понедельник, 1 марта 2021 г.

В. Скурлову -- газета "Аргументы недели"

 Переписка 2011 года. 

Нехамкин Сергей Владимирович.
Вопросы, 27 ноября 2011 г.
Да, ювелирные подделки -- лишь часть подобных афер, в живописи, в графике, скульптуре их не меньше. Но коль уж мы привязываемся к Рухомовскому...
1. Как относиться к такого рода фигурам? Кто они -- жулики? гении?
ОТВЕТ: На мой взгляд, Рухомовский – великий ювелир, если хотите, гений. Даже гениев эксплуатировали мошенники, такие случаи в истории встречаются…
 2. Знал ли, на ваш взгляд Рухомовский, что участвует в афере? ОТВЕТ: Мое мнение, что явно не знал. Он исполнял свою работу, на заказ. Трудность исполнения задачи его только вдохновляла. У Фаберже есть высказывание: «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать». Вот такой мастер-художник Рухомовский.
 3. Какова была роль Гаухмана, Гаврилина, Янковской? (я не беру аферистов Гохманов, меня интересуют мастера). Что такое "сделать штампы"? Почему к Рухомовскому у французов при всем том не было претензий, а Гаухмана в России посадили? Что ему инкриминировалось?
ОТВЕТ: Французы, поняли, что Рухомовского использовали «в тёмную», он только исполнитель, он не продавал. На изделиях часто есть повторяющиеся орнаменты, которые исполняют с помощью штампа. С хорошего штампа можно слелать десятки и сотни деталей, которые припаиваются или соединяются в большом изделии.
 4. Суть аферы Сабина-Гуса? Он пытался продать ворованные, но подлинные эмали или подделки? Что ему за это было?
ОТВЕТ: Сабин-Гус продавал краденые эмалевые изделия из грузинских храмов, но спрос на такие старые изделия был настолько большой, что САбин-Гус стал делать с краденых эмалей дубликаты и продавать их в качестве подлинных. Покупал у него коллекционер Боткин, который покровительствовал Сабин-Гусу, потому что сам имел сомнительную биографию в качестве коллекционера. У меня по этому поводу есть статья про коллекционера Звенигородского (выложена в моём блоге «Архив Валентина Скурлова»). Сабин-Гусу ничего не было, а жаль. Его спас Сабин-Гус. Кроме того, Грузинский Экзархат не был заинтересован выносить сор из избы, иначе пришлось бы отвечать перед Синодом за свою исключительную бесхозяйственность в вопросах охраны (точнее её отсутствии).
 5. Среди "соратников" Сабина-Гуса у вас упоминается эмальер фирмы Фаберже Попов. Это редкая "паршивая овца" в или специалистов из хороших ювелирных домов время от времени на таких делах ловили? Запрещалось ли в таких фирмах эмальерам, ювелирам и т.д. работать "налево", или -- в свободное время делайте что хотите?
ОТВЕТ: В свободное время мастер имел право работать. Хозяин не проверял по ночам, что делает подмастерье или мастер. Я не знаю, случаев, кроме Попова, чтобы кого-то из мастеров хороших ювелирных домов на чём-то ловили. Ювелиры у Фаберже получали 120 руб. в месяц, при средней оплате труда ювелиров в Санкт-Петербурге 50 руб. Очевидно, Попова погубила жадность. Но он был явно незаурядным эмальером, хотя и неграмотным!
 6. Потомки Рухомовского. Я помню тех. которые жили в Минске. Вы упоминаете Сахарович. Есть ли еще? известно, что они тоже стали ювелирами, но мои друзья в Париже, роясь по справочникам, упоминаний не нашли. Сменили фамилии?
ОТВЕТ: мадам Сахарович приезжала в 80-х годах в Ленинград. Встречалась с директором Эрмитада Борисом Пиотровским (отцом нынешнего директора). У САхарович была с собой рукопись – автобиография Израиля Рухомовского. В конце этой рукописи была приписка, что она предназначена только потомкам Рухомовского, но ни в коем случае не может быть передана или продана. Борис Пиотовский встал перед мадам Сахарович на колени, просил подарить рукопись, но мадам отказала, напомнив, что не может нарушить волю Израиля Рухомовского.
 7. Тиара Сайтоферна, пишут, выставлена сейчас в Парижском музее декоративного искусства. Но на сайте музея те же мои друзья упоминаний о ней не нашли?. Они чего-то напутали или тиару убрали -- не в курсе? ОТВЕТ: По моим сведениям 15-летинй давности, тиара хранится в фондах Лувра. Это обычная практика. Выставляется не более 3-5 % фондового хранения. В прошлом году исполнилось 150 лет со дня рождения Израиля Рухомовского. Жаль не было выставки по этому поводу.
 8. О цене фальшивки - сначала моральной: Историки жалуются, что поддельщики как бы сбивают "систему исторических координат". Ссылаются на пример с этрусскими ценностями, которые в немалой степени были изготовлены мастерской семьи Риккарди -- По этим ценностям писали диссертации, делались выводы целых научных школ -- и на тебе: фальшивка! Ваше мнение? ОТВЕТ: Этрусская история – редкий случай. Поддельщики эксплуатируют уже найденное, но мало известное. Чем больше информации о предметах, тем сложнее подделать. Если бы Фаберже оставил нам товарные книги, где записана вся его продукция, поделок было бы гораздо меньше. Пётр Кончаловский вёл скрупулёзный учёт своих работ . Подделать его можно, но выдать за подлинную работу при наличии каталога-резоне и Фонда Кончаловского – практически очень трудно. Если бы мы имели каталог работ Израиля Рухомовского, то всегда могли бы сказать что какую-то, выдаваемую за античную реликвию унику сделал именно великий российский мастер Рухомовский.
 9. Цена фальшивки сугубо денежная и художественная. Ту же тиару Сайтоферна потом тоже пытались подделывать. То есть это тоже хорошая работа -- "плохого коня вор не сведет!". Я занимался когда-то подделками скрипок Страдивари, Амати и т.д. В Германии перед Первой мировой это была целая индустрия! Но скрипки делались очень хорошие и стоят тоже немало (хотя, понятно, много меньше, чем подлинники). Ваше мнение? ОТВЕТ:
Для того и существую музеи и коллекции, чтобы современные мастера учились и не изобретали велосипеды. Многие из современных ювелиров только тогда обретают веру в себя, когда смогут что-то повторить (и превзойти) из работ Фаберже. Кроме того, великие мастера дают вдохновение для целых направлений.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Комментариев нет:

Отправить комментарий