суббота, 6 ноября 2021 г.

История ленинградской эмали.

 История ленинградской эмали.

ЗАСУХИНА Лилия Захаровна, кандидат химических наук, окончила Технологический

институт в 1952 г., кафедра стекла. По распределению попала на Монетный двор.

Защитила в Технологическом институте диссертацию по эмалям.

Карл Фаберже имел возможность покупать эмали за границей. Немного варил сам.

Очень хорошее качество эмалей было достигнуто при покрытии куполов Храма Спас-на-

Крови. В условиях агрессивной петербургской атмосферной среды они стоят уже сто лет,

не теряя качества. Есть такая книга проф. Штукерта «Ювелирные эмали».

Ещё в 1920-е годы проф. Келлер (б. ЦУТР барона Штиглица) Высших Художественных

мастерских разработал палитру ювелирных эмалей для Дулёвского фарфорово-

керамического производства. Изготовление эмалей для Дулёво было вспомогательным (не

основным) видом деятельности. Была эмалевая продукция ещё в 1930-1940 гг.

В 1950-х гг. была очень большая потребность в эмалях на Ленинградском Монетном

дворе, при изготовлении орденов. Московский Монетный двор орденов не делал, только

медали. Использовались дулёвские эмали. Палитра 28 цветов. При изготовлении ордена

Красной звезды использовалась эмаль «золотой рубин». Очень сложно было разработать

эмаль серого (мышиного) цвета, которая использовалась для фона на портрете в ордене

Ленина. Композиция серой эмали была очень сложной (кобальт, никель, железо и т.д.)

Цвет эмали зависит от применяемого в качестве подложки металла: золото, серебро,

эмаль. Та же эмаль «золотой рубин» на томпаке будет чёрной. В 1960 гг. запрещено

производство эмали с ураном. До сих пор нет замены прекрасному колору салатного и

желтого цвета.

Разработка эмали – это не только сложная и тонкая наука, но искусство. На цвет

эмали влияет очень много факторов, например материал сосуда, в котором эмаль сварена

(платиновый тигль, шамотовый, корундовый, фарфоро высокопрочный и т.п.).

Существует даже предание, что проф. Келлер долго не мог получить нужный цвет

заглушенной эмали. Причина была в том, что профессор очень любил чеснок и наличие

чеснока в воздухе лаборатории меняло цвет эмали. Одна из задач – расширение палитры:

красный, малиновый, розовый, бордовый цвета.

Сейчас многие покупают эмали в Австрии и Италии. В советское время пользовались

своими.

ЗАШТОФТ Валентина Николаевна, сотрудник Лаборатории эмали

НИИИювелирпрома с 1974 г.

Лучшие эмали были из Австрии, Фирма ШАВЕР (закрылась в середине 1990 гг.).

Лаборатория эмалей НИИювелирпрома во главе с кандидантами химических наук

Зайцевым и Засухиной Лилией Захаровной расширяли палитру эмалей. Более

легкоплавкие, более технологичные. Названия: «пятёрка», «тройка». В конце 1980 гг.

разрабаиывали эмали полупрозрачные, под гильош. Вначале разработали три рисунка

гильоша: «сфера», «волна», «занавеска». Каждый цвет эмали должен иметь несколько

температоруных режимов. Так белая эмаль может быть тугоплавкой,

среднетемператоруной и легкоплавкой.

ПОВОЛОЦКАЯ Вера Георгиевна (1932 г.р.), заслуженный художник РФ. Эмалью

занималась с середины 1950 гг.


Много работала с эмалью Нина Эрнестовна ФОГТ. Она закончила Рисовальную

школу императорского Общества Академии художеств. Брали эмалевые кубки в

Эрмитаже, для изучения в качестве образов.

Горячая эмаль в Ленинграде была всегда, даже в 1920-1930 гг. По эскизам

Поволоцкой исполнялись броши, браслеты. Чаще всего томпак, но была эмаль с серебром.

Томпак, конечно, дешевле. Он крепче, медь – мягкая. Модели утверждались на

художественном совете в Москве. Весомое слово было за искусствоведом Ильиным. Как-

то он обвинил Поволоцкую в абстракции, за эмалевую брошь. Крупные украшения, вся

женская половина Ленинграда ходила в брошах Поволоцкой. Затем извинялся, говорил,

что был неправ. Поволоцкая исполняла кубок для Музея Арктики и Антарктики. Эмаль,

высота 40 см. Была и посуда, многочисленные коробочки и подстаканники, например

«Пингвины», «Ленинград».

Кто-то работал уже и по линии Художественного фонда. Но печи дома держать сложно, к

тому же они потребляют много энергии. Искусство эмали очень трудоемкое.

Легкоплавкая даёт более сочные цвета, но прокладывать тяжело.

Комментариев нет:

Отправить комментарий