среда, 9 октября 2019 г.

Адвокат Александр Сергеевич Зарудный.

Архивное дело РГИА.  из Фонда адвоката (присяжного поверенного) Зарудного.
В 1917 г.  А.С. Зарудный был министром юстиции, вместо Керенского,
ставшего премьер-министром. 

Аверкиев (присяжный поверенный, представитель фирмы Фаберже в Москве) тоже обращался к Зарудному по поводу якобы оскорбления,
которое 20 декабря 1917 г. ему нанес Агафон Карлович Фаберже. 

Похоже, донос на Агафона Карлу Густавовичу написали двое:
Бауэр и Аверкиев. 


(На бланке)
Присяжный Поверенный
Владимир Степанович
АВЕРКИЕВ
Москва, Солянка, дом Харитоненко, № 13, кв.4                 21 января 1917 г.
                                                                    Многоуважаемый
                                                                 Александр Сергеевич.
Согласно личным переговорам посылаю Вам доверенность также для Ваших личных сведений относительно события, имевшего место  20 декабря 1916 г. и краткое описание фактов, имевших место за последние года, а также двести рублей переводом в частичную уплату условленного вознаграждения, остальные 300 р. перешлю, когда Вы напишите. Хотел бы, чтобы дело О.О. Бауэра было начато ранее моего несколько времени после Бауэра. Впрочем поступайте как знаете и как найдете лучшим. Если бы понадобились какие либо дополнительные сведения, я охотно Вам их сообщу. Вам могут также дать сведения: О.О. Бауэр тел. 547-82, помещение фирмы или домашний 279-67 и прис[яжный]пов[еренный]. С.С. Бызов в телеф[он]. – 59-42 домаш[ний]. и ЧастныйБанк 96 26 в случае надобности могу лично приехать. По вопросу же о том, следует ли мне присутствовать при разборе моего дела лично - предоставляю решить Вам и я подчиняюсь Вашему решению. Но думаю, что лучше было бы мне не присутствовать, чтобы избежать новых оскорблений, каковые от Аг. Карл. Можно ожидать.
                                     Уважающий Вас (подпись) В.С. Аверкиев

Агафон Карлович Фаберже потомственный почетный гражданин живет по Финляндской железной дороге. Станция «Левашово», соб. дом.

ххххх
(Бланк)
Присяжный поверенный и присяжный стряпчий
Александр Сергеевич Зарудный
Нижегородская ул., Д. № 23-А. кв. 2 Петроград.

      Многоуважаемый Владимир Степанович
       22 февраля я послал по почте Мировому Судье 5 участка Петрограда жалобу по Вашему делу, в копии при сем прилагаемую, а через несколько дней жалоба эта вместе с выданной нами доверенностью сгорела при уничтожении всех дел названного мирового участка.
      Ввиду того, что ныне я лишен возможности вести судебные дела и что доверенности Вашей у меня больше не имеется, я принужден просить Вас освободить меня от ведения Вашего дела. Если Вы не оставили мысли обвинять А.К. Фаберже, то я могу рекомендовать Вам для этой цели присяжного поверенного Самуила ЕремеевичаКальмановича (Петроград, Моховая улица, д. 26, к. 25), к каковому, если его помощь Вы признаете нужной Вам, обратитесь, пожалуйста, непосредственно.
     Одновременно возвращаю Вам почтовым переводом двести рублей, присланные Вами мне при письме от 21 января.
     О получении как этих денег, так и настоящего письма не откажите уведомить меня.
    Уважающий Вас

Расписка Петроградского Почтамта о приеме заказного отправления
Куда: В Москву
Кому: Аверкиеву
28. 4. 17.

Алекса́ндрСерге́евичЗару́дный (19 [31] августа 1863Царское Село — 30 ноября 1934Ленинград) — российский адвокат, политический деятель. Министр юстиции Временного правительства (1917).
·         Отец — Сергей Иванович Зарудный (18211887) — сенатор, тайный советник, один из главных деятелей судебной реформы 1864 года.
·         Мать — Зоя Александровна.
У Александра Зарудного было семеро братьев и сестёр, в том числе:
·         Екатерина Сергеевна Зарудная-Кавос (1861—1917), художница;
·         Сергей Сергеевич Зарудный. Был выслан в Сибирь на три года в 1887 по делу о покушении террористической фракции партии «Народная воля» на императора Александра III. По этому делу арестовывался и А. С. Зарудный, однако был освобожден за недостаточностью улик. Сын С. С. Зарудного Богдан-Александр Зарудный (укр.)русск. (28.04.1890—08.02.1918) — украинский политический и государственный деятель, один из основателей и членов ЦК Украинской партии социалистов-революционеров, член Украинской Центральной Рады, генеральный секретарь (министр) земельных дел Генерального Секретариата (правительства) Украинской Народной Республики (21.12.1917—16.01.1918), зверски убит красногвардейцами Муравьева в первый день занятия ими Киева.

Окончил Училище правоведения (1885), начал служебную деятельность помощником секретаря Петербургского окружного суда. В апреле 1887 был арестован вместе с младшим братом Сергеем по делу о покушении на Александра III, при обыске у него была найдена нелегальная литература. Неделю провёл в доме предварительного заключения, затем освобождён из-за недостатка улик (следствие не смогло доказать ни его связей с террористами, не намерения распространять найденную литературу). В результате ему было вменено в наказание пребывание под стражей.
В 1887—1888 находился в заграничном отпуске. В 1888—1891 работал в министерстве юстиции. С 1891 служил в органах прокуратуры в провинции (КременчугПолтаваПетрозаводск), в 18951900 — товарищ прокурора Петербургского окружного суда. Его коллега по прокуратуре С. В. Завадский отмечал честность и высокую эмоциональность Зарудного:
Бескорыстнейший идеалист, добрый и отзывчивый человек, хороший, но несколько медлительный работник, он обладал головою, способной вскипать не хуже самовара.
В 1900—1902 служил в юрисконсультской части министерства юстиции. Завершил службу в чине статского советника, был награждён орденами св. Станислава 2-й степени и св. Анны 3-й степени.
С 1902 — присяжный поверенный Петербургской судебной палаты.[1] Принадлежал к так называемой «молодой адвокатуре», занимавшейся политической защитой в разных городах России и оппозиционно настроенной по отношению к царскому режиму. Участвовал в защите обвиняемых по таким громким делам как процессы якутских ссыльнопоселенцев (1904; «романовское дело» — о вооружённом протесте против действий администрации), Боевой организации эсеров (1905), лейтенанта П. П. Шмидта и других участников восстания на Черноморском флоте (1906), Петербургского совета рабочих депутатов (1906), о подготовке покушения на Николая II (1907). Кроме того, участвовал в «литературных процессах», защищая писателей, издателей, журналистов, привлекавшихся к ответственности за критику существовавших порядков. Во время «романовского дела» доказывал законность неповиновения незаконным действиям властей, рассматривая такой протест как необходимую оборону. В своей защитительной речи фактически солидаризировался со своими подзащитными:
Со всем убеждением, на которое я только способен, со всей моей верой в конечное торжество добра, со всей моей беспредельной любовью к Родине я прошу присоединить и мою подпись к протесту от 18 февраля.
Особую известность Александр Зарудный как адвокат получил во время «дела Бейлиса» в 1913. По словам адвоката А. А. Демьянова, Зарудный
был душой этого процесса и вряд ли без Зарудного мог пройти так блестяще этот процесс, несмотря на речи МаклаковаГрузенберга и других. Зарудный взял на себя труднейшую задачу, требовавшую огромного труда и эрудиции: доказать, что по учению самих евреев никаких ритуальных убийств совершенно быть не может. Он произнёс прекрасную речь, но весь блеск его защиты заключался в реплике гражданским истцам, когда он, отвергая их доводы и ссылаясь на Талмуд и другие религиозные книги еврейства, показал, как глубоко изучил он свой предмет, свою находчивость и блеск в реплике.
Также Демьянов вспоминал, что
Зарудный, как адвокат, всегда знал дело, которое ему поручали, до тонкости. В этом отношении он был добросовестнейшим поверенным. В интересах своего подзащитного он доходил до тонкости; всё принимал в расчёт, изучал состав присяжных заседателей и принимал в расчёт характер судей, всегда знал, как повернуть защиту и что будет говорить. Я всегда считал Зарудного одним из лучших наших уголовных защитников. Зарудный никогда не стремился к рекламе. Мало того, он даже не интересовался, чтобы о речах его давали отчёт в газетах, или чтобы речь была напечатана даже тогда, когда она имела политическое значение.
По словам юриста Б. С. Утевского,
Зарудный был скромным в жизни, лишённым честолюбия человеком. Он не гнался за гонорарами, не думал о заработке и весь отдавался защите на политических процессах. Мне вспоминаются судебные заседания по политическим делам, в которых лидером защиты был Зарудный и в которых мне приходилось участвовать на скромных ролях. К словам Зарудного мы все прислушивались. Уважением он пользовался и у старых адвокатов. Он производил сильное впечатление на присяжных заседателей.
С марта 1917 Зарудный участвовал в деятельности Трудовой группы, в июле того же года объединившейся с народными социалистами в Трудовую народно-социалистическую партию. В марте 1917 был назначен товарищем министра юстиции, активно участвовал в деятельности Комиссии по пересмотру Судебных уставов 1864, задачей которой был возврат законодательства к либеральным традициям судебных реформ. В июне того же года ушёл в отставку. Входил в состав группы специалистов Особого совещания Временного правительства по подготовке проекта Положения о выборах в Учредительное собрание, в июле 1917 в течение нескольких дней был старшим председателем Петербургской судебной палаты.
Входил в третий (второй коалиционный) состав Временного правительства как представитель Трудовой народно-социалистической партии. Курировал следствие по делу членов партии большевиков, обвинённых в государственной измене, организации восстания и шпионаже в пользу Германии. Настаивал на скорейшем аресте скрывшегося от следствия В. И. Ленина, однако большой активности в борьбе с большевиками не проявлял. Во время его руководства министерством были освобождены из-под стражи Л. Б. КаменевА. В. ЛуначарскийА. М. Коллонтай и другие видные деятели большевистской партии. Дал военному министру и министру внутренних дел разрешение на время войны не допускать и закрывать собрания и съезды, которые могли представлять опасность в военном отношении. Из-за своей эмоциональности вступал в конфликты с подчинёнными. По словам А. А. Демьянова,
зная его самостоятельность мнений и нетерпимость, я был уверен, что министром он долго не пробудет. Так оно и вышло.
После отставки с поста министра, в сентябре 1917 участвовал в Демократическом совещании, выступал с критикой слабости Временного правительства, был сторонником коалиции социалистических и либеральных политических сил, демонстрировал своё неприятие личной власти, в том числе и своего давнего друга А. Ф. Керенского. Искренняя и лишённая политического расчёта речь Зарудного была использована большевиками для критики в адрес Временного правительства.
В советское время Зарудный отошёл от политической деятельности. Был членом Президиума коллегии адвокатов в Ленинграде и юрисконсультом ленинградского отделения Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Участвовал в защитах по уголовным делам. Занимался педагогической деятельностью, читал лекции на историко-революционные и юридические темы в различных городах страны. В 1933 по ходатайству Общества политкаторжан ему была назначена персональная пенсия.
Источник.  Википедия. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий