воскресенье, 6 июля 2025 г.

Объем и структура производства изделий фирмы Фаберже

 Дата: 12 февраля 2018, 

Объем и структура производства изделий фирмы Фаберже до сих пор представляют неизвестную область для исследователей ювелирного искусства. Но еще большее неизвестность представляет Список клиентов-заказчиков, включая гражданские учреждения Российской империи, что является предметом рассмотрения настоящей статьи. Определение круга клиентов является не только гносеологической задачей, но также чисто практической, поскольку провенанс (историческя принадлежжность предмета) иногда на порядок повышает аукционные и антикварные цены. Пока известен только один Список клиентов Лондонского магазина Фаберже: 1 100 человек. купивших в 1906-1917 гг. 5 500 предметов. Среди них встречаются и российские подданные. Например, первый секретарь Российсского посольства в Лондоне г-н Станислас Поклевский - Козелл. Она на собственные средства (поскольку был очень богат) покупал в магазине Фаберже подарки для вручения англискому королю. Это важный момент, поскольу объяснят малое присутствие учреждений Российского Министерства иностранных дел в "Бухгалтерской книге фирмы 1909-1916 гг." В воспоминаниях дочери П.А. Столыпина Марии Бок, муж который был военно-морским атташе при Российском посольстве в Берлине упоминается, что русской посол Бахметьев ежегодно за свой счет получал огромные посылки от Фаберже, которые раздавал в качестве подарков  сотрудникам Посольства и Мария Бок с нетерпением ждала такие подарки.  Считается, что фирмой исполнено не менее 250 000 изделий в период с 1842 по 1917 гг., в том числе только 40 000 изделий в период до 1890 года. В октябре 1916 года, Карл Фаберже в прошении прилагает только "Сокращенный Список" заказов в период с 1914 - 1916 гг. Значит, были и другие учреждения и клиенты. Кроме того, анализ "Бухгалтерской книги 1909-1916 гг." показывает большое количество подарочных вещей, таких как знаки, жетоны, кубки, портсигары. которые за свой счет заказывали великие князья и другие члены Императорской фамилии. Многие великие князья были Высочайшими шефами и Августейшими председателями многочисленных гражданских учреждений. Так великая княгиня Мария Павловна - старшая была Августейшим Президентом Императорской Академии художеств. Так, великий князь Георгий Михайлович покровительствовал  Русскому обществу пчеловодстве.  В 1898—1917 годах председательствовал в Русском генеалогическом обществе, а с 1908 г. в Русском художественно - промышленном обществе.  В 1895 году назначен Августейшим управляющим  Русского музея Императора Александра III  в Петербурге, служил в этой должности безвозмездно в течение 22 лет,
Великий князь Димитрий Константинович в 1913 году председательствовал на Всероссийской выставке рысаков в Киеве.
Великий князь Константин Константинович (поэт "К.Р.") Августейший Президент СПб Академии наук, 
В 1889 году избран почётным попечителем Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях. Состоял председателем  Императорского Русского археологического общества 
(с 1892 года), Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского Российского общества спасания на водах,  Императорского Православного Палестинского общества и Санкт-Петербургского яхт-клуба. Действительный член  Императорского общества поощрения художеств, Императорского Русского Музыкального общества, Почётный член Русского астрономического общества, Русского исторического общества, Русского общества Красного Креста, Русского общества содействия торговому судоходству.



 
Франц Бирбаум в главе "Клиентура" своих Записок по истории фирмы (1919 год) отмечает:

"Долгое время главными клиентами фирмы были члены императорского дома и придворные круги. Лишь в 90-х гг. прошлого столетия к ним присоединилась финансовая и коммерческая аристократия". 
 

"За редким исключением,  многочисленные подарки императоров и императриц выбирались из готовых предметов, для чего фирма посылала во дворец серии вещей на выбор. Официальные подарки заказывались через Кабинет его величества. Это были табакерки, папиросницы, перстни, панагии и кресты, брошки, запонки, булавки для галстуков. Изготовлялись они на определенные цены по разрядам".

"Великие князья и княгини охотно лично посещали магазин, подолгу выбирая свои покупки. Ежедневно от 4 до 5 часов там можно было  встретить всю петербургскую аристократию: титулованную, чиновную и денежную".


в главе "Кабинет его величества и заказы" Франц Бирбаум, отмечает снижение интереса фирмы Фаберже к казенным заказам в 1908-1917 гг. , это как раз тот период, который анализируется нами на основе "Бухгалтерской книги фирмы за 1909-1916 гг.": 

  "В последнее десятилетие порядок получения заказов из Кабинета стал настолько делом искательства и обивания канцелярских порогов, что Фаберже лично прекратил свои посещения этого учреждения. Конечно, количество заказов от этого еще уменьшилось, но расширение другой клиентуры и заграничные заказы вполне вознаградили фирму, и она получила возможность применять свои силы к более интересным задачам". Отметим, к примеру,  многочисленные знаки железных дорог, включая частные железные дороги, знаки и жетоны пароходных \компаний, страховых обществ, банков и акционерных обществ -  работы фирмы Фаберже,  являются очень дорогими лотами фалеристических антикварных аукционов. Безусловно, заказчики таких знаков гражданских учреждений входили в число важных клиентов фирмы. 


--
Валентин Скурлов

Комментариев нет:

Отправить комментарий