Валентин Скурлов (Санкт – Петербург).
Сообщение
на Конференции по исторической психологии, руководитель – профессор, доктор
исторических наук С.Н. Полтора. 18 декабря 2023 г.
Подготовка
подарков из Кабинета Его Величества для вояжей Императорской семьи (1881 – 1917
гг.).
Объектами исследования
исторической психологии, безусловно являются парные философские категории
«пространства и времени».
Пространство и время – категории, обозначающие основные фундаментальные
формы существования материи. Пространство выражает порядок существования отдельных
объектов, время – порядок смены явлений и состояний материи. Пространство и
время служат также одним из важнейших средств конструирования теоретических
моделей, интерпретирующих экспериментальные данные.
Категория «пространство» и связанные с ней категории «пути – дороги»
имеют максимально широкое применение в изучении истории Российской империи, в
нашем случае, в период рубежа XIX – XX вв.
Парадигма эта более чем 130 - летнюю историю изменилась в соотношении
этих двух категорий.
Меняется парадигма
соотношения двух категорий «пространство» и «время». Пространство остается тем
же самым (константа), в время «сжимается». Тo - есть, если в 1900 г. путь ж.д.
из Санкт – Петербурга во Владивосток занимал 12 дней (вагон – церковь; путь
короче, через Харбин), то сейчас самолетом, это 8 часов. Но при этом, потеря впечатлений, ограничение
количества встреч с городами и людьми, потеря знания о жизни этах территорий,
которые в 1900 г. изучали путешественники. Вот почему, в дорогу в 1900 г. брали
гораздо больше подарков. Большая часть уходила на ж.д. станция.
Проблема «БЕЗОПАСНОСТИ» в
дороге. Чрезвычайно важная. Современная ФСО возникла не на пустом месте. Я бы мог посвятить свой доклад тoлько на теме поощрения работников
Охраны во время Высочайших вояжей. Это была целая системa. Награждались служащие Жандармско –
Полицейских управления ж.д. От станционного фельдфебеля до начальника ЖПУ.
Многие получали награды чуть не каждый год. Часто были просьбы выбора подарков,
например заменить Портсигар (аналогичный уже получал в прошлом году) на дамские
часы для супруги.
Журналист А. Суворин в
1907 году пишет в Дневнике:
"Сейчас, прежде чем курить билет в Москву,
надо купить в оружейном магазине револьвер"
Михаил Антонович Гурье,
директор магазина Фаберже. . Его отец, часовщик из Невшателя продавал карманные
часы в Сибири. Через тайгу.
Члены семьи Фаберже: Евгений, Агафон ездили в Индию и Сиам. Николай был на
коронации нового сиамского короля в 1911 г. Тоже не ближний свет.-
В деятельности Камерального отделения Кабинета Его Величества в
период царствования Императоров
Александра и Николая приходилось
постоянно сталкиваться с задачами подготовки подарочного фонда при организации
поездок Императоров внутри России и за рубеж. В разные годы интенсивность таких
поездок была интенсивной, что связано с
активностью России на дипломатическом фронте, формированием международных коалиций
или ведений войн, но были и периоды спада поездок. Например, после знаменитой
железнодорожной катастрофы под станцией Борки в 1888 г. или в 1915 – 1916 гг., в связи с перемещением
Императора в Ставку в Могилеве. Были сложившиеся направления, например,
ежегодные вояжи Императрицы Марии Федоровны (после 1894 г., в статусе «вдовствующей
Императрицы») к своим родственника в
Данию, или к родной сестра, британской королеве Александре. Мария Федоровна любила отдыхать в крошечной
деревушке Ла-Тюрби (Лазурный берег) на
юго-востоке Франции. (1896 год)
Но после 1915 г. Мария Федоровны надолго осела в Мариинском дворце в
Киеве, практически до начала 1917 г., когда после февраля выехала в Крым.
Одной из
важных обязанностей российских правителей были поездки как по своей родине, так
и за рубеж.
