Валентин Васильевич Скурлов,
почетный академик Российской
академии художеств,
кандидат искусствоведения,
профессор,
эксперт по оценке художественных
ценностей Министерства культуры РФ,
ученый секретарь Мемориального
фонда Фаберже,
научный консультант по Фаберже
Аукционного дома «Кристи»
АРХИВНОЕ ФАБЕРЖЕВЕДЕНИЕ
Фабержеведение — это отрасль
искусствоведения, сосредоточенная на изучении творчества и биографий
российского ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), художников и
мастеров «круга Фаберже» и его фирмы. Представителей данного направления
называют фабержеведами.
Возникновение фабержеведения мы
относим к первой половине 1930-х гг. За последние 30 лет наука о Фаберже
вышла на уровень обсуждения новых подходов к изучению наследия великого ювелира.
Наибольшее приращение знаний произошло за счет изучения архивных документов
российских архивов, а также частного архива правнучки Карла Фаберже Татьяны
Фаберже (Швейцария). Тема Фаберже активно обсуждается не только в вузах и
музеях Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга на конференциях, посвященных
изучению русского искусства рубежа XIX–XX, но и в крупных университетских
центрах в российской провинции и в странах постсоветского пространства.
Многочисленные выставки Фаберже в России и за рубежом также способствуют
поддержанию интереса к теме и научным разработкам. Всего, по нашей оценке,
фирмой выпущено не менее 250 000–300 000 предметов, из них, по той же оценке, в
наличии осталось порядка 40 %, то есть не менее 100 000 арт-объектов. Не
подсчитано еще количество предметов в «стиле Фаберже», многочисленных
продолжателей традиций Фаберже, художественная продукция которых требует также
тщательного изучения и искусствоведческого анализа.
Фабержеведение изучает
содержание, истоки, влияние личности и творчества Фаберже, художников его круга
как в XIX–XX вв., так и в современном мире, стремится определить его место
в культуре, искусстве и обществе. Эта работа ведется в глобальном масштабе
усилиями различных специалистов: архивистов, биографов, искусствоведов,
исследователей, интерпретаторов и других.
Систематизированное изучение
произведений искусства Фаберже, которое предусматривает самостоятельная отрасль
науки, появилось сравнительно недавно. Во второй половине XX в.
фабержеведение получило широкое развитие, сформировался целый ряд школ и
направлений. Еще нельзя говорить, что выполнены фундаментальные, академические
исследования, однако уже наличествует некоторый обозримый корпус прикладных
разработок.
В последние 20 лет основной
поставщик новых сведений по истории фирмы Фаберже — Российский
государственный исторический архив (РГИА), способствует формированию «архивного
фабержеведения», хотя появляются новые достойные произведения в направлении
литературной, живописной, кинематографической и даже музыкальной «фабержианы».
Каждый год исследователи выявляют новые сведения из колоссального корпуса
архивных сокровищ, отложившихся в РГИА и других государственных и частных
архивах страны и мира.
Впервые я пришел работать в
Центральный государственный исторический архив СССР (с конца 1991 г. —
Российский государственный исторический архив) в 1988 году, то есть
33 года назад, с целью сбора материалов по научно-исследовательской теме
«Преемственность традиций Фаберже в деятельности ЛПО “Русские самоцветы”». Я
тогда работал старшим научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского
института ювелирной промышленности, входившим в состав ЛПО. Тема эта была в 1989 г. успешно
выполнена и внедрена в производство. Одним из итогов ее был список из 1000
изделий фирмы Фаберже. Ассортимент я выбирал из счетов, оплаченных императором
Николаем II в 1894–1917 гг.
До 1988 г. литература
о Фаберже хранилась в библиотеках в комнатах «для служебного пользования». Все,
что касалось истории царя и его семьи, было под запретом. Фаберже имел звание
придворного ювелира, и информация о нем и о деятельности его фирмы также
подпадала под запрет. Книг по истории фирмы Фаберже на русском языке не было,
все сведения советские (затем российские) исследователи получали из рук
иностранцев, которые никогда не работали в наших архивах и допускали не только
серьезные ошибки, но и фантастические измышления. Когда я заказывал дела по
теме Фаберже в архиве, то на многих из них лист использования был чистым. Я был
первым читателем. Специально для меня архивисты пронумеровывали листы дел или
приглашали в читальный зал фондов. Времена рубежа 1980–1990-х гг. были
весьма сложными не только для всей страны, но и для работы в архивах.
В читальном зале было холодно, не хватало освещения. Исследователи
работали в перчатках, не было буфета. Доктора наук приносили с собой лампочки,
вкручивали их за письменным столом, а по окончании рабочего дня выкручивали и
уносили домой. Несмотря на такие трудности, ученые приходили каждый день.
В те годы не было ограничений по заказу дел из фондов. Я заказывал
ежедневно по 10–15 дел. Особой системы не было — заказывал все подряд. Как
оказалось в дальнейшем, это была самая правильная тактика. Первые два года
были посвящены придворному ювелиру Болину, мне казалось, что тема Фаберже
исчерпана. Время показало, как я заблуждался: Фаберже до сих пор занимает все
мое время, и я буду заниматься им до конца жизни.
В 1991 и 1992 гг. я
проработал в архиве не менее 400 рабочих дней. И до сих пор, когда
заказываю те же дела, вижу, что многие из них я исследовал первым. И очень
жаль, что за 30 лет некоторые дела так никто и не запрашивал для просмотра.
Работа в архиве требует усидчивости. Многие сейчас полагаются на интернет, но
его кто-то должен насыщать информацией? До меня, еще в 1980 году, первой
смотрела исследователь из Эрмитажа Марина Лопато, но таких дел было мало, не
более двух десятков. А первые карточки в информационно-справочном отделе,
которые составил руководитель Анатолий Данилович Павлюков, датировались 1979 г.
К настоящему времени в том же отделе имеется всего 30 карточек на фамилию
«Фаберже».
Первым директором архива, с
которым я работал, был Владимир Викентьевич Лапин, его заместителем —
Борис Иванович Назарцев. Объединение «Русские самоцветы» предоставило мне
финансирование, и с появлением ксероксов в середине 90-х гг. я получил
возможность копировать нужные материалы. С благодарностью вспоминаю очень
благожелательную атмосферу работы в читальном зале архива, который возглавляла
Серафима Игоревна Варехова. Уже в 1992 году прочитал для сотрудников
архива две лекции по теме истории фирмы Фаберже. В том же 1992 г. вышла моя
первая книга «Фаберже и придворные ювелиры России», в которой использованы
материалы РГИА. Тема Фаберже вызывала всеобщий интерес. Я всегда получал
мгновенную помощь от сотрудников архива, среди которых отмечу Ольгу Викторовну
Крстич, заместителя директора Светлану Вячеславовну Казакову, заведующую
отделом Ларису Ивановну Синицыну, главного специалиста Лидию Андреевну
Левченко, научного сотрудника Маргариту Игоревну Ермолаеву (сбор материалов по
брошюре «Поставщики Высочайшего двора», вышла в 2001 г., а затем
оказала нам с Ольгой Крстич помощь в составлении списка «Поставщиков
Императорского двора», брошюра вышла в 2007 г.). Последние 15 лет
справочно-информационный отдел возглавляет исключительно компетентный
специалист Владимир Вячеславович Берсенев, от которого всегда можно получить
самую квалифицированную справку по теме Фаберже и его окружения.
С 1990 года началось
мое плодотворное сотрудничество с правнучкой Карла Фаберже, г-жой Татьяной
Федоровной Фаберже (1930–2020). Она впервые прибыла по приглашению ЛПО «Русские
самоцветы» в Ленинград в мае 1991 года, последний раз посетила уже
Санкт-Петербург в октябре 2016 года. За эти 25 лет мы написали с Татьяной
Федоровной 15 совместных книг, из которых отмечу: «История фирмы Фаберже»
(1993), «Новая хронология императорских пасхальных яиц» (1993), «Фаберже и
петербургские ювелиры. Сборник мемуаров, статей, архивных документов» (1997;
второе издание в 2000 г.;
более 80 ссылок на документы РГИА), «Франц Бирбаум. К 125-летию со дня
рождения главного мастера фирмы» (1997), «Императорские пасхальные яйца фирмы
Фаберже» (1997), «Петербург Карла Фаберже» (2004, второе издание 2005),
«Фаберже — министр ювелирного искусства» (2006), «Карл Фаберже и его
продолжатели. Камнерезные фигурки «Русские типы» (2009), «Михаил Перхин —
ювелир фирмы Фаберже. Кавалеры Ордена Михаила Перхина» (2011), «ФАБЕРЖЕ.
Комплексная реферативная книга» (2012), «Агафон Фаберже в Красном Петрограде»
(2012; под редакцией доктора исторических наук А. И. Рупасова), «К. Фаберже и
Иосифъ Маршакъ» (2015; в соавторстве с Натальей Сапфировой. В мае 2021 г. Наталья
Сапфирова защитила диссертацию по творчеству Иосифа Маршака, в ее работе
использованы материалы РГИА), «Франц Бирбаум — главный мастер фирмы
Фаберже» (2016), «Маршал империи Фаберже: Франц Бирбаум. Кавалеры Ордена Франца
Бирбаума», «Василий Зуев — придворный миниатюрист, художник фирмы Фаберже»
(2017), «Фаберже. Императорское пасхальное яйцо “Ампир” 1902 года»
(английское издание, 2017; русское издание, под ред. Д. Ю. Кривошея, 2018).
Прорыв в фабержеведении произошел
в начале 1990-х гг. В 1992 г. вышла первая монография «Фаберже и
придворные ювелиры России» В. Скурлова и Г. Смородиновой. В 1992 году
были изданы каталоги выставок «Мир Фаберже» (Оружейная палата) под редакцией Т.
Мунтян, каталог «Блестящая эпоха Фаберже» (Царскосельский музей-заповедник).
Апофеозом этого периода можно считать выпуск каталога «Фаберже: придворный
ювелир» (июнь 1993 г.)
в Эрмитаже. В 1992 г. на английском языке вышли в свет знаменитые
записки Франца Бирбаума, ставшие сегодня классическим текстом, который обязан
знать любой начинающий фабержевед. Они написаны в 1919 г., но до 1989 г. оставались
неизвестными и хранились в фонде акад. А. Е. Ферсмана в Архиве РАН. Записки
были найдены нами в 1989 г.
На русском языке эти материалы под названием «История фирмы Фаберже»
опубликованы в июне 1993 г.
Я начал сотрудничать с Русским
отделом Аукционного дома «Кристи» с 1992 г. В начале 1996 г. ко мне
обратились с просьбой: найти архивные документы по ценному предмету, который
предполагался для продажи на аукционе в Нью-Йорке. Речь шла о «Часах к 25-летию
свадьбы императора Александра III и его супруги Марии Федоровны». На часах
работы Фаберже были подписи 32 членов императорской семьи. В моем
распоряжении был всего один месяц на поиски материалов. Я начал проверять
подряд все фонды великих князей. Уже стал находить суммы, перечисленные на
подарок (по 580 руб. 79 коп.). И ровно 14 февраля, в последний день сдачи
материалов, в фонде великого князя Николая Михайловича мной были найдены
сведения о полной стоимости предмета (18 585 руб.), стоимости проекта (600
руб.) и работы скульптора (2400 руб.), стоимости работы фирмы Фаберже (15 000
руб.). Эта находка сильно впечатлила сотрудников Аукционного дома «Кристи», и
мне предложили постоянную работу в должности «научного
консультанта-исследователя по теме «Фаберже». В этой должности я тружусь
более 25 лет. Моя работа заключается в поиске архивных документов на изделия
фирмы Фаберже на основании нацарапанных инвентарных номеров. Также я занимаюсь
архивно-историческими справками (провенансом) предметов других придворных
ювелиров.
Кроме этих изданий, в 2001 г. вышла наша
совместная с А. Н. Ивановым книга «Клеймение русских золотых и серебряных
изделий на рубеже XIX–XX веков: сборник архивных материалов», в большинстве
своем, построенная на материалах фондов РГИА: 570 (СПб Монетный двор) и 23
(Министерство торговли и промышленности). В том же 2001 г. вышла моя
книга «Ювелиры и камнерезы Урала», где также ряд важных материалов происходит
из РГИА.
В 2012 г. я защитил
диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения на тему «История и
традиции фирмы Фаберже в творчестве российских камнерезов (конец XIX –
начало XXI вв.)», библиография которой содержит 170 ссылок на архивные
документы РГИА. Первый том моего фундаментального издания, вышедшего в
2020 году, «Награды, знаки и подарки из Кабинета Его Величества.
1881–1917 гг.» состоит из 576 страниц, алфавитный указатель на 48
страницах включает 2950 фамилий. Фаберже поставил для Кабинета Его Величества
порядка 6000–7000 предметов. Книга целиком построена на архивных документах
РГИА. Моя задача — найти фамилии всех получивших награды, знаки и подарки
из Кабинета Его Величества, исполненные фирмой Фаберже, а также другими
выдающимися ювелирными предприятиями своей эпохи.
В 1994 г. мы с
Татьяной Фаберже приняли решение о создании Мемориального фонда Фаберже, устав
которого был утвержден постановлением Правительства Москвы в апреле 1996 г. Уставные
задачи Фонда: 1. Установка памятников, мемориальных досок, уход за могилами и
т. п. 2. Написание книг по истории фирмы. 3. Награждение лучших ювелиров,
продолжающих и развивающих традиции фирмы Фаберже. 4. Создание базы данных
инвентарных номеров изделий фирмы.
Материалы РГИА (до 1991 г. ЦГИА СССР)
использовались для решения второй задачи «Написание книг», и особенно, для
решения задачи № 4 «Создание базы данных инвентарных номеров». К этой
задаче мы приступили в конце 1994 г., хотя первый список из 1000
номеров, как было упомянуто выше, был составлен еще в конце 1989 г.
В 1999 г. электронная база данных содержала уже 18 000 номеров, в 2010 г. —
более 30 000 номеров, в настоящее время она насчитывает более 42 000 номеров.
Работа по пополнению номеров продолжается, поскольку до сих пор выявляются
архивные дела со счетами фирмы Фаберже. В 1994–1995 гг. в сборе
инвентарных номеров мне помогал исследователь Рифат Равильевич Гафифуллин (в
настоящее время заместитель директора по научной работе Павловского
музея-заповедника). Он предоставил около 2000 номеров изделий фирмы.
В конце 2013 г.
Рифат Гафифуллин выпустил справочник, включающий 6000 инвентарных номеров
изделий фирмы Фаберже, приобретенных императорами Александром III,
Николаем II, императрицами Марией Федоровной, Александрой Федоровной, а
также некоторыми великими князьями.
В 2000-х годах по теме
«История Императорского двора» стал активно работать в РГИА доктор исторических
наук, профессор Игорь Васильевич Зимин. Результатом его деятельности стало
издание свыше пятнадцати обширных монографий, во многом построенных на архивных
документах, из которых отмечу книги «Ювелирные сокровища Российского
Императорского двора» (2013), «Царские деньги. Доходы и расходы семьи Романовых»
(2011). Особенность книг автора — скрупулезная точность в цитировании
архивных документов РГИА.
В настоящее время крупнейшим
исследователем архивных документов по теме Фаберже является Дмитрий Кривошей,
который идет самым верным путем. Он детально и глубоко изучает все документы,
связанные с именем Фаберже. Помимо фонда Кабинета Его Величества,
исследователем проверяются фонды императриц Марии Федоровны и Александры
Федоровны, великих князей, фонд Канцелярии Министерства Императорского двора и фонды
подразделений этого Министерства, а также фонды разных министерств и Священного
Синода, фонды Императорской Академии художеств и Центрального училища
технического рисования бар. Штиглица. Совместно со своими коллегами,
американскими исследователями Анной и Винсентом Палмад (штат Вашингтон) Дмитрий
Кривошей на новой технической основе составляет свой Список изделий Фаберже.
Эту задачу в начале 2000-х годов ставил перед собой генеральный директор Фонда
Фаберже Александр Николаевич Иванов — автор книги «Неизвестный Фаберже:
Справочное издание для экспертов-искусствоведов» (2002) и трехтомного
Справочника «Пробирное дело в России (1700–1946). Руководство для экспертов и
искусствоведов» (2002). Большую работу в архиве проводит доцент Академии им. А.
Л. Штиглица Александр Владимирович Карпов, который специализируется на
биографиях художников — выпускников ЦУТР бар. Штиглица и Императорской
Академии художеств.
С 1991 г. в РГИА
периодически работала хранитель коллекции Фаберже Оружейной палаты Татьяна
Николаевна Мунтян. Некоторые ее изыскания опубликованы в книге «Мир Фаберже»
(1992), затем в книге «Фаберже и ювелиры России» (1995). Также с середины
90-х гг. работают по теме истории жизни императрицы Марии Федоровны,
великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии
Павловны петербургские исследователи Татьяна Николаевна Чебоксарова и Галина
Николаевна Корнева. В своих изысканиях они неизбежно встречают материалы
по фирме Фаберже, который был основным поставщиком ювелирных изделий для всех
членов императорской семьи.
В конце 90-х гг. активно
работал в РГИА аспирант Сергей Юрьевич Гонтарь. Результатом исследований была
диссертация на соискание звания кандидата искусствоведения «Генезис творчества
художников и мастеров фирмы Фаберже», написанная с большим заимствованием из
нашей книги «Фаберже и петербургские ювелиры», (1997) и успешно защищенная им в
2000 г.
В 2006 г.
диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения защитила старший
научный сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Николаевна Лопато. Ее первые
посещения ЦГИА СССР относятся к 1979 г., результатом чего стала печать
статьи в английском журнале «Аполло» в 1983 г., в которой впервые были цитированы
архивные документы по императорским пасхальным яйцам фирмы Фаберже. Следующая
публикация Марины Лопато, также с использованием архивных документов,
напечатана в том же журнале в 1989 г. и в каталоге выставки «Великий
Фаберже» (1990). В том же каталоге опубликована моя первая статья по
Одесскому отделению фирмы Фаберже, материалы для которой я нашел в
научно-справочной библиотеке ЦГИА СССР. Большой объем ссылок на архивные
материалы представлен в каталоге «Фаберже: придворный ювелир», выставки 1993 г. в
Государственном Эрмитаже, под редакцией Г. фон Габсбурга и М. Лопато. Справедливости
ради, стоит отметить, что подавляющее большинство архивных документов по теме
Фаберже в начале 90-х гг. просмотрены бывшей в то время студенткой, а ныне
старшим научным сотрудником Государственного Русского музея Еленой Игоревной
Столбовой, по заданию Марины Лопато.
Много времени отдала работе в
РГИА кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного Эрмитажа
Лилия Константиновна Кузнецова (1945–2015), автор трех книг из серии
«Петербургские ювелиры». В последней монографии, вышедшей после смерти
автора «Петербургские ювелиры XIX – начала XX в. Династии знаменитых
мастеров императорской России» (2017) немало страниц посвящено истории фирмы
Фаберже.
Несколько лет работала в РГИА
финская исследователь Улла Тилландер, которая в 2005 г. успешно
защитила в Хельсинки докторскую диссертацию по истории искусств на тему
«Наградная системы Российской империи во времена царствования Николая II.
1894–1917». В диссертации библиография составляет более 200 ссылок на
архивные документы РГИА.
Как известно, в деятельности РГИА
был перерыв в 2004–2009 гг., связанный с переездом в новое здание. Однако
затем работа исследователей возобновилась и продолжается непрерывно, принося
новые результаты.
Первая выставка архивных
документов, посвященная теме Фаберже, состоялась в РГИА в 1996 году. Она
была посвящена 150-летию со дня рождения Карла Фаберже. За прошедшие с тех пор
25 лет обнаружено много интереснейших документов, раскрывающих новые страницы
жизни и деятельности великого ювелира и его прославленной фирмы.
Хочу выразить мою искреннюю
благодарность творческому коллективу Российского государственного исторического
архива — хранителям национальной памяти, и персонально ее нынешнему
директору, историку по образованию, Штуковой Светлане Викторовне, одобрившей
организацию и проведение выставки архивных документов, посвященных 175-летию
Карла Фаберже, с изданием настоящего каталога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий