пятница, 4 июня 2021 г.

Портрет госпожи Гребенщиковой Е. А.

 Здравствуйте, уважаемый Валентин Васильевич!

Из Художественного музея хранитель миниатюр Демина Г. Г. прислала мне информацию о миниатюре В. И. Зуева «Портрет госпожи Гребенщиковой Е.А.», что они разместили у себя на сайте. Это что им удалось узнать на данный момент, и из нее видно, что они пытаются искать родственников. 
Пересылаю эту информацию Вам.

Портрет госпожи Гребенщиковой Е. А.

В прошлом году отмечалось 150 лет со дня рождения В.И. Зуева художника-миниатюриста, одного из прославленных мастеров ювелирной фирмы Карла Фаберже, уроженца Симбирской губернии. В собрании музея имеется единственная работа В. Зуева «Портрет Е.А. Гребенщиковой (1891-1967), исполненный в 1922 году.



Впервые миниатюра была показана в выставочном зале «На Покровской» в 2017 году. До выдачи портрета на выставку по архивным документам удалось установить полное имя, годы жизни изображенной, источник поступления. В 1967 году последняя владелица миниатюры А.А. Андреева передала портрет своей родной сестры Е.А. Гребенщиковой в музей. Обе женщины проживали в Ульяновске. Более полные сведения отсутствует. Кто такая Гребенщикова, как и при каких обстоятельствах в далеком 1922 году состоялось ее портретирование, остается загадкой.
В собрании музея хранится небольшая коллекция портретных миниатюр конца XVIII-первой половины XIX веков, времени наивысшего расцвета этого вида искусства. Их отличительной чертой является передача камерности, интимности в решении художественного образа. Такие портреты, как правило, напоминали об отсутствующих родных и близких людях. В портрете Е. Гребенщиковой (1922) художник В.И. Зуев изобразил молодую хорошо одетую и причесанную женщину с красивым и довольно бесстрастным лицом, что может предполагать заказной характер исполнения. Работа выполнена ради заработка? Но выполнена мастерски по всем правилам создания миниатюры. В качестве основы художник использовал тонкую костяную пластину, тщательно прописал акварелью лицо, детали одежды,  аксессуары. Естественный тон слоновой кости особенно в изображении лица создает ощущение необычайной телесности. Письмо маленькими розовыми, желтоватыми, серыми и светло-синими точками (пуантелью), через которые просвечивает костяная основа, формирует объемность. Серый нейтральный фон отделен от модели белыми полями шляпки, почти не тронутыми красками. Этот прием контраста усиливает жизненность образа. В любом случае перед нами подлинное произведение искусства, портрет прекрасной светлоглазой незнакомки, про которую хотелось бы знать больше. Возможно, в городе проживают потомки нашей героини. Просим отозваться. Наши контакты: 8422443070. 

Г.Г. Демина, главный хранитель

Комментариев нет:

Отправить комментарий