среда, 22 декабря 2021 г.

Лариса Терёхина: «Сокровища императорской фамилии создавались в Чердаклах»

 11.12.2021 21:39

Сергей ЮРЬЕВ






 

Лариса Терёхина: «Сокровища императорской фамилии создавались в

Чердаклах»

 Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Ульяновск 49 08/12/2021


Казалось бы, что может связывать райцентр Чердаклы и знаменитую ювелирную фирму

Фаберже. Оказывается, многое. 23 декабря исполняется ровно шесть лет с того дня, когда

в Центре дополнительного образования детей в Чердаклах был создан музей Василия

Зуева, художника-миниатюриста фирмы Фаберже. Как это произошло, рассказала

директор Центра Лариса Терёхина.

ДОСЬЕ

Лариса Терёхина. Основатель музея Василия Зуева. Родилась в 1964 году в Чердаклах.

Окончила филологический факультет УГПИ, преподавала русский язык и литературу в

средней школе № 1, работала секретарём райкома ВЛКСМ, с 1991 года – директор

Чердаклинского Дома пионеров (ныне Чердаклинский центр дополнительного

образования детей).

«Морды царя рисовать» на родине Ленина нельзя

- Лариса Александровна, как так получилось, что не где-нибудь, а именно в вашем

райцентре появился музей, связанный с именем Фаберже?  Чердаклы - это всё-таки


не Париж и даже не Санкт-Петербург, где проживали основные заказчики изделий

прославленной ювелирной фирмы.

- Даже мне до сих пор эта история кажется удивительной. В 2014 году наш Центр

дополнительного образования посетил неожиданный гость – Валентин Васильевич

Скурлов, который представился учёным секретарём Мемориального фонда Карла

Фаберже и объяснил, что зашёл к нам, потому что здесь был расположен на тот момент

единственный в посёлке музей – истории Великой Отечественной войны. До того случая

мы и не знали, что именно в Чердаклах затерялись следы уникального художника-

миниатюриста, работавшего в фирме Карла Фаберже, который расписал двенадцать из

двадцати двух знаменитых императорских пасхальных яиц. Валентин Васильевич

сообщил, что, работая в полицейских архивах Финляндии, он обнаружил записку

Эммануила Нобеля Евгению Фаберже, сыну Карла Фаберже, в которой жаловался, что

ещё до революции выплатил художнику-миниатюристу Василию Зуеву 180 рублей

золотом, а тот, не сдав работу, уехал в какие-то Чердаклы. Валентин Васильевич искал

Чердаклы двадцать лет, с 1994 года, поскольку границы регионов не раз менялись, и он

начал с Самары…  С нашей помощью ему удалось найти здесь многочисленных

родственников Зуева, хотя ранее они такое вот родство старались не афишировать.

- Почему? было, что скрывать?

- Причины были. Как выяснилось, несколько членов семьи были репрессированы, за то,

что Василий Иванович писал портреты царя, что, естественно, при Советской власти

считалось крамолой. В его уголовном деле, которое было найдено в архивах ФСБ и

датировано 1931 годом, обвинение формулировалось так: «Морды царя рисовал».

- Как он вообще выжил после революции?

- Видимо, именно благодаря тому, что практически сразу уехал из столицы в Чердаклы. И

у нас, конечно, к Валентину Васильевичу возникла масса вопросов: например, почему

именно к имени Зуева у него возник такой интерес, ведь на фирму Фаберже работало

немало других выдающихся мастеров… И он ответил, что именно Василий Зуев –

миниатюрист номер один в мире! Сейчас даже утрачены те уникальные технологии,

которые он применял. Никто повторить этого не может.


Школьницы рассматривают ковшик в стиле изделий фирмы Фаберже с символикой

Чердаклинского района. Автор современный российский художник – ювелир Алексей

Донцов. Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

По агентурным соображениям


- И всё-таки, не совсем понятно, что значит «следы затерялись»?..

- Среди родственников художника была договорённость, что «нельзя про дядю Васю

никому рассказывать», потому что четверо членов семьи в своё время подверглись аресту,

отсидели какое-то время в «домзаке». Видимо считалось, что «морды царя рисовать» -

вдвойне тяжкое преступление, если совершается оно на родине Ленина… Родственники

вообще думали, что всех членов семьи готовят к расстрелу. Но всех через полгода

выпустили, в том числе и самого Василия Зуева.

- За что такая милость?

- В уголовном деле это объясняется одной фразой: «В силу агентурных соображений». На

имя Василия Зуева, когда он жил в Чердаклах, приходили крупные денежные переводы из

консульства Финляндии. Сам он неоднократно ездил в Петроград и Ленинград, заходил в

иностранное консульство, видимо, передавая работы, которые ему и оплачивали. Для

нищего посёлка это были фантастические суммы. Здесь он заканчивал работы, заказанные

представителями русской аристократии и находившимися в эмиграции. Например, те


работы, которые требовал в своём письме Эммануил Нобель, Василий Зуев лично отвёз в

Петроград в 1924 году и передал заказчику через консульство Финляндии. Так что,

семейство Нобелей тоже были его заказчиками. Видимо, органам ГПУ, а впоследствии

НКВД были интересны эти связи.

- И какова же в итоге была судьба миниатюриста?

- Он умер в Чердаклах 6 июля 1941 года. Трагически сложилась судьба его старшего

брата, который повесился через год после того, как его выпустили из тюрьмы. Связано ли

это было с арестом или на то были какие-то иные причины – пока точно неизвестно. Даже

родственники этого не знают.


Кладезь реликвий и оригиналов


- А фамилия Зуева в Чердаклах сохранилась?

- Практически нет. Зуевы есть, но прямых потомков у Василия Ивановича не было. Здесь

род продолжался по женской линии. Сам Василий Иванович родился в селе Кремёнки

Старомайнского района, там Зуевых очень много. Но последние четверть века его жизни

прошли здесь – в Чердаклах.

- Известно, где он похоронен?

Я ПО ТЕМЕ

- Нет. Утрачены и могила, и кладбище. В 2015 году мы начали работать над проектом

«Откроем времени лицо», посвящённом Василию Зуеву, и на территории «парка

афганцев», который, по словам священника отца Олега (Беляева), расположился на

окраине старого кладбища, был установлен памятный крест в честь всех православных,

что были там похоронены, в том числе, и Василия Зуева.

- Откуда взялись экспонаты для вашего музея?

- Разве это не уникальный случай, когда с названием мало кому известного населённого

пункта пересекаются такие знаменитые фамилии – и Нобели, и царская семья, и многих

представителей русской аристократии.  Я сразу предложила Валентину Васильевичу:

«Если мы создадим музей, вы приедете на открытие?». И начали об этом думать – с

краеведами, с местным священником, отцом Олегом, кандидатом богословия… Написали

проект, получили грант и поддержку тогдашнего главы районной администрации. И 23

декабря 2015 года музей был открыт. А экспонаты появились, в основном, благодаря

Валентину Васильевичу Скурлову, у которого есть связи со многими художниками-

миниатюристами России и мира. Он двадцать лет работал с личным архивом Татьяны

Фёдоровны Фаберже, правнучки Карла Фаберже. И музей начал пополняться

экспонатами, в том числе, личными вещами Татьяны Фёдоровны, её семейными

реликвиями и работами современных миниатюристов, которые преподносили их в дар

музею в благодарность за то, что мы продвигаем имя Карла Фаберже и одного из ведущих

миниатюристов его фирмы – Василия Зуева. Что-то в музей передают родственники

художника.


Источник творчества и вдохновения

- И как у музея с посещаемостью?

- Конечно, пандемия посещаемости, мягко говоря, не способствует, но люди приходили и

приходят, многие приезжают из других городов России, Израиля и Китая. Об это

свидетельствуют многочисленные записи в книге отзывов. Кстати, я говорила китайцам,

что в музее Тайбэя есть работы Василия Зуева, что вызвало у них восхищение и

удивление. До пандемии было много экскурсий со школьниками из Ульяновска. Вокруг

музея ведётся активная творческая жизнь - несколько региональных и межрегиональных

художественных конкурсов для детей, родителей и педагогов. За шесть лет в них приняли

участие 10000 человек. Совместно с Почтой России и Союзом филателистов выпустили

даже открытки с детскими работами, конверты и марки, посвящённые Василию Зуеву.


Сама Татьяна Фёдоровна Фаберже говорила, что очень рада тому, что наследием фирмы

Фаберже занялись не коммерсанты, а педагоги.


Яйцо «Военное стальное» с миниатюрой Василия Зуева в музее Московского Кремля.

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

- Вы лично с ней общались?

- Да, в 2016 году я ездила на конференцию, посвященную юбилею Карла Фаберже в

Санкт-Петербург, и там меня с ней познакомили. К сожалению, её не стало полтора года

назад, но она буквально до последних дней жизни оставалась экспертом наших конкурсов.

Так что, наши участники получали рецензии от самой Татьяны Фёдоровны.

- А что из экспонатов музея вам особенно дорого?

- Прежде всего, личные вещи Татьяны Фёдоровны Фаберже – брошь, ученические тетради

с эскизами, акварель её кисти. Есть также оригинальные эскизы к невыполненным

работам Евгения Фаберже. Кстати, кроме нашего музея, часть этих эскизов она завещала

музею Московского Кремля. Кроме этого, у нас есть реплика с императорского

пасхального яйца «Военное стальное» работы современного художника-ювелира

Александра Михайлова – точная копия из тех же материалов, что и оригинал.

- А где оригинал?

- В музее московского Кремля. Сюрпризом императорского пасхального яйца «Военное

стальное» является миниатюра Василия Зуева 1916 года, изображающая Николая II на

военных позициях русской армии.

- Не тесновато музею в одной небольшой комнатке?

- Конечно, тесновато. Но сейчас обсуждается проект строительства отдельного здания для

Чердаклинского музея миниатюрной живописи имени Василия Ивановича Зуева.

Разработана проектно-сметная документация, выбрано место, но необходимо найти

средства на строительство. Как только будет получено положительное заключение на

проект, попробуем войти в какую-нибудь федеральную программу, тем более

действующие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва от

Ульяновской области обещали в этом нам посодействовать.  А пока ожидаем

свидетельства о регистрации нашего музея как школьного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий