четверг, 21 октября 2021 г.

Кабинетские часы для Ф.И. Шаляпина.

 

Кабинетские часы для Ф.И. Шаляпина.

Шаляпин Фёдор Иванович, "Маска и душа: Мои сорок лет на театрах" (1932 г.) (III. "ЛЮБОВЬ НАРОДНАЯ", часть вторая),С.78:

В течение моей долгой артистической карьеры я нередко получал знаки внимания к моему таланту со стороны публики, а иногда и официальные "награды" от правительств и государей. Как артист я нравился всем слоям населения, имел успех и при дворе. Но честно говорю, что никогда я не добивался никаких наград, ибо от природы не страдаю честолюбием, а еще меньше -- тщеславием. Награды же я получал потому, что раз было принято награждать артистов, то не могли же не награждать и меня. Отличия, которые я получал, являлись для меня в известной степени сюрпризами -- признаюсь, почти всегда приятными.

   Впрочем, с первой наградой у меня в царские времена вышла курьезная неприятность, вернее, инцидент, в котором я проявил некоторую строптивость характера, и доставивший немного щекотливых хлопот моим друзьям, а главное -- Теляковскому.

   Однажды мне присылают из Министерства двора футляр с царским подарком -- золотыми часами. Посмотрел я часы, и показалось мне, что они недостаточно отражают широту натуры Российского Государя. Я бы сказал, что эти золотые с розочками часы доставили бы очень большую радость заслуженному швейцару богатого дома... Я подумал, что лично мне таких часов вообще не надо -- у меня были лучшие, а держать их для хвастовства перед иностранцами -- вот-де, какие Царь Русский часы подарить может! -- не имело никакого смысла; хвастаться ими как раз и нельзя было. Я положил часы в футляр и отослал их милому Теляковскому при письме, в котором вполне точно объяснил резоны моего поступка. Получился "скандал". В старину от царских подарков никто не смел отказываться, а я...

   В. А. Теляковский отправился в Кабинет Его Величества и вместе со своими там друзьями без огласки инцидент уладили. Через некоторое время я получил другие часы -- на этот раз приличные. Кстати сказать, они хранятся у меня до сих пор.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий