пятница, 16 сентября 2011 г.

СООБЩЕНИЕ ПО ЭМАЛЕВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ, сделанное в Русском художественно-промышленном обществе действ. членом общества Францем Петровичем Бирбаумом


Милостивые государи.
Прежде всего я хотел бы выяснить особенное значение эмали в нашем художественном производстве. Богатство красок, унаследованное нами от Ви­зантии и Востока, всегда быпо неотлучным спутником нашего национального искусства и одной из подкупающих его прелестей. Дорожа этим достоянием, мы должны обратить особенное внимание на средства наилучшего его выраже­ния. Первое место я без колебания отдаю эмали: никакая живопись не может конкурировать с нею по силе и богатству тона, по прочности и долговечности. Не подвергаясь действию времени и кислот, она через столетия сохранит полностью колорит, вверенный ей художником.
Тем печальнее, что такой драгоценный помощник остается у нас в полном пренебрежении. По эмалевому производству мы не имеем ни исследований, ни практических руководств. Даже художественные училища наши до сих пор не открыли специальных классов по этому предмету. Последствием всего этого явилось то, что эмалевое дело, стопь благодарное и столь применимое в нашем национальном искусстве, заглохло и в настоящее время выражается только в шаблонных и малохудожественных изделиях наших кустарей.
Перед нами стоит двойная задача: с одной стороны, нужно воспитать и образовать художественное чувство ремесленников-производителей, с дру­гой — познакомить художников с условиями производства, дабы, зная его, они обращались к эмали как к верному выразителю своих композиций. Имея в виду последнее, я главным образом займусь описанием техники, сократив истори­ческий обзор до минимума. Конечно, это описание составит только конспект производства, но я надеюсь, что при сочувствии и поддержке с вашей стороны мне удастся устроить практические занятия по эмали для тех членов из нашего общества, которые пожелают поближе познакомиться с делом.
Эмаль в своей основе не что иное, как бесцветная стеклянная масса. Разные металлические окиси, будучи прибавлены к этой массе, придают ей разные окраски, а в случае нужды делают ее и непрозрачной.
Эмали бывают двух родов: прозрачные и опаковые (то есть непрозрачные).
По способам их употребления на металле они могут быть разделены на пять категорий:
1.  Cloisonnes (перегородчатые).
2.  Champleves (то есть по вынутому полю).
3.  Ажурные.
4.  Барельефные.
5. Живописные.
Эмали употребляются на золоте, на серебре, на меди, редко на железе и на других металлах.
Разница между перегородчатыми эмалями и эмалями по вынутому полю состоит в том, что в первых перегородки набираются из тонких полосок мягкого металла (золота или серебра) и прикрепляются на пластинке или на корпусе вещи с помощью пайки. Бо вторых — пространства, подлежащие наполнению эмалью, углубляются в самой пластинке или вещи с помощью инструмента.
Ажурные эмали отличаются от предыдущих тем, что в них металлический фон отсутствует и эмали играют роль цветного стекла.
Барельефные эмали называются так потому, что под эмалью находятся металлические орнаменты или фигуры незначительного рельефа, которые по­крывались прозрачными эмалями. Разница в толщине слоев эмали углубляла некоторые части барельефа, заставляя выступать другие части.
Живописные эмали по своему виду приближаются к обыкновенной жи­вописи. Тем не менее их надо разделить на рода:
1. Живописные эмали, где почти все достигалось последовательным нало­жением разных слоев эмали.
2. Живопись по эмали, которая по своей технике сродни живописи по фарфору.
Теперь, имея общее понятие о разных видах эмали, можно перейти к краткому обзору ее истории.
В древности эмали были уже известны египтянам, персам и этрускам. Надо полагать, что египтяне познакомились с эмалью через финикиян. Б отличие от позднейшей техники, египтяне употребляли эмали как мозаику, то есть вытачи­вали кусочки нужной формы и величины и закрепляли их между приготовлен­ными перегородками. Таким образом, эмаль играла у них роль, очень схожую с ролью драгоценных камней. Эмаль часто встречается в крыльях символичес­ких изображений ястреба и жука. Лучшие экземпляры египетских эмалей нахо­дятся в Луврском музее. Не подлежит сомнению, что эмаль была известна также этрускам. Следы ее мы часто находим на украшениях, оружии и утвари древних галлов. Кроме того, мы имеем письменные тому доказательства у Филострата, который говорит: "Варвары, соседние с океаном, умеют покрывать раскаленные металлы красками, которые впоследствии становятся креп­кими как камень».
С VI века после Р. X. эмаль вводится в золотых изделиях византийцев, причем применяется исключительно перегородчатый способ. Лучшие из сохра­нившихся образцов этой эмали находятся у нас в России в коллекциях Звениго­родского и Боткина и состоят главным образом из изображений Спасителя, Божией Матери, евангелистов и святых. Техника этил работ настолько развита, что вызывает удивление лучших современных эмальеров. Эмали эти исполнены на тонких пластинках червонного золота с перегородками из того же металла, Ввиду незначительной толщины пластинки (в лист средней бумаги), место, занимаемое фигурами, вдавливалось, из полученном оконтурном углублении накладывались перегородки и сплавлялись эмали.
От византийцев перегородчатые эмали распространяются на Запад: во Францию, Германию, Италию, где они применяются от IX до XII века. Впослед­ствии, ввиду их дороговизны, они остаются в употреблении только в мелких золотых изделиях.
Перенесенные также в Россию, они у нас перерабатываются в филиграно­вые, отличающиеся от с1о!зоппе тем, что перегородки имеют вид веревочек и употребляются преимущественно на серебре, и тем еще, что эмали, оставаясь немного ниже, чем филигрань, при окончальной отделке не полируются.
Па Западе быстро увеличивающееся в то время количество церквей и потребность снабжения их утварью заставили искать более дешевые материа­лы. Золото заменяется медью и железом. Перегородчатый способ, годный для золота и серебра, становится затруднительным при применении к меди: ввиду крепости этого металла перегородки трудно поддаются сгибанию. Б силу этого на смену перегородчатым эмалям появляются эмали по вынутому полю, причем прозрачные эмали уступают место опаковым. Главным производителем эмали сНатр1еуез является во Франции город Лимож.
Способ champleves дает очень разнообразные результаты, смотря по тому, эмалируется ли рисунок, оставляя для фона металл, или, наоборот, сберегается металл для фигур или орнамента и эмалируется фон. Преимущество перед cloisonné  состоит б том, что контур рисунка может по желанию расширяться или сужаться и благодаря этому приобретает больше выразительности.
5 конце XIII века появляются в Италии, в Пизе и Сиенне, и во Франции, в Монпелье, барельефные эмали. Несмотря на то что производство их было громадное и продолжалось до XIX столетия, очень немногие экземпляры этой эмали сохранились до настоящего времени. Причина тому то, что, исполненные на золоте или на серебре, они часто уничтожались ради ценности самого металла. Появление их нанесло огромный ущерб лиможским эмальерам, вытес­нив совершенно их champleves, и до XV века их производство находится в гюлком упадке.
Ажурные эмали появились в Италии в XIV веке, и описание их техники мы находим у Бенвенутто Челлини: «Б железный ящик, имеющий форму той массы эмали, которую желательно получить, вкладывали с помощью кисточки тонкий спой земли, чтобы предупредить прилипание эмали к ящику; в ящик опускали рисунок, составленный из ленточек металла, как при cloisonne, накладывали
достаточное количество эмали, и после обжига вынималась из ящика прозрач­ная масса, которая оправлялась как драгоценный камень».
С XV веком начинается для Лиможа блестящий период живописных эма­лей. Большинство этих эмалей были исполнены в одном тоне и носят названия дпзаШе и сата!еи. Преобладают фиолетовый, синий и черный фоны. Нередко, впрочем, встречаются и работы всеми красками; в этих работах белые эмали покрывались другими — прозрачными разных цветов. Лиможские эмали в виде пластинок со священными изображениями иногда довольно значительных разме­ров употреблялись для украшения алтарей и церковной утвари; а с мотивами из мифологии и Ветхого Завета применялись как панно в мебели, шкатулках и т. п. Этой же живописью покрывались блюда, вазы и разная ценная утварь.
Великолепные лиможские эмали выродились в живопись по эмали, кото­рая поставила себе задачей приближение к обыкновенной живописи. Худож­ники-живописцы этого рода отдались почти исключительно миниатюрным ра­ботам в виде портретов и разных мелких сюжетов, украшающих большей частью крышки разных коробочек и табакерок. Жанр этот продержался почти до конца XIX века, когда возрождение, охватившее все художественные произ­водства коснулось и эмали. Лучше вооруженные в смысле химических знаний, современные эмальеры не только воскресили старые способы, но довели их до совершенства, о котором едва ли могли мечтать их предшественники. Франция и тут дала наибольший контингент талантливых эмальеров. Всемирно известны имена:  Grandhomme, Thesmar, Hirtz, Lalique, Feuilattre, Tourette, Houillon. В англии известен своими живописными эмалями Fischer, в Швейцарии декора­тивными работами крупных размеров — Heaton.
Приступая к подробному описанию различных способов употребления эмали, прежде всего приходится говорить о металле.
Не все металлы пригодны для эмалировки; предпочтение нужно отдать тем, которые менее всего способны окисляться, как-то: золото, серебро и платина. Менее пригодными являются: медь, железо и пр. Б силу той же причины нужно употреблять золото и серебро по возможности высокой пробы, то есть с наименьшей примесью меди (от 72-й до 88-й для золота и 88-я для серебра). Присутствие меди реагирует на эмаль, ухудшая и изменяя ее цвет. Действия этой реакции ограничиваются обыкновенно слоем эмали, непосред­ственно соприкасающейся с металлом. Из этого следует, что для работ на эмали и железе нужно предпочитать опаковые эмали. Если же употребляют прозрач­ные эмали, то металл предварительно покрывают слоем fondant (флюс).
Металлы, подлежащие эмалировке, подвергаются чистке, с нею мы позна­комимся по мере того, как будем рассматривать различные способы употребле­ния эмали.

ЭМАЛЬ

Как было уже сказано, основная часть эмали — бесцветная стеклянная
масса, называемая fondant или флюсом. Флюс есть стеклянный сплав из окиси свинца (сурик), кварца и буры; играет он при эмалировании ту же роль, какую играет вода при акварели. Флюс может быть легкоплавкий или тугоплавкий. Увеличивая количество сурика и буры, получают пегкоплавкие эмали, а увели­чивая кварц и уменьшая сурик и буру, получают тугоплавкие эмали. Обыкновенно в составе эмалей употребляют два флюса.

ТУГОПЛАВКИЙ
1.12 част, пожаренной на железном листе буры.
2.  12 част, порошка кварца (кремнезем).
3,  б част, порошка сурика.

ЛЕГКОПЛАВКИЙ  1. 12 част, кварца. 2. 30 част, сурика.

Существуют еще следующие составы специально для работ по золоту:
а)   3 ч. кремнезема. 2 ч. сурика.
2  1/2 ч. поташа.
b)   3 ч. кремнезема. 5 ч. сурика.
1  ч. поташа                                                   
 с)   2 ч. кремнезема.
3 ч. сурика. 10 ч. поташа.
d)   2 ч. кремнезема.
2 ч. сурика.
1 ч. жженого поташа.

Во всех случаях все сплавляют в тигле, толкут с водою, отмучивают и сушат.
Для придания флюсу цвета прибавляют к нему разные металлические окиси, причем большее количество окиси дает большую густоту цвета и, наоборот, эмаль светлеет с уменьшением количества окиси.

Составы эмалей бывают следующие:
ЖЕЛТАЯ ЭМАЛЬ   1. Флюса 10 ч., хлористого серебра 1—2 ч. 2. Флюса 4 ч., окиси сурьмы 1 ч. Окись урана дает тоже золотистый желтый цвет.
ЗЕЛЕНАЯ  1. Флюс 10 ч., окись хрома до 2 ч. 2. Флюс 30 ч., черная окись меди до 2 ч. Окись железа дает зеленый бутылочный цвет.
СИНЯЯ  Флюс 10 ч., закись кобальта до 2 ч. Смешением окисей кобальта и меди получается бирюзовый цвет.
ФИОЛЕТОВАЯ Флюса 30 част., перекиси марганца до 2 ч.
ПУРПУРОВАЯ  Флюса 12 ч., пурпура до 2 ч.

Окись меди и хлористое золото дают тоже хорошие результаты. Пурпур есть раствор золота в царской водке, смешанный с раствором оловянной соли, причем выделяется при долгом стоянии порошок пурпура; чтобы ускорить выделение, прибавляют алкоголь.
КОРИЧНЕВАЯ и ЧЕРНАЯ ЭМАЛИ получаются сплавлением окисей железа и марганца с флюсом.
Основа для опаковых эмалей приготовляется следующим образом.
Обжигают 100 част, чистого свинца с 20 част, олова, сбалтывают, пока все не превратится в окись грязного желтого цвета, окись превращают в порошок, промывают, удалял металлические остатки, и, наконец, сушат.
Чтобы сделать флюс непрозрачным, надо при составлении его заменить сурик этой окисью. Затем к непрозрачному флюсу прибавляют нужные для получения цвета окиси.
Так как в нашу задачу не входит фабрикация эмали, а главным образом употребление ее, то этих данных о ее составе достаточно; тем более что эмали всех сортов и родов имеются готовые в продаже.
Очень важно при работах употреблять эмали одинаковой плавкости и одинаковой устойчивости в цвете. Неусточивые эмали при повторных обжигах желтеют и тускнеют. Прежде употребления какой-нибудь эмали в работе, необ­ходимо всесторонне ее испытать, дабы избежать неудачи, чаще всего непопра­вимой.

Эмальерная печь

Эмальерная печь сделана из огнеупорной глины и снабжена таким же муфелем. Топлива употребляются разные: березовый уголь, кокс, газ, керосин. Б печках, отапливаемых древесным углем или коксом, муфеля открыты: чтобы предохранить вещь от прямого действия пламени. Чем бы ни отапливалась печь, она готова к обжиганию вещей, когда муфель накалится до ярко-красно­го. Вещь, подлежащая обжигу, должна быть высушена до полного испарения воды, тогда ее ставят на пластинку из железа (когда пластинка контр-эмалирована, то между нею и железным листом помещают тонкий лист слюды) или огнеупорной глины и понемногу, а не сразу, вводят в муфель или в печь. При обжиганиях без муфеля надо остерегаться слишком сильного пламени. Во время обжига эмальер должен напрячь все свое внимание, дабы не стопить вещь, а подвергать все ее стороны равномерному жару. Когда эмаль сплави­лась, вещь вынимают и дают ей постепенно охлаждаться. Температура плавле­ния эмалей на золоте и серебре приблизительно 800 град. С.

Обработка эмали

Эмаль продается в кусках; для употребления ее превращают в мелкий песок. С этой целью ее толкут с водой в фарфоровой или агатовой ступке фарфоровым или агатовым пестиком; толчение производится до тех пор, пока она не обратится в мелкий песок, но не в пудру, иначе плавкость ее пострадает. Достигнув достаточного измельчения, песок промывается несколько раз в воде, разбавленной небольшим количеством азотной кислоты. Для последнего промывания лучше всего брать дистиллированную воду. Приготовленная таким образом эмаль хранится в баночках с водой.

Способы наложения эмалей

CLOISONNE (перегородчатые эмали). Перегородки представляют из себя тонкие полоски червонного золота или чистого серебра. Из них мы составляем контуры рисунка, для чего гнем их щипчиками. Когда таким образом части контура готовы, то на пластинке металла или вещи размещают их и скрепляют с помощью пайки (как припой употребляют низкопробное серебро в виде опилок, смешанных с бурой; ими посыпается вся поверхность, занятая перего­родками). Бывают случаи, когда пайка нежелательна, ввиду выступающих час­тиц припоя на фоне, приготовленном для эмали. Тогда прибегают к следующе­му способу: место, где лягут перегородки, покрывают легким слоем фондана,-подверженный легкому огню, он расплавляется; по остывании на нем размеща­ются перегородки, и в нескольких местах около них опускают небольшое количество того же fondant, который при новом обжиге прикрепляет эти перегородки к прежнему слою. Когда тем или другим способом прикреплены места для эмали, приступают к эмалировке.
Всякая вещь, назначенная к эмалировке, должна быть тщательно промы­та, и с нее должны быть удалены жировые налеты и вообще всякие посторон­ние вещества. Для этого поступают следующим образом: нагревают вещь или пластинку, избегая доводить ее докрасна, так как это уменьшает блеск металла и свежесть работы, что очень вредит прозрачным эмалям. После нагревания очищают сперва в разбавленной азотной кислоте, потом щеточкой с мылом и после нескольких полосканий водой, высушивают; она тогда готова к приня­тию эмалей с условием, чтобы избегали касаться руками тех мест, которые назначены для эмали. Эмалевый песок, разбавленный водой, накладывают маленькими лопаточками в назначенные пространства, притом не толстыми слоями во избежание пузырьков. После каждого слоя излишняя влага вытяги­вается с помощью пропускной бумаги, осторожно приложенной к краям. Затем вещь сушится на спиртовой лампе до полного испарения воды и тогда только подвергается обжигу. Обыкновенно достаточно трех слоев эмали. Если эмаль будет шлифованная и полированная, то последний слой накладывается так, чтобы после обжига эмаль выступала через край.
Здесь нужно упомянуть об одной предосторожности, которую должен
Вследствие разных степеней расширения металла и эмали пластинки и вещи во время обжига коробятся и эмали отскакивают от металла мелкими осколками; во избежание этого пластинка эмалируется одновременно и с об­ратной стороны фонданом (fondant) или остатком разных эмалей. Слой этот называется контр-эмалью. Кроме того, нужно иметь готовым во время обжига железный шаблон такой же формы, как пластинка, и покрытый красной охрой в порошке. Пока пластинка еще мягка, ее кладут на шаблон и с помощью лопаточек или железного стержня пригибают ее к шаблону. Охра не дает контр-эмали пристать к шаблону.
ЭМАЛИ CHAMPLEVES. Как было уже сказано, производство этих эмалей заключается в том, что в пластинке металла достаточной толщины делают с помощью инструмента углубления, которые заполняются впоследствии эмалями.
Прежде всего переводят рисунок на металле, ясно обозначал те части его, которые должны оставаться нетронутыми (чтобы карандаш или чернила при­стали, следует предварительно покрыть металл очень легким слоем гуммигута). Наведенный рисунок отмечается с помощью штихеля тонкой гравированной линией; затем места, предназначенные для эмали, углубляются плоским шти­хелем.
При последней работе необходимо наблюдать за тем, чтобы стенки углуб­ления были бы отвесные, иначе после шлифовки и полировки контуры рисунка окажутся искаженными. Само собой разумеется, что чем глубже будут углубле­ния, тем прозрачные эмали будут темнее.
При работах на меди и на железе металл должен быть глубже вынут, особенно для опаковых эмалей. Па меди для облегчения работы прибегают иногда к травлению; части металла, которые должны быть сохранены, покры­ваются лаком, как при офорте, и травление производится азотной кислотой. Когда достигнута нужная глубина, лак удаляется, вещь промывается и, где нужно, рисунок исправляют штихелем. Углубления, предназначенные для про­зрачных эмалей, могут, в свою очередь, быть покрыты гравированным орна­ментом или при больших площадях обработаны на гильоширной машине. Вслед за очисткой металла приступают к наложению эмали тем же порядком, как при cloisonne.
При всех родах эмалевых работ есть одно средство, которое в руках художника может дать великолепные результаты. Это так называемое paillon; буду называть его блесткой — это наиболее подходящее название. Блесток, изготовленный из очень тонких листов червонного золота или чистого сереб­ра, кладется под прозрачными эмалями в тех местах, где желают получить особую яркость и блеск эмали. Изготавливается он следующим образом.
Снимают сперва точную кальку тех мест, куда желают положить блесток; затем на гладкую дощечку грушевого дерева кладут лист нужного металла, покрывают его калькою и очень острым ножом вырезывают одновременно кальку и блесток. Когда требуется большое количество одинаковых по форме и размерам блестков, то изготовляется пунсон, острые края которого при давлении на лист металла вырезывают нужные блестки. Блесток прикрепляет­ся на нижнем слое эмали следующим образом: место, предназначенное для него, покрывают с помощью кисточки легким раствором адраганта или еще лучше соком растертых зернышек айвы. Щипчиками берут блесток, кладут на место и слегка прижимают; по высыхании клея достаточно дать легкий обжиг, чтобы окончательно его укрепить. При их употреблении надо иметь в виду, что они иногда значительно изменяют цвет той эмали, которая их покроет. Золото усиливает теплоту тона, серебро и платина — наоборот. Можно взять за прави­ло, что прозрачные эмали получают на разных металлах разные оттенки.
АЖУРНЫЕ ЭМАЛИ. Для изготовления их существует два способа (кроме способа, описанного у Челлини). Самый распространенный и надежный состо­ит в выпиливании из корпуса вещи всех частей, предназначенных к наполне­нию эмалями; остаются только перегородки, отделяющие разные эмали или составляющие контур рисунка. Надо по возможности избегать больших про­странств эмали и пространств с очень острыми углами. Не следует также оставлять посреди ажурных эмалей значительных металлических пространств; во время обжига, вследствие разности расширения металла и эмали, металли­ческие пространства будут опускаться, а соседние с ними эмали получат трещи­ны. Эмалью покрывают сперва стенки контуров и обжигают, затем продолжа­ют класть эмаль по краям; с каждым обжигом пустые пространства уменьшают­ся и наконец совершенно затягиваются. Б вещах сравнительно больших размеров, где промежутки между стенками значительны, устанавливают под вещью пластинку червонного золота толщиной с лист тонкой почтовой бумаги; по окончании работы поддержка эта срывается. Ввиду того что эмали значи­тельной толщины очень темны, затягивание пространства делается сперва флюсом, а цветная эмаль кладется только при последних обжигах.
Другой способ выделки ажурных эмалей заключается в следующем. Для примера допустим, что эмалируется чарка: начинают с того, что на токарном станке выдавливают из красной меди корпус чарки, затем корпус этот обтягивается тонкой оболочкой чистого червонного золота или серебра; на этой оболочке укрепляют контур рисунка в виде стенок как при cloisonne. После припущения эмалей вытравливают азотной кислотой весь медный корпус и срывают золотую оболочку. Остается очень хрупкий эмалевый корпус со впу­щенными в него золотыми линиями рисунка. Легко понять, что эта работа требует много опыта и осторожности и часто не удается даже опытному.
При окончательной отделке желательно иногда сделать поверхность эмали матовою; для этого вещь опускают в раствор плавиковой кислоты. Раствор этот имеется в продаже и носит название mate-email.
Остается нам рассмотреть еще два вида эмалевого производства: барель­ефные и живописные эмали. Эти последние два вида дают нам возможность использовать все средства эмали и достичь самые сложные эффекты. Действи­тельно, в cloisonne, как и в champleves, в распоряжении художника имеются только плоскости; рельефы здесь могли быть только очень незначительны и часто могли даже оказаться совершенно неуместными. Для введения рельефа в эмалевом производстве нужно было найти другие приемы. Достигнуто это в барельефных эмалях.
БАРЕЛЬЕФНЫЕ ЭМАЛИ. Изготовляется металлический барельеф наподобие медали, то есть с незначительным рельефом, и покрывают его разными эмаля­ми, на этот раз не разделенными между собою никакими перегородками. Чтобы эмали при накладывании не спивались между собой, прибавляют к воде неболь­шое количество адраганта. Способ простой, но применение его требует после­довательности в наложении разных эмалей, расчетливости в количестве обжи­гов. Чтобы некоторые эмали не перегорели, уместно употребление белой опа­ковой эмали, которая затеи покрывается цветными; нелегким делом является сливание тонов между собою. Главным же условием успеха является работа исключительно с испытанными эмалями.
ЖИВОПИСНЫЕ ЭМАЛИ. Чтобы удачно исполнить эмалевую живопись, не­обходимо: во-первых, хорошо подготовить пластинку, назначенную для эмали, во-вторых, употреблять испытанные эмали и, в-третьих, соблюдать идеальную чистоту. Под живописными эмалями употребляется преимущественно медь, иногда золото. Пластинка приготовляется следующим образом.
Берут лист металла нужной величины и толщиной до 1/2 миллиметра, накалив до темно-красного цвета, его кладут на совершенно ровную стальную плиту. Молотком с закругленной головкой куют пластинку таким образом, чтобы удары молотка описывали плотную спираль, начиная от центра и посте­пенно достигая краев. Операция эта повторяется несколько раз, и перед каж­дой ковкой пластинка подвергается нагреванию. Пластинка должна получиться слегка выпуклой, но края ее должны везде соприкасаться с поверхностью стальной плиты. После ковки пластинку очищают в растворе серной кислоты {на 1 часть кислоты 12 ч. воды) и моют, как принято перед эмалировкой.
Эмаль, как сказано было раньше, кладется с обеих сторон, чтобы предуп­редить искривление пластинки. Начинают с контр-эмали, причем к ней прибав­ляют немного адраганта. Эмаль надо класть по возможности равномерно; когда покрыта вся поверхность, излишек воды выжимается протечной бумагой. На лицевой стороне эмаль кладется без примеси адраганта. Когда пластинка доста­точно высушена, ее подвергают огню, из которого она должна получиться совершенно глазированной. Если на поверхности окажутся неровности, то, где требуется, прибавляют эмали и снова обжигают. Приготовленная таким обра­зом пластинка годна для живописи.
Чтобы перевести контур рисунка на пластинку, кладут под калькой пере­водную бумагу, натертую сангиной для темных тонов и соусом — для светлых. Контуры затем обводятся краской, разведенной лавандовым маслом, и пластин­ка обжигается. Если в композиции входит употребление блестков, то их кладут вслед за этим обжигом. Блестки после закрепления могут быть оттушеваны иридизмом или другими красками. Вслед за этим кладут прозрачные эмали тонкими слоями; после каждого обжига их можно перекрывать другими до получения желаемого колорита. Когда колорит достигнут, прокладывают белой эмалью фигуры и вообще те части рисунка, которые того требуют. От хороше­го качества этой белой эмали зависит весь успех работы (эмаль эта известна под названием blanc а reliefs).
Для употребления эмаль эта растирается на матовом стекле с разными эссенциями: лавандовым, гвоздичным маслами или сгущенным скипидаром.
Пользуясь прозрачностью этой эмали, путем последовательных наслоений достигается лепка рисунка. Эмаль кпадут кисточкой, плотнее в светах к все жиже в полутонах и тенях. Повторяют эту прокладку до достижения желаемого результата, обжигая после каждый слой. При окончательной отделке можно слегка пройти, где нужно, краской; где желательно — золотом. Для этой цели золото, растертое на стеклянной пластинке с бурой и азотнокислым висмутом, накладывается кисточкой и обжигается легким огнем.
ЖИВОПИСЬ ПО ЭМАЛИ мало чем отличается от живописи по фарфору. Для разведения красок употребляют предпочтительно сгущенный скипидар и не­много лавандового масла. Краску не следует класть густо и до обжига необхо­димо просушивать до полного испарения эссенции. Писать следует сильнее ввиду выгорания красок по наложении флюса. Последний кладется, когда живопись совершенно окончена и обожжена; флюс должен быть непременно легкоплавким, специально приготовленным для живописи.
ПОЛИРОБКА ЭМАЛЕЙ. Полировка практикуется преимущественно в эмалях спатр1еуез и с1о15оппез, иногда в живописных, покрытых флюсом. Как было сказано, в спатр!еуе5 для этой цепи эмаль кладется с избытком, излишек этот удаляется после обжига напильником, и эмали шлифуются до получения ров­ной поверхности. После этой операции дают легкий огонь для глазирования эмали. Лучшую полировку можно достичь, шлифуя эмаль посредством деревян­ного жернова, поливая его водою с мелким порошком пемзы.
Все нами рассмотренные способы употребления эмали могут быть приме­нены одновременно и от умелого сочетания их зависит красота и гармония целого.
Декабрь, 1904

(Из книги «Отчет Русского художественно-промышленного общества»
С.-Петербург, 1905)

Комментариев нет:

Отправить комментарий