Сайт Русский Хрусталь.
МАСТЕРА ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ
Петербуржец Карл Фаберже был сторонником классических традиций. В
своих произведениях он стремился найти новые способы применения
приемов декорирования, построения архитектуры изделий, опираясь на
лучшие образцы декоративно – прикладного искусства и архитектуры,
созданные разными художественными школами в различное время.
Он умел синтезировать в одном произведении хороший уровень исполнения
различных искусств, добиваясь в изделиях законченности и совершенства.
Так, в пасхальных яйцах использовались элементы архитектуры, скульптуры,
живописи, графики и все богатство технологических и художественных
приемов ювелирного искусства.
Создание каждого изделия всегда начиналось с обсуждения художника и
главного мастера идеи и архитектурного построения. Далее создавался
очень подробный рисунок, чертеж будущего изделия. Для дальнейшего
обсуждения чертежи передавали в мастерские.
Все проблемы по эмалированию, камням, металлам обсуждались и
решались непосредственно специалистами. Самые значительные
произведения, такие как, например, как Императорские Пасхальные яйца,
создавались отдельными мастерами под прямым контролем Фаберже. В 1900
году (на самом деле, в 1898 г. – В.С.) Фаберже приобрел для фирмы новое
здание в Петербурге – дом № 24 на Большой Морской улице. На первом
этаже этого здания находились выставочные залы, кабинет и контора
Фаберже .
Второй этаж занимали мастерские, в которых работали с драгоценными
металлами, и комнаты семьи мастера. На третьем этаже располагались
старшие мастера, на четвертом – ювелиры, работающие с драгоценными
камнями.
Многих людей, работающих в фирме Фаберже , связывали тесные
родственные узы. Сыновья сменяли своих отцов (Август и Альберт
Хольмстрем, Альфред и Карл Тильман, Кнут и Оскар Пил и др.)(Альфред
Тилеман сын Карла, а не наоборот; Кнут-Оскар Пиль, не Пил, имел
сына Оскара – Вольдемара, который не мог работать с отцом, поскольку
был очень мал – В.С.) , Все четыре сына Фаберже также работали в
фирме отца. Фаберже вел фирму, хотя нет доказательств, что он своими
руками создал хотя бы одну вещь (есть доказательство: свидетельство
академика Стефани, что Карл Фаберже лично восстанавливал
керченские архиологические драгоценности – В.С.) . Все художники и
мастера фирмы работали по контракту, сами подбирали и обучали нужных
для производства людей. Они не платили ни за мастерскую, ни за дорогие
материалы, а от прибыли с продажи изделий получали неплохие проценты.
Иерархия была такова: Фаберже, старший мастер, начальники мастерских,
работники мастерских (рядовые мастера, подмастерья, ученики). В лучшие
дни в фирме работало около 500 человек, причем 20 из них занималось
исключительно созданием презентабельных подарочных коробок, в которых
потом хранились произведения фирмы Фаберже.
Мастера имели свои клейма (наличие на изделиях клейм мастеров упрощают
идентификацию и помогают установить более точную дату выпуска).
Личное клеймо Фаберже на изделиях, созданных в Петербурге, отличалось
от Московского. На произведениях из Петербурга стоит полное имя
Фаберже, написанное кириллицей, без инициалов, которые писались лишь на
миниатюрных произведениях этого отделения. На изделиях московского
отделения стояли: «К. Фаберже», написанное кириллицей, и двуглавый
орел.
Императорский орел присутствует на произведениях из серебра, сделанных
или проданных в петербургское отделение мастерских Андреса Невалайнена,
Юлиуса Раппопорта, Стефана Вакевы и Первой серебряной артели.
Изделия, предназначенные для сбыта в Европе, носили имя Фаберже или
его инициалы латинскими буквами. Большинство из них также имело
инвентарный номер, выгравированный на металле.
