четверг, 19 апреля 2012 г.

Взгляд на творчесвто Александра Мирошникова.

Галицкий ювелир через призму Фаберже

Впервые я услышал про ювелира Александра Васильевича Мирошникова в 2004 году, когда нашёл в интернете словосо­четание «Галицкий Фаберже». Тогда же увидел его работы, на выставке в Киево-Печерской лавре. Немногие художники за­служили право на выставку в Лавре, которая помнит период освоения мастерами Киевской Руси искусства византийских эмалей. Здесь хранятся работы великих Фаберже и Маршака. 40 лет назад найдена и помещена в стены Лавры гениальное ювелирное произведение наших предков — Пектораль.
Работы Александра поразили собственным почерком мастера, выбором темы, использованием значительной палитры поде­лочных камней, колоссальной трудоёмкостью и склонностью с микроминиатюризации. Это был собственный, присущий толь­ко мастеру художественный способ освоения действительности, реального окружающего мира. Художник изобразил понятный мир родного Галицийского края, что особенно ярко проявилось в изображении простых событий родной семьи, изображении событий охоты и родной природы. С тех пор Александр не из­менил избранной теме, выражая её в стилистике поэтического художественного реализма. Однако художник не так прост, как собственно не может быть прост любой художник. По­знавая микромир, в изображении которого Александр достиг уровня великого мастера украинской микроминиатюристики Сядристого, галицкий ювелир мыслит категориями прямо противоположного, глобального масштаба, а именно идеями космизма, вселенских идей великих Вернадского, Чижевского и Циолковского, стремлением постичь Божий мир. Космизм и земной реализм — такая редкая парадигма. Удивительное, но плодотворное сочетание для творчества.
В последние годы мастер активно работает с платиной и титаном, металлами, которых остерегаются даже опытные ювелиры. Александр не боится новых технологий, трудности только вдохновляют его. И вновь вспоминаю Фаберже, лозун­гом которого было «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. Успех достигается тщанием и трудолюбием». Как будто про Мирошникова, с его дотошность и склонности к образности в ювелирной микроминиатюре. Художник открыт миру, его отличают готовность помочь, прекрасные душевные качества, это притягивает к нему людей. У художника харизма и обаяние. Коллекционеры — люди понимающие. Не случайно
вещей Мирошникова не хватает. За произведениями — оче­редь, как принято в успешных ателье, лист ожидания. Мастер переполняют творческие планы. За плечами 25 лет творческой деятельности. Мировая известность — изделия «Миссионер» и «Гурман» (Птичка») представлены в первом православном храме в Арабских Эмиратах. Вспоминаю, что последним из­делием, которое Карл Фаберже хотел сделать в 1917 году, была механическая «поющая Птичка». Карл Фаберже не успел её сделать, но его знамя подхватил его галицкий ученик и про­должатель Александр Васильевич Мирошников.
Художник живёт в Галиции, где погиб на фронтах Первой Мировой войны в 1914 году великий камнерез фирмы Фаберже Пётр Дербышев, но там же в 1962 году родился Мирошников. Занимаясь одной из крупнейших мировых частных коллек­ций Фаберже, я никогда не забывал, что её владелец Виктор Вексельберг родился в галицийском городе Дрогобыче. Это тоже связывает Западную Украину и Фаберже. Молодые горы Карпаты обусловливают пассионарность местных жителей. Одна из характеристик пассионарности — стремление к худо­жественному творчеству.
Львов — волшебный город, ещё не понятый и до конца не изученный. В нём много тайн, как тайной является каждый пасхальный сюрприз Фаберже.
«Что будет на это раз?», —спрашивал царь у ювелира. «Ваше Величество будет довольно», — отвечал Карл Фаберже.
Каждый раз, посещая Львов, я спрашиваю себя: «Что будет на этот раз?». В последний раз это были интереснейшие анти­кварные магазина столицы Галиции и ювелирная коллекция Музея города.
Про львовских мастеров не только слышал, но и видел. В Петербурге это выдающиеся камнерезы и ювелиры: Сергей Шиманский и Александр Корнилов (1965-2009), выпускники львовского Художественного училища имени Ивана Труша. Знаком я с творчеством проф. Станислава Вольского и проф. Ростислава Шмагало, взявшего на себя труд написать исто­рию украинского ювелирного искусства. Бывал я на Львовском Ювелирном заводе, который гремел в советское время. Там мы устраивали семинары для 50 художников 25 заводов системы Главювелирпрома. Почему Львов? Здесь огромное количе-.ство музеев, много произведений декоративно-прикладного искусства, много европейских идей, которых нам в советское время не хватало. Интернациональная культура с глубокими камнями. Многие так и говорили, что «побывали в Европе». Лично меня душевно волновала архитектура и скульптуры Лычаккивского мемориального кладбища, аналога которой я не видел на пространстве огромного СССР. Вот где надо было учиться уважению к предкам.
Однако бывая в большом городе Львове, многие не подозре­вали, что в 30 км от миллионного города находится старинный город Николаев-на-Днестре, очаровательный трогательный в своей исторической и природной красоте. Теперь этот ма­ленький город известен не только археологическими рас­копками и «брусиловским прорывом 1916 года», но тем, что здесь живёт и творит большой художник и мастер Александр Мирошников, прославляющий украинское национальное ювелирное искусство.
Как историк фирмы Фаберже, я рассматриваю творчество Александра Васильевича Мирошникова через призму жизни и творчества великого ювелира Карла Фаберже. Биографы Карла Фаберже, отмечает, что у великого ювелира была склонность к кулинарии, во время европейских путешествий он научился делать салаты и никому не доверял их приготовление, «спра­ведливо рассуждая, что изготовление блюда из многих ком­понентов представляет собой искусство». Удивительно, но в биографии Александра похожее увлечение, но только на про­фессиональной основе. Александр Мирошников по первой профессии — кулинар высшей категории, лауреат конкурсов мастерства. Поэтому художник с такой любовью и безуслов­ным знанием изображает объекты кулинарии с высочайшей художественностью и любовью в своих камнерезных компо­зициях.
Многогранная жизнь Карла Фаберже включала в себя и такие аспекты как награждение различными наградами, заслужен­ный итог незаурядного творчества. Первой наградой Фабер­же была золотая медаль «За полезное», награда выставки в Москве, 1882 г. Затем последовали ордена Св. Станислава 3-ей (1889) и 2-ой степени (1896), Св. Анны 3-ей степени (1892), орден Почётного легиона 5-ой степени (1900) и болгарский орден за гражданские заслуги (1902). При вручении ордена болгарский великий князь Фердинанд высказал мысль, что Карл Фаберже по своему уму вполне мог быть министром в болгарском пра­вительстве. «Только не это! — отвечал ювелир, — впрочем, если министром ювелирного искусства, я согласен Государь».
Этот пассаж позволяет понять, почему Александр Мирошни­ков награждён почётными наградами Мемориального фонда Фаберже. Он первый в независимой Украине кавалер всех пяти наград Мемориального Фонда: орденов Карла Фаберже, Алек­сея Денисова-Уральского, Михаила Перхина, Франца Бирбаума, «Юбилейного памятного знака Мемориального фонда Фабер­же» и связанное и с ним звание «Почётный ювелир». Последней наградой ювелир отмечен в связи с 50-летием со дня рождения, исполняющегося в 2012 году.
2012 год знаменателен для Фонда Фаберже: исполняется 170 лет со дня основания фирмы, 150-летие со дня рождения глав­ного художника фирмы Агафона Густавовича Фаберже (1862-1895), 140 лет со дня рождения главного мастера и главного художника фирмы Франца Бирбаума (1872-1947), 100-летия проведения Конкурса имени Придворного ювелира К. Фаберже (1912). Карла Фаберже в своё время называли «Челлини Севе­ра». Это была высшая оценка. Во время Всемирной выставки в Париже Гильдия Парижских ювелиров присвоила Карлу Гу­ставовичу почётное звание «Мэтра».
Художник творит для народа. Ему важно признание про­фессионалов (по «гамбургскому счёту») и публики. Лукавит тот, кто утверждает, что ему безразлично мнение зрителей. Он обрекает себя на душевные сомнения, которые не способствуют реализации творческой энергии. При этом, согласны, художник творит по законам, которые сам для себя устанавливает. План­ка, критерии творчества Александра Мирошникова — самого высшего уровня. Он поставил себе целью достигнуть уровня выдающихся мастеров фирмы Фаберже и развивать далее его традиции. Самостоятельно изучил творчество Фаберже и его великих современников, приобретал и штудировал книги по ювелирному искусству, проводил много времени в замечатель­ных музеях Львова и других городов, куда заносила его судьба, консультировался со специалистами разных стран в приме­нении новейших ювелирных технологий и художественных направлений бурно развивающегося мирового, европейского и украинского ювелирного искусства. Отличие Мирошнико­ва от узких специалистов фирмы Фаберже в многогранности освоенных им специальностей. Мирошников, не только вы­дающийся ювелир, но также художник и камнерез, гравёр и эмальер. В этом трудно найти Александру аналог схожей лично­сти из окружения Фаберже. Мирошникова объединяет с этими легендарными персонажами то, что он также многое освоил самообразованием. С уральскими камнерезами Кремлёвым и Дербышевым Мирошникова объединяет любовь к уральским и сибирским камням, с Бирбаумом и Денисовым-Уральским -художественное начало, со всеми мастерами Фаберже — вла­дение самыми сложными и самыми передовыми технология­ми. Одна из сильнейших традиций Фаберже — непрерывное обновление, что теперь называют инновациями. Свою систему работы ювелир строит по принципам Фаберже.
«Что будет на это раз?», — спрашиваю я у ювелира. «Ваше Величество будет довольно».
Александр Васильевич Мирошников вступает в самую заме­чательную, эпоху своего творчества. Ему 50 лет, он п ризнанный мастер, но удивительно скромен к «лучам славы», предпочитая возможность творческой самореализации. Он удовлетворён достигнутым, художник удивительно скромен и полон сил. Вместо опытности наступает мудрость. Мастер не перестаёт учиться, ставит перед собой самые сложные задачи. Впереди большие художественные работы во славу искусства Украины, признание.

В. В. СКУРЛОВ, Санкт-Петербург, 2012г.

1 комментарий:

  1. Знаю Александра лично и горжусь этим...
    На его работы можно часами смотреть!
    Поистине второй Фаберже!
    Дай бог ему здоровья,чтобы он ещё долго радовал нас своим удивительным творчеством.
    Спасибо Вам за интересную статью...

    ОтветитьУдалить