суббота, 29 ноября 2025 г.

Образ Императрицы Екатерины II в ювелирных произведениях фирмы Фаберже.

 Валентин Скурлов, кандидат искусствоведения, Санкт – Петербург.

Образ Императрицы Екатерины II в ювелирных произведениях фирмы Фаберже.

В статье сделана попытка рассмотреть некоторые изделия фирмы Фаберже, связанные с интерпретацией образа Императрицы Екатерины Великой. Также упоминаются художники фирмы Фаберже, работавшие  в этом направлении.

Как известно, Императрица Екатерины II (Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской) родилась   21 апреля (2 мая по новому стилю) 1729 г. в городе Штеттин (ГольштейнГотторбское Герцогство, ныне Щецин, Польша). В 1744 году по приглашению русской императрицы Елизаветы Петровны София вместе с матерью приехала в Россию, приняла православие и при крещении получила имя Екатерины Алексеевны. 22 сентября (3 октября) 1762 года Екатерина была коронована в Москве.

В числе первых указов  Императрицы были два манифеста: от  4 (15) декабря 1762 г. «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу» и  манифест от 22 июля (2 августа1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах». С 1685 г. французские предки – гугеноты  Фаберже (тогда носили фамилию Фаври) переселились в маркграфстве Шведт – на – Одере, где в составе французской колонии проживали практически до конца XVIII века, и выращивали махорку, были богатыми горожанами. Дед Карла Фаберже был успешным столяром и имел фабрику стульев. Город Шведт располагался в 45 км от  Штеттина, родины будущей Императрицы Екатерины Великой. Можно сказать, что столяр Фаври, дел Карла Фаберже  был с Императрицей земляками.  Манифест Императрицы Великой, обещавший европейским немцам и другим иностранца большие льготы заставил его двинуться в путь. В 1794 г., через 50 лет после прибытия Софии АнгальтЦербской в Россию, столяр Петер Фаври  (1766 - 1858) прибыл в лифляндский город Пернов (сейчас Пярну, Эстония). В 1814 г. в Пернове родился Густав Фаберже (1814 – 1894) , который в 1828 году прибыл в Санкт – Петербург, учился у придворного ювелира Кейбеля, а в 1842 году открыл ювелирную мастерскую. Густав (1814 – 1894) передал в 1872 г. фирму  старшему сыну – Карлу Фаберже (1846 – 1920).  Поставщик Высочайшего двора, а затем и Придворный ювелир Карл Густавович никогда не забывал свои немецкий корни. Домашним языком ы семье были русский и немецкий. Поэтому ювелир Карл Фаберже хорошо знавший российскую историю и историю своей семьи, очень ответственно подходил к созданию произведений, в том числе юбилейных, посвященных царствованию Императрицы Великой и ее персоне.

Первым Императорским пасхальным Яйцо, где упоминается  Смольный институт, основанный Екатериной II в 1764 г. и Екатерининский институт, названный в честь Императрицы было Яйцо, которое теперь называю «Пеликан», исполненное к Пасхе 1898 года для вдовствующей Императрицы Марии Федоровны,  «Высочайшей   покровительнице Учреждений Императрицы Марии».

Пасхальное Яйцо «ПЕЛИКАН».

Счет , подписанный Карлом Фаберже 7 мая 1898 г.:

10 апреля [1898] ЯЙЦО золотое «Empire», 9 миниатюр…..3 600 руб. [1]

Учреждения, основанные в основном для обучения дочерей дворян, изображены на восьми овальных панелях, имеющих жемчужные рамки. Их можно увидеть после трансформации яйца на 8 частей, образующих ширму. Миниатюры нарисованы датским художником Иоганнесом Зенграфом на слоновой кости. С обратной стороны миниатюр подписаны изображенные учреждения. «Девятой миниатюрой» считается скульптурная эмалевая фигурка Пеликана. На панелях яйца изображены:

Пеликан является символом материнской любви. Есть несколько древних легенд о том, как пеликан своей кровью спасает своих птенцов, укушенных змеей. Со времен средневековья этот символ входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы, где означал попечение высшей государственной власти о подданных. Со временем пеликан стал символом благотворительности. Изображение пеликана входит в состав эмблемы донорства некоторых стран.

В 1927 году комиссия под руководством директора Государственного Эрмитада, проф. С.Н. Тройницкого и акад. А.Е. Ферсмана  оценbла Яйцо в 1141 руб. 40 коп., по цене материалалов, а с учетом коэффициента «4» за работу, стоимость составила 4565 руб. 60 коп.

Яйцо № 17 «Пеликан» было одним из десяти императорских яиц, проданных конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йорка в 1930 году. Между 1936 и 1938 годом его приобрела Лилиан Томас Пратт, жена президента General Motors Джона Пратта. После её смерти в 1947 году, яйцо было передано Виргинскому музею изобразительных искусств в Ричмонде. [3]

Императорское пасхальное Яйцо 1919 г. «Екатеина Великая» 914, Июля 10. Заказ

Счет фирмы Фаберже:

БОЛЬШОЕ ЯЙЦО чеканного золота «quatre coulors», с арматурой в стиле  L XVI [Людовика  XVI – В.С. ]  «en grisaille» на розовом фоне, сюжет «наука и искусство; с 2 бриллиантами, 1008 розами, 509 жемчужинами; под бриллиантами шифр Ея Величества Марии Феодоровны, под другим бриллиантом «1914». Внутри Яйца «cyfuse  a porteur»s, (портшез – В.С.) ) золотой, покрыт эмалью , окна горного хрусталя; внутри эмалевая фигура Императрицы Екатерины II«Chaiuse  a porteurs»  держат два автоматически двигающихся Арапа эмалевой работы». - 26 800 [руб.- В.С.] [4]

Это второе по стоимости Императорское пасхальное Яйцо фирмы Фаберже, после «Мозаичного Яйца» 1916 г., которое сейчас в коллекции английского короля Карла III.  

Яйцо предназначалось вдовствующей Императрице Марии Федоровне. Сейчас называется «Екатерина Великая». В 1927 г. комиссия Гохрана, с участием представителей Московского Ювелирного Товарищества и директора Оружейной палаты Д.Д. Иванова, оценила яйцо в 2 400 руб. (вес Яйца 968, 5 г). В 1930 г. Яйцо купил американский бизнесмен Арманд Хаммер за 8 000 золотых руб. (4 000 долларов), по оценке Всесоюзного Объединения «Антиквариат и в 1932 г. продал Яйцо г-же Элеонор Барзин (Eleanor Barzin) за 12 500 долл. , при предварительной оценке 18 500 долл. для подарка на день рождения матери Э. Барзин американской миллионерше Марджории М. Пост. С 1971 г. яйцо в коллекции М.М. Пост в Музее Хиллвуд, Вашингтон, Округ Колумбия (США), но без сюрприза «Автоматических шагающих Арапов».[3].

Миниатюры с аллегорическим сценами искусства в стиле французского художника и декоратора Франсуа Буше (1703 – 1770), яркого представителя стиля рококо. Подставка для Яйца выполнена из золота.

В письме к своей сестре  Александре императрица Мария Федоровна  отмечает, что «…сюрпризом в этом яйце был механический  шезлонг   с Екатериной Великой  внутри, который несут два мавра [у Фаберже «арапы» - В.С.] . В шезлонге восседает Екатерина Великая с крошечной короной на голове. Если завести, мавры двигаются. Это сказочно прекрасное и роскошное творение Фаберже. Я так ему и сказала: "Вы - гений нашего времени, несравненный!" - из письма Марии Феодоровны к своей сестре.[4].

«Сhaise a porteurs», - с франц. , буквально «носимый стул» - шезлонг, носилки.

Шезлонг имеет маленькие окошечки из горного хрусталя. Через них видна фигурка Екатерины. Императрица облачена в  мантию,  отороченную горностаем,  выполненную из белой эмали. Сам  iезлонг украшен чеканкой и золотой резьбой. Арапы одеты в яркие ливреи из красной эмали, на голове у них тюрбаны. Сюрприз снабжен  механизмом, который приводит его в движении: Арапы медленно переставляют ножки, а  iезлонг катится на небольших колесах. .

До 1985 г. сюрприз -  шезлонг  считался утраченным (версия: «экспроприирован большевиками»). 13 ноября 1985 г. механический «Шезлонг  с двумя арапами, несущими Императрицу Екатерину Великую» из коллекции сэра Чарльза Клэра был продан на женевском аукционе КРИСТИ за 1 430 000 швейц. франков.

Анализируя дизайн Яйца, которое сейчас называют «Екатерина Великая» (1914 г.), во французском стиле XVIII  века, М. Росс указывает,   что дизайн и эмали в стиле Буше (Boucher) исполнены придворным эмальером (court enameler) Василием Зуевым. Всего 8 миниатюр, в том числе 6 в круглых рамках,   две – большие в 8-угольных рамах из жемчуга. Миниатюры подписал придворный миниатюрист (court miniaturist) Василий Зуев.  Марвин   Росс, американский искусствовед, хранитель коллекции Музей «Хиллвуд» единственный, кто  еще в 1965 году называет Зуева одновременно и придворным эмальером и придворным миниатюристом. Росс предполагает авторство Зуева для пяти эмалевых   миниатюр  знаменитой Юсуповской шкатулки с видами дворцов.[5, р. 40].  Многие  исследователи  до сих пор считают, что Зуев только специалист  акварели по слоновой кости. Однако мемуары художника князя Кирилла Голицына (1903 – 1990), опубликованные в 1997 г., подтверждают правоту американского искусствоведа.[6] 

Следует упомянуть Яйцо в память 300-летия Дома Романовых, из чеканного золота, поддерживаемого двуглавым орлом. НА поверхности Яйца размещены миниатюрные портреты 18-ти царей и Императоров Дома Романов, в том числе портрет Императрицы Екатерины Великой, работы придворного миниатюриста Василия Ивановича Зуева. Яйцо было преподнесено Императрице Александре Федоровне  на Пасху 13 апреля 1913 г. и стоимость его ставила 21 300 руб.  В настоящее время находится в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.

        Табакерки Екатерины Великой.

Во времена Екатерины Великой вошли в моду фигурные табакерки самых замысловатых форм. В коллекции Эрмитажа хранятся коробочки для нюхательного табака в виде золотого мопса, льва, вырезанного из золотистой яшмы, модной шляпы, корабля и т. д.

Пожалуй, еще большее пристрастие к нюхательному табаку питала Екатерина II. Пока был жив ее супруг, эту страсть приходилось скрывать, так как Петр III курил трубку, а «нюхальщиков» терпеть не мог. И Екатерина предавалась удовольствию тайно, одалживаясь табаком у придворных. Но став императрицей, она в полной мере отдалась «табачной страсти». Правда, брала порошок только левой рукой, объясняя свою привычку тем, что правую она протягивает подданным для поцелуя.

Роскошь Екатерина тоже любила не меньше Елизаветы и с удовольствием пополняла коллекцию табакерок, которые становились все более вычурными и дорогими. Изготовлением их занимались самые известные ювелиры Европы и России, и нередко стоили эти небольшие коробочки целое состояние.

Например, для Екатерины II сделал табакерку знаменитый швейцарец Иеремия Пезье – автор большой императорской короны, которая сейчас хранится в Алмазном фонде в Москве. Простая по форме, прямоугольная табакерка Пезье поражает изысканным орнаментом, оттисками изображения Екатерины Великой в образе Минервы и обилием драгоценных камней. На ее крышке в корзинке, сложенной из бриллиантов, покоится огромный сапфир.

А немецкий ювелир Иоганн Готлиб Шарф был автором нескольких любимых табакерок Екатерины. На крышке одной из них красовался медальон с изображением Лизетты — левретки императрицы.

Во времена Екатерины Великой вошли в моду фигурные табакерки самых замысловатых форм. В коллекции Эрмитажа хранятся коробочки для нюхательного табака в виде золотого мопса, льва, вырезанного из золотистой яшмы, модной шляпы, корабля и т. д.

В экспозиции Музея Фаберже Культурно – исторического Фонда «Связь Времен» в Санкт – Петербурге представлена табакерка с чеканной монетой – портретом Императрицы Екатерины II, а также Кружка, Лоток, набор из шести Чарок, а также Брошь – кулон с десятирублевой монетой 1769 г. с портретом Императрицы Екатерины II. Подобные изделия с монетами периода царствования Императрицы Екатерины Великой, 1862 – 1796 гг., представлены практически во всех значительных отечественных и зарубежных коллекция, в том числе в «Залах имени Фаберже» Государственного Эрмитажа, Оружейной палате и Государственном Историческом музея, а также во многих частных коллекциях

Санкт – Петербургский Монетный двор неоднократно выпускал к разным событиям нас медали с портретами Императрицы Екатерины II. Екатериниские рубли,  полтины – монеты , инкрустированные на серебряной посуде (кубки, кружки, подносы, самовары, пепельницы, лотки и т.д. ) достаточно часто использовались ювелирами фирмы Фаберже.  

Через московский аукционный дом «Монеты и медали, за последние 25 лет прошло 19 медалей, посвященных царствования Императрицы Екатерины II, периода 1762 – 1796 гг., из них 17 медалей СПб Монетного двора, одна Берлинского монетного двора и одна голландского медальера.

Ордена.  

Императрица Екатерина II  учредила два ордена: Св. Георгия 1769 г. и Св. Владимира 1882 г.  Оба имели по 4 степени и оба никогда   не украшались бриллиантами.  Орден Георгия никогда не выдавался с мечами.  Оба ордена жаловались за конкретные дела и не давались великим князьям по праву рождения, как остальные отечественные ордена. Фирма Фаберже, помимо Капитула, неоднократно исполняла  ордена СВ. Георгия, в первую очередь для членов Императорской фамилии и несколько штук  для самого Императора Николая II. Известен вариант 1917 г. , где вместо эмали орден Св. Георгия украшен кахолонгом – единственный в своем роде экземпляр. .

      

 

Памятник Екатерине Великой перед Обуховской больницей в Санкт – Петербурге.

 

Обуховская больница – старейшая и крупнейшая в Петербурге, возникла в конце 1770-х на левом берегу Фонтанки, близ Обухова моста, от которого получила свое название. Екатерина II поручила устройство клиники лейб-хирургу И. фон Кельхену, взявшему за образец Венский госпиталь. Адрес: Фонтанки реки наб., 106. Памятник Императрице Екатерине Великой открыт 29 мая 1888 г. Скульптор: Обер А.Л. Архитектор: Бенуа Н.Л.
 

 Надписи: на постаменте с лицевой стороны: Императрице Екатерине II. Основательнице больницы; на боковых гранях: Рекой благодеяний / Покрылась вся страна. / Де
ржавин; Больница основана в 1784 г., через 22 года восшествия на престол Императрицы. Памятник простоял 42 года, утрачен в 1930 г.
 

 Был установлен перед главным фасадом здания
Обуховской больницы со стороны Фонтанки, на полуциркульной площадке по линии тротуара. Бронзовый бюст на высоком постаменте из черного полированного гранита. Императрица увенчана короной, с лентой через правое плечо, в мантии, отороченной горностаем.

бюст изображал Екатерину II “в самую цветущую эпоху ее деятельности. Голова украшена императорской короной, плечи и грудь покрыты порфирой и императорскими регалиями. Бронзовый бюст поставлен на черный гранитный постамент”. После революции Обуховская больница стала клинической базой организованного в 1919 г. Государственного института медицинских знаний. Позднее она получила имя профессора А.А. Нечаева, работавшего в этой больнице в 1885 — 1922 гг. В 1927 г. коллектив больницы поднял вопрос о снятии бюста Екатерины II и замене его бюстом Нечаева. Это ходатайство было поддержано районной администрацией. 15 июля 1927 г. “Ленинградская правда” писала: “На набережной Фонтанки, против б. Обуховской больницы стоит бюст Екатерины II. Московско-Нарвский районный Совет возбуждает ходатайство о снятии этого бюста, как не имеющего никакого исторического и художественного значения”. В 1991 г. появилось сообщение, что в Ереване обнаружен бронзовый бюст Екатерины, доставленный туда в начале 1930-х гг. из Ростова-на-Дону, как “бронза высококачественная”, то есть материал для переплавки. Есть основания предполагать, что таким комбинированным путем в Армении оказался бюст из Ленинграда. Дальнейшая его судьба неизвестна. Памятник А.А. Нечаеву не был создан. О работе профессора в больнице напоминает мемориальная доска на фасаде здания.

Во дворе храма   БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ п ри Обуховской больнице Императрицы Екатерины II  (освящена в декабре 1833 г.) в 1863 К. А. Ухтомский построил каменную часовню для панихид.

Скульптор Артемий Лаврентьевич ОБЕР (1843–1917) — крупный мастер русской анималистической пластики. Скульптор, академик Императорской Академии художеств.   Он получил несколько престижных заказов, в том числе от фирмы Фаберже.  Интересно, что А.Л. Обер имел прямое отношение к медицине, так как в молодости, после окончания Московской гимназии в 1862 г. обучался в Московском университете, на медицинском факультете.

А.Л. Обер создал восковые модели серебряных украшений, в том числе 25 Путти, для подарочных часов фирмы Фаберже «XXV годовщина свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны», от членов Императорской семьи в 1891 г. После революции часы были проданы за границу. В 2014 году к своему 250-летию Эрмитаж получил часы в дар от президента России В. В. Путина.  Также по модели Обера фирмой Фаберже была выполнена камнерезная композиция «Белые медведи на льдине» (СПб.: Карл Фаберже, 1909).   Артемий Обер указан в «Списке сотрудников фирмы Фаберже» (Записки Франца Бирбаума, 1919 г.) как работавший «временно, при исполнении отдельных заказов» [6].

 

РЕЗЮМЕ. В статье раскрыта только небольшая часть творческого наследия фирмы Фаберже, связанная с образом и эпохой Императрицы Великой. Исслежования следует продолжать, в том числе изучая творчество других придворных ювелиров  и художников декоративно – прикладного искусства – современников Фаберже.

Автор выражает благодарность эксперту московской антикварной фирмы «Монеты и Медали» Кириллу Михайловичу Секретеву и эксперту, исследователю   творчества Фаберже Дмитрию Юрьевичу Кривошею.  

 

               ЛИТЕРАТУРА.

  1. A new chronology of the Imperial Easter eggs created by Faberge / Tatiana F. Faberge. Valentin V. Skurlov. Rifat R. Gafifullin. - St. Petersburg; Geneva. 1993

  2. Российский государственный исторический архив. Ф. 468. Оп. 32. Дело 1635. Л. 113.

  3. Fabergé T., Proler L. G., Skurlov V.V. The Fabergé Imperial Easter Eggs. Christie’s. London, 1997. – 272 pp.

  4. Государственный архив Российской федерации. Ф. 1463. Оп. 3. Д. 3194. Бухгалтерская книга фирмы Фаберже. 1909 – 1916 гг. Книгой уже пользовались исследователи:  марте 2006 года заведующий отделом ГАРФ  С.П.  Балан, затем  хранитель коллекции Фаберже  из Музея – заповедника  «Московский  Кремль»  Т.Н. Мунтян? которая опубликовала сведения из документа в 2013 г. и датский исследователь П. Ульструп, биограф   императрицы Марии Федоровны -  в ноябре 2011.

  5. М. Ross. "The Art of Kаrl Faberge and His Contemporaries".   University of Oklahoma, 1965.

  6. Фаберже Т., Скурлов В. История фирмы Фаберже. – СПб.: «Русские самоцветы», 1993.

 

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий