воскресенье, 3 ноября 2019 г.

Работа в Жюри Биеннале «Алатырь 2019» в Музее янтаря, Июнь 2019.


Валентин Скурлов, кандидат искусствоведения, профессор, почетный академик РАХ (Санкт – Петербург). 
Работа в Жюри Биеннале «Алатырь 2019» в Музее янтаря, Июнь 2019.
Мои впечатления от работы в составе Жюри самые благоприятные. Надо выразить глубокую благодарность Музею янтарю за организацию встречи экспертов – специалистов по ювелирному искусству из разных стран. Это очень важно, поскольку, несмотря на то, что 90 % мирового янтаря в России, янтарное искусство притягивает внимание ювелиров всего мира. Более 100 художников из 11 стран представили 220 работ. Мне было  интересно узнать, почему именно китайская резьба браслета вызвала внимание моего коллеги  и земляка из Петербурга, заслуженного художника РФ Александра Крылова и польского профессора Анджея Щатковского, профессора университета  из Лодзи. Посмотрев ближе браслет, я был поражен насыщенностью и сложностью резьбы на каждый квадратный сантиметр поверхности. Не вызвало разногласий решение по награждению Гран при. Победителем  оказалась литовская художницаДовилеЖидялене, за броши «Триптих» (серебро, медь, янтарь).  Я с ней познакомился на подведении итогов  и поехал в конце июля в Вильнюс для знакомства с ее творчеством и посещения музеев,  а  далее в Палангу, где посетил к великой для себя пользеЛитовский музей янтаря, Регину Макаускене (члена жюри), прочитал лекцию на тему искусства Фаберже. Результатом стала статья «Литва и Фаберже» в журнале «Русский Ювелир», который вышел в сентябре. Работа ДовилеЖидялене, была в сочетании эмалевой работы высшего класса с янтарем. Для себя я отметил, что именно такие смешанные композиционные работы «янтарь – эмаль», «янтарь – дерево», «янтарь – кожа», «янтарь – новые виды металлов» – имеют большую творческую перспективу.
Не было выявлено доминирования представителей какой-то страны. Интернационализм  был в составе победителей – были отмечены представители 9-ти стран, что подтвердило объективность работы Жюри.  Интересным было выяснение предпочтений самих семи членов жюри, которые наградили по своему выбору специальными премиями отдельных участников.
Мне очень понравилось отношение к работе итальянского члена жюри сеньориныБьянкоКаппелы. Она очень квалифицированный искусствовед и достойно представила Италию.  Было интересно слушать ее глубокую аргументацию в выборе предпочтений. Я для себя понял, что ювелирную Италию мы плохо знаем, а ведь в 90-е года Италия производила более половины всех ювелирных изделий мира. Для меня это был урок государственного подхода к отрасли, чего сейчас не хватает России. Прибалтийские мастера и художники привезли отличную коллекцию. Благожелательно был настроен немецкий доктор искусствоведения БуркхардГёресдиректор Потсдамских музеев, почетный академик РАХ д-р. Он уговорит по-русски и хорошо знает русское искусство XVIII - XX  вв. Так получилось, что в работе Жюри не было языковых и идеологических барьеров. Искусство сближает. Все учились у всех, с интересом и любопытством воспринимая непривычные (иногда) мысли и суждения. Это еще одно большое достижение нашей встречи.
Кандидат педагогических наук из Музея Янтаря Ирина Торопова имеет колоссальный опыт организации таких Бменнале и конкурсов и сплачивала работу жюри. Итогом работы было не только подведение итогов (никто не оказался обижен), но и пресс-конференция, обнажившая проблемы развития российского и мирового ювелирного и янтарного искусства. Все ожидают в ближайшие 20-30 лет «китайского наступления», И к этому надо готовиться. Художникам надо изучать специфику китайского рынка и продолжать совершенствовать свое мастерства, не подлаживаясь под примитивный вкус денежных клиентов, а совершенствуя и углубляя мастерство, изучая национальные традиции.  Также я отметил бы необходимость «творческих десантов» в Калининградский анклав  художников с «большой земли», поскольку наметился разрыв между художественным образованием молодежи и стареющим поколением мастеров, которым за 60-70 лет, большинство из которых пришло в отрасль из других сфер и в силу своих жизненных биографий не смогли получить профессионального художественного образования, опираясь только на самообразование.
Буду с нетерпением ожидать нового приглашения в Калининград, в Музей янтаря, где его директор, великая подвижница и организатор, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Юрьевна Суворова умеет великолепно проводить столь нужные для искусства страны важные творческие соревнования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий