Галицкий ювелир через призму Фаберже
Впервые я услышал про ювелира Александра Васильевича Мирошникова в 2004 году, когда нашёл в интернете словосочетание «Галицкий Фаберже». Тогда же увидел его работы, на выставке в Киево-Печерской лавре. Немногие художники заслужили право на выставку в Лавре, которая помнит период освоения мастерами Киевской Руси искусства византийских эмалей. Здесь хранятся работы великих Фаберже и Маршака. 40 лет назад найдена и помещена в стены Лавры гениальное ювелирное произведение наших предков — Пектораль.
Работы Александра поразили собственным почерком мастера, выбором темы, использованием значительной палитры поделочных камней, колоссальной трудоёмкостью и склонностью с микроминиатюризации. Это был собственный, присущий только мастеру художественный способ освоения действительности, реального окружающего мира. Художник изобразил понятный мир родного Галицийского края, что особенно ярко проявилось в изображении простых событий родной семьи, изображении событий охоты и родной природы. С тех пор Александр не изменил избранной теме, выражая её в стилистике поэтического художественного реализма. Однако художник не так прост, как собственно не может быть прост любой художник. Познавая микромир, в изображении которого Александр достиг уровня великого мастера украинской микроминиатюристики Сядристого, галицкий ювелир мыслит категориями прямо противоположного, глобального масштаба, а именно идеями космизма, вселенских идей великих Вернадского, Чижевского и Циолковского, стремлением постичь Божий мир. Космизм и земной реализм — такая редкая парадигма. Удивительное, но плодотворное сочетание для творчества.
В последние годы мастер активно работает с платиной и титаном, металлами, которых остерегаются даже опытные ювелиры. Александр не боится новых технологий, трудности только вдохновляют его. И вновь вспоминаю Фаберже, лозунгом которого было «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. Успех достигается тщанием и трудолюбием». Как будто про Мирошникова, с его дотошность и склонности к образности в ювелирной микроминиатюре. Художник открыт миру, его отличают готовность помочь, прекрасные душевные качества, это притягивает к нему людей. У художника харизма и обаяние. Коллекционеры — люди понимающие. Не случайно
вещей Мирошникова не хватает. За произведениями — очередь, как принято в успешных ателье, лист ожидания. Мастер переполняют творческие планы. За плечами 25 лет творческой деятельности. Мировая известность — изделия «Миссионер» и «Гурман» (Птичка») представлены в первом православном храме в Арабских Эмиратах. Вспоминаю, что последним изделием, которое Карл Фаберже хотел сделать в 1917 году, была механическая «поющая Птичка». Карл Фаберже не успел её сделать, но его знамя подхватил его галицкий ученик и продолжатель Александр Васильевич Мирошников.
Художник живёт в Галиции, где погиб на фронтах Первой Мировой войны в 1914 году великий камнерез фирмы Фаберже Пётр Дербышев, но там же в 1962 году родился Мирошников. Занимаясь одной из крупнейших мировых частных коллекций Фаберже, я никогда не забывал, что её владелец Виктор Вексельберг родился в галицийском городе Дрогобыче. Это тоже связывает Западную Украину и Фаберже. Молодые горы Карпаты обусловливают пассионарность местных жителей. Одна из характеристик пассионарности — стремление к художественному творчеству.
Львов — волшебный город, ещё не понятый и до конца не изученный. В нём много тайн, как тайной является каждый пасхальный сюрприз Фаберже.
«Что будет на это раз?», —спрашивал царь у ювелира. «Ваше Величество будет довольно», — отвечал Карл Фаберже.
Каждый раз, посещая Львов, я спрашиваю себя: «Что будет на этот раз?». В последний раз это были интереснейшие антикварные магазина столицы Галиции и ювелирная коллекция Музея города.
Про львовских мастеров не только слышал, но и видел. В Петербурге это выдающиеся камнерезы и ювелиры: Сергей Шиманский и Александр Корнилов (1965-2009), выпускники львовского Художественного училища имени Ивана Труша. Знаком я с творчеством проф. Станислава Вольского и проф. Ростислава Шмагало, взявшего на себя труд написать историю украинского ювелирного искусства. Бывал я на Львовском Ювелирном заводе, который гремел в советское время. Там мы устраивали семинары для 50 художников 25 заводов системы Главювелирпрома. Почему Львов? Здесь огромное количе-.ство музеев, много произведений декоративно-прикладного искусства, много европейских идей, которых нам в советское время не хватало. Интернациональная культура с глубокими камнями. Многие так и говорили, что «побывали в Европе». Лично меня душевно волновала архитектура и скульптуры Лычаккивского мемориального кладбища, аналога которой я не видел на пространстве огромного СССР. Вот где надо было учиться уважению к предкам.
Однако бывая в большом городе Львове, многие не подозревали, что в 30 км от миллионного города находится старинный город Николаев-на-Днестре, очаровательный трогательный в своей исторической и природной красоте. Теперь этот маленький город известен не только археологическими раскопками и «брусиловским прорывом 1916 года», но тем, что здесь живёт и творит большой художник и мастер Александр Мирошников, прославляющий украинское национальное ювелирное искусство.
Как историк фирмы Фаберже, я рассматриваю творчество Александра Васильевича Мирошникова через призму жизни и творчества великого ювелира Карла Фаберже. Биографы Карла Фаберже, отмечает, что у великого ювелира была склонность к кулинарии, во время европейских путешествий он научился делать салаты и никому не доверял их приготовление, «справедливо рассуждая, что изготовление блюда из многих компонентов представляет собой искусство». Удивительно, но в биографии Александра похожее увлечение, но только на профессиональной основе. Александр Мирошников по первой профессии — кулинар высшей категории, лауреат конкурсов мастерства. Поэтому художник с такой любовью и безусловным знанием изображает объекты кулинарии с высочайшей художественностью и любовью в своих камнерезных композициях.
Многогранная жизнь Карла Фаберже включала в себя и такие аспекты как награждение различными наградами, заслуженный итог незаурядного творчества. Первой наградой Фаберже была золотая медаль «За полезное», награда выставки в Москве, 1882 г. Затем последовали ордена Св. Станислава 3-ей (1889) и 2-ой степени (1896), Св. Анны 3-ей степени (1892), орден Почётного легиона 5-ой степени (1900) и болгарский орден за гражданские заслуги (1902). При вручении ордена болгарский великий князь Фердинанд высказал мысль, что Карл Фаберже по своему уму вполне мог быть министром в болгарском правительстве. «Только не это! — отвечал ювелир, — впрочем, если министром ювелирного искусства, я согласен Государь».
Этот пассаж позволяет понять, почему Александр Мирошников награждён почётными наградами Мемориального фонда Фаберже. Он первый в независимой Украине кавалер всех пяти наград Мемориального Фонда: орденов Карла Фаберже, Алексея Денисова-Уральского, Михаила Перхина, Франца Бирбаума, «Юбилейного памятного знака Мемориального фонда Фаберже» и связанное и с ним звание «Почётный ювелир». Последней наградой ювелир отмечен в связи с 50-летием со дня рождения, исполняющегося в 2012 году.
2012 год знаменателен для Фонда Фаберже: исполняется 170 лет со дня основания фирмы, 150-летие со дня рождения главного художника фирмы Агафона Густавовича Фаберже (1862-1895), 140 лет со дня рождения главного мастера и главного художника фирмы Франца Бирбаума (1872-1947), 100-летия проведения Конкурса имени Придворного ювелира К. Фаберже (1912). Карла Фаберже в своё время называли «Челлини Севера». Это была высшая оценка. Во время Всемирной выставки в Париже Гильдия Парижских ювелиров присвоила Карлу Густавовичу почётное звание «Мэтра».
Художник творит для народа. Ему важно признание профессионалов (по «гамбургскому счёту») и публики. Лукавит тот, кто утверждает, что ему безразлично мнение зрителей. Он обрекает себя на душевные сомнения, которые не способствуют реализации творческой энергии. При этом, согласны, художник творит по законам, которые сам для себя устанавливает. Планка, критерии творчества Александра Мирошникова — самого высшего уровня. Он поставил себе целью достигнуть уровня выдающихся мастеров фирмы Фаберже и развивать далее его традиции. Самостоятельно изучил творчество Фаберже и его великих современников, приобретал и штудировал книги по ювелирному искусству, проводил много времени в замечательных музеях Львова и других городов, куда заносила его судьба, консультировался со специалистами разных стран в применении новейших ювелирных технологий и художественных направлений бурно развивающегося мирового, европейского и украинского ювелирного искусства. Отличие Мирошникова от узких специалистов фирмы Фаберже в многогранности освоенных им специальностей. Мирошников, не только выдающийся ювелир, но также художник и камнерез, гравёр и эмальер. В этом трудно найти Александру аналог схожей личности из окружения Фаберже. Мирошникова объединяет с этими легендарными персонажами то, что он также многое освоил самообразованием. С уральскими камнерезами Кремлёвым и Дербышевым Мирошникова объединяет любовь к уральским и сибирским камням, с Бирбаумом и Денисовым-Уральским -художественное начало, со всеми мастерами Фаберже — владение самыми сложными и самыми передовыми технологиями. Одна из сильнейших традиций Фаберже — непрерывное обновление, что теперь называют инновациями. Свою систему работы ювелир строит по принципам Фаберже.
«Что будет на это раз?», — спрашиваю я у ювелира. «Ваше Величество будет довольно».
Александр Васильевич Мирошников вступает в самую замечательную, эпоху своего творчества. Ему 50 лет, он п ризнанный мастер, но удивительно скромен к «лучам славы», предпочитая возможность творческой самореализации. Он удовлетворён достигнутым, художник удивительно скромен и полон сил. Вместо опытности наступает мудрость. Мастер не перестаёт учиться, ставит перед собой самые сложные задачи. Впереди большие художественные работы во славу искусства Украины, признание.
В. В. СКУРЛОВ, Санкт-Петербург, 2012г.
Знаю Александра лично и горжусь этим...
ОтветитьУдалитьНа его работы можно часами смотреть!
Поистине второй Фаберже!
Дай бог ему здоровья,чтобы он ещё долго радовал нас своим удивительным творчеством.
Спасибо Вам за интересную статью...