БАРАНОВ Евгений Феликсович, родился 12 сентября 1963 г. город Опочка, Псковской области. 1981-1985 гг. обучался миниатюрной живописи на эмали в Федоскинской школе миниатюрной живописи (ФШМЖ), факультет ростовской финифти, по специальности – роспись ростовской финифти. Мастер – Наталья Викторовна Власова.
По окончании
Федоскинской школы занимался традиционной декоративной «цветочной» росписью
эмалей, с конца 80-х занялся миниатюрой на горячей ювелирной эмали. В 1993 - 2023 гг. сотрудничает с Московской ювелирной фирмой «СИРИН», исполняя
эмалевые миниатюры и разрабатывая дизайн драгоценной православной атрибутики.
Прошел путь от художника по эмали до главного художника фирмы.
С 2021 г.. Председатель секции православного
искусства Творческого Союза Художников Декоративно-прикладного
искусства
С 2019 г. проводит
культурно – просветительскую работу с общественным движением «ЮНАРМИЯ» участвуя
в круглых столах и конференциях Общероссийской общественной организации
«Офицеры России».
2018 - 2022 гг.
руководитель проектов культурно-исторического наследия Международного
Благотворительного фонда «Дети Солнца».
С 2017 г. член Экспертного совета автономной
некоммерческой организации Проекта по развитию декоративно-прикладного
искусства «Современное наследие России».
С 2017 г. член жюри
Международного фестиваля искусств «Российский берег».
С 2018 г. эксперт Фонда интеллектуальной собственности «ОРК ИНТЕЛМЕР»
2005 – 2011 гг. член выпускной
дипломной комиссии и член жюри Российского конкурса профессионального
мастерства в Московском колледже декоративно-прикладного искусства им. Карла
Фаберже.
2003 - 2009 гг.
руководил ювелирным классом «Школы акварели Сергея Андрияки», где прошли
двухгодичное обучение 20 учащихся по программе авторской Школы миниатюрной
живописи по эмали и дизайну ювелирных изделий.
С 2007 г. публиковал в отраслевой ювелирной прессе (журналы «Золото и
бриллианты», «Ювелирный магазин», «Jewelry Garden» (Драгоценный сад),
многолетний образовательный цикл статей об истории, технологии и особенностях
создания образцов отечественной школы эмали.
С 2011 г. провел более 30-ти удаленные мастер-классов по написанию
миниатюры на эмали, с участием 580 человек, как из России, так и из других
стран. Постоянно консультирует начинающих художников: 3 000 подписчиков своего
сайта в России и за рубежом. С 2018 г. постоянно участвует в
научно-практических конференциях в Российской академии художеств с докладами по
вопросам работы с горячей художественной эмалью, имеет публикации в издания
академии РАХ.
С 2010 г. совместно с Международным
Мемориальным фондом Фаберже ведет работу по пропаганда
творчеств великого российского ювелира Карла Фаберже и художников его
фирмы.
С 2010 г. участвует в
программе реставрации и поновления Православных святынь и реликвий Валаама по
благословению Епископа Панкратия, наместника Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря. Участвовал как художника в
скульптурных проектах иконографических памятников Святого князя Владимира (г.
Владимир, 2015) и Святых Петра и Февронии (г. Великий Новгород, 2012).
С 90-х годов Евгений Баранов разрабатывал
технологию эмалевой живописи по опалесцирующим горячим эмалям и по
эмали-гильоше, и методики нанесения сугубо миниатюрного изображения по горячей
ювелирной эмали. Был освоен и введен в
практику крайне капризный, но яркий и выразительный материал – опалесцирующая
эмаль. Последние 20 лет исполняет
миниатюрную живопись исключительно на русской опалесцирующей эмали - гильоше по
драгоценному металлу.
На фирме «СИРИН»
Евгению Баранову ис пользуя отличную производственную базу, квалификацию и огромный
опыт мастеров, воплотил самые грандиозные замыслы и проекты, вырос как художник
и мастер, и получил известность в профессиональном
ювелирном сообществе. Разработанная
авторская «Технология нанесения миниатюрной живописи по транспарентной и
опалесцирующей эмали – гильоше получила регистрацию в Реестре Фонда интеллектуальной собственности № 19-760
от 2 июня 2019 г. как «Эмалевая миниатюра Баранова Евгения (ЭМБЕ)».
Первый успешный проект
Евгения Баранова – памятное изделие к 850-летию Москвы – Потир «Юбилейный», в стилистике культового сосуда показаны важные
исторические события истории столицы, отмечен дипломом I степени на выставке
«Ювелир-97», экспонируется в Музее
подарков Моссовета.
Важным этапом было создание Печати «Президентской», куда были
написаны миниатюрные иконные Образы Богородицы. Геральдический Совет принял
такое прочтение темы, а изделие было показано на площадке «Ювелир-98» и
получило «Приз за сохранение национальных традиций».
Еще до официальной
канонизации РПЦ Императора Николая II и его семьи Евгений Баранов исполнил проект Пасхального яйца,
посвященного Царственным Страстотерпцам.
Драгоценное произведение было показано в Гостином дворе на выставке «Новый русский стиль – 2003» и
отмечено Дипломом I
степени.
Ярким и значимым
произведением получилась совместная работа с Татьяной Жарковой – Пасхальное яйцо «Памяти Михаила Перхина»,
для него Евгением Барановым написана серия миниатюр с изображением шедевров
фирмы Фаберже и портрет Михаила Перхина, гениального мастера фирмы Фаберже , исполнившего 28
императорских пасхальных яиц. . Произведение было показано на выставке «Новый
русский стиль – 2005» и дипломировано как «Ювелирное изделие высокой художественной
ценности».
Еще одним ярким и самобытным ювелирным
произведением был Глобус «Первопроходцы земли Сибирской», где была отдана дань
бесстрашным и героическим предкам. Произведение получило диплом за II место как «Драгоценное украшение
интерьера» на «Новом русском стиле – 2004».
Не обойдя стороной и другое значимое событие
Отечественной истории, Евгений Баранов спроектировал Пасхальное яйцо «Двести
лет славной победе» к юбилею событий 1812 г. и написал ряд миниатюр для него.
Произведение широко экспонировалось и получило
Диплом в номинации «Высокий уровень ювелирной техники» с выставки
«Россия. XXI
век» в Гохране России в 2014 г.
Для мастерских ГОХРАНА, которые изготавливали
точные копии главных Державных символов из Алмазного фонда Московского Кремля
для экспонирования за рубежом, Баранову Евгению была доверена ответственная
задача по написанию копийной миниатюры «Св. Георгий» на эмалевом орле,
венчающим Императорский скипетр. Эти драгоценные экспонаты с 1999 г. - в коллекции Алмазного фонда.
Большое количество изделий с иконописными
миниатюрами было исполнено для Русской Православной Церкви, от миниатюрных
нательных крестиков и образков и до больших наперсных крестов и панагий, включая
Панагии для Святейшего патриарха Алексия II. Интересной, сложной и
ответственной была работа над настольной иконой Валаамской Божией матери
(2016). Для написания безупречно точного Образа и благословления на этот труд
потребовалась паломническая поездка на этот Святой остров.
Много сил забрала у
Евгения Баранова долгая исследовательская и исполнительская работа над складнем
«Св. Троица» (2008 - 2018). Работа
продлилась несколько лет, но в результате получился эмалевый образ иконы св.
Троицы в лучших традициях русской школы иконописи. Произведение экспонировалось и получило
диплом в номинации «Мастера золотого и серебряного дела»» на выставке «Россия. XXI век » в ГОХРАНЕ России.
После 2018 г. у Евгения Баранова последовал
некоторый отход в творчестве от традиционной иконописи в сторону создания
реалистичных, живописных произведений, где выигрышно используются все
возможности живописи на опалесцирующих эмалях – это был цикл из пяти больших
цветочных букетных композиций, где удалось поднять цветочную роспись до высот
сложных многоплановых живописных произведений.
И самый знаковый и важный этап в творчестве Евгения
Баранова - начатая в 2021 г. работа над необычайно сложным и многодельным
Пасхальным яйцом «Вознесенское» (2021- 2023), где Евгений Баранов подводит
итоги всем своим многолетним опытам и изысканиям, создав проект этого
произведения, и продолжая написание живописных вставок для него на
опалесцирующей эмали-гильоше. В мощные Образы Евангелистов и сам сюжет
Вознесения Господня Евгений Баранов вкладывает все свое понимание и умение
работы с этим многотрудным материалом.
Ювелирные произведения исполняется в историческом стиле, опираясь на
творчество мастеров «Большого стиля» рубежа 19-20 вв., и продолжает высокие
традиции отечественного ювелирного дела, развиваясь на прочном фундаменте
советской ювелирной школы, обращенном к национальному наследию.
Миниатюры Евгения Баранова на опалесцирующей эмали-гильоше, написанные по
его уникальной технологии, не имеют аналогов в мире ни по качеству
изготовления, ни по миниатюрной размерности изображения, ни по используемым при
этом материалам и технологиям.
Евгений Баранов своим
творчеством внес большой вклад в восстановление лучших традиций русского
эмалевого дела и дальнейшего развития и популяризации нашего национального
достояния.
Созданные по проектам Баранова Евгения и с применением его миниатюрной
живописи по опалесцирующим эмалям-гильоше ювелирные произведения с конца
прошлого века - желанные экспонаты на лучших выставочных площадках, получая
высокие оценки искусствоведов Оружейной Палаты, Алмазного фонда, ГОХРАНА
России, «АЛРОСА» и экспертов других значимых выставок в стране и за рубежом
(Дубай, Гонконг). Демонстрировались они
и в Московском Кремле, и в Белом Доме, и в Государственной Думе, в Алмазном
фонде и Гохране России, и находятся теперь в коллекциях видных политических,
культурных и религиозных деятелей России и дальнего зарубежья (В.В. Путина, Д.
Медведева, Г. Шредера, Л. Кучмы, В. Януковича, С. Ниязова, Патриархов Алексия
II и Кирилла), Коронованных Особ Европы и Востока, в коллекции Алмазного фонда
и Гохрана России.
Е.Ф. Баранов написал главу «Воссоздание, развитие и перспективы
технологий работы с эмалями. От Фаберже к сегодняшним художникам по эмали» в
монографии «Василий Зуев и его продолжатели. К 150-летию придворного
миниатюриста». СПб, издание Мемориального Фонда Фаберже, 2020 г.
Член Творческого Союза
Художников России, секция религиозного искусства (2006).
Член
Международного Союза Дизайнеров, ювелирная секция (2008). Член Творческого Союза Художников
Декоративно-прикладного искусства, секция православного искусства (2017). Член
– корреспондент Петровской Академии наук и искусств (2023).
Работы Евгения
Феликсовича Баранова безусловно
музейного уровня, являются достоянием культурного фонда нации.
Участие Евгения Баранова в значимых художественных и
ювелирных выставках:
КВЦ
Сокольники.
Москва, 1997. Международная ювелирная
выставка «Ювелир – 97». Диплом I степени в номинации «Украшение
интерьера».
Мэрия
Москвы. Москва,
1997. Художественная выставка,
посвященная 850-летию г. Москвы. Диплом выставки.
КВЦ
Сокольники.
Москва, 1999. Международная ювелирная
выставка «Ювелир – 99»
Диплом I степени и Приз за сохранение
национальных традиций.
Алмазный
фонд России. Москва, май 2000. Итоговая выставка Всероссийского Конкурса Ювелиров «Ювелиры – XXI веку». Диплом I степени в номинации «Сохранение
национальных традиций».
КВЦ
Сокольники.
Москва, сентябрь 2000. Международная
ювелирная выставка «Ювелир – 2000».
КВЦ
Сокольники.
Москва, сентябрь 2002. Международная
ювелирная выставка «Ювелир – 2002».
Гостиный двор. Москва, май 2003 г. Ювелирная
выставка «Новый русский стиль 2003».
Диплом I степени Всероссийского Конкурса
Ювелиров «Золотой шедевр».
Гостиный двор. Москва, май 2005. Ювелирная выставка «Новый русский стиль 2005».
Диплом I степени «Ювелирное изделие высокой
художественной ценности» конкурса «Лучшие украшения России».
Гостиный двор. Москва, май 2006. Ювелирная выставка «Новый русский стиль 20065».
Диплом за 2 место
в номинации «Драгоценные украшения интерьера».
Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, 30 января – 3 февраля 2007. Международная выставка православного
искусства «Свет миру». Диплом выставки за экспозицию миниатюрных икон.
Кремль. Администрация Президента Российской Федерации. Москва, февраль-март 2009. Выставка православного искусства «Патриарх
возрождения». Диплом за экспозицию миниатюрных икон.
Дом Правительства Российской Федерации. Москва, октябрь 2009. Выставка православного искусства «Патриарх
возрождения». Грамота за экспозицию миниатюрных икон.
Фойе зала заседаний Президиума Правительства Российской
Федерации, Дом Правительства РФ. Москва, март 2010. Выставка избранных произведений православного искусства «Русский
Ренессанс».
Диплом выставки за
экспозицию миниатюрных икон.
Храм Христа Спасителя. Москва,
декабрь 2013. Выставка мастеров православного
искусства «Свет Рождественской звезды».
Гохран России. Москва, май
2014г. Выставка-конкурс ювелирного
искусства «Россия. XXI век» Гохрана России. Диплом II степени в номинации
«Высокий уровень ювелирной техники».
Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, ноябрь 2014. XI
церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь
— ко
Дню народного единства».
Государственная Дума России. Москва. Апрель 2015. Выставка мастеров православного
искусства «Светлая Пасха».
Гохран России. Москва, июль
2015. Выставка-презентация альманаха
«Лучшие художники России. Декоративно-прикладное искусство» ТСХДПИ.
Гонконг. Сентябрь 2015.Международная ювелирная выставка «Hong Kong Jewellery and Gem Fair».
ВДНХ. Москва, октябрь 2015. Ювелирная выставка «JUNWEX Москва 2015».
Кремль. Администрация Президента Российской Федерации. Москва, ноябрь 2015.
Дубай. ОАЭ, декабрь 2015. Международная художественно-ювелирная
выставка «Dubai
International
Jewellery
Week
2015».
Кремлевский Дворец Съездов. Москва, апрель- май
2016. Выставка мастеров православного
искусства «Христово Воскресение».
Государственный Исторический Музей. Москва, октябрь 2016. Выставка
ювелирных произведений, финалистов конкурса
«Россия XXI век» Гохрана России. Благодарность за участие в выставке.
Данилов
монастырь. Резиденция Патриарха. Москва, декабрь
2016. Выставка произведений современного православного искусства России
«Рождество».
Центральный дом Литераторов, Москва, декабрь 2017. Выставка «Первая профессиональная Премия
Национальных Ювелирных Брендов России JEWELRY STAR» ассоциации Национальных Ювелирных Брендов России.
Диплом и кубок
«Хрустальное кольцо» в номинации «Уникальные технологии в ювелирном искусстве».
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Ростов Великий, июль 2018. Художественная
выставка в рамках V фестиваля Ростовской финифти. Диплом за участие
в выставке.
Гохран России. Москва, июль
2018. Выставка-презентация альманаха «Лучшие художники России.
Декоративно-прикладное искусство» ТСХДПИ.
Гостиный Двор. Москва, декабрь
2018. II Общероссийская выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Золотые руки России»». Диплом
выставки за экспозицию миниатюрных икон.
Сиань. Китай. Май 2019. Художественная выставка в рамках форума «Экспо Шелковый путь 2019».
Диплом выставки за
экспозицию миниатюрных икон.
ЛенЭКСПО. Санкт-Петербург,
июнь 2019. Художественная выставка
«Лучшие мастера России» в рамках форума «ПМЭФ 2019». Диплом выставки за экспозицию миниатюрных
икон.
