Церковная утварь и национальное творчество. (Автор не установлен). 1912 год.
В зале Академии художеств были выставлены предметы церковной утвари для
церкви вел. Княгини Елизаветы Фёдоровны, исполненные по рисункам акад. А.В.
Щусева в Москве братьями Мишуковыми: два Евангелия (большое и малое) с
финифтью и драгоценными камнями, пожертвованное Харитоненко с сыном, чаша
причастная и большая для водоосвящения – дар князей Юсуповых, крест с эмалью и
кадильница.
Все предметы отличаются точностью и художественностью работы. Секанка
ручная, финифть и эмаль исполнены технически не хуже старинных, что в наше
время редкость.
Стильные и благородные рисунки А. Щусева осуществлены московским мастером
с большим чутьём и совершенством. Одним из Мишуковых, получивший
художественное образование в Строгановском училище, с преемственными
техническими знаниями (от отца), соединив традицию с образованием, как бы
открыл секреты старых мастеров. Он внёс в церковную утварь ту фактуру и
художественность отделки деталей, которые так восхищают нас в подобных
старинных изделиях. Только резное, слоновой кости распятие на большом
Евангелии сработано в Гейдельберге, и в нём чувствуется ремесленность.
Нельзя не отметить, что всё твёрже наше искусство становится на настоящий
путь, в то время, когда тенденция «западничества» хотя усиленно, но тщётно
производится в некоторых наших художественных кружках. Открывающееся перед
нами прошлое нашего искусства полно прекрасных страниц, глубоко поучительных
и неотразимых в убедительности несомненного былого творчества и высокого
мастерства. Всё сильнее оказывает влияние это прошлое. Храмы начали строить,
придерживаясь инструкциями и вдохновляясь творчеством национально –
православного духа, всё больше внося самостоятельности в их создание.
Доведённые до полной ремесленности западные начала в иконописании
сменяются и техническими и художественными основами допетровского искусства.
Путь от подражания старым образцам до самостоятельных созданий
художественных произведений будет скоро пройдён, и русские художники проявят
творчество так же ярко, как и в былые времена.
Надежда на возрождение национального русского искусства во всяком случае
имеет под собою более твёрдые основания, нежели мечта о введении «античного» в
русскую жизнь. Не официальное искусство XVIII века привлекает нас, а развитие
самобытных черт в русском творчестве, создававшихся под влияние религиозных,
бытовых и исторических особенностей народа и восприятий впечатлений от
своеобразной русской природы.
«Ювелир». СПб. 1912. № 4.С.5-6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий