Несколько месяцев назад в петербургском издательстве «Лики России» вышла из печати удивительная книга «К.Фаберже и его продолжатели». Авторы монографии – правнучка Карла Фаберже Татьяна Фаберже, штатный консультант-исследователь Русского отдела Аукционного дома Кристи В. В. Скурлов, а также бизнесмен и коллекционер В. Н. Илюхин.
Великолепно оформленная работа, вобравшая в себя многие сотни ценнейших иллюстраций и отличающаяся хорошей полиграфией, выпущена тиражом в 2000 экземпляров. Тираж по нынешним временам большой. Книга рассчитана в первую очередь на специалистов, хотя она интереса любому, кто интересуется искусством.
Несмотря на то, что в работе над изданием приняли участие три автора, на самом деле их значительно больше. В число фактических соавторов – многие знатоки камнерезного искусства, в том числе и те, кто жил ещё в первой половине XX века.
При всей масштабности творчества К. Фаберже, его учеников и последователей, монографию стоит считать сугубо петербургским явлением. И дело не только в том, что Петербург – «столица» творчества Карла Фаберже, но и в том, что герои его произведений – это в значительной мере жители нашего города. Важной особенностью труда стало то, что в нём предпринята успешная попытка проследить диалектику лучших традиций творчества Фаберже, его сотрудников, учеников, духовных преемников. В книге дан анализ эпохи Карла Фаберже, исследуется русский архетип с акцентом на петербуржцев и петербурженок. Впервые проведено комплексное изучение камнерезной пластики не только периода Фаберже, но и 1920 – 1970 годов, 1980 – 2000 годов, как качественно разных этапов, связанных незримой нитью общей стратегии развития. Отдельные главы посвящены творчеству современных мастеров, работающих в Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле, Москве, Нью-Йорке и других городах. Ценно то, что в едином творческом ряду собраны лучшие последователи деятельности Карла Фаберже, независимо от того, сколь велики масштабы их производства. Крупнейшее петербургское ювелирное предприятие «Русские самоцветы», мастерские «Багульник», «Каменный гость», «Екатеринбургская художественная мастерская», «Художественные мастерские Андрея Павлова», самобытные ювелирные фирмы «Грингор», «Альфа», «Эболи», «Кахалонг», «Меркус», «Петрозолото», многочисленные имена современных ювелиров, ставшие уже давно известными брендами – все они в своём ювелирном творчестве черпают вдохновение в общем источнике – в исторических традициях ювелирного искусства Карла Фаберже.
Книга «К. Фаберже и его продолжатели» на редкость многопланова. В ней есть многочисленные аналитические материалы, подготовленные специалистами в разные годы. Фотографии дореволюционной поры органично сочетаются с образцами ювелирных произведений фирмы Фаберже. Особенно важно то, что создатели книги не пожалели сил на освещение творческих биографий множества талантливых ювелиров разного времени – на современников Карла Фаберже до наших современников.
По произведениям, о которых рассказывается в книге, можно составить представление об истории России и как об одном из её драгоценных сокровищ – об истории Петербурга. Фигурка малоросса из разных сибирских камней, приобретённая императором Николаем II, царские автографы на щитах фирмы К. Фаберже, дружеские шаржи на сотрудников К. Фаберже, фотографии камнерезной, гравёрной и других мастерских, продавцы-разносчики, кучеры, крестьянки, нищие, пирожники, солдаты, казаки, финские извозчики, франты, свахи, кавалеры, дворники, бражники, анархисты – всё это причудливо, но очень симпатично переплелось в общей работе. Читатель невольно втягивается в постижение тайн ювелирного искусства, в изучение феномена Карла Фаберже.
В книге немало замечательных творческих находок. Например, в ней очень удачно прослеживается творческая лаборатория ювелиров. Этому способствует то, что воедино собраны фрагменты картин, эскизы костюмов, фотографии и, как следствие, словно вырастающие из них фигурки людей. Такое составление не только позволяет увидеть потрясающее сходство оригинала с произведениями искусства, но и даёт возможность проследить траекторию ювелирного творчества.
О ювелирном искусстве Карла Фаберже написано много. Но гораздо меньше исследована проблема значения его школы в дальнейшем развитии ювелирного дела. Создатели книги исправляют эту ошибку. Для тех, кто стремится осмыслить развитие камнерезной пластики Ленинграда 1920-1970 годов, а также перестроечного и постперестроечного времени, это издание окажется поистине бесценно. Монография стала своеобразной энциклопедией, дающей исчерпывающие сведения о лучших произведениях, выполненных в стиле Фаберже, о лучших мастерах Петербурга и других крупных ювелирных регионов. Об энциклопедичности издания свидетельствуют и ценные приложения – список литературы, проиллюстрированный обложками изданий, а также именной указатель, позволяющий лучше ориентироваться в работе большого объёма.
Нельзя не удивляться тому, насколько велика была организаторская работа авторского коллектива и, в первую очередь, В. В. Скурлова, осуществившего общую редакцию издания. Он сумел привлечь в создании этого труда лучших искусствоведов Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных ювелирных центров. Трудно представить, как авторам хватило сил справиться с такой грандиозной задачей – созданием комплексного научного труда о творчестве Карла Фаберже, его современников и последователей.
Радует и то, что книга невольно подводит читателя к выводу: история Петербурга – это и история ювелирного искусства, в которой нашему городу отведена особая роль.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий