понедельник, 8 июля 2019 г.

Марк Балдин, художник-ювелир. Творческая автобиография.

«Художник выше героя, он создает миры»
А. Шопенгауэр

«Ювелирное искусство в СССР», даже звучит странно, т.к. искусство в советском государстве можно назвать искусством очень условно. Отсутствие информации, цензура убивала любое самовыражение, борьба с излишествами и роскошью, сделало ювелирную отрасль «недоразвитой» с точки зрения эстетических качеств.
После того, как «рухнул» «железный занавес», мы получили сполна…, на страну обрушился поток информации, переварить такое количество пищи мозг был не в состоянии. Искусство, получив свободу, не знало как с ней распорядиться. И это зачастую рождало чудовищные вещи ( «художники» плевали, испражнялись, рисовали картины фекалиями и.т.д.), и «не было предела фантазиям». Люди равнодушны, их надо эпатировать (ударить палкой по голове, а потом плюнуть в лицо, и потребовать за это деньги, ведь за искусство надо платить… держите дерьмо, оно живое, теплое, настоящее …), после всего этого «Черный квадрат» Казимира Малевича является нам высоко интеллектуальным произведением, ставящим жирную, черную точку всему искусству, и началу подобного.
Современник К.Малевича, известный художник А.Бенуа писал о «квадрате»: « Черный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Ювелирное искусство на пост советском пространстве остается консервативным. Слишком дороги эксперименты с драгоценными камнями и металлами, да и формат для полета мысли слишком мал. И это все многократно увеличивает заслуги тех немногих, кто пытается «перелететь эту реку» «…Безумству храбрых поем мы песню…». Художник, отличается от ремесленника тем, что может придумать, а ремесленник качественно исполнить замысел, в ювелирной отрасли особенно важно совмещение этих составляющих.
Первый художник- ювелир, с которым я познакомился в далекие «советские» времена, стал Карл Фаберже.
Редкие телевизионные заметки с гордостью рассказывали о чудесах русского ювелирного мастера, и мне, школьнику, захотелось стать ювелиром, но ближайшее училище, находилось на Урале, и мечта отодвинулась на 20 лет. Так в 2002 году, в очередной раз посмотрев на ассортимент ювелирного магазина, решил попробовать себя в качестве ювелира. Меня удивляли идеи К.Фаберже (еще бы, более века назад, они были особенно прогрессивными).
Следующее, чему я был удивлен в ювелирном искусстве, это часы «Картье» с прозрачным циферблатом (без механизма) и сидячим божком из горного хрусталя. И весь мир явился большими и маленькими чудесами. Краски захода и восхода солнца, свет звезд, рисунки облаков, и.т.д. Природа не терпит уродства и неправильных форм, об этом говорят произведения искусства великих мастеров.
Все великие памятники архитектуры, скульптуры, картины, музыкальные произведения построены по логическим законам, будь то бинарный ряд, золотое сечение и.т.д. Зная об этом, стараюсь придерживаться правилам логики. Создавая проекты, исключаю случайные, нелогичные линии и элементы.
На сегодняшний день искусство переживает кризис, и он видимо затяжной. Ювелирная отрасль редко рождает чудовищ, это вызвано дороговизной материалов, по этой же причине предприятия редко идут на эксперименты, и как результат очень мало смелых прогрессивных изделий. Такие слова как художник и философ, произнесенные в разговоре, зачастую звучат как синоним неудачника. Но, несмотря ни на что, именно художники делают окружающий мир интересным, и если не они, то «Град обреченный».

Свобода мысли в 90-е годы дала целый ряд интересных писателей, «рождение чудовищ» не обошло стороной и этот вид искусства, но через сито издательств прошли в основной массе достойные.
Всегда хотелось понять устройство мира. Почему все происходит именно так, а не иначе. Сейчас не об этом, т.к. разговор о Боге, или очень длинный, не хватит времени или очень короткий «если хочешь, чтобы он был - Он есть, если не хочешь - Его нет».
В творческих поисках помогает литература. Прочитанная в детстве классика, научная фантастика , приключения. Конец 90-х годов это отдельная, самая счастливая часть моей жизни как читателя. Современная литература «ломала» мозг ( В.Пелевин, М.Веллер, Б.Акунин, Т.Толстая, В.Ерофеев, В.Сорокин, Л.Улицкая, С.Довлатов, А.Генис, и некоторые другие). Знакомство с различными религиозными и философскими учениями приводили к определенным выводам.
Мне, как архитектору, хотелось создавать многомерные конструкции. Казалось, что всем хочется иметь целый мир на ладони. Украшения зачастую сопровождаются легендам – историями, некоторые просто загадками. Считаю очень важным , создание интриги в ювелирном изделии, только так оно живет и разговаривает. Одна из самых интересных историй-легенд к коллекции кулонов «Пробуждение БРАХМЫ», изготовленных к году апокалипсиса. Коллекция кулонов в виде символов крупнейших мировых религий (христианство, ислам, буддизм)
Один день Брахмы равен циклу земной прецессии (6*6*6!=25920 земных лет). При завершении каждого цикла предполагается смена цивилизаций (самой энергоемкой биологической жизни (лимурийцы, атланты, арии…)). Возможно в декабре 2012 года земная ось завершает свой круг. «Брахма
открывает глаза, и видит», что население планеты не просто неразумны, они безумны (их поступки страшны, мысли чудовищны). Люди нарисовали себе правила в виде религий (читайте политико-правовые учения), поместила их в различные символы (символы поклонения). В момент пробуждения разрушатся религии, все распадается на атомы… Бог не напрашивается к нам, это другие навязывают его (иногда в самых страшных формах (различные культы Новой Гвинеи, Африки и.т.д.)). А он стоит в нас и ждет, когда мы увидим его, найдем и поймем. Поняв его мы поймем себя… И тогда у человека «вырастут крылья», он перестанет бояться смерти и жизни…
Художники, которых считаю учителями, это Дали, Эшер, Гигер, Визарелли, на самом деле их много, каждый живет во мне со своими идеями и виденьем мира.

«Ювелир- первый человек после царя». Так сказал Франц Бирбаум, главный
дизайнер фирмы ФАБЕРЖЕ. Не знаю, чем он руководствовался, произнося эту
фразу, но был абсолютно прав. Ювелир-первый после Бога!
Ювелиры – люди создающие Эпоху. Эти громкие слова чистая правда.
Пройдет десять лет и предметы быта придут в негодность, сто лет, и истлеет
одежда, облетит красочный слой картин, тысяча лет и исчезнут города и
страны, сто тысяч лет и сменятся цивилизации, и признаки некогда
могущественных государств превратятся в пыль. Свидетельства о наших
достижениях (большой адро́нный колла́йдер, нано технологии) исчезнут без
следа. И только драгоценные металлы и камни останутся в неизменном
состоянии спустя миллионы лет, так как устойчивы к самым агрессивным
средам.
Вплетая драгоценный камень в орнамент, ювелир создает вечность, лицо
Времени того общества в котором живет. Именно по драгоценностям
следующие цивилизации будут судить о том насколько было развито
общество.
Первый человек в моем творчестве после Бога стал Виктор Павлов, ювелир с
большой буквы. Именно с его помощью мои пространственные формы
превращаются в ювелирные украшения с тончайшим орнаментом.
С 2004 года начал активно участвовать в различных конкурсов как один так и
с предприятиями отрасли: завод «Атолл»(Новосибирск), «Алмаз-
Холдинг»(Москва), ювелирная фабрика «Карат»(Екатеринбург), «Золото
Сибири» (Новосибирске). Результатами совместной работы стали первые
места на различных площадках страны: «Сибсамоцветы» (Новосибирск),
«Сибювелир» (Новосибирск), «Новый русский стиль»(Москва), «Джунвекс»
(Санкт Петербург) , «Джунвекс» (Москва), «Уралювелир» (Екатеринбург),
«Золотое кольцо» (Кострома), «Образ и форма» (Санкт Петербург),
«Ювелирный Олимп» (Санкт Петербург).

Февраль 2012, г. Новосибирск.

Комментариев нет:

Отправить комментарий