Из книги В.В. Скурлова и А.Н. Иванова «Клеймение русских золотых и серебряных изделий на рубеже XIX – XX веков», Санкт-Петербург, «Лики России», 2001, с.248:
В 1986 году «ученик Сноумана», как он себя называл, г-н Геза фон Габсбург в своей книге «Фаберже. Придворный ювелир царей» (Мюнхен) в главе «Фальшивки Фаберже» высказал предположение, что клеймо «А.Фаберже» принадлежит не Агафону Густавовичу Фаберже (1862-1895), но его племяннику Агафону Карловичу Фаберже (1876-1951).
Это предположение вызвало резкий протест со стороны сына Агафона Карловича, г-на Олега Агафоновича Фаберже. Вот что он пишет на страницах своих мемуаров, вышедших на шведском и финском языках в Финляндии в 1990 году:
«…Несколько лет назад вышла в свет книга, написанная неким Геза фон Габсбургом, который считает себя экспертом по Фаберже. Страстно желая сообщить читателям нечто новое, этот «эксперт»-самозванец, поверив ложному слуху , назвал моего отца автором нескольких подделок, изготовленных, по его мнению, в Хельсинки. Этот «эксперт» пребывал в полном неведении относительно того, что мой отец никогда не был ювелирным мастером, что он никогда не имел и не возглавлял никакой ювелирной мастерской в Хельсинки и что финские профессионалы, кроме всего прочего, никогда не участвовали в изготовлении подделок!
Само собой разумеется, что такое заявление я не мог оставить без внимания. После краткой переписки с Геза фон Габсбургом, в ходе которой он, конечно же, извинился, но при этом отказался удовлетворить мое требование самому опровергнуть свое оскорбительное утверждение в нескольких указанных мною журналах по искусству, я взял дело в вои руки. Копию этого оскорбительного текста вместе с копией нашей переписки я разослал всем, кого это могло интересовать, как в Финляндии. Так и в других странах. В общей сложности 150 писем было отправлено мною в музеи, торговцам антиквариатом, искусствоведам, фирмам, устраивающим аукционы, в журналы по искусству и отдельным коллекционерам, обладающим серьезными собраниями изделий Фаберже. Все эти письма были отправлены во время Международной филателистической выставки «Финляндия-88» (1988 г.) и вызвали у адресатов вполне заслуженный интерес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий