четверг, 26 марта 2020 г.

Фаберже – «министр ювелирного искусства». Москва, «Русь – Олимпия», 2006. – Редактор – составитель Валентин Скурлов.


Татьяна Фаберже, Валентин Скурлов.
Фаберже – «министр ювелирного искусства». Москва, «Русь – Олимпия»,  2006. – Редактор – составитель Валентин Скурлов.
Введение.
Стр. 11 - 18:
«….В конце мая 1991 года Татьяна Федоровна Фаберже впервые приехала в Ленинград. Затем она приехала на Конгресс соотечественников и попала как раз на путч, 19 августа 1991 года. Но не испугалась, не уехала, как некоторые назад. И была права. Мы тогда, в августе, не встретились. Я с женой и сыном был в круизе на пароходе по Волге. Кстати, посетил все приволжские города в поисках изделий Фаберже в тамошних музеях.
Наша переписка с Татьяной Фаберже становилась все интенсивнее. Она предложила издать мемуары Бирбаума отдельной книгой. Я, естественно, с радостью согласился. Издать книгу в те годы было проблемой чрезвычайной. Генеральный директор «Русских самоцветов» Иван Павлович Мельситов дал мне подкнигу 800 долларов (естественно, в рублях) с обязательством возврата 1 июля 1993 года. В декабре 1992 года мы с Татьяной выпустили английскую версию мемуаров, а 16 июня 1993 года – русскую. Кроме того, в июльском номере журнала «Дружба народов»№ за 1993 год мемуары Бирбаума были опубликованы, хотя и в сокращенном варианте.
В русском варианте текста мемуаров, которые мы назвали «История фирмы Фаберже», был приведен список более чем 400 сотрудников фирмы Фаберже. Этот список базировался на архивных материалах Татьяны Фаберже. Через восемь лет, в 2001 году, г-жа Мак-Канлесс перевела эти списки на английский язык и издала их в своей, как она называет, «Энциклопедии Фаберже». Забегая вперед, скажу, что никаких новых фамилий и имен г-жа Мак-Кандесс не ввела, и если и ввела, из архива В.В. Сахарова (письма Евгения Фаберже в 1931 – 1933 годах), но неверно. Евгений Фаберже писал не только охуржниках, сотрудничавших с фирмой, но и о художниках, которых он знал по Петербургу. Вот эти фамилии (например, художник Эберлинг) ошибочно были приняты Мак – Кан\лесс и ее соавтором за сотрудников фирмы Фаберже.
     Итак, основной массив информации по фамилиям художников и мастров был опубликован в 1992 – 1995 годаъ. Одновременно мы собирали сведения по истори создания императорских пасхальных яиц. В 1991 году исследователь из Эрмитажа г-жп Марина Лопато опубликовала в лондонском журнале «Аполло» новые сведения по императорским пасхальным яйцам Фаберже. В примечании мелким шрифтом было указано, что сведения о пасхальных яйцах ей предоставил В.В. Скурлов. Но я вовсе ничего не представлял. Во всяком случае, разрешения на публикацию, тем более в зарубежном издании, г-жа Лопато у меня не спрашивала. Действительно, я предложил ей опубликовать мемуары Бирбаума еще в июне 1990 года и дал также информацию об императорских пасхальных яйцах Фаберже, но затем, увидев, что г-жа Лопато без моего разрешения уже печатает выдержки из Бирбаума даже в газетах, отозвал свои материалы. Несмотря на этот досадный эпизод с «первородством» опубликования записок Бирбама и истории пасхальных яиц, еще оставалось много лакун. В частности, не было известно общее количество пасхальных яиц. Авторы давали совершенно разные цифры. Явным было и то, что некоторые пасхальные яйца из «группы Кельха»  (семь штук) из коммерческих соображений записывались в императорские. До сих пор переиздается альбом пасхальных яиц из коллекции Форбса, где в си\писок императорских пасхальных яиц зачислены: «Яйцо с кроликом»,  яйцо «Кошелёк с корзинкой цветом». В 1994 году мне удалось сделать открытие, что в 1904 – 1905 годах фирма, хотя и сделала пасхальные яйца, но не продавала их. Так, знаменитое яйцо «Успенский собор» действительно несло на себе цифра «1904» (славянскимшрифтом) и было предназначено к Пасхе 10-4 года. Но по причине войны и нежелания Фаберже вводить в расход царскую семью, не было вручено Императору в том же году, а было предъявлено на Пасху 1906 года. Никто не заметил, что сам Бирбаум писал, что «во время войны яйца или не изготовлялись вовсе, или были небольшой стоимости».
      Еще одна находка 1994 года – это счет на «Зимнее яйцо». Оказалось, что это самое дорогое яйцо, судя по найденным до сих пор документам, оценивалось в 24 600 рублей серебром. Этот счет был включен в каталог при продаже изделия в Женеве, на аукционе «Кристи» в том же 1994 году. Яйцо было продано на 5, 6 млн. долл. – мировой рекорд не только по изделиям Фаберже, но и вообще на русские художественные вещи. В апреле 2002 года это яйцо вновь выставлено на аукционе «Кристи», на этот раз в Нью – Йорке, и продано за 9, 6 млн. долл.
     Наши архивные поиски привели к тому, что были найдены сорок два счета на пасхальные яйца из пятидесяти. Кстати, была установлена и сама цифрав пятьдесят, которая встречалась в документах Евгения Фаберже в публикациях 1940 года.
    Книга о пасхальных яйцах Фаберже вышла в 1997 году в издательстве «Кристи», затем была переиздана в 2000 году. Она имела заслуженный успех. Геза фон Габсбург сказал, что теперь «здесь делать нечего», в том смысле, что вопрос закрыт.
     В том же 1997 году в Петербурге вышла объемная, в 704 страницы, книга «Фаберже и петербургские ювелиры». Это насегодняшний  момент полнейшая книга о Фаберже и его современниках. Восемьдесят статей. Более двух тысяч трехсот фамилий в индексе имен. Издание дополнил список художников и сотрудников фирмы, составленный в 1992 – 1993 годах. Отдельны блоком изданы статьи главного мастера фирмы Фаберже Франца Бирбаума. Последующие девять лет прошли в поисковой работе. Ноую информацию обнаружить теперь несравненно труднее. В то же время до сих пор нет полноценной монографии по истории семьи и фирмы Фаберже.
     В конце 1994 года с помощью г-на ДжакаКилледжана я получил возможность (материальную и финансовую) для сбора сведений по инвентарным номерах изделий Фаберже. Первую тысячу номеров я зафиксировал в научном отчете еще в 1989 году. Тогда же был сделан первый анализ ассортиментных групп, а также ценовых групп. К 1996 году мы уже имели с Татьяной Фаберже базу данных в двадцать тысяч номеров, а сейчас – около двадцати восьми тысяч номеров. Сюда вошли инвентарные номера вещей, проданных через Лондонское отделение фирмы; списки вещей, изъятых в Московском магазине Фаберже в начале 1919 г; списки вещей, сданных на хранение Швейцарской миссии в 1918 году; архивные документы по изделиям, проданных Императору Александру III, его сыну Императору Николаю II, Императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне; вещи, проданные некоторым великим князьям и великим княгиням, а также изделия. Проданные через крупнейшие аукционы. Кроме того, нами занесены в базу все номера, встречающиеся в монографиях и каталогах о Фаберже.
        Заветной нашей мечтой является нахождение  товарных книг фирмы. Пока известны только две такие книги Лондонского отделения; они в архиве Татьяны Фаберже. Здесь фамилии тысячи ста клиентов. Такие книги от всех ювелирных фирм собрала ВЧК в 1918 – 1919 гг., и по ним отыскивали и конфисковывали золото. Возможно, и сейчас эти товарные книги находятся где-то в архивах ВЧК – КГБ-ФСБ. Надо ли говорит, сколь нужны эти книги для истории. И сколько можно было бы почерпнуть информации историку ювелирного искусства. Например, для рекомендаций по развитию ассортимента.. Важнейшая задача любого каталога – резонне – идентификация вещей – могла быть решена при нахождении товарных инвентарных книг.
    Одной из замечательных особенностей фирмы Фаберже является публикование фамилий художников, сотрудничавших с фирмой. Далеко не каждая фирма имеет списки таких художников. Это не позволяет по таким предприятиям анализировать особенности творческого почерка, затрудняет анализ стилистических особенностей и атрибуцию изделий.
     Через школу Фаберже прошли многие художники. Некоторые из них работали десятилетиями. Особенность художников фирмы состояла в том, что это были лучшие специалисты декоративно –прикладного искусства своего времени, лучшие выпускники училищ барона Штиглица в Петербурге  и Строгановского в Москве. Практически все они были зарубежными пенсионерами. Каждый художник достоин монографии, и мы видим перспективу нашей работы в написании таких монографических статей, например, по скульптору Борису Фредману – Клюзелю.

Валентин Скурлов, 2006 год.






Комментариев нет:

Отправить комментарий