среда, 21 декабря 2022 г.

Интервью

Интервью с Валентином Васильевичем Скурловым взяла журналист

Дарья Фокина. Июнь 2022, р.п. Чердаклы, Ульяновской области.

 Валентин Васильевич, Вы издали книгу «Зуев и его

продолжатели». Какие цели Вы ставили перед собой перед её

написанием?

Я еще лет 20-30 назад понял для себя, что есть целый ряд художников фирмы

Фаберже, которые не охвачены вниманием искусствоведов, по которым даже

нет монографической статьи. Когда я прочитал книгу «Художники народов

СССР» (1972 год), нашел на её страницах запись: «Василий Зуев, после 1917

года дата смерти не известна. Последние сведения о нем: в 1917 году уехал

из Петрограда». И были ссылки, что его миниатюры хранятся в Павловском

дворце – и все. Известно было о двух-трех пасхальных яйцах, где размещены

его работы. Появилась цель, написать хотя бы монографическую статью,

расширенную биографию. Но мне всегда интересно и важно составить

полный каталог произведений художника. И я постарался максимально найти

всего Зуева, который есть в мире и в пасхальных яйцах тоже. Специально для

этого писал письма по всему миру.

 Что нового появилось в исследовании жизни и творчества Василия

Зуева?

Например, выяснилось, уже в процессе написания книги, когда я писал в

Музей Хилвуд в Вашингтоне, просил проверить определенные номера на

миниатюрах статс-дамского знака. Это номера Кабинета Его Величества. И

какова была моя радость, когда мне из Музея Хилвуд сообщают номера, и,

вдруг, я выясняю, что эти работы сделаны именно Василием Зуевым. Ранее

неизвестные, они не подписаны. Это портреты обоих цариц – статс-дамский

знак, а в нем портрет Александры Федоровны и Марии Федоровны. Они

вместе в одной броши. Вообще, по документам фирмы Фаберже, было

выпущено 22 броши. В мире известны только 2. Продавались на аукционе,

оказались в Музее Хилвуд. 20 - неизвестны.

Или вот, когда я ездил в Новгород Великий. У них есть одна работа,

подписанная Василием Зуевым.

Еще один интересный сюжет отражен в книге «Зуев и его подражатели».

Василий Зуев копировал по заданию великого Князя Николая Михайловича

работы старых миниатюристов. Потом выясняется, что это портрет

Голициных, ранний. Он не работы (копии) подлинного художника, а работы

Василия Зуева.


Я находил документы, в которых было написано, что по заданию Василий

Зуев выполнял для Великих Князей еще какие-то работы. Тут уже, если

особенно они не подписаны, то существуют такие процедуры

искусствоведческой атрибуции, когда их можно безусловно приписать

Василию Зуеву, или надо вести опять такую же работу с музеями по

переписке: «А не могли бы вы открыть эту миниатюру и посмотреть надпись

там, потому что иногда бывает, открываешь это обрамление золотое или

серебряное, а там, как раз вот в этом месте под ободком подпись идет или

сзади». То есть еще предстоит нам сделать достаточное количество

открытий. Даже в самой книжке «Василий Зуев и его подражатели» у нас

есть целый разворот, который так и называется «Приписываемые Зуеву

работы». Может быть, даже это хорошие копии Зуева. Я не исключаю этого,

но опять же, надо понять, кто эти копии делал, кто заказывал? Смотреть –

кость там старая или не старая, акварель – старой краски, или нет. Уже

технико - технологический анализ применять. Важно составить каталог

художника.

 В чем Вы видите важность исследовательского подхода в

искусствоведении?

Я еще раз подчеркиваю, что в искусствоведении каждый художник должен

иметь своего искусствоведа, который четко его бы расписал и сделал о нем

каталог. Поэтому мне лет 30 назад, когда занимался справочниками

французскими, немецкими, нравилось, что там всего известно 1200 работ

одного художника. В том числе, 400 полотен, остальные - этюды картонные.

