Поздней весной 1999 года мне позвонил Солодков и проинформировал о предстоящем событии – крупнейшей выставке «Fabergé Imperial craftsman and his world», (Фаберже императорский мастер и его мир) посвященной творчеству Карла Фаберже. Выставка должена была пройти в Вильмингтоне (США) в 2000 году, кураторами которой выступали Габсбург и он сам - Солодков. Было высказано пожелание о моем участии в выставке и были особо заинтересованы в яйце-часах «Букет желтых лилий».
Данное предложение было мне интересно, т.к. позволяло привлечь внимание к этому произведению, как к недавно обнаруженному императорскому яйцу-часам. Для обсуждения дела Солодков приехал в Париж. После того как мы достигли соглашения, он еще несколько раз приезжал для отбора экспонатов из моей коллекции.
Во время последнего посещения, его сопровождал коллега-куратор Габсбург, который в 1994 году в своей первой статье о фальшивках фирмы «Фаберже» под названием «Fauxbergé» в журнале «Art & Auction» уже рассматривал данное произведение.
В предисловии этой статьи Габсбург впервые вводит новый термин- каламбур: «Fauxbergé» Faux и Fabergé- Фальш и Фаберже-или Фальшберже» (произносится как «Фоберже») в которой заявляет:
«Эпидемия подделок, преследующая мир Фаберже, переросла международную индустрию с оборотом в многие миллионы долларов. К ней подключилась даже организованная преступность».
Статью он завершает следующим образом:
«Похожий случай неаккуратной исследовательской работы был отмечен в отношении хронометра яйцевидной формы, который был экспонирован на выставке 1992 года в Екатерининском дворце в пригороде Санкт-Петербурга. Его изображение было помещено на обложку каталога выставки, а само произведение было провозглашено «императорским». Это сделал один из кураторов выставки из Франции, заявивший, что это произведение от Михаила Перхина, которое «игнорировалось» западными экспертами. На самом же деле данный хронометр при его продаже на аукционе 1991 года был совершенно правильно описан как
«проданный (retailed) Фаберже, немаркированный, вероятно из Санкт-Петербурга», переданный вдовствующей императрицей Марией Федоровной доктору Георгу Мецгеру в 1892 году».
По всей вероятности, это была реакция Габсбурга на мою статью: «Квадратные пасхальные яйца»(1) опубликованная в1992 году, в каталоге выставки «Блестящая эпоха Фаберже», посвященная 150 летию дома Карла Фаберже в Царском Селе, где я являлся куратором и одним из организаторов.
[«Итак, предупрежден значит вооружен. Фаберже, а точнее – Фоберже стал крупномасштабным, а иногда и темным бизнесом. То, что он может быть также и опасным, по крайней мере для тех, кто говорит о нем правду, подтверждается тем, что меня неоднократно исподволь предупреждали и угрожали судами либо даже, по их словам, более «тяжелыми последствиями»].
«Хронометр яйцевидной формы», о котором идет речь в статье Габсбурга, не что иное, как часы-яйцо «Букет желтых лилий» фирмы «Фаберже», которые в 2000 году, будут экспонированы, на самой крупной выставке «Fabergé and his world» в Америке, в отделе «Самые прославленные произведения Михаила Перхина», буквально, в самом центре экспозиционного зала, на которой Габсбург выступал куратором.
Подтекстом в статье «Квадратные пасхальные яйца» был простой вопрос: как случилось, что все «ведущие эксперты» по Фаберже проворонили или, как по словам Габсбурга, «проигнорировали» в 1991году императорские пасхальные яйцо-часы фирмы Карла Фаберже на самом престижном аукционе Русского искусства в Женеве?
Цитата из статьи «Квадратные пасхальные яйца»:
«Для определения авторства часов Метцгера можно было не анализировать фантастически виртуозную технику обработки «капризного нефрита, волшебное совершенство литья и прочеканки листиков и цветов букета, мотивов накладной орнаментации, наконец, излишне было трудится в штудировании «provenance», чтобы прийти к заключению, что этот предмет- незаурядное произведение искусства».
«Если же принять во внимание сомнения экспертов Sotheby's, что его (яйца) авторство принадлежит Фаберже и изготовлено оно в Санкт-Петербурге (время изготовления-«конец XIX века» в атрибуционной части и около 1892 года» в аннотации - сомнению, как будто, не подвергается ), то тогда следует считать, что глава ведущей мастерской фирмы Михаил Перхин - плагиатор, а мастерские
Фаберже, многие годы создававшие пасхальные сюрпризы, использовали чужие идеи и развивали не свои изобразительные приемы».
«Эта вещь (яйцо-часы) могла бы служить своеобразной иллюстрацией к часто встречающимся в публикациях о Фаберже утверждениям, что на произведениях великого мастера не нужно клейм - они сами о себе говорят «Я- Фаберже». Помимо этого абсолютно недвусмысленного «заявления», исходящего от художественного облика произведения, к нему прилагалась подробнейшая аннотация (provenance), представляющая его историю....».
Сомнения и возмущения Габсбурга: [«...а само произведение было провозглашено «императорским»], являются необоснованными, поскольку яйцо-часы были подарены императорской семьей, как он сам это утверждает, то соответственно они де факто являются императорскими.
Позже, на яйце-часах «Букет желтых лилий», также были обнаружены инвентарный номер, клейма фирмы Карла Фаберже, а также пробирное клеймо Санкт-Петербурга.
Таким образом становится очевидным, что на самом деле неаккуратная работа была проведена самим Габсбургом и следует рассматривать его доводы и статью «Fauxbergé» как минимум необоснованными.
Спустя 20 лет, в своей последней статье «Fauxbergé», опубликованной в каталоге выставки Раскрытый Фаберже 2011 года, он все еще возвращается к своей любимой теме-«подделки», и в очередной раз приводит противоречивые примеры, которые также, как и раньше носят дезинформационный характер, как например:
«Подделки произведений Фаберже начались, уже при жизни Карла Фаберже....»
«Для Немецких и Австрийских цветочных подделок, смотрите Габсбург и Лопато 1993 г, стр.458 ».(2)
«Уже во время проведения Всемирной выставки 1900 года в Париже показанные им (Фаберже) там цветы породили свое явное копирование в Германии».
Габсбург ссылается на мемуары Франца Бирбаума- главного художника фирмы, в которой говорится: «Когда впервые эмалевые цветы были выставлены на Парижской выставке 1900 года, они тотчас же были скопированы немецкими и австрийскими фабрикантами и появились на рынке в дешевых изданиях, в которых эмали были заменены лаками, а вазочки горного хрусталя-стеклом».
Производство такого рода «поделок» изготовленных из дешевых материалов были всегда весьма легко распознаваемы, не претендовали на ювелирную работу и ни в
коей мере не могли быть приняты за работу какой либо ювелирной фирмы, а тем более «Фаберже»!
Так же, в статье «Fauxberge», в каталоге выставки «Раскрытый Фаберже», Габсбург ссылаясь на опасения, которые появились у Бейнбриджа (3) в 1949 году заявляет:
«цветочные композиций, которе были приобретены английской королевской семьей после 1940-х годов и позже, хотя наверняка подлинные, но должны быть по крайней мере изучены».
Такое заявление, несмотря на расплывчатость, указывает на то что "наверняка подлинные", на самом деле "не такие уж и подлинные" и является весьма компрометирующим, поскольку эти покупки, как правило производились в очень тесном кругу «экспертов- специалистов по Фаберже».
Королевская коллекция произведений Карла Фаберже, а в особенности цветочные композиции, на протяжении многих десятилетий считались Габсбургом и другими «экспертами» эталоном качества, изящества и подлинности.
Правда, был один случай, когда одно из произведений из Королевской коллекции было под сомнением. Вспомним о императорском пасхальном яйце Фаберже «Корзинка полевых цветов»1901 года, которое, на протяжении десятилетий, считались как не от Фаберже и было атрибутировано французской фирме «Boucheron» всеми «ведущими экспертами», в том числе и Габсбургом, которым понадобились десятилетия, чтобы все же "прозреть" и признать произведение, как работу фирмы «Фаберже».
На этих примерах, можно разглядеть присущую Габсбургу способность наглым образом манипулировать информацией и делать из этого соответствующие заключения; о методах дезинформации, которые он использует для оправдания своих неуместных высказываний в качестве куратора выставок и автора многочисленных статьей, в роли «ведущего эксперта» по Фаберже, у которого множество серьезных проколов в экспертизе значимых произведений фирмы, в том числе и с прославленными императорскими пасхальными яйцами, и это несмотря на его заявление, сделанное им в каталоге выставки Фаберже 1986 года в Мюнхене, в котором он утверждает, что «техническое совершенство его [Фаберже] работы сразу становится очевидным».
В заключении, о статьях Габсбурга, можно только сказать, что он совсем запутался не только в употребляемой им терминологии, но и в проведении своих экспертиз по
методу «внутреннего чутья», к которому он прибегает вот уже в течении почти 40 лет.
Габсбург не видит очевидное и никак не может различить фальшивку от "натуры" «Fauxbergé» от Фаберже !
Такое профессиональное шарлатанство Габсбурга и ему подобных«экспертов» посредством которых контролируется Арт рынок русского искусства на Западе, неизбежно, приведет к необратим последствиям - шедевры Русского искусства будут ассоциироваться с подделками, что нанесет существенный урон культурному наследию России и мировому золотому фонду искусства.
1) Статья «Квадратные пасхальные яйца», авторы Мишель Камидиан, Вячеслав Мухин, каталог выставки «Блестящая эпоха Фаберже» Санкт-Петербург 1992 год
2) «ссылка n3, стр 133, Габсбург ссылается на свою статью в каталоге (Фаберже придворный ювелир) 1993 года в соавторстве с Лопато и на Мемуары Франца Бирбаума - главного художника фирмы «Фаберже» которые были впервые найдены в советских архивах Валентином Скурловым и опубликованы в соавторстве с Татьяной Фаберже в1992 году (История дома Фаберже ).
С 1992 года, вся опубликованная информация о деятельности фирмы основана именно на этих мемуарах.
Все ссылки на Бирбаума должны соответственно быть отнесены Валентину Скурлову и Татьяне Фаберже.
3) Раннее Бейнбридж признался, что он не знал о том, что именно фирма "Фаберже" была автором прославленных Императорских пасхальных яиц.
В 1916г Бейнбридж написал Императрице Александре Феодоровне донос на Фаберже обвиняя его в шпионаже и в сотрудничестве с Германией.(Fabergé A comprehensive reference book 2012).