К
150-летию со дня рождения Франца Петровича Бирбаума, главного мастера фирмы
Фаберже.
Франц Петрович Бирбаум
(нем. Franz Peter Birbaum; 6 сентября 1872, Фрибур, Фрибур (кантон), Швейцария — 14 октября 1947, Эгль, кантон Во, Швейцария; — главный мастер и художник-миниатюрист фирмы «Фаберже» в 1893—1918 годах.
Учился на ювелирном отделении Фрибурского политехникума Сен – Мишель (1882 – 1886). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств Петербурга (начало 1890 гг.).
В 1893—1918 годах — главный мастер и художник фирмы «Фаберже». стал ближайшим сотрудником Карла Фаберже, одним из главных художников фирмы. Исполнял общие эскизы наиболее значительных изделий. Руководил художественно-ювелирными мастерскими и выполнял обязанности главного технолога. Лично скомпоновал не менее половины Императорских пасхальных яиц.
С 1919 года — заведующий отделом в Институте архитектурной технологии Академии материальной культуры. В мае 1920 года покинул Советскую Россию. По переезду в Швейцарию посвятил себя всецело горным пейзажам.
Состоял
действительным членом и казначеем Русского художественно-промышленного
общества, руководил организованными при нем бесплатными курсами живописи по
эмали. Специализировался на геммологии и минералогии, был одним из лучших
знатоков драгоценных и поделочных камней. Публиковал в журналах «Ювелир» и «Искусство
и жизнь» статьи по проблемам ювелирного искусства, выступал с докладами по
эмалевому производству и технике литья.
В 1918–1920 работал
старшим мастером на Петергофской (бывш. Императорской) гранильной фабрике и сотрудником
Отдела драгоценных камней Комиссии производительных сил России при Академии
наук. Сотрудничал с известным минералогом академиком А. Е. Ферсманом, по
просьбе которого написал очерк «Каменнорезное дело и ювелирное и
золото-серебряное производство фирмы Фаберже» для предполагавшегося четырехтомника
«Самоцветы России». С 1919 служил заведующим отделом Института архитектурной
технологии Академии материальной культуры.
Весной
1919 участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств,
представив акварели, эмалевые работы, изделия из камня и модели медных брошей.
В мае 1920 выехал в Швейцарию, как уроженец этой страны; предварительно
заключил фиктивный брак с художницей Е. П. Илинской, чтобы помочь ей
эмигрировать (брак был расторгнут в том же году).
В архиве акад. А.Е
Ферсмана находим характеристику, выданную Бирбауму в двухлетнюю
годовщину Октябрьского переворота (ноябрь 1919). Вот её текст:
«Франц
Петрович Бирбаум , прослушал курс
во Фрейбургском политехникуме (Швейцария) и состоял в течение 26 лет главным
руководителем художественно-ювелирных мастерских фирмы Фаберже. Самые крупные
произведения этой фирмы были исполнены по рисункам Ф.П. Бирбаума, который неоднократно на конкурсах
художественной промышленности получал высокие награды. В настоящее время
состоит старшим мастером Петергофской гранильной фабрики и сотрудником Отдела драгоценных камней Комиссии производительных сил России при
Академии наук.
Подлинное подписал А.Е. Ферсман. 7 ноября
1919 года».
Характеристика
за подписью Ферсмана требовалась для зачисления на новое место работы –
заведующим отделом в Институт архитектурной технологии Академии материальной
культуры.
Ещё одну характеристику Бирбауму мы находим вновь у
акад. А. Е. Ферсмана. Анализируя в 1919
г. состояние российского камнерезного производства, Ферсман указывает, что «наиболее нормальные условия наблюдались на
наших крупных каменных фабриках, например,
у Верфеля, и особенно в последние
годы у Фаберже, где благодаря талантливому и вдумчивому Бирбауму
за последние 10 лет научились сочетать «несочетаемое» и дать гармонию
камня и кожи, камня и бронзы».
В 1921
провел персональную выставку во Фрибуре и стал членом Фрибурского общества
друзей изящных искусств. В 1923 поселился в Эгле. В 1925 женился на швейцарке
Гортензии-Маргарите Дюпертюи. В 1920-е предлагал свои услуги в качестве
представителя российских гранильных и фарфоровых фабрик, давал предложения по
их развитию, но не получил положительного ответа. В дальнейшем занимался в
основном живописью, работал пастелью.
В 1948 в
Эгле состоялась выставка его пастелей. Ретроспективные выставки прошли в 1975
(Эгль) и 1997 (Эгль и Фрибур; в связи с 50-летием со дня смерти и 125-летием со
дня рождения).
Первая жена — Екатерина Яковлевна Александрова (умерла 1 июля 1918 года в Петрограде).
Вторая жена — Илинская Евгения Петровна, в браке с 1920 по 1925 год.
Третья жена — Дюпертюи Гортензия-Маргарита (Швецария, жила много лет в
России), в браке с 1925 года.
Комментарий координатора
публикации (Валентин Скурлов, кандидат искусствоведения, Санкт – Петербург) .
Три заметки Франца Перовича Бирбаума («Жизнь в России. Записки репатриированного»)
в лозаннской газете от июня 1920 г. были
найдены независимым исследователем Зоей Николаевной Сороко, которая искала в
Лозанне следы Юлии Кельх, дочери Варвары Барановой - Кельх. Юлия училась в
Лозанне в пансионе.
Зоя Сороко – супруга Сергея Николаевич Сухоручкина, потомка Фердинанда
Кельха. Владельцем особняка на
Сергиевской улице., 28 (улица Чайковского, сейчас !Дом юриста») ) был на рубеже XIX - XX вв. Александр Фердинандович Кельх, вместе со своей супругой Варварой
Кельх, урожденной Базановой. Таким образом, Сергей Иванович Сухоручкин -
внучатый племянник Александра Кельха; го бабушка – родная сестра
Александра Кельха Амалия Фердинандовна Сухоручкина, рожденная Кельх.
Варвара Петровна Кельх (1869 – 1959) известна тем, что владела
коллекцией из семи пасхальных яиц, работы фирмы Фаберже, по своему
художественному и ювелирному качеству близка Императорским пасхальным
яйцам.
.
Потомок Фердинанда Кельха Сергей Иванович Сухоручкин посетил
особняк своего предка на улице Чайковского. Побывать на экскурсии в доме своего
родственника внучатый племянник Александра Кельха (его бабушка – родная сестра
Александра Кельха Амалия Фердинандовна Сухоручкина, рожденная Кельх)
Кира Рюшти,
переводчик. Родом из
Москвы. Живет с середины 1070-х гг. Дивон-ле-Бен
во Франции, на границе со
Швейцарией. Хорошая знакомая Татьяны Фаберже на протяжении сорока лет.
Перевела все три части статьи Франца Бирбьаума «Вести из России. Записки
репатриированного» и нашла в той же
лозаннской газете, в номере от 23 июня комментарий к статьям Ф.П. Бирбаум, статью
«Еврейство и большевизм» за подписью
«Старого английского еврея»
Хайдуков Константин Сергеевич (Екатеринбург), Независимый исследователь, переводчик.
Перевод заметки «некоего английского
еврея»
Комментариев нет:
Отправить комментарий