Для чего это нужно? Для многих позиций. Во-первых, для авторитета

художника, для ликвидации лакун в истории, закрытии черных пятен. Но

есть и практический выход – это антиквариат. Потому что я помню, когда

начинал заниматься этой темой, у меня дама была знакомая - доктор

искусствоведения. Она еще в 1965 году защитила докторскую диссертацию

по И.К. Айвазовскому. А я уже тогда сотрудничал с аукционным домом

Christie`s. Спрашиваю: «Так сколько все-таки полотен у Айвазовского?» Она

говорит: «Пять тысяч». Я: «А сколько в мире?» Она отвечает: «Пятнадцать

тысяч». И такая ситуация по многим художникам, когда его полотна

начинают пользоваться спросом. Вот даже К.И. Горбатов, который из

Ставрополя (ныне г.Тольятти). Он там родился, фактически современник

Василия Зуева. Они даже в училище барона Штиглица в Санкт - Петербурге

вместе учились немного. Когда Горбатов К.И. стал продаваться по 70 тысяч

долларов, его полотна стали подделывать. Но нет монографии по Горбатову,


и нет специалиста по его творчеству, чтобы можно было прийти к нему и

спросить: «Вот тут мне принесли Горбатова. Он ли?».

Одна женщина - искусствовед в американском университете пришла к

выводу, что все камнерезное искусство Фаберже изготовляли в Германии в

местечке Идар – Оберштайн. Я чуть ли не затопал ногами и не застучал

кулаками по столу. Пишу ей, причём одно, два, три там возражения, что да,

действительно, пользовались трудами, немецких мастеров, но только

периодически с 1898-го по 1910-й год. Когда приехали уральские мастера

Дербышев П., Кремлёв П.М., то отказались от услуг немцев. Причём, я

цитирую Франца Бирбаума, за сухость немецких работ. Хотя тот же Бирбаум

честно признавался, что немецкие работы были дешевле. Они были

поточные. Вот эти 10 собачек делать один-к-одному. Они неплохие, но не

индивидуальные, не шедевры ручной работы. Никогда дама не купит такую

собачку, если у её подруги точно такая же. Ей нужно другую, такую, которой

ни у кого нет.

 В чем Вы видите приоритет русской ювелирной школы?

Я - борец за приоритет русской школы. Мой оппонент - Улла Тилландер,

которая везде говорит о том, что если бы не финны, не было бы и фирмы

Фаберже. С чем я никогда не соглашусь! Кроме Альмы Пиль, и то она не

художница, просто умела хорошо рисовать, ничего не заканчивала, больше

некого среди финнов назвать в качестве художников. Они, когда вернулись

на свою историческую родину в Финляндию в 20 годы прошлого века века

никто из них в ту пору не выдвинулся, потому что у них не было такого

мозгового центра в лице Карла Фаберже. Финны - хорошие ремесленники:

то есть, им дай готовые рисунки, сделают, а вот что-то новое изобрести, это –

пас. Финны - хорошие работники были, меньше пили. Они были честные,

хотя я встречал по документам, что тоже ловили подмастерьев: выносили

кольца из мастерской. Поэтому нельзя сказать, что кристально честные, хотя

в ювелирном деле это тоже очень важно, потому что тебе доверяют

драгметаллы, камни, и все должно быть в сохранности.

 Был ли Зуев православным человеком?

Православным был однозначно.

Что он где-то об этом говорил, нет воспоминаний. Можно только от

родственников узнать, самим угадать. Только то, что он участвовал в

создание двенадцати императорских пасхальных яиц говорит о многом.


 Почему не сложилась у Василия Зуева личная жизнь?

Нам остается только догадываться. Один из таких примеров: он был

шафером на свадьбе художника Измайловича В.М. Тогда венчались. На

свадьбе Василий Зуев был дружкой художника, с которым вместе учились в

училище барона Штиглица в г. Санкт – Петербург.

По поводу того, что у него личной жизни не было. Могут быть такие

романтические гипотезы: у художника была жена красавица. Может быть,

это была тайная любовь Василия Зуева. Измайлович перехватил. Как бы

красавица - тайная любовь.

Еще у Василия Ивановича Зуева всё-таки происхождение было скромным, он

- сын симбирского мещанина, а его приятель Измайлович В.М. был

дворянином. Василий Зуев специально поступил учителем рисования в

Александровский лицей для того, чтобы ему шел стаж, как госслужащему. И

там он со второго года по восьмой получил титул титулярного советника.

Это чиновник девятого класса, то есть ему уже писали в письмах «Ваше

благородие». Он уже был личным дворянином (т.е. дворянство, полученное

за личные заслуги) и общался на уровне Великих Князей. Управляющий

Кабинетом Императорского Величества ему писал: «Уважаемый Василий

Иванович! Напишите срочно два портрета Александры Фёдоровны и два

портрета Николая II». Зуев, находясь в Сухуми в Грузии, отвечал:

«Присылайте фотографии». Он уже на равных с приближенным к царским

персонам, диктовал свои условия.

Василий Зуев болел. Мне кажется, в этом тоже кроется причина его

одиночества. Он работал очень много с красками, особенно с эмалью. Это

очень вредно. Вспоминается знаменитый пассаж, когда его кухарка гоняла в

доме у Свербеева А.Д.: «Я хозяйка здесь на кухне», а он в печке эмаль

запекал. Все это вредило здоровью, потому что эмаль - это соли металлов,

там и ртуть, и кобальт присутствуют. Поэтому и умер весь больной в 71 год.

 Верите ли Вы, что явятся миру работы В.И. Зуева, которые он

создавал, проживая в Ульяновске?

Я не сомневаюсь, что где - то существуют работы Василия Зуева тридцатых

годов 20-го века. Он уже жил в Ульяновске. Родственники утверждают, что

он периодически уезжал в Самару, то бишь, в г. Куйбышев. Что он там делал,

для чего? Он мог писать портреты, но мог что-то реставрировать. Потом он в

Санкт – Петербурге одно время работал на заводе ламповых и бронзовых

изделий Н. Штанге. Он мог сдавать проект технических ламп для какой-то

фабрики, предположим, потому что были выпускники ЦУТРа (Центрального


училища технического рисования барона Штиглица) художниками

декоративно-прикладного искусства широкого профиля. Вот я, когда писал

биографию другого такого художника в 1983-м году, Георгия Малышева,

скульптора по мелкой пластике, то выяснилось, что он уехал в 1920 году, в

Латвию в Ригу, где работал на фабрике Кузнецова (фарфоровых изделий),

расписывая тарелки. Но он, оказывается и театральным художником был,

создавал театральные декорации. А вдруг и Зуев в Самаре выполнял заказы

на театральные темы. Вполне возможно, но мы об этом ничего не знаем.

Первый раз, когда я приехал в 2014 году в г. Ульяновск, дама из вашего

художественного музея мне подчеркнула, что в музее они знают всех

художников 20 - 30х годов. Вопрос о Василии Зуеве поставил её в тупик. В

последний день моего отъезда она мне сообщила, что в запасниках музея есть

миниатюра мадемуазель Гребенщиковой. Вот как!

Как в будущем вы видите сохранение имени Зуева В.И.?

Я считаю, что очень полезно проводить для населения конкурсы, которые

активно у вас проводятся, все время рождаются новые. Есть какие-то юбилеи

Василия Зуева и Карла Фаберже. Уже и помимо меня, мемориального Фонда

Карла Фаберже, помимо любителей наследия Фаберже, люди их вспоминают.

В 2020 году исполнилось 100 лет со дня смерти К. Фаберже. Смотрю, музей

Висбадена, в этом городе умер Карл Густавович, проводит инсталляции,

посвященные этой дате. В Баден-Бадене, где работает музей Фаберже, нашли

кресло, в котором на фотографиях проводил последние годы своей жизни

Карл Фаберже. Надо постоянно подогревать такой интерес у людей. Я

думаю, что выставка «Фаберже. Сокровища императорской России» в Сочи в

2021г. тоже принесёт какой-то неожиданный результат. Чем больше людей

будут знакомиться с этим, наследием, тем больше будут проявлять к нему

интерес. И в этом отношении Фаберже необъятен!

 Для нас вы человек, вернувший имя Василия Зуева его малой

родине. Как вы видите сохранение в дальнейшем имени Зуева в

Ульяновской области?

Что касается искусства Василия Зуева, то оно, конечно, эталонное. Книга

«Василий Зуев и его продолжатели» была издана к 150 - летию гениального

русского художника – миниатюриста. Более 25 лет прошло с того момента,

как я стал заниматься темой фирмы К. Фаберже. Для меня они пролетели как

один миг! Мы с Ларисой Александровной Терехиной в 2015- 2016 гг. на

посиделках мечтали, что наши конкурсы со временем станут


всероссийскими. Мы к этому уже подходим вплотную. Особенно это важно в

связи с такой тенденцией в политике, которую проводит Президент нашей

страны: внимание к национальным корням, культурному коду, который

необходимо сохранить. Василий Зуев от этого кода! Нашего генетического

кода! Без его вклада я не вижу ювелирного и медальерного миниатюрного

искусства в нашей стране – России!

Уже более 80 человек являются кавалерами ордена Василия Зуева,

учрежденного мемориальным фондом К. Фаберже в 2016 году. Посещая

разные города страны по вопросам деятельности Фонда, мне постоянно

говорят: «Есть вот еще один художник молодой. Надо его поощрить». Для

художников молодых это очень важно! Они при встрече со мной

подчеркивают: «У меня, как крылья выросли. Понимаете, я встаю в один ряд,

в одну когорту, становлюсь продолжателем дела К. Фаберже и В. Зуева. С

настоящими, с признанными художниками». Не случайно по первой книжке

2017 года о Василии Зуеве моими соавторами были Татьяна Фаберже,

правнучка Карла Фаберже, и Сергей Иванович Квашнин, (тогда ещё был

член-кором, а в последствии стал действительным членом Российской

Академии художеств). В 2022 году С.И. Квашнин скоропостижно скончался.

Это тяжелая потеря лично для меня, для мемориального Фонда К. Фаберже,

для всех людей, которые были близки с этим удивительным человеком.

Международный мемориальный фонд К. Фаберже объединяет вокруг себя

более 700 членов. У Фонда 4 задачи: уход за могилами, за мемориальными

досками сотрудников фирмы К. Фаберже; поиск следов выпускников фирмы;

поиск новых художников, работающих в этой стилистике, их поощрение;

работа с каталогами изделий фирмы. Имеется список инвентарных номеров

изделий фирмы, по которым можно определить их подлинность.

Конечно, моя голубая мечта - увидеть новое здание музея Василия

Ивановича Зуева в р.п. Чердаклы Ульяновской области. Здесь уже все

сошлось по времени: нам известно, где он родился и где он жил последние 24

года своей жизни. Я посмотрел по другим художникам фирмы Фаберже,

мало кого можно выделить из российских, потому что больше половины её

художников были немцами, прибалтами, которые уехали на свою

историческую родину. Даже знаменитая Альма Пиль… О ней, о её

творчестве, кроме того, что выпустили пару книг, и, говорят, ни музея, ни

музейной комнаты, даже монографии нет.

По теме Василия Зуева есть все возможности: конкурсы необходимо

продолжать, выявляя новые имена талантливой молодежи. Может быть, как

мы говорим «Ген Зуева» заложен ещё в новом поколении, может быть, кто-то

вырастет из молодых ребят настоящими продолжателями!


Всех поклонников творчества В. Зуева помимо его личности, очень

интересует исторический контекст. Прежде всего, это клиенты Василия

Зуева, потому что, как только начинаешь изучать клиентов художника –

миниатюриста, появляются такие фигуры, как: Николай II,Александра

Федоровича Романова, Ксения Александровна, Великая Княгиня, сестра

Николая II, Ольга Александровна, Великая Княгиня Российского

императорского Дома, Зинаида Юсупова и др.

Зинаиду Юсупову рисовал Валентин Серов. Её же миниатюрный портрет

принадлежит и кисти Василия Зуева. Получается Василий Зуев стоит на

одной линии с выдающимся русским живописцем, учеником Ильи Репина

Валентином Серовым. До Зуева у Николая II были художники

миниатюристы, но царь выделил именно Василия Ивановича: «Впредь,

только он чтобы рисовал!».

Искусствовед должен всегда стоять на позиции исследователя.

Примечательна в этом отношении судьба Блазнова А.П., который состоял

художником при Кабинете Его Величества. Известно 62 созданных им

портрета. Он закончил Императорскую Академию художеств. Но, опять же,

по Блазнову А.П. нет монографии. У меня спрашивают про некролог о

смерти Блазнова А.П. (умер он в 1939 году), который я опубликовал

однажды. Просят указать номер газеты. А этот некролог из газеты мне

подарила внучка Блазнова в 1996 году. Внучку я застал, она и сейчас жива.

Пытаясь изучить весь известный материал о нем, узнал, что, оказывается,

Блазнов А.П. оклады рисовал, алтарь для русской церкви расписывал. Для

меня он опять же интересен тем, что нарисовал рисунок пола в

Кронштадском Морском соборе, который восстановили в 2013 году.

Я даже специально приходил в Собор, фотографировал этот пол, потому что

он, действительно, художественный, его выполнил специалист,

профессионал по декоративно-прикладному искусству. Александр Петрович

Блазнов и здесь выделился. Вот какие были художники!

И по всем остальным художникам важно написать эти монографии, и тогда

более выпукло будет рассматриваться фигура Василия Зуева. Мы ещё раз

сможем понять, почему он такой великий, знаменитый, но скромный как, и

многие из фирмы Карла Фаберже.

 Судя по биографии Татьяны Федоровны Фаберже, она была не

простым, очень многогранным, интересным человеком. Какое у вас

самое яркое воспоминание о ней?

Сохранение памяти о Татьяне Фаберже…


Татьяна Фёдоровна Фаберже (1930 – 2020 гг.) – правнучка придворного

ювелира Карла Фаберже. С 1996 года была председателем международного

Фонда, названного в честь её знаменитого прадеда. Ещё при жизни Т.Ф.

Фаберже, в последние три года совместной работы с Горыней А.С., в ту

бытность генеральным директором ювелирной компании «Русские

самоцветы», я от него постоянно слышал: «Валентин, пиши про Татьяну

Федоровну». Но у меня были такие планы: написать книгу по подаркам из

Кабинета Его Величества, потом про себя, про жену, писал книги по Зуеву.

Как – то все откладывал и откладывал писать про неё, её воспоминаниям.

Второй момент: Татьяна очень скупо рассказывала про себя, делилась

своими воспоминаниями. Я узнавал что- то от неё совершенно случайно.

Когда я писал про Зуева первую книжку, это было в декабре 2016 года, вдруг

она говорит: «Исполняется 100 лет со дня смерти Григория Распутина. Его

убил Феликс Юсупов. Я видела Юсупова с Евгением Фаберже в 1956 году в

Париже. Он стоит в халате, как всегда напудренный». Я говорю: «Татьяна,

какие тонкие подробности». Она отвечает: «Он нас пригласил к себе, я такая

стеснительная была, а я не поднялась».

 В нашей группе Вконтакте с марта по май 2020г. проходил конкурс,

посвященный Василию Зуеву и Фаберже. Это была интернет-викторина, где

мы ежедневно задавали вопросы читателям, они выбирали варианты ответа,

и лучших по итогам недели мы награждали. Завершился конкурс финалом на

Пасху. Около 60-ти участников. Нам было важно узнать ближе наших

подписчиков! Истории знакомства с темой миниатюры, ее мастеров,

ювелирного искусства в целом, Фаберже и нашего музея. Среди победителей:

кандидат наук, сотрудник детского сада, педагог, семья - мама и дочка,

которая мечтает стать ювелиром, заведующая музеем вуза.

Татьяна Василевская, доцент инженерно-технического факультета опорного

вуза «Я несколько лет назад услышала о том, что энтузиасты создают в

Чердаклах музей Василия Ивановича Зуева, миниатюриста фирмы Фаберже.

Тогда подумалось, что если в музее нет коллекции ювелирных изделий

фирмы Карла Фаберже, то и музей не музей. Сейчас мне самой смешно от

этих простодушных мыслей. Создателям музея моё почтение. Вы не только

собрали интересный фонд, но и поддерживаете очень дружелюбную

активную площадку общения в соц. сетях. Конкурс мне нравился даже тогда,

когда генератор случайных чисел несколько раз не выбирал мой номер из

числа правильно ответивших. Ну а приз пасхального конкурса окончательно

привязал меня душой к этому замечательному музею и людям, с хорошим

драйвом работающим в нём. Спасибо!»


Интервью с Валентином Васильевичем – всегда праздник!

Скурлов В.В. – человек - энциклопедия по русскому искусству, по истории

нашей страны, по наследию Карла Фаберже, который щедро делится своими

знаниями со всеми, кто гордится Россией!




Комментариев нет:

Отправить комментарий