В фонде Кабинета Российского государственного
исторического архива
(РГИА, фонд 468) хранятся тысячи дел., касающихся подготовке
«подарочного» фонда для вояжей. Основной массив информации взят из «Книг прихода и расхода вещей Кабинета».
К «дипломатическим подаркам» относят драгоценные вещи, жалуемые во
время заграничных поездок, как правило, Их Величествами. Такими подарками
считаются и подношения иностранным дипломатам и членам их свит, посещавшим
Россию с визитами, и подарки, проходившие через русские дипломатические миссии
[1]..
На рубеже XIX-XX веков Кабинет часто приобретал подарочные вещи в
магазинах или имевшиеся в ювелирных мастерских уже в готовом виде. По
свидетельству главного художника фирмы Фаберже Франца Бирбаума [7], во дворцы
посылались вещи, из которых члены императорской семьи выбирали понравившиеся им
изделия. Дипломатические подарки являются великолепными образцами творчества
выдающихся мастеров и фирм-поставщиков Двора: Фаберже, Болина, Гана, Кёхли,
Зефтигена, братьев Грачёвых, Хлебникова, Овчинникова, Морозова и других.
Часто императорские и королевские Дворы обменивались подарками на
семейные и календарные праздники, такие как Рождество или Пасха. [1].
Интересным примером «языка дипломатии» были дарственные табакерки,
которые особо ценились, подчас наравне с орденом. Самыми почитаемыми считались
те, которые украшались портретом
государя или вензелем . Своей популярностью при русском Дворе табакерки во
многом обязаны Петру I, ориентировавшемуся на европейские традиции.
В качестве подарков выбирались самые лучшие предметы
декоративно-прикладного искусства. Подарок – это «лицо государства и
императора».
Тема вояжей находила отражение в сюжетах Императорских пасхальных
яиц. Например, Яйцо «Память Азова», 1891 г., посвящено историческому вояжу
Наследника Цесаревича Николая Александровича на Дальний Восток), пасхальное
яйцо «Транссибирский экспресс», 1900 г. Пасхальное яйцо «Яхта «Штандарт», 1909
г.; на этой яхте Императорская семья совершила немало морских путешествий. Яйцо
«Кавказское», 1893 г., посвященное пребыванию великого князя Георгия
Александровича в Абастумани (Грузия) на лечении; туда неоднократно приезжала
его мать, Императрица Мария Федоровна. Яйцо 1896 г. с вращающимися миниатюрами
дворцов в России и Германии, связанных с жизнью Императрицы Александры Федоровны
и которые она посещала вместе с супругом. Яйцо 1911 г. «15 годовщина царствования с
миниатюрами художника Василия Зуева», изображающими важнейшие события, в том
числе , связанные с поездками в Москву, Полтаву, Ригу, Париж,
Яйцо 1913 г. «300 - летие Дома Романовых» с глобусом и двумя
картами: Русское царство в 1613 г и Российская империя в 1913 г.
В 1904 г.
были Высочайше учреждены два специальных наградных знака «За сопровождение
Императорского поезда» трех степеней: 20
руб., 40 руб. и 70 руб. (с бриллиантами) и «За Высочайшее посещение» (1904 г.). Монопольный
исполнитель обоих знаков - фирма
Фаберже.
Проф. И.В. Зимин уже
изучал подробно тему ему вояжей Государя [2, 3]. Примерное количество подарков,
взятых для вояжа - порядка 200 предметов. Из них половину вручали в дороге,
затем давали на оплату по счетам
ювелиров, остальные возвращали. По группе «разные драгоценные вещи» возникла
система заготовления особых «русских подарков» Здесь особо преуспел Фаберже. Получилось
обогащение ассортимента. Много каменных подарочных вещей были изготовлены на Императорских гранильных фабриках.
Всего за период обоих царствований (Александра III и
Николая II) по рассмотренной
групп вручено изделий по всей группе – 1502 изд. , в том числе от фирмы Фаберже 522
(34, 8 %). Заметно преобладание изделий фирмы Фаберже, которая относительно
поздно, только во времена Николая II активно включилась в пополнение запаса кабинетских
подарков, причем по дорогостоящим изделиям, по цене 1000 руб. преобладание
фирмы Фаберже становится подавляющим (65 %). Именно такие изделия, в том числе
камнерезные в первую очередь вручались в
качестве дипломатических подарков представителям
зарубежных монархий и государств. Сейчас эти раритеты хранятся в музеях этих
государств. Немалое количество ковшей, братин вручено в начале XX века на юбилеи и в качестве
Императорских призов государственным институциям, в первую очередь, армии и
флоту, однако с началом Первой Мировой войны поступление подобных предметов в
Кабинет сократилось.
Маршруты,
как правило, были постоянными, поскольку поездки царя по пригородным дворцам, в
Беловеж, Ливадию и Спалу осуществлялись из года в год.
Особенно
часто императорский состав использовался царем в годы Первой мировой войны. Для
маневренности и секретности передвижений царский поезд комплектовался неполным
составом. Хотя в 1914 году
были многочисленные поездки, связанные с мобилизацией, в том числе по рокадным
дорогам.
Исследованию средств
передвижения российских императоров посвящена работа И.В. Зимина [9]. Автор
приходит к выводу о том, что представители августейшей фамилии были достаточно
мобильны, в связи с чем большое внимание уделялось вопросам комфорта во время
поездок. При выборе средств передвижения руководствовались также такими
критериями, как скорость и представительность. Поэтому за техническими
новинками в области передвижения при дворе Романовых следили очень внимательно [6].
Особо следует отметить
практически ежегодные вояжи Императрицы
Марии Федоровны. В отличие от нее Императрица Александра Федоровна
самостоятельно не ездила за рубеж или по России, ограничиваясь поездками на
Южный берег Крыма. .Последняя такая поездка с детьми, но без мужа состоялась летом 1916 г. в Евпаторию.
После 1888 г., катастрофы
в Борках стали ездить осторожнее, был
разработан новsй
тип вагонов для Императорских поездов [6].
Поездки в польские
поместья: Спала, Скерневицы, Беловеж.
Посещение Саровской
пустыни, 1903 г. Более 20 000 жетонов для народа, работы Фаберже.
Ежегодные поездки в Крым.
Крым, наряду с Петербургом и Москвой стоит на третьем месте по количеству
врученных «кабинетских» подарков. [8]
Морские вояжи на яхте «Штандарт»,
в основном в Финляндские шхеры. Военные поездки Императора Николая II по
стране в 1914 – 1915 гг. –
мобилизация
Особые вояжи эпохи
Александра: 1884 год – свидание трех Императоров: Австрийский император Франц-Иосиф,
германский император Вильгельм
I, российский император Александр
III 17 сентября 1884 г.
в Скерневцах. Грандиозный вояж Императора Александра III с семьей в 1888 году по южным губерниям России и Кавказу. В обратный путь
императорская семья отправилась морем в Севастополь, а дальше поездом в
Санкт-Петербург. В Севастополе они пробыли только один день 16 октября, однако
успели посетить корабли Черноморского флота и исторические святыни города. На
следующий день во время этого путешествия,
на пути в столицу, произошло крушение императорского поезда недалеко от
Харькова на станции Борки. В следующий свой приезд в Севастополь в 1893
году император Александр III вновь провел смотр флота.
Маневры 1890 года (Нарва).
Вояж Наследника Цесаревича 1890 1891 гг. – несколько сотен подарков
Празднование 300-летие Дома
Романовых. В год
300-летия Династии Романовых, 1913-й, Император Николай II в сопровождении членов своей семьи и
министров совершил поездку по городам империи, связанным с призванием на
русский престол Царя Михаила Федоровича. Маршрут этого исторического
паломничества: : Владимир, Суздаль, Боголюбов. , Нижний Новгород, Кострома,
Ярославль, Ростов Великмй, Переславль Залесский, Троице-Сергиевой лавре,
Москве.
Путешествие включало поездку по железной дороге от Санкт-Петербурга
до Нижнего Новгорода и обратный путь по Волге на пароходе до Ярославля с
последующим возвращением поездом в Царское Село.
В 1913 г. вручено подарков из Кабинета Его Величества
на сумму 775 тыс. руб., хотя перед этим три года подряд, еже годно вручалось на
суммы, 514 тыс., 534 тыс. и 556 тыс. руб. Уже в 1914 г., в связи с началом
войны было вручено подарков на сумму 550 тыс. руб. Большие вручения из Кабинета были на
Коронацию в 1896 г. – 2889 подарков на сумму 868 тыс. руб. и в год рождения
Цесаревича Алексея в 1904 г. – 3 800 подарков на сумму 641 тыс. руб., а в
1913 г. – только на 340 тыс. руб. [7]
Заключительная
часть сообщения посвящена творчеству уникального художника Павла Пясецкого,
весьма ценимого при царском дворе и поощренного «кабинетскими» подарками.
Павел Яковлевич Пясецкий (1843, Орёл — 1919, Петроград) — русский врач, путешественник, художник, писатель,
коллежский советник.
После окончания гимназии (1861) учился на медицинском
факультете Московского университета. Уже в молодые годы у него
проявилась любовь к рисованию. Во время учёбы Пясецким были сделаны сотни
рисунков по анатомии, гистологии, судебной медицине, акушерству, кожным
болезням, служившие в качестве учебных пособий.
После защиты диссертации Пясецкий переехал в Санкт-Петербург, где служил в Главном военно-медицинском управлении,
в свободное время посещая мастерскую художника П. П. Чистякова в Академии
художеств в качестве
вольнослушателя.
В 1894 - 1900-х гг. по
заказу Комитета по сооружению Сибирской железной дороги Пясецкий изготовил
гигантскую движущуюся панораму Транссиба, которая была представлена
на Всемирной выставке 1900 года в Париже. За эту панораму он был
удостоен Ордена Почётного легиона.
В 1897 году ездил в качестве художника в Англию на крейсере «Россия» на юбилей
королевы Виктории. В
1902 году посетил Болгарию, а в 1903 году совершил поездку
на Дальний Восток, в свите
военного министра Алексея Куропаткина.
В январе 1895 года Пясецкий был приглашен Куропаткиным участвовать
в Чрезвычайном посольстве «России в Тегеран «для выполнения высочайше
возложенного на него [Куропаткина] чрезвычайного поручения» — сообщения о
восшествии на российский престол императора Николая II». Куропаткин
взял Пясецкого с собою, чтобы он делал зарисовки трудного и живописного пути.
Действительно, «результатом этого путешествия и стала „Персидская панорама“».
Она показывает путь по «Шахской дороге» от города Энзели через Решт и Казвин в Тегеран. Пясецкий окончил писать панораму,
акварель на бумаге, в феврале 1895 г. в Ашхабаде. Длина целого рулона
59,6 м, высота 48,5 см. Сейчас он находится в Эрмитаже, Пясецкий показал
свою «Панораму Персии» на Всемирной выставке 1900
года в Париже, где 7 августа видел её персидский
шах Мозафареддин [12].
Картины – панорамы художника Павла Пясецкого:
01.
«От середины Китая до Западной Сибири» (72 м)
02.
Панорама закаспийской железной дороги». 170 аршин (120
м).
03.
«Панорама Персии» (59,6 м на 48,5 см).
Выставлялась на всемирной выставке 1900 года в Париже и в 2015 на выставке
Культура и искусство Ирана VIII-начала XX веков в Эрмитаже
04.
«Великий Сибирский путь». 1285 аршин (914 метров). Выставлялась на Всемирной выставке 1900 года в
Париже [13].
05.
«Москва в дни священного коронования 1896 года» (90 аршин)
06.
«Пребывание Их Императорских Величеств во Франции»
(150 аршин)
07.
«Вторичное
посещение Их Императорскими Величествами Франции» (Павел
Пясецкий «Визит императора Николая II во Францию в сентябре 1901
года)
08.
«Торжества по случаю Шипкинской победы»
09.
«Воспоминания о турецкой войне»/
Работы художника были приобретены
Императором: «Рисунки,
художника Павла Пясецкого, изображающие: Мечеть Шир-Дар в Самарканде; Вид в
развалинах Шах-и-Зинда в Самарканде; Весеннее цветение средне-азиатских степей;
Горы Эльбурс и вершина их Дэмавэнд, видимые из Тегерана» [14].
За свои творческие достижения художник,
доктор медицины Павел Пясецкий был награжден ценными подарками из Кабинета Его
Величества.
19.03.1897. СЕРВИЗ
серебряный: чайник, кофейник, сливочник, сахарница, сухарница, ситечко, щипцы,
совок и вилочки. Работы Фаберже, 450 руб. – Доктору медицины Пясецкому. [10]
06.03.1897. Портсигар
золотой, с сапфиром, бриллиантом т розами, ювелир Фаберже. – Доктору медицины
Пясецкому. [10].
03.04.1904. Настольные
Часы «Дельфин», от фирмы Фаберже, 450 руб. – Художнику, доктору медицины П.
Пясецкому, за показ своих «движущихся» картин Августейшим детям. [11].
Резюме.
Придворные ювелиры и
Поставщики Высочайшего двора принимали активное участие в формировании фонда
«вояжных» подарков Императоров на самом высоком эстетическом уровне, разного
ассортимента и на разные цены, в зависимости от категорий награждаемых. Подарки
эти несли не только материальную ценность, но и служили в качестве моральной награды.
Особенно много вручалось
во время царских вояже наградных кабинетских часов, особенность которых была в
несении царского герба на откидной крышке или корпусе. Герб появился на Часах в
1868 г.
На тему царских вояжей
создано много высокохудожественных произведений. Отметим творчество Художника
Павла Яковлевича Пясецкого.
Многие положительные
моменты из Деятельности Камерального управления Кабинета Е.В. двух последних
царствований (1881-1917 гг.) были взяты на вооружение современными чиновниками
Управления делами Президента и Администрации президента, где существует
специальный отдел подарков. Вновь почетной наградой являются именные часы
Президента.
Литература.
1.
Полторак И.С.
Высочайшие подарки //Антикварное обозрение. 2002. № 3. С. 32-33.
2.
Зимин И.В. Царские
деньги. Доходы и расходы Дома Романовых. Повседневная жизнь российского
Императорского двора. (том I). М.,
Центрполиграф. 2011 г. – 940 с.
3. Зимин И.В. Соколов А.Р. . Ювелирные сокровища
Российского Императорского двора. СПб. Центрполиграф, 2013 г. – 950 с.
4. В.В. Скурлов. Награды, знаки и подарки из Кабинета
Его Величества. 1881 – 1917 гг. Изд-во «Анастасия Тютюнник», СПб., 2020. – 576
с.
5. Скурлов В.В. (Санкт-Петербург). Ковши, братины, Чарки – подарки из Кабинета Его Величества в
эпоху Александра III и Николая I // RKBJ/ # 10
(190). 2022.
6. Петрова Е. А. Поездки императорских особ по
регионам империи: историография вопроса // Актуальные исследования. 2020. №8 (11). С. 80-84.
7. Фаберже Т.Ф., Горыня А.С., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры: сборник
мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства.
СПб., «Журнал «НЕВА», 1997 – 704 с.
8. Скурлов В.В. К вопросу о подарках из Кабинета Его Величества во время Высочайших
визитов Императора в Крым (1881 – 1917 гг.). // Крымские диалоги. № 4 (12).
2018.
9.
Зимин И.В. повседневная жизнь
российского императорского двора: вторая четверть – начало в. : Взрослый мир
императорских резиденций. М.. Центрполиграф. – 2010 г.
10. РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 1018. Разные драгоценные вещи
11. РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 1002. Разные драгоценные вещи
12. Адамова А.Т., Принцева Г.А. Панорама Персии: от Энзели до Тегеран —
Санкт Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015.
13. Принцева Г. А. Сибирский
путь Павла Пясецкого. СПб., Государственный Эрмитаж. 2011 – 274 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий