пятница, 27 апреля 2018 г.

Реклама фирмы К. Фаберже

Наталья Н. Сапфирова

Реклама фирмы К. Фаберже

Несмотря на немалое количество научных исследований по теме деятельности фирмы Фаберже, имя великого российского ювелира оставило современному миру немало загадок. История фирмы вызывает огромный интерес у широкой аудитории, представители которой находятся в разных уголках земного шара, а изучение темы формирует новые вопросы. На некоторые из них мы попытаемся ответить в этой статье и представить читателям уточняющую информацию.
Объединяющей темой для дальнейшего изложения материала является реклама фирмы Поставщика Высочайшего Двора К. Фаберже. Реклама содержит логотип, точную информацию о начале работы предприятий, адреса, телефоны, сообщает характер деятельности, награды, дает нам представление о стилевых предпочтениях дореволюционной эпохи Российской империи.
В частности, в рекламе, размещенной в каталоге Всемирной Парижской выставки 1900 года, фирма К. Фаберже сообщает точные даты открытия филиалов. Датой начала работы Санкт-Петербургского отделения является август 1842 года, Московского – 1 февраля 1887 года, Одесского – 1 января 1900 года. Согласно исследованиям кандидата искусствоведения и фабержеведа из Санкт-Петербурга Валентина В. Скурлова, в докладной записке Его Императорского Величества старший сын Карла Фаберже Евгений Фаберже указал год открытия Одесского филиала 1900. Реклама, в свою очередь, дополняет сведения точной датой – 1 января 1900 г.
Далее, в той же самой рекламе сообщаются довольно любопытные сведения в отношении адреса магазина в Одессе. Как известно, магазин фирмы К. Фаберже находился по адресу ул. Дерибасовская, 31. Однако, реклама сообщает адрес Дерибасовская, 24. Автор обратилась к одесским историкам с просьбой проверить данную информацию и выяснилось, что им не известны сведения о том, что по указанному адресу когда-либо находился магазин К. Фаберже. Но должно быть основание для того, что в рекламном объявлении К. Фаберже был указан данный адрес. Поэтому этот момент в истории фирмы пока остается открытым и будем надеяться, что со временем мы получим на него ответ.
Один из вопросов почитателей таланта К. Фаберже касался правописания его имени. Мы видим, что некоторые варианты рекламы фирмы Фаберже, подавались на двух языках – на русском в кириллическом правописании и на французском, написанном латиницей. Русский вариант – К. ФАБЕРЖЕ, французский – C. FABERGÉ. Инициал имени в русском варианте соответствует «К», во французском – «С». Это различие объясняется довольно просто. Французский вариант имени пишется как Charles. Следовательно, латинский инициал «С» соответствует написанию имени на французском языке.
К вышесказанному можно добавить, что история рекламы на рубеже XIX–ХХ веков насчитывает множество примеров написания на русском и французском языках одновременно или с заимствованием французского языка для торговых названий, в том числе и у ювелиров. Например, у ювелира Иосифа Маршака в Киеве (по А. К. Сноуману – один из конкурентов К. Фаберже) на фасаде ювелирной фабрики и магазине располагалась вывеска на французском языке. Также, на двух языках вышел юбилейный альбом с историей киевской фирмы. Французский язык мы встречаем в названиях магазинов. Другие участники торгового рынка подчеркивали достоинство своего товара или услуг ссылкой на парижское происхождение – «товар из Парижа», «мастер из Парижа» и тому подобное.
От читателей поступил вопрос о Нижегородской ярмарке, располагался ли там магазин и каков был режим работы. Это также было установлено Валентином В. Скурловым еще в 1997 году. Торговля ювелирными изделиями фирмы К. Фаберже происходила 40 дней в году в помещении № 26, расположенном в Нижегородском ярмарочном заведении.
Реклама К. Фаберже от 1900 года сообщает о том, что на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года фирма награждена правом изображения Государственного герба. Но этот факт уже ранее установлен.
            Интересны сведения и из рекламы газеты «Иллюстрированная Россия», которая выходила в период русской эмиграции в Париже с 1924 по 1939 год. Реклама продолжателей дела К. Фаберже размещалась с 1927 по 1935 год. Текст рекламного объявления не менялся до 1935 года и свидетельствовал о том, что «Фаберже и Ко», располагавшаяся по Saunier Street (Saulnier – фр.), 23, исполняла заказы, занималась покупкой и продажей, а также приемом на комиссию бриллиантов, жемчуга, драгоценные камней. В 1935 году объявление было дополнено тем, что фирма покупает изделия фирмы К. Фаберже.
            Резюмируя, отметим, что ювелирное искусство довольно многогранно и в миниатюре отражает многие виды искусств, как изящные – живопись, скульптуру и архитектуру, так и прикладные. Реклама ювелирной продукции должна была кратко и емко передавать особенности работы каждой ювелирной фирмы. Производители драгоценностей и других изделий, будучи участниками торговых отношений, заботились о рекламе, которая при внимательном изучении может являться источником ценных сведений и отражать интересы своей эпохи. 
            При этом, стоит отметить индивидуальный подход к рекламе на фирме К. Фаберже. В своих научных исследованиях В. Скурлов отмечает, что после 1902 года, когда состоялась первая и единственная выставка изделий Фаберже в доме фон Дервиза в Петербурге, Карл Фаберже перестал выпускать новые Прейскуранты и уменьшил количество рекламы в печатных изданиях. Это связано с тем, что после Всемирной выставки в Париже в 1900 году фирма получила большое количество заказов и не успевала их выполнить. В 1900 году на вопрос журналиста: «Наверное, вы получили много заказов?» Карл Фаберже отвечал вопросом: «А кто будет исполнять эти заказы? Где взять мастеров».
Другая причина заключалась в том, что фирма перешла на индивидуальное обслуживание и не публиковала эскизы. В Прейскуранте 1899 г. дается примечание «фирма не публикует лучших проектов во избежание подделок». Защита авторских прав как в России, так и в других странах только начинала формироваться.
Та же ситуация были при исполнении заказов для Кабинета Его Величества. Франц Бирбаум сетовал на то, что другие фирмы – Поставщики Высочайшего Двора брали проекты Фаберже и, не неся затрат по содержанию студии художников, исполняли эти проекты дешевле, и выигрывали заказы Кабинета Его Величества.

Автор выражает благодарность Валентину В. Скурлову за научные консультации.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий