вторник, 4 декабря 2018 г.

Сапфирова Н.Н. Лавровое или Померанцевое (вопрос) .docx, Обложка Книга русской скорби. Художник В.М. Васнецова, 1908 г.


Сапфирова Н. Н.
«Лавровое» или «Померанцевое»?

Одним из известных и исторически значимых произведений фирмы К. Фаберже является «Лавровое дерево». Оно было выполнено в 1911 году по заказу императора Николая ІІ и подарено своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху.
Данный материал не предполагает углубление в историю создания произведения и его искусствоведческий анализ. Однако уточним, что «Лавровое дерево» – это традиционный ежегодный пасхальный подарок императорской семьи – яйцо. Форма яйца завуалирована и угадывается в сферической кроне дерева.
Автор предлагает свою точку зрения на некогда, относительно недавно, возникшее противоречие – к какому виду деревьев (или кустарников) относится на самом деле дерево из Пасхального императорского подарка. С одной стороны, противоречие как таковое отсутствует, вследствие определения собственного произведения самим К. Фаберже. В счете написано: «Лавровое». Однако, существует мнение со ссылкой на особенности строения дерева, что, несмотря на данное название, дерево следует считать Померанцевым (апельсиновым).
Как померанцевые, так и лавровые деревья в кадках были неотъемлемой частью декоративной культуры российских дворцов, усадеб, экспонировались на выставках садоводства, зимой содержались в оранжереях. Поэтому сюжет подарка объясним, понятен и приемлем.
Помимо прямой ссылки на счет фирмы Фаберже, ниже приведем фактологический материал, который косвенно подтверждает принадлежность дерева к виду лавр благородный.
Во-первых, есть природное объяснение. В энциклопедических изданиях представлено достаточно полное описание и иллюстрации лавра благородного. Формы цветка и лепестков, которые мы видим в «Лавровом дереве» у Фаберже, почти идентичны форме женского цветка лавра благородного. Почти, потому что в природе мы встречаем четыре лепестка, в Пасхальном подарке – пять. Нефритовые листья не вызывают сомнений в своем подобии оригиналу, они лишь слегка упрощены в выполненных камнерезом прорезях, передающих строение жилок.
Во-вторых, подобие сферической формы кроны лавра мы можем увидеть в архитектуре. Это здание Выставочного зала Венского сецессиона, построенное в 1898–1899 гг. по проекту архитектора Йозефа Марии Ольбриха, которое венчает лавровая шарообразная крона.
В-третьих, обратим внимание на обложку одного из томов издания «Книга русской скорби» (1908 –1914). Иллюстрация для обложки выполнена выдающимся художником В. М Васнецовым. На ней изображен лавровый венок и пальмовая ветвь – атрибуты мемориальной культуры, в том числе и дореволюционной эпохи. На лавровом венке мы видим цветы, подобные формой и цветом тем, которые украшают «Лавровое дерево».
Отметим, что и здание в Вене и обложка «Книги русской скорби» относятся к периоду конца ХІХ – начала ХХ вв., что говорит в пользу существовавших художественных традиций. О них нам сообщают предметы, изображения и строения прошлого – безмолвные свидетели истории, воплощенные в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Совокупность выше изложенных сведений говорит в пользу лавровой кроны.
Стоит учитывать, что художественный замысел допускает отклонение от оригинала и не требует от художника чрезмерной детализации. Этим можно объяснить не только четырех- или пятилепестковые цветы, но и рубиновые акценты на дереве. Если слишком сильно привязываться к натуральному виду, то для померанца было бы логичнее применение цитрина насыщенного оттенка или оранжевого сапфира. Задача художника – не в скрупулезной передаче деталей окружающего мира, а в их художественной трансформации, уточним – вне зависимости от выбранной темы. Задача мастеров камнерезного и ювелирного искусства – воплотить идеи в материале.
Если хорошо поискать в ботанических справочниках, можно обнаружить иные разновидности деревьев, претендующих на «Лавровое дерево». Но лучше всего вернуться к первой ссылке непосредственно от исполнителя императорского заказа и довериться записи в счете фирмы Карла Фаберже.

Литература:

1.     Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 14. М.: Советская энциклопедия, 1973. 624 с.

2.     Книга русской скорби. Т. 5. Издание Русского Народного Союза им. Архангела Михаила. 1908 г.

3.     Скурлов В. В. Ассортимент изделий и номенклатуры камней в камнерезном производстве фирмы Фаберже [Электронный ресурс] // Архив Валентина Скурлова. URL: http://skurlov.blogspot.com/2015/09/blog-post_29.html (дата обращения: 14.11.2018).

4.     Tatiana Faberge, Lynette G. Proler, Valentin V. Skurlov. The Faberge: Imperial Easter Eggs. Christie's Books. 1997. Р. 39.


5.     Will Lowes, Christel L. McCanless. Fabergé Eggs: A Retrospective Encyclopedia. Scarecrow Press; 2001. P. 108-109.

15 ноября 2018 г.





1 комментарий: