Дмитрием Митрохиным, Павлом Шиллинговским, и с представителями своего поколения — Юрием Великановым, Константином Рудаковым, Соломоном Юдовиным. Одна коллега как-то назвала Петра Евгеньевича «другом всех художников».

1 марта 1946 г. исполнилось 25 лет с начала научно-музейной деятельности Петра Евгеньевича Корнилова, и этому событию музей посвятил торжественное заседание. В адрес ученого было сказано много добрых слов, зачитаны поздравительные письма и телеграммы, в которых давалась истинная оценка самоотверженному труду ученого на поприще искусства.

Чествование проходило в кругу друзей и коллег в выставочном зале Ленинградского союза художников. Было получено около 300 телеграмм, писем и приветствий из разных городов СССР и из-за рубежа. Произведения графики Петру Евгеньевичу дарили всегда. Они составляли предмет его исследований и собирательства. Были такие подарки и в тот день. Но впервые от коллектива художников, работавших в печатных мастерских художественного фонда, ученый получил в дар целую папку эстампов, еще не экспонировавшихся на выставках, с трогательными автографами авторов. С тех пор к каждой своей круглой дате он получал такую подборку гравюр, офортов и литографий.

В начале июня 1946 г. П.Е. Корнилову была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а чуть позднее – медаль «За оборону Ленинграда».

Пётр Евгеньевич как искусствовед, музейный работник, коллекционер, библиофил внёс вклад в развитие редакционно-издательского дела в республике: публиковал музейные каталоги выставок, вёл библиографический отдел журнала «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете». Член Союза художников СССР (1943г.). Один из крупных советских коллекционеров, на протяжении всей жизни он собирал коллекцию графики и живописи.  Кандидат наук искусствоведения (1939г.), профессор (1964г.).
Умер  10 октября 1981 года, похоронен в Ленинграде. 
 
Здоровья Вам и долголетия!
С уважением,
Александр Кожевин