Еще одно отличие петербургских и московских мастеров в том, что
московские мастера никогда не ставили собственные клейма на свои
произведения (на начальном этапе, в 1887 – 1892 гг. ставили клейма, и
Оскар Пиль до 1897 г. ставил свои клейма – В.С. ) , а мастера в
петербургском отделении, отвечающие за изделия, ставили свое личное
клеймо, даже если (как это часто случалось) на изделии отсутствовало
клеймо самого Фаберже.
Кроме того, клеймо Фаберже ставилось не на всех произведениях. На
некоторых изделиях, (например на скульптурных композициях из
натурального камня), клеймо не ставилось по причине технологической
невозможности. На некоторых произведениях особо тонкой работы клеймо
не ставилось по причине риска повреждения произведения.
В таких случаях эксперты полагаются лишь на собственные знания
особенностей работы Фаберже и на свои особенности распознавать его
стиль. Первым мастером, который возглавил мастерскую, считается Эрик
Август Коллин (1836-1901). Финн по национальности, занимал свой пост на
протяжении 16 лет – с 1870 по 1886 гг. Самую большую известность он имел,
как ювелир, работавший в древних, «антикварных» стилях, особенно – после
копирования скифских украшений V-IV вв. до н.э. из Крымских курганов.
Свои изделия он помечал клеймом «Е.К.»
Одна из самых знаменитых фигур в истории фирмы Фаберже – Михаил
Евлампиевич Перхин (1860-1903). Он пришел в фирму в 26-летнем возрасте
(это еще точно не установлено: в каком году Перхин пришел к Фаберже
– В.С.) и работал в ней до самой смерти. Русский крестьянин, самоучка, он
выполнял свои работы с большим усердием. Все его произведения
отличаются высочайшим качеством. Он был мастером, великолепно
работавшим в технике гильоше и в технике контрастного золота. Среди
исторических стилей мастер отдавал предпочтение стилю барокко (Не
Перхин отдавал предпочтение стилю барокко, а Карл Фаберже давал
ему проекты в стиле барокко – В.С.) . Именно Перхин отвечал за создание
таких выдающихся произведений ювелирного искусства, как Императорские
Пасхальные яйца. Клеймо Перхина – «М.П.»
В 1903 году преемником Перхина на посту ведущего мастера стал его
главный помощник Генрик Эммануил Вигстрем (1862-1923), который
занимал этот пост до закрытия фирмы в 1917 году. Он руководил
мастерскими в те годы, когда слава фирмы Фаберже достигла своего пика. В
своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика
XVI, а также стиля ампир (не Вигстрем любил стили, он исполнял те
эскизы, которые поступали из Студии художников – В.С.)
Особенно широко он использовал орнаменты из лавра. Почти все изделия из
твердых камней (фигурки, животные, цветы) делались под его наблюдением.
Клеймо Вигстрема – «H.W.»
Август Вильгельм Хольмстрем (1829-1903) руководил мастерской
драгоценных камней, располагавшейся на 4 этаже петербургского отделения
фирмы.
Он работал в фирме еще в то время, когда ее возглавлял Густав Фаберже .
Несколько десятилетий Хольмстрем отвечал за произведения, украшенные
ювелирными камнями, в т.ч. – Пасхальные яйца. Наиболее крупный вклад он
внес в работу над яйцом «Двенадцать вензелей», которое Александр III
подарил совей жене в день их серебряной свадьбы в 1892 году (это не 1892
год, а 1895 год – В.С.) . Хольмстрем был не только прекрасным мастером по
драгоценным камням, но и очень искусным специалистом по обработке
драгоценных металлов. Пример его работы – Императорское Пасхальное
яйцо 1891 года, «сюрпризом» которого является миниатюрная золотая
модель крейсера «Память Азова».
В 1903 году на место Августа пришел его сын Альберт, унаследовавший
таланты отца. Оба метили свои произведения клеймом «А.Н.». Поскольку
Фаберже терпеть не мог писем, к любым записям относился с подозрением.
Он предпочитал общаться с людьми лично, и бесценным явилось
обнаружение в 1986 году отчетов Августа Хольмстрема. В отчетах подробно
описана каждая вещь, сделанная в период с 6 марта 1909 по 20 марта 1915 гг..
Рукопись составляет 1221 большую страницу подробных рисунков и
эскизов, которые дают четкое представление обо всех эскизах и дизайнах, и
которые снабжены подробными сведениями об использованных в каждом
произведении материалах и камнях, а также полностью указана стоимость
каждой вещи. Это рисунки и эскизы брошей, кулонов, ожерелий, колье,
миниатюрных пасхальных яиц, колец, запонок и т.п.
Вместе с дядей Альбертом Хольмстремом в фирме Фаберже работала Альма
Пил. (правильно Альма Пиль – В.С.). Ее первым заданием было
нарисовать и раскрасить в каталоге новые произведения. В создании
дизайна она впервые попробовала свои силы, когда Эммануил Нобель
заказал фирме около 40 новых изделий (Нобель любил дарить своим гостям
на память о приемах произведения Фаберже на «зимние» темы). Альма
любила «зимние» темы, ее знаменитая «снежинка» использовалась
впоследствии и другими мастерами. В 1914 году по заказу Николая II для
его жены она разрабатывала Мозаичное яйцо, а в 1913 году участвовала в
создании Зимнего яйца из горного хрусталя и «сюрпризом» в виде корзины
подснежников.
Август Фридрих Холминг (1854-1913) поступил в фирму в 1876 году
подмастерьем, в 1880 г. стал мастером. Специализировался он на работе с
золотом и эмалью, но работал и с камнями. Изделия свои клеймил знаком
«А*Н». Особенно славились его портсигары с эмалью.
Иоганн Виктор Аарне (1863-1934) и Карл Густав Армфельт (1873-1959)
работали с золотом, серебром и эмалями, специализируясь, главным
образом, на рамках для картин.
Кроме мастеров славу Фаберже создавали и художники, которых Фаберже
возглавлял сам (Карл Фаберже возглавлял всю фирму, а главным
художников в 1882-1895 гг. был его брат Агафон Густавович, а с 1895 г.
студию художников возглавлял Франц Бирбаум – В.С.) . Фирма
прибегала к помощи знаменитых художников, как, например, А. Бенуа, но
был и свой штат, в котором долгое время известностью пользовался
шведский рисовальщик Франсуа Бирбаум (швейцарский, в России был
Франц – В.С.) . В фирме также трудился целый ряд модельеров,
создававших восковые модели будущих произведений. У Фаберже работали
и художники-миниатюристы, самыми знаменитыми из которых считаются
Василий Зуев и Иоганн Зенграф (Правильно Цейнграф – В.С.) .
Фаберже очень хорошо платил своим людям, но рабочий день, даже по
меркам того времени был очень долгим: каждый день с 7.00 до 23.00 ((это
глупости, рабочий день по закону не превышал 11 ½ час. , по
воскресеньям – с 8.00 до 13.00 (по воскресеньям не работали, только по
субботам до обеда; сверхурочные действительно были до 23 час. – В.С. ) .
Сверхурочная работа поощрялась и щедро оплачивалась. Дом Фаберже
находился под постоянным давлением со стороны клиентов и покровителей,
которые требовали новых вещей. Фирма была вынуждена постоянно иметь
готовые вещи для продажи. Число творений, вышедших из мастерской
Фаберже , по приблизительным подсчетам составляет примерно 120 тысяч
(всего в учетных книгах фирмы есть не менее 260000 записей, но
некоторые записи на несколько, даже десятков предметов – В.С.),
изделий – подобные цифры характерны для массового производства, но при
этом, каждая вещь, создаваемая в фирме, была уникальна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий