воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Частные камнерезные предприятия Санкт -Петербурга середины XIX - начала XX вв. В.В. Скурлов (2012).


История камнерезного искусства Петербурга будет неполной без анализа деятельности частного бизнеса. В период интенсивного развития капиталистических отношений в России в середине и второй половине XIX в Петербурге создается большое количество ювелирных мастерских, в ассортименте изделий которых были и камнерезные. Среди таких частных предприятий лидирующее положение занимают фирмы К. Фаберже,[1] К Болина, К. Гана. Развиваются и мастерские, специализирующиеся на производстве камнерезных изделий. Это фирмы К. Верфеля и А Сумина. Известность получают и мастера-камнерезы (к примеру, Г. Суровый)[2], работающие самостоятельно.

Проанализируем деятельность некоторых из вышеупомянутых фирм. Обратимся сначала к творчеству ювелирных мастерских.

Фирма К. Болина больше известна своими ювелирными работами. Отметим, что ей поручалось изготавливать ювелирную часть приданного для вступающих в брак членов императорской фамилии (кстати, мастера фирмы Фаберже исполняли к этим событиям серебряные свадебные сервизы). Но известны и изделия, выполненные фирмой Болина, где применяется поделочный камень – это вазы, кубки, табакерки и т.п. В таких изделиях камнерезная работа исполнялась контрагентами,[3] а работа по армированию камня драгоценными металлами осуществлялась мастерами фирмы. Проекты каменных изделий, исполненные художниками фирмы Болина, хранятся в Русском отделе Государственного Эрмитажа и демонстрируются на выставках. Одним из мастеров фирмы был Николай Черноков. Он родом, как и М. Перхин (ювелир фирмы Фаберже), из Олонецкой губернии. Клеймо Чернокова стоит на роскошной нефритовой табакерке с вензелем императора Николая II. Нефрит по качеству такой же, как у изделий фирмы Фаберже (камнерезную продукцию для нее изготавливали в основном у Верфеля). Это говорит о том, что, вероятно, Болин заказывал нефритовую заготовку также у Верфеля.[4] Однако форма табакерки с ребристыми боковыми поверхностями (по рисунку Болина) столь оригинальна, что сразу же отличается от подобных нефритовых табакерок Фаберже и Гана.

Еще одна известная ювелирная мастерская Петербурга последней четверти XIX-начала XX вв. – фирма К. Гана[5]. По сравнению с предприятием Фаберже фирма Гана исполняла несравненно меньше изделий с использованием камня. Однако встречаются нефритовые табакерки для Кабинета его величества и каменные «фантазийные» изделия А.К. Денисова-Уральского в ювелирном обрамлении фирмы К. Гана.

Среди камнерезных мастерских в Петербурге лидировала фирма К. Верфеля.[6] Мастера фирмы занимались многопрофильной деятельностью. Они изготавливали из камня как крупные архитектурные детали, так и интерьерные мелкие предметы. Так, по итогам Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве (1882) фирма получила золотую медаль «за прекрасную работу из твердых камней и применение к предметам, служащим для украшения комнат». Занималась фирма и реставрационной деятельностью. Известно, что в 1900 г. ее мастера участвовали в реставрации малахитовой мозаики Исаакиевского собора. Сотрудничала фирма и с ювелирными мастерскими. По свидетельству Ф.П. Бирбаума, до 1908 г. фирма Фаберже большинство камнерезных работ заказывала у Верфеля. Фирма работала не только с отечественными ювелирами, но и с иностранными – Карл Верфель был поставщиком Картье, который заказывает у него некоторые изделия (к примеру, фрукты из твердых пород камня, пепельницы, флаконы из нефрита, безделушки из пурпурина и т.п.). Занималась фирма и изготовлением мелкой пластики. Известно, что по заказу фирмы много моделей исполнил скульптор А. Обер, долгие годы создававший модели и для фирмы Фаберже.

После революции (а точнее, в 1918 году) Верфель (вместе с Францем  Бирбаумом и Агафоном Фаберже) сотрудничал с Комиссией естественных производительных сил России.

Некоторые петербургские камнерезные фирмы имели в качестве руководителей – выходцев с Урала, что вполне объяснимо, так как этот край славен не только своими запасами поделочных и ювелирных камней, но и ремесленниками-камнерезами. Судьба И.В. Сумина – основателя фирмы «Сибирские и уральские камни» в этом ракурсе вполне традиционна. На логотипе фирмы указывалось, что фирма основана в 1849 г. на Урале.Ивану Сумину в 1868 г. поручили сопровождать с Урала в Санкт-Петербург роскошную «элиптовую» чашу из орлеца, выполненную на Екатеринбургской гранильной фабрике для императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Чаша заняла достойное место в Эрмитаже, а Иван Сумин остался работать в столице в должности гранильного мастера при кладовой каменных вещей Кабинета его императорского величества[7]. И уже в 1869 году Сумин организовал работу фирмы в Петербурге.[8] Мастера фирмы обрабатывали уральские, бразильские и индийские камни, находившие сбыт у русских ювелиров. На выставке 1882 г. в Москве фирма получила бронзовую медаль «За отчетливую шлифовку искусственных и драгоценных камней». В 1893 г. Сумин представил образцы граненых и шлифованных драгоценных камней на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго[9]. В Америку мастера взял комиссар Русского отдела П.И. Глуховской для наблюдения за «императорскими вазами». Эти вазы установили в центре Русского отдела выставки. Как писал в отчете Генеральный комиссар, Сумин не вынес «до конца гибельного для него климата Чикаго» и скончался вскоре по возвращении на Родину в 1894 г.[10] После его смерти фирмой стал руководить его наследник – Авенир Иванович Сумин. Он проходил обучение у Верфеля, который был крестным его детей. Авенир Сумин подписывался как «Ювелир Сумин». Действительно, он поставлял Двору много ювелирных изделий. Но поставлял также и предметы камнерезного искусства, в основном анималистические фигурки, по ценам в 3-5 раз ниже, чем у Фаберже, что связано с незначительными размерами изделий. Анималистика шла на подарки царским детям, за что Сумин и получил в мае 1913 г. звание «Поставщика императрицы Александры Федоровны». Но осенью того же года Авенир Сумин скончался. В 1915 г. фирму возглавлял Сергей Георгиевич Осмоловский.
Итак, в камнерезном деле во второй половине XIX века в связи с развитием капиталистических отношений активно развивается деятельность частных фирм, составляющих конкуренцию государственным предприятиям

[1] Камнерезному искусству фирмы Фаберже посвящена следующая глава диссертации.

[2] Суровый Георгий Герасимович – крестьянин Ярославской губернии, золотых дел мастер, в 1908 г. выбран депутатом от золотых дел мастеров при осмотре пробирным надзором магазинов. Как камнерез специализировался на изображении животных. Был поставщиком Картье.

[3] Выскажем предположение, что ими были мастера фирмы Верфеля. О сотрудничестве фирмы Болина с фирмой Верфеля косвенно «говорит» тот факт, что сын главного ювелира фирмы, инженер Путиловского завода Роберт Шван в 1912 г. стал одним из соучредителей Общества «Русские самоцветы», наряду с К.Ф. Верфелем и А.К. Денисовым-Уральским.

[4] Отметим, что Верфель был и единственным концессионером по добыче нефрита в России.Верфелю принадлежали большие запасы нефрита в России, которого, по свидетельству А.Е.Ферсмана, он добыл около 200 тонн.

[5] Основал фирмуавстрийский подданный Карл Ган в 1869 г.Главным мастером до 1894 г. был А. Трейден, затем стал Карл Бланк (1860–1923). С 1894 г. помощником отца работал Дмитрий Карлович Ган. Он закончил Академию художеств в Ханау, где обучался вместе с Евгением Фаберже. Карл Ган – Поставщик Высочайшего двора с 1895 г.Магазин фирмы в 1911 г. (после смерти Дмитрия Гана) перешёл фирме «А. Тилландер». Бывший главный мастер фирмы Гана – Карл Бланк – продолжал активно работать для Кабинета Е.И.В. самостоятельно.

[6]Бронзо-каменное заведение было основано в 1842 году Федором Верфелем. В 1850 г. Верфель участвовал в исполнении малахитового убранства Исаакиевского собора. Он умер в 1857 г. Дело продолжил его партнер Гессерих, который стал опекуном 11-летнего Карла Верфеля. К. Верфель получил образование  в одной из петербургских гимназий, а потом поступил в Императорскую Академию Художеств. После года учебы в этом учебном заведении (уточнено нами на основе архивного дела Верфеля – РГИА. Ф. 789. Оп. 4. Д. 17. Верфель Карл. 1864 г.), был отправлен опекуном для обучения в Германию, в Бремен. После учебы занялся обработкой цветного камня. С 1873 года стал владельцем мастерской по камнерезному делу – фирмы «К.Ф. Верфель». Фирма занималась гранильным производством и бронзовым делом.

Фирма активно развивала свои мощности. В 1880 г. у К. Верфеля на фабрике двигатель на 16 л.с., 80 рабочих, объем годового производства 160 000 руб. В 1910 г. объем производства 100 000–175 000 руб. в год, 85 рабочих, 2 двигателя на 30 л.с., магазин фирмы на Невском пр., 36 (заведующий магазином Александр Иванович Мейер, женат на сестре Карла Верфеля). С 1892 по 1918 гг. фабрика помещалась по адресу: Обводный канал, 80 (соб. дом).

В русском подданстве Карл Верфель состоит с 1893 г. В том же году вступил и в купечество. Верфель с 6 июня 1895 г. – Придворный поставщик. Присвоение звания осложнялось претензиями Министерства Двора, заключающимися в том, что фирма поставляла изделия на незначительные суммы. На что Верфель отвечал, что такова низкая стоимость каменных изделий.

Фирма была удостоена многих высших наград на всероссийских и международных выставках и имела связи с Германией, Англией и Америкой, где она сбывала вещи через местные торговые дома.

[7] Ювелир. 1913. № 7. – С.20.

[8] В его гранильной мастерской работали 10 рабочих и 5 учеников. Мастерская была оснащена 10 ручными станками, ежегодно выпускала продукцию на 1000-3000 руб.

[9] Отчет Генерального комиссара Русского отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго, камергера Высочайшего двора П.И. Глуховского. СПб., 1895. С.22-27.

[10] Там же. С. 22-27

Комментариев нет:

Отправить комментарий