воскресенье, 7 февраля 2016 г.

Восток в современном ювелирном и камнерезном искусстве (территория России и Украины)


Рекомендую Статью независимого исследователя Натальи Сапфировой (Киев), координатора проекта "Фаберже" на тему "Восток в камнерезном искусстве".

Автор широко и глубоко  раскрыла тему, затронув и философские аспекты и требования вызова времени и отражение этих вызовов в искусстве. Конечно, раскрытость миру очень повлияло на творчество художников постсоветского пространства. Не говоря уже о том, что стали возможны поездки и изучение восточной культуры. Современные российские ювелиры, особенного Восточной Сибири и Дальнего Востока  регулярно ездят в Китай, Японию  и Южную Корею. Такое невозможно было представить 20 лет назад, тем более 30 лет назад.

Восток в современном  ювелирном и камнерезном искусстве (территория России и Украины)
В ювелирном, камнерезном, косторезном деле, в 90-е – 00- е гг.,  в этот уникальный период поиска и реализации идей, некоторая часть творческого потенциала художников и мастеров была направлена на изучение темы Востока.
Дружеские отношения со странами Востока в Советский период нашли отражение в культурных мероприятиях, на которых жители СССР и восточных государств могли получить представление о культуре друг друга. Однако, это ознакомление не предполагало заимствований.
При первой же возможности профессионалы творческих направлений начали исследование и познание Востока. На это повлияло,  в том числе и появление философской и религиозной литературы. Представители разных конфессий и их ответвления устремились на огромные территории бывшего Советского Союза, увидев уникальный шанс распространения и закрепления своих структур на земле, на которой в силу сложившихся исторических обстоятельств жители были лишены возможности постигать азы веры и приобщаться к таинствам церкви. Период перемен и неизвестности, характеризуемый нестабильностью обстановки, выбивающий почву из-под ног, расшатывающий психику, оказался самый подходящий для внедрения ментально и территориально чуждых программ. Поток новой хлынувшей информации для людей, у большинства которых стоял вопрос выживания,  воспринимался особо остро. Ведь известно, что «гром не грянет – мужик не перекрестится». В критические моменты думающий человек начинает искать не только объяснение случившемуся. В такие моменты зарождается надежда как предпосылка веры. Но, если оставить этот сложный и в чем-то страшный период, который перемолол судьбы и жизни, в том числе и по собственному разрешению и допущению в свете вышесказанного граждан великой державы, нельзя не отметить формирование благоприятной среды для творческого самовыражения.
Изучая культуру Востока, невольно приходится постигать религиозную и философскую составляющую творений мастеров. Потому что во многих случаях вещи несут ритуальное назначение и соответствующее смысловое наполнение. Бытовые вещи также пронизаны отображениями взаимоотношений боги (или духи) – человек.
Сила творческих личностей постсоветского пространства заключалась в том, что выросшие в советскую эпоху на прекрасной русской литературе, имеющие возможность изучать в школе науки по учебникам в изложении профессоров и носителей других академических званий, природная склонность к познанию, помогли не раствориться, а выбрать среди хаоса 90-х и последующих лет зерна истины, воплотившиеся в ставших уже классикой тех лет произведениях.
При ознакомлении с малочисленными биографиями украинских камнерезов, обращает на себя внимание факт объединяющих признаков профессионального роста мастеров. Первым этапом можно обозначить резьбу по дереву, затем по кости, как более высокий уровень работы – резьба по камню. Некая аналогия напрашивается и в предпочитаемых стилях и темах, как в камнерезном, так и в ювелирном искусстве 90-х и 00-х гг. Например, многие ювелиры проходили путь изучения и практического освоения стилей модерн, ар-деко (модерн оказался трудоемким по многим параметрам, особенно в условиях становления украинской ювелирной школы). Сюда же можно отнести и увлечение восточной философией, как неотъемлемый этап творческого пути для некоторой части художников и мастеров. Объемная мозаика тех лет неразрывно связана с камнерезным искусством фирмы Фаберже – от копирования и подражания до поисков индивидуального почерка с полным разотождествлением своих творений с произведениями «родителя». Но, несмотря та такого рода «пластические операции», знакомые черты все же проступают. И не стоит от них отказываться. Этим отдается дань памяти тому, кто дал импульс для дальнейшего развития и роста.
Восток. Последние 25 лет.
Приоритетное направление в искусстве последних 25 лет было отдано двум странам Дальнего Востока – Японии и Китаю. В работах также звучит и тема некоторых ближневосточных арабских стран, в том числе и Египта. Индию необходимо упомянуть как родину шахмат, которые составляют неотъемлемую часть работы многих ювелиров, камнерезов и косторезов, и входят в группу представительских подарков. Довольно часто фигурирует слон. Вспоминается дореволюционный период, в который неотъемлемой частью интерьера многих домов были белые слоники. Немного черепах, змей, обезьян, пеликаны и журавли (японский-?).
За последние 25 лет развития ювелирного и камнерезного искусства границы между символическим значением животных, наделенных строго прописанными чертами, и технически совершенной передачей достоверности образа в анималистике несколько размылись.
В камнерезном искусстве происходит интересное замещение. Отчасти благодаря текстуре камня, отчасти – желанием мастера наделить работу индивидуальными чертами. Множество животных, обитающих в странах Востока, прочно осели в качестве декора в современных домах. Но надо помнить, что данные вещи – какими бы свойствами не наделяли животных восточные люди, всегда будут преломляться в сознании сограждан через собственную призму восприятия мира. И обезьяна, столь почитаемая на Востоке, вряд ли может занять такое же почетное место в нашей культуре.
Собственная трактовка авторов в вариациях на тему японского и китайского искусства, тем не менее, старается не выходить за рамки канонов декоративно-прикладного искусства этих стран. В частности, сакуре в работах мастеров свойственна форма, данная природой, а драконы наделены признаками, подобающими существу согласно восточным традициям. Но все же «наши» драконы не столь свирепы и агрессивны. На Дальнем Востоке дракон также нашел отражение в культуре Вьетнама, Кореи и Тибета.
Привлекательными оказались не только лаконичные формы японского декоративно-прикладного искусства и углубленная, многослойная, как японская женская одежда, философия. «Сакура» и «Гейша» оказались удачными торговыми названиями. Эти слова у многих ассоциируется с японской культурой, придают особое очарование загадочной стране Восходящего Солнца. (При обратном рассмотрении на ум приходит аналогия, зачастую возникающая у иностранцев: о России – медведь, балалайка плюс икра с водкой, об Украине – сало и самогон. К «сакуре» и «гейше» можно добавить саке. Гастрономические особенности тоже стоит учитывать. Подобного рода ассоциации существуют в любой культуре).
В 90-е и 00-е годы ряд мастеров, ищущих новые для себя формы, открывают удивительное сочетание восточных мотивов и покрытых флером загадочности новых слов. Результатом становиться ассоциативный ряд, создающий некую недосказанность. Тем самым автор произведения деликатно оставляет место для фантазии потенциального заказчика или покупателя.
Например, украинская фирма «Фиал», ставшей стартовой площадкой для многих художников-ювелиров и мастеров, тонко уловила границу, отделяющую правду от вымысла, не позволяя переходить за рамки положительных представлений о Востоке. Но такова природа ювелирного искусства, специализирующегося на производстве украшений – по возможности избегать тем, несущих тяжесть. Стоит отметить, что в этом плане камнерезное искусство обладает более широкими возможностями, как в отношении сюжетных линий, так и наименований. Смысловая нагрузка в данном случае может (и должна) иногда выходить за рамки обыденных, но столь желанных позитивных представлений о жизни. Это воспринимается органично и регулирует равновесие. Заставляет задуматься о том, что не каждый день в обязательном порядке должен превращаться в праздник (что наблюдается сейчас на волне увлечения разного рода техниками искусственного поддержания позитивного настроя). Своего рода пост, обязывающий к ограничению и обращению внутрь себя.  Тогда как назначение большей части украшений – дарить радость, легкость, восхищать роскошью камней и оправы. Это хорошо видно на примере коктейльных колец.
Фирма «Фиал» создавала украшения, скульптуры из камня и бивня мамонта. Опыт резьбы по твердым камням и кости был новым для мастеров Украины.
Приложения: фотографии изделий фирмы «Фиал». Названия гарнитуров – «Якитория», «Оюми» «Талисман», «Врата Иштар», «Слоны», «Эхо-2» (подразумевается номер – второй гарнитур с подобным названием). Кольцо «Пагода». Настольные сувениры – «Тибет», «Дайкоку», «Ловцы цикад», «Японка», «Самурай», «Хотей», «Пеликан», шкатулка и несколько сувенирных украшений «Слон», шкатулка «Черепаха».
К теме Востока обращается художник-ювелир Роберт Усманов. Приложение: фотографии – кулон «Рождение Будды», серьги «Сады Семираимды».
Вадим Лесогор имеет восточные корни (мать-кореянка). Его восприятие восточной темы отразилось в браслете «Слон» и кольце «Дракон». Ранние работы – нэцке. (Приложение - фото)
«Ателье Декор Азъ» из города Николаева расширяет границы представлений о культуре Дальнего Востока и предлагает серию японских ножей и кинжалов. (Приложение - фото).
Еще одно направление декоративно-прикладного искусства – резьба по мамонтовой кости. Целый ряд традиционных японских нэцке выполнил косторез Иосиф Эпштейн. Нэцке также стали героями шахматной игры. (Приложение - фото)
Тема Востока обыгрывалась и другими мастерами Украины. Однако, представленные материалы в достаточной мере отражают «восточное» направление украинских художников-ювелиров, камнерезов, косторезов. Тематические предпочтения можно представить в порядке уменьшения таким образом: Япония – по смысловой нагрузке, Индия – по количественной (шахматы, много слонов), Египет – возвращение к некогда популярной теме, остальные страны.
МАРШАК – кабинетная скульптура «Сфинкс». (Можно предположить, что это пресс-папье. Тема Египта и подобное пресс-папье представлено во французском письменном наборе из 7 предметов).
Итоги:
Темы, встречающиеся в декоративно-прикладном искусстве:
Ювелирное искусство (украшения, оружие):
Инь-янь
Сакура
Дракон
Слон
Египет («Гизехский сфинкс» Елены Опалевой.)
Черепаха
Оружие – соответственно назначению и традициям.
Резьба по кости:
Нэцке и окимоно.
Антикварный рынок:
г. Киев.
– письменный набор из 7-ми предметов , Вьетнам. 70-е гг. ХХ века.
- классическая китайская камнерезная скульптура.
- пепельница  - белый фрафор, рисунок – дракон, оправленный в серебро, клеймо 875 пробы серебра.


Ххххх

Камнерезное искусство России:
У Фаберже -  «К. Фаберже и его продолжатели», стр. 90-91. Работы : Головы китайцев (стр.90), Голова араба, Голова смеющегося китайца (стр. 91).
Будда ( 2 из них - А. Фурье) – стр. 87-89.
Татарин-разносчик, стр 77.
Слон.
Сакура.
Дракон -?
Современные:
Ананьев Антон «Дракон» ( 2011), «Сакура» (2007), «Слоники» (2003), «Слон» ( 2012)
Комаров Кирилл «Курильщик», СПб. (Японская тема)
Александр Корнилов –«Клеопатра» 2001 г., «Сакура» 2001 г. (Сизиф, № 1, 2007)
Виноградов Кирилл – «Японец», 2006 г., «Старик-японец», 2006 г., «Самурай Чинчуоий», 2005, «Гейша»,  «Гейша (девушка с веером)», 2006 г.

Честюнин Сергей  "Карп с головой дракона"

Станкевич Сергей «Черепаха», 1997 г.
Морозов Евгений «Ихтиология эпохи Хокусая», 1992 г., «Дракон».
Н. Бакут, А. Байдракова, О. Селиванчук
«Скорпион».  (Примечание – обитает на юге Европы (Испания, Италия), в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, в Северной и Южной Америке и на ближнем Востоке.)

Фалькин Сергей  «Сакура», «Трансафриканский экспресс» - две работы, вторая под тем же названием из агата.


Екатеринбургская школа: Чернаков Г., Казакевич Е. «Бай»,2005, «Охранник», 2006 г., Веснин С. «Танцовщица», 2006 г., «Начальник охраны», 2006 г.
Моисейкин  Виктор «Воин»,2008,
Антонов А. «Бог Гор»
Кистович И.А. , Богомазов Д., Кожухов К. «Родник с живой водой»,2004

Царскосельская янтарная мастерская «Восточный полдень», 2003











Комментариев нет:

Отправить комментарий