Малый Манеж. Москва, октябрь
2019. Выставка
ювелирных произведений, финалистов конкурса
«Россия XXI век» Гохрана России. Диплом III степени в номинации «Мастера золотого
и серебряного дела».
ЛенЭКСПО. Санкт-Петербург,
ноябрь 2019. Выставка финалистов конкурса «Современное наследие России – 2019» в рамках Проекта «Сохранение
национального наследия России».
Диплом за выход в
финал конкурса «Современное наследие России – 2019».
Диплом Гран При в
номинации «Миниатюрная живопись на эмали».
Гостиный Двор. Москва, декабрь
2019. III Общероссийская выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Золотые руки России»». Диплом в
номинации «Традиции и новации в современном православном искусстве».
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного
искусства. Москва, август 2020.
Третья Московская международная выставка художественной
эмали. Диплом в номинации «Ювелирная эмаль».
Государственный музей-заповедник «Павловск». Санкт-Петербург, март 2021.
Художественная выставки произведений
декоративно-прикладного искусства «Искусство роскоши. Наследие российской
империи в работах современных художников».
Гостиный Двор. Москва, январь-февраль 2022. Вторая
художественно-промышленная выставка-форум "УНИКАЛЬНАЯ РОССИЯ".
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Екатеринбург,
ноябрь 2022.
Выставки камнерезного и ювелирного искусства «Старая, старая сказка или
Рождество и волшебство".
Награды Евгения Феликсовича Баранова:
Великий Новгород, 2012. Архиерейская Грамота РПЦ «Во внимание к
трудам по установке памятника святым благоверным князьям Петру и Февронии».
Москва, август 2007. Творческий Союз
Художников России. Серебряная медаль «За вклад в отечественную культуру».
Москва, октябрь 2013.. Почетный
памятный знак Мемориального фонда Фаберже «Орден Франца Петровича Бирбаума,
главного мастера и художника фирмы Фаберже»
с присвоением звания «Главный мастер»
«За выдающиеся заслуги в ювелирном искусстве и многолетнюю творческую
деятельность, способствующую пропаганде ювелирного искусства».
Москва,
май 2016. Почетный
памятный знак Мемориального фонда Фаберже «Орден Василия Ивановича Зуева,
художника-миниатюриста фирмы Фаберже». «За многолетнюю плодотворную творческую
деятельность в области миниатюрной живописи, развития художественного наследия
фирмы Карла Фаберже и главного художника-миниатюриста фирмы Фаберже и Кабинета
Императорского двора Василия Ивановича Зуева».
Москва, май 2018. Почетный памятный знак Мемориального
фонда Фаберже «Орден за заслуги в православном искусстве». «За особые заслуги в православном искусстве и
многолетнюю творческую деятельность в создании миниатюрных ювелирных
произведений».
Москва, июль. 2018. Почетный памятный знак Мемориального
фонда Фаберже «Орден «Карл Фаберже – Придворный ювелир», «За особый вклад в развитие российского
ювелирного искусства и в связи с 35-летием творческой деятельности».
Москва, февраль 2023. Медаль
«Профессионал России» Наградной Думы Российской геральдической палаты. «За
создание исторически значимых, высокохудожественных произведений в лучших
традициях Русского ювелирного искусства. За восстановление и разработку
уникальных технологий работы с эмалями. Во славу и величие России».
Характеристика – рекомендация дана Баранову Евгению
Феликсовичу, члену Международного
Мемориального фонда Фаберже для представления к званию «Заслуженный художник
Российской Федерации»,
ПОЧЕТНЫЙ АКАДЕМИК РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, Эксперт по оценке художественных ценностей Министерства
Культуры РФ, Ученый секретарь и герольдмейстер Международного Мемориального
фонда Фаберже, консультант по Фаберже Аукционного дома «Кристи», кандидат
искусствоведения, профессор В.В. СКУРЛОВ
Санкт – Петербург, 25 апреля 2023 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий