Валентин
Скурлов, кандидат искусствоведения, профессор, почетный академик РАХ (Санкт –
Петербург).
Работа
в Жюри Биеннале «Алатырь 2019» в Музее янтаря, Июнь 2019.
Мои впечатления от работы в составе Жюри самые
благоприятные. Надо выразить глубокую благодарность Музею янтарю за организацию
встречи экспертов – специалистов по ювелирному искусству из разных стран. Это
очень важно, поскольку, несмотря на то, что 90 % мирового янтаря в России,
янтарное искусство притягивает внимание ювелиров всего мира. Более 100
художников из 11 стран представили 220 работ. Мне было интересно узнать, почему именно китайская
резьба браслета вызвала внимание моего коллеги и земляка из Петербурга, заслуженного
художника РФ Александра Крылова и польского профессора Анджея Щатковского,
профессора университета из Лодзи. Посмотрев
ближе браслет, я был поражен насыщенностью и сложностью резьбы на каждый
квадратный сантиметр поверхности. Не вызвало разногласий решение по награждению
Гран при. Победителем оказалась
литовская художницаДовилеЖидялене, за броши «Триптих» (серебро, медь, янтарь). Я с ней познакомился на подведении итогов и поехал в конце июля в Вильнюс для знакомства
с ее творчеством и посещения музеев, а далее в Палангу, где посетил к великой для
себя пользеЛитовский музей янтаря, Регину Макаускене (члена жюри), прочитал
лекцию на тему искусства Фаберже. Результатом стала статья «Литва и Фаберже» в
журнале «Русский Ювелир», который вышел в сентябре. Работа ДовилеЖидялене, была
в сочетании эмалевой работы высшего класса с янтарем. Для себя я отметил, что
именно такие смешанные композиционные работы «янтарь – эмаль», «янтарь – дерево»,
«янтарь – кожа», «янтарь – новые виды металлов» – имеют большую творческую
перспективу.
Не было выявлено доминирования представителей
какой-то страны. Интернационализм был в
составе победителей – были отмечены представители 9-ти стран, что подтвердило
объективность работы Жюри. Интересным
было выяснение предпочтений самих семи членов жюри, которые наградили по своему
выбору специальными премиями отдельных участников.
Мне очень понравилось отношение к работе
итальянского члена жюри сеньориныБьянкоКаппелы. Она очень квалифицированный искусствовед
и достойно представила Италию. Было
интересно слушать ее глубокую аргументацию в выборе предпочтений. Я для себя
понял, что ювелирную Италию мы плохо знаем, а ведь в 90-е года Италия производила
более половины всех ювелирных изделий мира. Для меня это был урок
государственного подхода к отрасли, чего сейчас не хватает России. Прибалтийские
мастера и художники привезли отличную коллекцию. Благожелательно был настроен
немецкий доктор искусствоведения БуркхардГёресдиректор Потсдамских музеев,
почетный академик РАХ д-р. Он уговорит по-русски и хорошо знает русское
искусство XVIII
- XX вв. Так получилось, что в работе Жюри не было
языковых и идеологических барьеров. Искусство сближает. Все учились у всех, с
интересом и любопытством воспринимая непривычные (иногда) мысли и суждения. Это
еще одно большое достижение нашей встречи.
Кандидат педагогических наук из Музея Янтаря Ирина
Торопова имеет колоссальный опыт организации таких Бменнале и конкурсов и
сплачивала работу жюри. Итогом работы было не только подведение итогов (никто
не оказался обижен), но и пресс-конференция, обнажившая проблемы развития
российского и мирового ювелирного и янтарного искусства. Все ожидают в
ближайшие 20-30 лет «китайского наступления», И к этому надо готовиться.
Художникам надо изучать специфику китайского рынка и продолжать совершенствовать
свое мастерства, не подлаживаясь под примитивный вкус денежных клиентов, а
совершенствуя и углубляя мастерство, изучая национальные традиции. Также я отметил бы необходимость «творческих
десантов» в Калининградский анклав
художников с «большой земли», поскольку наметился разрыв между
художественным образованием молодежи и стареющим поколением мастеров, которым
за 60-70 лет, большинство из которых пришло в отрасль из других сфер и в силу
своих жизненных биографий не смогли получить профессионального художественного
образования, опираясь только на самообразование.
Буду с нетерпением ожидать нового приглашения в
Калининград, в Музей янтаря, где его директор, великая подвижница и
организатор, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Юрьевна Суворова умеет
великолепно проводить столь нужные для искусства страны
важные творческие соревнования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий