вторник, 11 декабря 2012 г.

ЦВЕТЫ В ЛЕВАШОВО.


По воспоминаний Александра Александровича Фаберже.

         Александр Александрович Фаберже (1912-1988), внук Карла Фаберже, профессор, доктор биологии. Закончил Кембридж в 1936 г. Легко называет растения и цветы латинскими названиями, в то время как текст написан на русском языке. В 1913-1916 гг. проводил лето на даче Карла Фаберже в Левашово. Не путать с домом Агафона Карловича в Левашово, который находился также в Левашово, в двухстах метрах.
         В записках встречаются:
      ЗЕМЛЯНИКА,   МАЛИНА,  СЛИВА,   РОМАШКА,   ХВОЩ,   ЛУПИНУС,  ФЛОКС,   БЕГОНИЯ,  НОГОТКИ,   СИРЕНЬ,   БУЗИНА,   ВОЛЧЬИ ЯГОДЫ,   ЯПОНСКИЙ ГАЗОН,  ИРИСЫ,  АСПЕРУЛА,  АНЕМОН,  ЧЕРЕМУХА,  ЛАНДЫШ,  ЧЕРНИКА,  БРУСНИКА,  ЖАСМИН,  ИВАН-ДА-МАРЬЯ,  БАРХОТКА,  «МУЖИК»,  ГОРТЕНЗИЯ,  ПЕОН,  НАСТУРЦИЯ,   РОДОДЕНДРОН,  КРЫЖОВНИК,  СМОРОДИНА,  ФУКСИЯ (31 название !) и другие цветы и ягоды. Все это росло  на даче Карла Густавовича Фаберже и в окрестностях Левашово.
         Текст  написан в 1966 году. Озаглавлен он:  «ЛЕВАШОВО-ВОСПОМИНАНИЕ». Хранится в Архиве г-жи Татьяны Фаберже (Женева).

        «...Кухарка Каролина варила варенье из земляники в медной кастрюле. Откуда была земляника ? Была своя. Малина росла в низу сада, между аллеями и канавой. И было несколько рядов белой малины на этой же аллее.
        ...В садоводстве (или Левашовском имении) была куплена молодая слива, которую потом Fimkia сажали, - «от меня» (как опыленье ?)
        ... У Опапа (Карл Фаберже-В.С.) в кабинете были на стене подвешены сросшиеся корни, ветки. И я сам один раз нашел какой-то сросшийся корень, и его отрезал и подарил Опапа. Срезал собственным острым ножиком.
         ... Большая елка, на нижние ветки можно лазать. Лазал тоже и на яблоню.
         ... Были Вера (няня Алика-В.С.), Катя, наверное Воля и еще несколько детей (Арронет ?). Много ромашек... Их собирали, приносили домой букеты.
         .... Ходили в имение князя Левашова (графа -В.С.) Там аллеи хвойных, ветки которых пускают корни.
         Там же: маленький пруд с кустиками на берегах, на которых странные двойные ягодки, - белые или красные. Были Вера и Катя. Осень, - потому то грустно. И тоже были  Funkia (очевидно название цветка ? - В.С.)
          ... Смотрел на какой-то лесной тропинке, куст  Euronimus ciropaeus с фруктами. Кто-то тут же говорил, что означает, что есть вода, можно буравить колодец. Ерунда.
           ... На озере Левашовском: ходили часто. На берегу часто хвощ.
           ... На Левашовском вокзале механические игрушки: куклы танцуют, очень хорошо сделаны. Их для меня пускали (Есть такие, привезенные из России у  Shenberg^a  в  Cambridg^es)
            ...Ходил с Верой на дачу Агафона (наверное только тогда, когда его самого не было). Помню там Лидию Александровну и мальчиков.
         В саду : лупинусы, капли воды на листиках, цветы шуршат, когда их пропускать через пальцы. Много флокса Phlox decumana.  Их запах. Высаживались бегонии. Я сам сеял ноготки Calendula  в клумбе вдоль дома и они цвели. Была целая площадка с маком разного цвета. Говорили, я этого не видел, что один год туда посеяли Gason Japonais , в котором были разные новости. Много спустя в Ментоне Villa Minoussai достали от  Vilmorn Andrien  Gason  Japon  - в котором были  Nemphila Strephsipho  и  Pðocеlia   etñ , кажется голубая  Nemophila. Маме нравились. Папа как-то говорил, что ярко красный мак в зелени он не всегда замечает  Однако не был же он дальтоником ? Были тоже около дома, вдоль стены,  Montbrelia   Funkia  Кажется были (наверняка были) ирисы  Iris  germanig. Мама часто устраивала букеты в доме. А любимый цветок Опапа был в лесу   Waldmeis Asperula odorator (Примечание В.Скурлова: я специально ходил в Ботанический сад Академии наук в Петербурге. Оказалось это типичный цветок финских предместий Петербурга, совершенно простой, полевой, не благородный). В лесу раньше были анемоны, Anemone hemorara  которые мама очень любила, а папа презирал: «дешевый цветочек». Была черемуха, много.  Ландыши, наверное, были Conxalaria maiaris - сам их не помню. Были и в лесу: Maianken bifolica  Были посажены близ дома, по листьям.
         ... По поводу цветов: была еще и персидская ромашка,      запах, бледно-зеленые листья хорошо помню Pirethrum perbicum.
          ... В другом лесу (ходили через лес ?) сразу близко много черники, ее ходили собирать, у меня была маленькая корзиночка, Ходили подальше собрать бруснику, на сухих местах
          ...Еще о цветах: было несколько рододендронов. На них осенью ставили приготовленные пирамиды из досок, чтобы предохранить от снега (и холода ?). Это всегда так делалось. Как будто были пеоны ? Их также предохраняли ?
           Были еще гортензии, Hortensia Bauer Их кажется сохраняли где-то зимой. Был «Мужик». Были  бархотка Tagetes  и «Иван-да-Марья» - много. Омама показывала лицо. (Очевидно «Ивана-да-Марьи» - В.С.)
         ...Омама рассказывала, как-то какой-то новый садовник сказал, что умеет разводить шампиньоны, и что он это устроит, чего Омама очень хотела. Навозные кучи были покрыты рогожами и никому не позволялось под них смотреть. Когда пришел срок, садовник позвал Омама, и при ней скинул рогожу: и разбежалось много ящериц, - шампиньонов не было.
        А ящериц было много, - я помню.
        ...Еще о растениях: было много жасмину, то-есть Philadephus serugat   Были часто букеты. Папа запах жасмина не любил.
       Была сирень, и что-то ....(неразб. - В.С.) о персидской сирени   , Syrtnga persica которую Омама не любила. Были настурции. Омама любила кушать хвостики цветов.
       ...Была бузина. Кажется  около моста через канаву. Мне делали трубки (?0 (или я путая с «волчьей ягодой»). Было много волчьей ягоды в лесу. Это наверняка.
        ... Были еще овощи внизу, между аллеей и канавой: была морковка-скороспелка, которую скребли и мне давали есть. Были смородина: красная, черная ( белая ? Не знаю).. И  крыжовник. Редиска ? не помню, но наверное, была. Я любил.
         Был конечно самовар. Помню, как Омама разливала. Топился углями, Было много фуксий. Часть в горшках. Омама любила.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий