четверг, 19 апреля 2012 г.

Впечатления. Базель. 2012.

Валентин Скурлов, историк ювелирного искусства.
Впечатления новичка. Поездка в Всемирную  выставку часов и ювелирных украшений. 9-15 марта 2012.
Baselworld — это международная ежегодная выставка часов и ювелирных украшений, проходящая в Базеле (Швейцария). Объединяет  около 2100 участников из более 45 стран. Ведущие часовые и ювелирные бренды, а также компании, специализирующиеся на драгоценных камнях, демонстрируют новейшие изделия в своей области для специалистов отрасли, представителей СМИ, коллекционеров, а также всех, кто заинтересован в самых последних новинках отрасли.
Бренды.  
На Ювелирную выставку в Базель должны ездить подготовленные люди. За 6 дней (с 9 по 15 марта) предстояло обойти 160 000 кв. метров в шести павильонах. Это немало, даже для подготовленного зрителя-пешехода, тем более что надо не только  пройти, но и остановиться, посмотреть. Один павильон, восточных фирм (Азия) находился в отдалении, туда ходили автобусы на 12-18 мест. Это  в километре от главного павильона. В этом Шестом павильоне  много мелких фирм, которые с удовольствием продадут Вам любой предмет из витрины.
Общие впечатления. Вспомнил понятие «синдром Стендаля», это когда цветовые впечатления, даже от произведений искусства болезненно отражаются на психике.  Самая разнообразная цветовая гамма. Переход количества цветовых и информационных впечатлений в качество. Углубляется знание географии.  Вспоминаются школьные уроки. Расширяется знание итальянского, английского, французского, немецкого языков. К счатсью, и русский язык слышится на выставке, но фирм русских мало. 
Обозрение доступно только человеку опытному. Неподготовленного выставка оглушает и порабощает, что и требуется, как считают владельцы брендов и специалисты маркетинга. Таким «оглушённым» легче манипулировать.  С какого-то момента зритель-посетитель теряет нить. Надо хорошо знать историю и географию вопроса.  Поэтому надо ездить регулярно,  иметь внутренний стержень, своё художественное и коммерческое видение  и подмечать новое.

Тот, кто регулярно занимается ювелирным делом, будет ошеломлён преобладаем   часовых брендов. Группа часов действительно подавляет. Её тоже изучать интересно. Сразу можно отметить такую особенность, как использование продвинутых одёжно-обувных брендов в часовом маркетинге. Казалось бы, при чём тут фирма «Пума», известный  производитель кроссовок и спортивной одежды? Но, оказывается и она имеет «линию часов». Видел бренд «Йоко», явно с намёком на Йоко Оно, подругу Джона Леннона. Она недавно скончалась, но кто-то отрабатывает всемирно известное имя, которое становится ювелирно-часовым брендом. Но, что удивительно, марка «Йоко» позиционируется как «европейский жемчуг». Вы про такой когда  слышали?
Во времена Фаберже и Болина был русский речной жемчуг, но сейчас под жемчугом мы понимаем только как происхождением с Востока, из теплых стран. Может, это сделано, чтобы не конкурировать с японским жемчугом.  – С другой стороны, я не нашёл фирм «Графф», ювелирной коллекции «Клиф и Арпельс» (но были часы: времена, когда журналисты задавали представителям марки Van Cleef & Arpels ехидные вопросы: что они, ювелиры, делают на выставке часов? – давно канули в Лету), «Тиффани». Среди одёжно-обувных брендов: «Дольче и Габбана, «Шанель»,  «Гермес», известный мне по красивым платкам и сумкам и очень, очень много других брендов. Очень много швейцарских часовых фирм, но в ювелирных павильонах заметно присутствие Италии. По аналогии с «Йоко» мы вправе были ожидать появления на выставке ювелирного бренда «АББА», «Битлз» или «Мак-Картни». Их пока не увидел, но может не заметил?
Бренды Класса премиум и демократичные.  Здесь вы найдете  премиум, например, Dolce & Gabbana, Burberry, Cacharel, Hugo Boss, Versace, Etro, Roberto Cavalli, Prada, Brioni, Cerruti Jeans, и более демократичные Guess, Trussardi, DKNY, CK Jeans. Это и часы и ювелирные изделия.
Аналогично, русские могли бы выставить бренд «Петергоф», «Зимний дворец», изделия по именам русских царей, тем более в предверии 400-летия дома Романовых, («бренд «Четыре столетия»), целая линейка узнаваемых на Западе брендов русских императоров.  
Проходя мимо одного итальянского бренда я слышал объяснение по-русски для русских клиентов по стоимости пишущих перьев. Платиновые по 90 000 евро, серебряные модели – по 9500 евро. Проходили очень дорого и стильно одетые посетители, говорившие по-русски.
Разбирать фирмы  и ассортимент надо с точки зрения закона итальянского экономиста Парето, то есть 20 % фирм (брендов)  представляют 80 %  всего производимого объёма мирового производства. Как установили ученые, этот закон действует и в искусстве и культуре, то есть 20 % времени худодника креативны, дают 80 % результата. На выставке  -  креатив  выставочного (ярмарочного) предложения.
Как в любом явлении, необходимо отмечать действие диалектических законов, так и на выставке. Единство и борьба противоположностей, мы наблюдаем в борьбе западных и восточных ювелирных, а теперь и часовых фирм. Переход количества в качество, например, количество жемчуга в ожерелье в качество изделия;  количество карат в крупном  кольце  – в качество изделия, которое переходит в разряд предмета сугубой роскоши; закон отрицания отрицания. Есть уже случаи отрицания старых, исторических брендов, которые не в силах поддерживать свою высшую марку.
Было удивительно видеть  в качестве ювелирного бренда «Мейссенский фарфор». Налицо даже несколько насильственное использование  раскрученного фарфоровой марки (бренда). Сразу мелькнула мысль: «А кто запрещает развернуть всемирно известную марку Императорского Фарфорового завода из Санкт-Петербурга»? Мог бы выступать с ювелирной коллекцией, и далеко не безуспешно. И даже наши старые бренды Императорские Петергофская  и Екатеринбургская  гранильные фабрики?
В истории базельских выставок было внедрение  ювелирного бренда «Гули», который продвигает дочь узбекского президента Гульнара Каримова.
С некоторого времени на мировой ювелирный рынок вышла Азия. Это произошло с рубежа 80-90-х гг. прошлого века. В «восточном» 6-ом павильоне много маленьких фирм со звучными европейскими именами, например «Нобель». Где Нобель и где Гонконг?  Тем не менее,  обыгрывается популярное имя, в расчёте на привлечение европейского покупателя. Часто имя не имеет никакого отношения к эстетической программе исторического «персонажа», но с точки зрения азиатских производителей, это и не обязательно. Главное, привлечь клиента. Да и многие ли знают, какой был стиль и вкус Нобеля, учредителя Нобелевской премии?  В витринах китайцев такие бренды как "Шагал", "Эдисон" и тому подобное. Опять же: где Шагал, и где Китай?  Но китайцы чувствуют брендовую политику.  Много кинематографических и исторических брендов. Продаются только бренды! Вот почему вам нужно работать больше над своими российскими  брендами. И это тоже влияние глобализации, влияние интернета, влияние информации и целевого маркетинга.
Американские ювелиры в павильоне № 2 незаметны. Я ожидал увидеть мощнейшую мировую фирму «Тиффани».
Очень много бриллиантов. Практически фирмы не отличаются между собой в бриллиантовой группе. Много итальянских дизайнеров. - Я полагаю, что многие изделия авторского ювелирного искусства России, и Украины, совсем не затерялись бы на выставке в Базеле. Причина неучастия россиян -  очень дорогая аренды выставочных помещений и дорогое проживание. Отели надо заказывать за полгода.  За последние 10 лет некоторые фирмы из России участвовали по 3-5 раз, но ни одной, чтобы все 10 лет подряд.  Даже богатая фирма АЛМАЗ-ХОЛДИНГ была пять раз, но нынче её не было.  Очевидно, этому есть объяснение. Полагаю, у наших фирм покупают российские же клиенты, в том числе проживающие за рубежом. Недавно, когда были выборы президента РФ, прошло сообщение, что за рубежом голосовали 2,5 млн.  россиян. Население целой страны! Это не самые бедные россияне. Наше же производство не конкурентноспособно с зарубежными изделиями ввиду высокого налогообложения, но совершенно конкурентно по части дизайна.  Совсем не увидел камнерезных произведений. Я уже думал, что её вообще нет, но в последний день наткнулся на четыре германские камнерезные фирмы. И сразу скажу: наши камнерезы - лучше! Композиций таких, какие исполняете знаменитые мастера Петербурга и Екатеинбурга, в ювелирном исполнении - практически не видел.  Мне понравились материалы, которых мало в России, а именно: кораллы. Некоторые кораллы - просто фантастически хороши. Второе: очень много самого разноцветного жемчуга и чудовищных размеров. Такого в жизни не видел. Ещё много самых разнообразных драгоценных камней, но большие очень камни (сапфиры, рубины, изумруды) в обрамлении бриллиантов - непонятно на кого предназначены. У нас в России таких клиентов все-таки мало. - Среднего покупателя в Базеле учитывали мало.  Практически нет  церковного ассортимента, поэтому петербургская фирма "Владимир Михайлов" всегда была заполнена покупателями. А вот у костромского завода "Диамант" я посетителей не видел. И смотреть было нечего. Очень мелкие бриллиантовые вещи. Это как раньше говорили, «ассортимент  потребкооперации». Все равно в этом дешёвом бриллиантовом сегменте с китайцами конкурировать трудно. 
 Очень большой раздел оборудования,  лучшего в мире. Есть уже 3-Д. которые выращивают не восковые модели, а непосредственно металл. Это последний крик научно-технического прогресса. Китайцы продают много футляров, по цене 0-58 центов за футляр (для кольца). Очевидно дешево, но продают не менее чем по 2000 штук. Продавали дещево китайцы. - В китайско-гонконгско-таиландском павимльоне вообще всё дешевле. Усиленно зазывают в Гонконг на мировую ювелирную ярмарку.  Смысл ездить на выставки - именно в поиске идей, поскольку у нас в провинции всё равно "обезьянничуют" с западных моделей ювелирных изделий.  Ведь сейчас у всех интернет, и многие понимают, что такое западный дизайн. - Но я полагаю, мы не должны потреблять западный и восточный дизайн ювелирных изделий, а должны разрабатывать свою российскую тему. Иначе наш рынок захватят итальянцы и китайцы.
Формообразование зашкаливает. Кажется,  мировые дизайнеры часов и ювелирных украшений целыми месяцами проверяют всю возможную геометрию и все стили, соединяя невозможное. Есть чему учиться и что смотреть.  Самые разнообразные камни, причём драгоценных больше чем полудрагоценных.  Впечатлили кораллы, которых нет на отечественном рынке.
На выставке незаметно присутствие серебряного ассортимента, нет практически кабинетских, интерьерных подарков. Нет столового серебра. Только личные (нательные), с подавляющем большинстве,  женские ювелирные украшения. Нет церковных украшений, кроме российской  фирмы «Владимир Михайлов». Практически нет изделий с поделочных камней. Говорят,  для подарочных вещей есть специальные ярмарки. Зато очень много очень хорошего и очень крупного жемчуга, цены на который, очевидно не так возросли за последние 4 года кризиса (с 2008 г.), как цены на металл и драгоценные камни.
Разделены по павильонам часы и ювелирные изделия. Это разные вещи. Общая тенденция, наиболее бросающаяся в глаза – максимальное использование популярных брендов. Нет Картье. Как мне сказали, у них есть штаб-квартира в Женеве. Любители Картье едут после ярмарки-выставки в туда заключать контракты.
Много русских участников среди посетителей. Но предприятий мало. Заметил только «Владимира Михайлова». Кстати, в указателе, он указан на имя «Владимир..», а не на «Михайлов», как другие иностранные фамилии,  что устроители не в ладах с русским языком; поэтому по указателю найти фирму сложно. Присутствовала также костромской завод «Диамант», но  приехал, чтобы себя показать. Эксклюзива не было,   в витринах мелкие изделия с бриллиантами, облегчённые, очевидно, малой цены.  Продукция явно контрастировала с крупными изделиями соседнних участников. . Пожелаем заводу иметь контракты на мировой рынке, но впечатление осталось странным.
Завод часовой «Ракета» второй раз участвовал в Базельской ярмарке. Новый владелец граф Жак фон Полье прилагает серьёзные усилия по возрождению производства российских механических часов, которого Россия лишилась после закрытия последней линии завод «Восток» в Чистополе. В результате российская армия оказалась, как в 1914 году без собственных механических часов, в то время как все электронные часы во время боевых действий могут быть отключены в результате атак противнака.
В подвальных этажах выставки много самого разнообразного часового и ювелирного оборудования, самого передового.
ФАБЕРЖЕ.
Новая коллекция Фаберже на выставке Baselworld 2011
Русский ювелирный бренд Фаберже представил на предыдущей выставке Baselworld 2011  новую коллекцию предметов высокого ювелирного искусства, дизайн которых был вдохновлен такими направлениями в искусстве, как фовизм и конструктивизм. Коллекция «Капсула конструктивизма» включает в себя серьги «Диссонанс» и толстый браслет из белого золота с эмалью, бриллиантами, русскими красными аквамаринами-демантоидами, сапфирами, турмалинами Параиба и бериллами. Дизайн украшений был вдохновлен творчеством русских художников Александра Родченко и Любови Поповой.
Фаберже также продемонстрировал более органичную коллекцию, вдохновленную фовизмом, как часть своей большой коллекции Les Fabuleuses. Les Fauves – это эксклюзивные изделия, сверкающие красотой и изяществом русской живописи, литературы, музыки, балета, а именно работами Дягилева, с которым Фаберже был знаком лично, а также Стравинским, Нижинским. Малевичем. Кандинским. В этом году Фаберже Лимитед продолжили «творческую эксплуатацию» истории Русского Зарубежья. Креативный директор фирмы Катарина Флор работала нескольколет в Москве, приезжала «за идеями» с Татьяной Фаберже в Санкт-Петербург.
Известно, что членам труппы Ballet Russesrs поклонники часто дарили ювелирные изделия Фаберже, и во многих постановках голову танцоров украшали тиары с бриллиантами от известного ювелирного дома. Таким, образом, коллекция Les Fauves стала отображением форм и цвета, отличавших балетные и художественные направления начала XX века.
В этом году  ювелирный бренд «Фаберже Лимитед» представлен во второй раз, с обновлённой коллекцией. Фирма имеет уже три магазина: в Женеве, Лондоне и Нью-Йорке. Фирма «Виктор Майер» из Пфорцхайма представлена рядом с Фаберже, но уже без бренда «Фаберже». В конце 2012 г. контракт с Фаберже у «Виктора Майера» прекращается.  Много ещё старых ювелирных брендов, таких как «Рене Лалик», «Бушерон»  имеющий сеть магазинов по всему миру. Кстати, магазины «Картье» и «Бушерон» есть и в Санкт-Петербурге.
Фирма  "Фаберже Лимитед" из Лондона отрабатывают связанные с Фаберже международные бренды,  есть произведения на тему "Русский балет", "Дягилев", "Кшесинская", "Царская фамилия". - Без брендов никак. - Хотите получить "русскую Жар-Птицу" - получите. Лондонцы из Фаберже идут навстречу традиционного представлению о России: икра, водка, медведи, театр-балет, "Половецкие пляски", вплоть до «развесистой клюквы», под которой отдыхал на Кавказе создатель «Трёх мушкетёров». . Как в Одессе: "Вы хочите песен, их есть у меня". Осуждать их нельзя, это бизнес, но как далеко от  истинного понимания русской души в ювелирном искусстве. Итальянские ювелиры отрабатывают свою архитектуру и историю Возрождения.  Мы, русские, должные выходить в мировой контекст  своей богатой культуры и истории, "брать спрос силой" (так сказал Карл Маркс) . - Также работает Восток, навязывает нам восточную культуру. Нельзя сказать, что она нам чужда. Уникальное положение России именно в том, что мы великая евразийская держава. Но я хорошо помню, что во времена Фаберже, внедрение восточного календаря в ювелирных вещах, было «ноу-хау» Фаберже, именно Фаберже стал делать для  сиамской аристократии каждый год украшения с символикой наступающего года, например, брелоки и кулоны в форме "свиньи" в год Свиньи. И таких находок в восточной традиции и европейской ещё много. Образование новых национальных государств из бывшего СССР способствовало интересу к национальной истории. Даже в Молдавии стали говорить о национальном молдавском ювелирном искусстве. Я о таком никогда и не слыхивал. Так же в 20-30-е годв в Финляндии и Прибалтийских странах развивалось собственное национальное искусство, в Финляндии археологический стиль "Калевала", который теперь принадлежит госкампании финских ювелиров, а в Латвии и Эстонии - национальные украшения "сакты".  Так же сейчас на Украине большой интерес к украинским образам в ювелирном искусстве, также и в Казахстане и Киргизии. - Вообще тема образования региональных ювелирных школ  и региональных брендов внутри  самой России очень интересная. - Жаль, что в научном плане эту тему никто не разрабатывает. -
Камнерезное искусство в Базеле.
Первые три дня, я полагал, что камнерезное искусство не представлено вообще, пока не наткнулся  в предпоследний день на камнерезов Идар-Оберштейна. Правда, в первый день, в американском павильоне наткнулся в одной витрине на каменных горилл, но так и не понял, они – для крашения витрины, или продаются?
Что касается германских камнерезов, то это прежде всего Манфред Вильд (1944 г.р.), богатый человек, мэтр германского, европейского и мирового камнерезного искусства, о котором я писал ещё в 2009 г. в книге «К. Фаберже и его продолжатели». Вильд – продолжатель идей Фаберже, хотя и его германским пониманием эстетики и несколько «кичевым» вкусом. Не случайно Германия – родина кича. Вильд заслуженный камнерез,  выпускает про себя книги, уже четыре видел на прилавке.  Единственный камень, который меня заинтересовал в гамме поделочных камней М. Вильда, это мексиканский поделочный камень свекольно-марганцевого цвета (не запомнил названия). Все остальные камни, гораздо в большем ассортименте, у нас есть. Вильд дал листовку-информацию о выставке камнерезов Идар-Оберштейна совместно с Эрмитажной коллекцией Максима Арциновича. и другими произведениями петербургских камнерезов. - Открытие выставки 25 мая 2012 г., затем переедет в Петербург, до ноября.
Очень известна фирма «А. Руппендаль» (осн. в 1890). Она торгует полудрагоценными, драгоценными камнями. В отдел запускают сразу с корзинкой, как в универсаме, можно в эту корзинку набирать камни и на выходе – расплатиться. В витрине «Руппенталя» увидел реплики на «человеческие фигурки» от Фаберже, а именно «Варя Панина» и «Казак-джигит и папахе». Обе фигурки, в отличии от фабержевских, на пьедесталах, то есть не стоят на своих ногах,   на пьедесталах сделать гораздо проще. Лицо у Вари Паниной сделано из коричневого  кварца, отчего она кажется негритянкой. Физиономия у «Джигита» также поражает своей несхожестью (в худшем смысле) с оригиналом у Фаберже. Фигурки совсем не художественные, какие-то ремесленные. Правда, у «Руппенталя» неплохие собаки, а также много бегемотов и слонов. Это традиционные фигуры, очевидно хорошо реализуемые.
Дизайнер Алессио Боски (Италия-Австралия).
На всемирной  ювелирно-часовой выставке «Базель-2012» (9-15 марта)  я познакомился с итальянским ювелиром-дизайнером, работающем в Австралии (Сидней) Алессио Боски. Переводчиком была симпатичная молодая барышня Жанна, русская, родом из Риги, проживающая с мужем-итальянцем в Сан-Ремо. Я так полагаю, Жанну пригласили на форум для работы с русскими и русскоговорящими клиентами, которые также являются почитателями таланта Алессио Боски.
Алессио произвёл на меня самое положительное впечатление. Он очень экспасивен, говорит быстро и много. Он закончил Академию изящных искусств в Риме. На него работает целый коллектив исполнителей. Сам Алессио, как я понял, исполняет проекты и модели. Павильон на выставке впечатляюще богат, но оформлен в классической эстетике. Такое помещение стоит дорого, значит дела у Алессио идут неплохо. Мы беседовали не менее часа. Найдя во мне родственную душу (я представился экспертом и журналистом, который пишет на ювелирные темы, а также автором книг о Фаберже) Алессио с увлечением мне рассказывал о своих идеях  и показывал объекты. Услышал о Фаберже, он тут же признался, что находится под обаянием творчества великого мастера, но в отличие от других моих контрагентов – ювелиров, которые отдают дать мощи Карла Фаберже, как великого ювелирного менеджера, Алессио сообщил, что взял у Фаберже идею сюрприза. Алессио имеет явно хорошую архитектурную подготовку. Он демонстрировал мне свои «архитектурные» перстни, которые надо признать шедеврами ювелирного и дизайнерского мастерства. В этих п6ерстнях все продумано. Крышка открывается, есть свод, сюжет которого взят с конкретного здания. Внутри перстня сюрприз. Например, в перстне, «построенном» по идее дворца находился маленький эмалевый герб на цепочке. Ювелир не боится применять очень большие камни. Вообще проблем с материалами (золотом, естественно, по-итальянски 750-ой пробы, драгоценными камнями, жемчугом) у ювелира нет. Он широко применяет автралийский жемчуг и знаменитые австралийские опалы.
Во время беседы подошла партнёр Алессио, владелица ювелирных салонов. Она была с дочерью. Дама, как объяснил Алессио делает финансовые вливания, обеспечивающее возможность творить, и занимается реализацией. Она и оплатила такой дорогой выставочный павильон. Также во время беседы подошёл ещё один партнёр – индус со своей супругой, завёрнутой в сари.  Он бизнесмен, торгует индийскими драгоценными камнями. Внешний вид этого рекспектабельного господина говорил о том, что дела у него идут более чем хорошо. Я мельком разглядел витрину Алессио. Меня поразили явно очень дорогие, многосложные, изысканные изделия. Жанна предлагала особое итальянское вино, сыр и конфеты, исполненные в маленьком итальянском городке, где работает, как я понимаю, мастерская Алессио, исполняющая его проекты. Жанна подарила мне флешку  с изображениями изделий ювелира. Я, растроганный искренним приёмом, обещал, что напишу главу «Алессио Боски и Фаберже». В творчестве итальянца я вижу главную черту Фаберже – инновационность. В то же время Алесио никак не отрицает классических итальянских корней.
Есть только одна опасность для российского, украинского и вообще – постсоветского рынка. Алессио старался сделать меня прозелитом, обратить в свою веру. Он обращался к эпохе итальянского возрождения, искал там вдохновения. Для отечественных ювелиров это урок. Ведь у нас тоже есть своя история и культура зодчества. Архитектура Ярославля постарше западной архитектуры столичного Санкт-Петербурга. 
Алессио, как я понимаю – яркий представитель авторского итальянского ювелирного искусства, выбравший для себя в последние годы ареной для деятельности Австралию, где много обеспеченных клиентов, и где он – первый ювелир. Это мудро. Лучше быть первым ювелиром в Австралии, чем в числе 2-30-ти лучших в Италии, да если и в Европе.
Но приезда в Базель, я ничего не знал об Алессио.  Вернувшись домой, посмотрел интернет. Оказывается на Украине продают изделия Алессио. Кроме того, он участвовал в 2000 г. в резьбе по  гигантскому  сапфиру, весом 19700 г.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
10.10.2011. Появился новый ювелирный бренд Alessio Boschi
Известный дизайнер Алессио Босхи (Alessio Boschi) объединился с давним другом и партнером Мартино Эдуардо Конвертино (Martino Eduardo Convertino), чтобы создать новую компанию - Lux 2 Lux Jewels. Через восемь месяцев интенсивной работы был запущен оригинальный и креативный ювелирный бренд Alessio Boschi.

Комментариев нет:

Отправить комментарий