воскресенье, 22 марта 2020 г.

Интервью Валентина Скурлова.


Интервью Валентина Скурлова.

Ответы на вопросы корреспондента изданияRough&Polished

Галины Семеновой

Вы недавно вернулись из Швейцарии, куда ездили проститься с ушедшей из жизни внучки Фаберже Татьяной Фёдоровной, чьим доверенным лицом и соавтором вы являлись.

1.            Расскажите о последних годах деятельности ТФ, о ее частном архиве - полностью ли он исследован, что предстоит?

В 2017 г. Татьяна Федоровна Фаберже стала соавтором книги «Василий Зуев – придворный миниатюрист, художник фирмы Фаберже». В настоящее время заканчивается новая книга почти с таким же названием «Василий Зуев и его продолжатели. К 150-летию со дня рождения миниатюриста и художника фирмы Фаберже». Она выйдет в конце апреля. В отличие от варианта 2017 г., где было 215 стр., в этой книге будет 520 стр. В том числе 165 биографий кавалеров наград Фонда.
Частный архив Фаберже не исследован полностью. В прошлом году в марте Татьяна Федоровна передала мне часть материалов для написания книги, посвященной эмигрантскому периоду братьев Евгения и Александра Фаберже, 1920 – 1960 гг. в Париже. Такая книга обязательно будет написано. Но это дело не простое. Книгу, посвященную деду Карла Фаберже – Агафону Карловичу (1876-1951) мы писали семь лет. Она вышла в 2012 г. под названием «Агафон Фаберже в Красном Петрограде». У книги было четыре автора, включая Татьяну Федоровну.  Например, совсем не исследовано такое направление, как работа с бриллиантами и вообще, с драгоценными камнями. Между тем, мне Татьяна Фаберже рассказала, что ее дед Агафон Фаберже и его брат Александр были выдающимися геммологами, определяли по нацвету из какой кимберлитовой трубки в Южной Африке добыт алмаз. Сам Агафон был обладателем уникального синего бриллианта, который он предлагал к покупке Императрице Александре Федоровне в 1914 г., к 10-летию цесаревича Алексея. Но царица отказалась, ей бриллиант показался дорог. Тогда его с удовольствием купила Варвара Базанова – Кельх, дочь иркутского миллионера, которая была коллекционеров драгоценностей. У нее был камень в 30 карат от Фаберже. Она была известна именно как «бриллиантовая»  купчиха, а не как обладательница семи пасхальных яиц от Фаберже, исполненных на уровне императорских. Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже признает в своих «Записках» (1919), что русские бриллиантовые вещи уступали по художественным достоинствам французским, но уж зато закрепка бриллиантов была выше всяких похвал, что признавалось и зарубежными конкурентами. Русские ювелиры первыми начали закреплять бриллианты в платину, это филигранная работа. В продукции фирмы Фаберже не менее 33 % занимала бриллиантовая группа. Сейчас она представлена в антиквариате менее чем 2-3 %. Такова судьба всех, особенно «бриллиантовых» фирм, таких современников Фаберже, как придворных ювелиров и поставщиков двора, как Болин, Ган, Кёхли, Зефтиген. Мы может любоваться их изделиями с драгоценными камнями только на полотнах больших художников. Сам Агафон Фаберже отвечал в фирме за два отдела: отдел драгоценных камней и отдел внешней торговли. Партнером фирмы был англичанин АлланБоу, родом из Южной Африки, что способствовало получению лучшего алмазного сырья. Лучшие гранильщики были в Бельгии, кстати, большинство из них – из царской Польши. Один из них, бывший варшавянин Толковский, в 1919 г. написал учебник по огранке алмазов.

2.            Что теперь будет с Фондом - будут ли перемены, связанные с ее уходом?

Работа Фонда продолжается. Татьяна Федоровна – учредитель Фонда в апреле 1996 года, до последнего дня была его Почетным председателем. В настоящее время в Фонде более 720 чел. из 22 стран мира.  Точно цифры не могу сказать, потому что увы, люди уходят из жизни, также как и Татьяна Федоровна покинула нас 12 февраля за три недели до своего 90-летия. Сейчас председателем фонда избран действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник РФ. Учредитель «Волго-Вятского монетного двора, художник-гравер Сергей Иванович Квашнина, имя которого широко известно теперь не только в России, но и в мире. В следующем году мы будем отмечать 25-летие создание Мемориального фонда Фаберже. Я по прежнему остаюсь ученым секретарем Фонда.

3.            Расскажите о том, что происходило в фонде в последние годы - выпуск книг, научная деятельность, создание базы данных?

Фонд продолжал реализовывать свои основные задачи, которых четыре:

1.                  Мемориализация, уход за могилами и памятниками. В 2014 г. на кладбище в Дрездене установлен памятник на могиле матери Карла Фаберже, в январе 2015 г. открыт бронзовый памятник Густаву Фаберже на его родине в Пярну (Эстония). Ухаживаем мы за могилами брата Карла Фаберже Агафона Густавовича и могилой ювелира Михаила Перхина на кладбищах Петербурга. В следующем году исполняется дата: 25 лет  установки в 1996 г. памятника Карлу Фаберже на безымянной площади возле АО «Русские самоцветы». Через два года, в 1998 г. площадь получила название «Площадь Карла Фаберже». Такого еще не было в мире.
2.                  Выявление лучших ювелиров, продолжающих традиции Карла Фаберже и награждение их орденами и почетными знаками Фонда. Хотя, казалось бы, все достойные уже к 2016 году были награждены и отмечены в двух монографиях, посвященных главному мастеру фирмы Францу Бирбауму (вышли в свет в 2016 г.), однако в том же 2016 г. был учрежден новый орден «Василия Зуева»  для поощрения художников – миниатюристов. Если в 2017. Было 18 чел. . награжденных этим специальным орденом, то сейчас уже 80. Это в основном художники Ростова – Великого, центра отечественной финифти, а также художники Петербурга и Москвы.
3.                  Выпуск книг. Как я уже сказал, это книги, посвященные Василию Зуеву. Также отмечу, что в декабре 2017 г. вышла моя автобиографическая книга «В поисках архива Фаберже». в 2018 г. вышла книга «Императорское пасхальное яйцо «Ампир» 1902 года» на русском и английском языках. Члены Фонда участвуют в многочисленных конференциях, посвященных вопросам изучения российской истории. Назову конференции в Музее Фаберже (сАнкт – Петербург», а также конференции по «Исторической психологии», которые проводит два раза в год проф. С.Н. Полторак. В  последние годы мы направляем наши усилия на исследование исторического контекста, то есть изучение «Эпохи Фаберже», изучение биографий художников «Круга Фаберже», истории ювелирных фирм – партнеров и конкурентов Фаберже. Это позвляет нам глубже и точнее определить роль лидера – Карла Фаберже. В этом году, 24 сентября знаменательная мемориальная дата – 100 лет со дня смерти Карла Фаберже. Этому событию будет посвящена мемориальная Конференция в петербургском Музее Фаберже. В апреле открывается в Оружейной палате выставка, посвященная Фаберже. С ноября прошлого года успешно проходит выставка «Фаберже и придворные ювелиры» в Государственном историческом музее.  В прошлом и в этом году продолжался сбор средств среди ювелиров России для создания памятника великому ювелиру Михаилу ЕвлампиевичуПерхина на набережной Онежского озера в Петрозаводске.

4.                  Задача пополнения базы данных инвентарных номеров также успешно решается, потому что новые номера регулярно появляются на мировых антикварных аукционов. Материалами Базу данных пользуются антикварные дома для исторических справках в каталогах.

4.            Что нового появилось в исследовании творчества Фаберже - какие-то новые факты, кто ещё остался из наследников и потомков.

В книге «Василий Зуев и его продолжатели» будет целый раздел, который так и называется «Новые сведения по истории фирмы Фаберже». Вливается в ряд фабержеведов целая группа талантливых историков: доценты Академии Штиглица Александр Владимирович Карпов и Наталья Николаевна Мутья, независимый исследователь из Москвы Дмитрий Кривошей, литератор из Петербурга Ирина Климовицкая, историк Императорского Фарфорового завода Александра Кучеров, историк из Ульяновска Александр Кожевин. Уже пять лет мы, группа членов Фонда занимаемся развитием Музея Василия Ивановича Зуева (1870 – 1941), созданного пять лет назад при Центре дополнительного образования детей в районном центре р.п. Чердаклы, что в 25 км от Ульяновска. Василий Зуев был сыном симбирского мещанина, здесь он прожил последние 24 года своей жизни. Экспонаты музея – это миниатюры, исполненные современными художниками, а также подлинные эскизы работы Евгения Фаберже 1930-х гг., подаренные Татьяной Фаберже и портреты (картон и хост, масло), посвященные теме Фаберже. Уже более 160 экспонатов. Музей получает восторженную оценку посетителей, в первую очередь,  предназначен для детей, способствует патриотическому воспитанию.  Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов принял решение о строительстве целого здания Музея Василия Зуева. Это первый в мире музей художника фирмы Фаберже.

5.            Расскажите о таком направлении фонда, как выявление лучших ювелиров - продолжателей традиций, кто и за что награждён наградами и знаками Фонда?

Награждения продолжаются, в основном в связи с различными юбилеями.  В последние три  года нами награждены действительные члены Российской академии художеств, включая президента РАХ народного художника СССР Зураба Константиновича Церетели.

6.            Что вы думаете о нынешнем состоянии ювелирного ремесла в России и его перспективах? Чего не хватает нынешним мастерам? в чем их достижения и успехи? Кого можете выделить?

Этот вопрос, о нынешнем состоянии ювелирного дела -  не простой, учитывая сложную экономическую ситуацию не только в России, но и в мире. Однако ювелирные выставки и ярмарки продолжают  работать. Многие ювелиры ушли, как теперь модно говорить, в 2самоизоляцию», что-то делают дома. Есть уже наработанный круг клиентов – заказчиков. Праздники и юбилеи никто не отменял. К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, отсутствует государственный заказ на высокохудожественные вещи. Что заметно, увеличилась доля художников – ювелиров, работающих по церковной тематике. Пропали из поля зрения камнерезы, я их не вижу на выставках. Но это не значит, что они покинули профессию. Стали работать в расчете на зарубежный рынок. Их теперь можно видеть в Гонконге, в арабских эмиратах, в Германии. Есть выдающийся художник – камнерез в Екатеринбурге. Это Алексей Антонов. Его знаю в мире.  Он открыл новый Музей в своем городе, где демонстрирует камнерезные шедевры, продолжая традиции Фаберже и Денисова – Уральского.  Учитывая сложности работы с золотом и драгоценными камнями, многие фирмы успешно работают с серебром, здесь есть достижения. Чего не хватает современным ювелира – это поддержки государства. Выделить особо никого не могу, потому что этим занимаются конкурсные комиссии. Но достижения есть. Надо пережить тяжелые времена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий