К 150-летию великого
русского архитектора Алексея Викторовича Щусева.
Алексей
Викторович ЩУСЕВ (26
сентября (8 октября) 1873, Кишинёв — 24 мая 1949, Москва) — русский и советский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик
архитектуры (1910), академик АН СССР (1943), четырежды
лауреат Сталинской премии (1940,
1946, 1948, 1952). Щусев — единственный архитектор, в равной степени
достигший успеха в трёх эпохах русской и советской архитектуры — в
предреволюционном неорусском стиле, в конструктивизме 1920-х
годов и в сталинской архитектуре 1930—1940-х
годов.
В
1900-е годы Щусев состоялся как строитель церквей неорусского стиля. Его национально-романтический вариант,
разработанный Щусевым, опирался на псковско-новгородские и московcкие источники,
сложные пространственные композиции, плавно перетекающие формы, и намеренное
отрицание симметрии и монументальности[7]. До революции 1917 года Щусеву
довелось работать и в стилистике русской неоклассики, и в
стилистике нарышкинского, петровского и елизаветинского барокко. После революции Щусев
поддержал большевиков и возглавил разработку плана
развития Москвы. В 1924 году правительство доверило Щусеву
возведение двух временных мавзолеев Ленина, в 1929
году — третьего, постоянного мавзолея. Во второй половине 1920-х годов
Щусев построил ряд конструктивистских зданий в Москве и на Кавказе[⇨]. С 1932 года он работал в стилистике сталинского монументализма;
здание института Маркса, Энгельса и Ленина в Тбилиси и перепроектированная
Щусевым гостиница «Москва» стали
эталонами советской архитектуры..
В 1937
году Щусев стал мишенью пропагандистской кампании и был отстранён от
архитектурной деятельности[⇨]; год спустя ему удалось вернуться в профессию на пост
главного архитектора АН СССР. Под руководством
Щусева строились научные институты в Москве, Алма-ате, Киеве, здания
органов госбезопасности[⇨] и планы послевоенного восстановления разрушенных
городов. Щусев — организатор расширения Третьяковской
галереи в 1920—1930-е годы и создатель музея
архитектуры, названного его именем.
Алексей
Щусев родился в Кишинёве в многодетной семье
отставного земского чиновника Виктора Петровича
(1824—1889) и Марии Корнеевны Щусевых. Отец и мать умерли, когда Алексею было
пятнадцать лет. Благодаря помощи родственников и земства Алексей и его младший
брат Павел сумели
благополучно окончить гимназию и продолжить образование в
Петербурге. Все четверо братьев Щусевых и их сводная сестра от первого брака
отца получили высшее образование. Пётр (1871—1934) стал
врачом и исследователем Африки, Павел (1880—1957)
стал инженером-строителем, помощником Алексея в проектировании московских
мостов, а после его смерти — хранителем его архива[12]. Летом 1891 года Щусев поступил в
петербужскую Академию художеств,
и получил стипендию кишинёвского земства в 300 рублей в год. В первые три года
обучения Щусев посещал курсы архитектуры и живописи в классах Г. И. Котова, И. Е. Репина и А. И. Куинджи, а
в 1894 году сосредоточился на архитектуре в классе Л. Н. Бенуа.
Котов же на долгие годы стал наставником Щусева[18]. В 1895 году Щусев отправился в Среднюю Азию с
археологической экспедицией Веселовского[19]; в 1896 году изучал древности Ростова, Костромы и Ярославля, и европейскую архитектуру Австро-Венгрии и Румынии.
В том
же 1896 году Щусев получил право на самостоятельное производство работ. Его
первой профессиональной постройкой стала часовня-памятник Д. П. Поздееву-Шубину на Никольском
кладбище Александро-Невской лавры, выполненная в византийском
стиле ещё до выдачи лицензии. Щусев, с его слов, узнал из газет
о смерти Шубина, явился без приглашения к
вдове покойного, и неожиданно для самого себя убедил её сделать заказ.
В 1897
году Щусев защитил в Академии диплом с золотой медалью, давшей право на
заграничную поездку за казённый счёт, и женился на Марии Викентьевне
Карчевской. Пока Академия готовила документы, Щусев вновь съездил с Веселовским
в Самарканд, а затем спроектировал для семьи
Карчевских дом в Кишинёве в восточном стиле[28][18]. Шестнадцатимесячный академический гран-тур молодых супругов начался в
августе 1898 года. Щусевы посетили Вену, Триест, города Италии и Тунис, а затем остановились на полгода
в Париже, где Щусев совершенствовал навыки
рисования в Академии Жюлиана.
Вернувшись
в Петербург, Щусев пытался начать собственную практику, но не смог найти заказы
и был вынужден подрабатывать помощником у опытных архитекторов. В 1901—1902 годы положение изменилось: его
проект иконостаса для Киево-Печерской лавры,
составленный по поручению Котова (дирекотра ЦУТР бар. Штиглица), привлёк
внимание духовенства, частных заказчиков и старших коллег, в особенности
семейства Олсуфьевых и М. В. Нестерова.
Щусев выполнил ряд частных заказов, и помог Нестерову с исправлением
строительных дефектов церкви в Абастумани. Нестеров был восхищён и принял
Щусева под покровительство. Последовавшие заказы семейств Харитоненко и фон Мекк и благотворительных учреждений великой
княгини Елизаветы Фёдоровны стали,
в разной мере, результатом протекции Нестерова. В 1917 году творческое
сотрудничество прекратилось, но архитектор и художник поддерживали дружеские
отношения до смерти Нестерова в 1942 году.
Материал из ВИКИПЕДИИ.
А. В. Щусев с проектными
чертежами Казанского вокзала. Фото
П. К. Остроумова, 1914 год
А.В.
Щусев. Портрет работы худ. М. Нестерова. 1914 г.
В
«рериховский» период руководства Рисовальной школой ОПХ (1906 – 1918)
была предпринята успешная попытка издания собственных альбомов - «Сборников
работ учащихся Школы ИОПХ». С этой целью
создали комиссию в составе директора Н.К. Рериха и преподавателей И.Я.
Билибина, В.А. Щусева, Н.Н. Герардова, Н.С. Самокиша, А.А. Рылова и А.Ф.
Белого. Проект рисунков до печати,
полностью реализован учащимся. Сборники, отпечатанные в школьной литографской и
печатной мастерской, отличаются великолепным качеством. В основном они содержат
летние работы воспитанников Школы, сделанные им с предметов декоративно –
прикладного искусства, фрагментов росписи плафонов, виньетки, книжные заставки,
визитные карточки, иллюстрации и пр. Здесь представлены работы учащихся класса
композиции и графики, которым руководил
художник Иван Яковлевич Билибин. Для каждого выпуска учащиеся делали
свой титульный лист и авторскую обложку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий