понедельник, 8 июля 2019 г.

Ответы на вопросы читателей. Валентин Скурлов. 04 июля 2019 г.

Вопрос: Интересно Ваше мнение, на чем зарабатывал Фаберже? На ювелирке, серебре, камнерезных и эмалевых работах? Представляется, что потомки многих покупателей дорогих ювелирных украшений и сегодня не нуждаются. И не расстаются с ними.

Ответ: Вопрос, на чем зарабатывал Фаберже не так прост, как кажется.
Еще раз напомню о том, что богатство капиталиста формируется за счет присвоения прибавочной стоимости. Норма прибавочной стоимости у Фаберже была выше, чем у конкурентов.
Фаберже работал в эпоху империализма. Посмотри признаки империализма. Сращивание промышленного, торгового и финансового капитала. Окончательный передел рынков: экспансия Фаберже по России (Одесса и Киев), и за рубеж (Лондон), поездки в Сиам, Китай и Индию и т.д. Госзаказы, Кабинет (25 % кабинетских заказов - Фаберже). Сейчас, к слову сказать госзаказов нет. Звание придворного ювелира обеспечивало постоянные заказы Императорской фамилии, чего были лишены ювелиры - конкуренты, особенного среднего уровня, и тем более обычные ювелиры-мастера. Нельзя забывать и кризисы, о которых мы вспомнили только в 1998 и 2008 году. Во времена Фаберже были тоже экономические кризисы: 1891-1892 гг. (голод в России), а также мировой кризис 1900 )сразу после Всемирной выставки в Париже). Этот кризис длился до 1904, но в России, в связи с русско-японской войной, кризис продлился до 1907 г. В декабре 1905 г. Аллан Боу и  Фаберже вынуждены были закрыть Московскую фабрику и уволить часть сотрудников и рабочих. В мае 1906 г. Аллан Боу продал Лондонский магазин Лаклошу.
Надо рассматривать определенный исторический период. Читай Бирбаума. Он пишет о моде на определенные группы изделий. Камнерезная группа появилась у Фаберже в начале 1890 гг., но в 1914 г. занимала уже 17-18 %. Камнерезная группа давала  да большую прибыль, поскольку камень стоил несравненно дешевле золота и серебра. Бирбаум пишет, что дешевле было купить готовую вещь у уральских камнерезов, чем переделать ее, в соответствии с художественной моделью.
Бэйнбридж пишет, что "В те годы был большой спрос на бриллианты. Меня всегда удивляло, - пишет он, почему Фаберже разрабатывает новые "фантазийные" модели, а не остановится на трех-четырех популярных бриллиантовых моделях, и, удешевляя серийное производство, не получает наивысшую прибыль". То-есть, с точки зрения Бэйнбриджа , Фаберже упускал прибыль и был не таким богатым, как его конкуренты. Английские ювелиры, не изобретали нового, они , как пишет Бэйнбридж, остановились в творческом развитии, поскольку выгоднее было брать в залог за 30 5 соимости фамильные бриллианты от аристократов Англии. Аристократы не выкупали заложенные ценности, которые за 30% стоимости переходили ювелирам. Фаберже, в отличие от англичан, не занимался ростовщичеством.
Что касается серебряной группы, то у Фаберже в Москве, было высокоэффективное производство. Лучшие станки, прессы, закупленные в Европе, лучшие мастера, собранные по всей Москве, причем Фаберже не тратил средств на обучение, против фирм Овчинникова и Хлебникова, а предпочитал перекупать лучших мастеров,
Еще один аргумент в пользу фирмы Фаберже - многопрофильность  ассортимента фирмы. Фаберже выпускал весь ассортимент изделий, кроме изделий из черни (вредное производство) и янтаря (очень мало). Фабеже работал с деревом, камнем, кожей, недрагоценными металлами (медь, бронза). Во время Первой Мировой войны фирма переключилась на оборонные заказы , в том числе на крайне востребованные  гильзы для снарядов и медицинские шприцы. В случае падения спроса на золото, резко увеличивалось группа серебра. При падении спроса на драгоценные камни, резко увеличивалась группа  полудрагоценных и поделочных камней, которые в России были еще очень дешевы.
Наверное, есть еще аргументы, но я подробно не изучал. Например, ориентация на самый высший класс потребителей – аристократию, в том числе и нетитулованную финансовую и промышленно-торговую, которые не экономили на дорогих покупках.

Вопрос: Самая высокая цена у Фаберже на ювелирные изделия известная на сегодня, это подарок от АIII и МФ колье 1894 года, 200 000 рублей? Какие еще известны ювелирные изделия? Сколько стоили заказы Варвары Кельх и других богатых клиентов? Могли быть дороже императорских?

Ответ: Про колье в 200 000 от АIII и МФ колье 1894 года - не слышал. Откуда сведения?
В 1894 г. есть два заказа  от Карла Фаберже. Где-то 173 000 руб. подарок от Александра III  невесте Алисе (Мария Федоровна тут не при чем) и близко к этой цифре 176 000 руб. - подарок Николая II в ноябре 1894  -  своей молодой супруге

Про стоимость заказов для Варвары Кельх есть только цифра 125 000 руб. за серебряный сервиз, при том что три сервиза для Ксении, Николая II и Ольге были по 50 000 руб. Бэйнбридж пишет, что стоимость семи пасхальных яиц для Варвары Кельх не идут ни в какие сравнение с огромной стоимостью драгоценных камней, которые Варвара покупала у Фаберже. Кажется (надо проверить), Бэйнбридж упоминает колье за 50 000 руб. Подобное колье за 50 000 руб. фигурирует в Прейскуранте Московской фабрики Фаберже (1899 г.)


Вопрос: Существуют архивы Кельхов? У них было большое хозяйство. Вот бы узнать их заказы! Карл Фаберже называл Картье и Бушерон торговцами из-за их высоких цен на ювелирные изделия. А сам торговал тоже очень успешно.

Ответ: Я более 30 лет занимаюсь в том числе Кельхами. Если бы нашел архив, то давно бы опубликовал. Это личный архив. У нас в стране практически нет личных архивов богачей, покупателей у Фаберже и других ювелирных фирм.
Даже по Нобелю, который очень много покупал. Есть что угодно: пароходные компании, нефтяные, заводы, но о покупках - нигде нет. То же и с Кельхами. Есть документы по многочисленным пароходствам Базановых-Кельх , больницам, благотворительности Юлии Ивановны, но нет сведений о личных покупках Варвары Петровны Базановой Кельх.
Что касается слов Фаберже, то я их объясняю таким образом. В изделиях Фаберже присутствовала прибавочная стоимость, то есть собственный труд. Фаберже покупал материалов на 400 000 руб. и продавал, с учетом собственного труда  на 1 000 000 руб. Картье и Бушерон, а также Болин покупали драгоценные камни на 800 000 руб. и продавали на 1 000 000 руб.
С точки зрения марксовой теории прибавочной стоимости, Фаберже был богаче Картье и Бушерона, поскольку продавал свой труд, а не был "торговцем" (перепродавцом чужого труда и сырья).

Комментариев нет:

Отправить комментарий