11.12.2021 21:39
Сергей ЮРЬЕВ
Лариса Терёхина: «Сокровища императорской фамилии создавались в
Чердаклах»
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Ульяновск 49 08/12/2021
Казалось бы, что может связывать райцентр Чердаклы и знаменитую ювелирную фирму
Фаберже. Оказывается, многое. 23 декабря исполняется ровно шесть лет с того дня, когда
в Центре дополнительного образования детей в Чердаклах был создан музей Василия
Зуева, художника-миниатюриста фирмы Фаберже. Как это произошло, рассказала
директор Центра Лариса Терёхина.
ДОСЬЕ
Лариса Терёхина. Основатель музея Василия Зуева. Родилась в 1964 году в Чердаклах.
Окончила филологический факультет УГПИ, преподавала русский язык и литературу в
средней школе № 1, работала секретарём райкома ВЛКСМ, с 1991 года – директор
Чердаклинского Дома пионеров (ныне Чердаклинский центр дополнительного
образования детей).
«Морды царя рисовать» на родине Ленина нельзя
- Лариса Александровна, как так получилось, что не где-нибудь, а именно в вашем
райцентре появился музей, связанный с именем Фаберже? Чердаклы - это всё-таки
не Париж и даже не Санкт-Петербург, где проживали основные заказчики изделий
прославленной ювелирной фирмы.
- Даже мне до сих пор эта история кажется удивительной. В 2014 году наш Центр
дополнительного образования посетил неожиданный гость – Валентин Васильевич
Скурлов, который представился учёным секретарём Мемориального фонда Карла
Фаберже и объяснил, что зашёл к нам, потому что здесь был расположен на тот момент
единственный в посёлке музей – истории Великой Отечественной войны. До того случая
мы и не знали, что именно в Чердаклах затерялись следы уникального художника-
миниатюриста, работавшего в фирме Карла Фаберже, который расписал двенадцать из
двадцати двух знаменитых императорских пасхальных яиц. Валентин Васильевич
сообщил, что, работая в полицейских архивах Финляндии, он обнаружил записку
Эммануила Нобеля Евгению Фаберже, сыну Карла Фаберже, в которой жаловался, что
ещё до революции выплатил художнику-миниатюристу Василию Зуеву 180 рублей
золотом, а тот, не сдав работу, уехал в какие-то Чердаклы. Валентин Васильевич искал
Чердаклы двадцать лет, с 1994 года, поскольку границы регионов не раз менялись, и он
начал с Самары… С нашей помощью ему удалось найти здесь многочисленных
родственников Зуева, хотя ранее они такое вот родство старались не афишировать.
- Почему? было, что скрывать?
- Причины были. Как выяснилось, несколько членов семьи были репрессированы, за то,
что Василий Иванович писал портреты царя, что, естественно, при Советской власти
считалось крамолой. В его уголовном деле, которое было найдено в архивах ФСБ и
датировано 1931 годом, обвинение формулировалось так: «Морды царя рисовал».
- Как он вообще выжил после революции?
- Видимо, именно благодаря тому, что практически сразу уехал из столицы в Чердаклы. И
у нас, конечно, к Валентину Васильевичу возникла масса вопросов: например, почему
именно к имени Зуева у него возник такой интерес, ведь на фирму Фаберже работало
немало других выдающихся мастеров… И он ответил, что именно Василий Зуев –
миниатюрист номер один в мире! Сейчас даже утрачены те уникальные технологии,
которые он применял. Никто повторить этого не может.
Школьницы рассматривают ковшик в стиле изделий фирмы Фаберже с символикой
Чердаклинского района. Автор современный российский художник – ювелир Алексей
Донцов. Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ
По агентурным соображениям
- И всё-таки, не совсем понятно, что значит «следы затерялись»?..
- Среди родственников художника была договорённость, что «нельзя про дядю Васю
никому рассказывать», потому что четверо членов семьи в своё время подверглись аресту,
отсидели какое-то время в «домзаке». Видимо считалось, что «морды царя рисовать» -
вдвойне тяжкое преступление, если совершается оно на родине Ленина… Родственники
вообще думали, что всех членов семьи готовят к расстрелу. Но всех через полгода
выпустили, в том числе и самого Василия Зуева.
- За что такая милость?
- В уголовном деле это объясняется одной фразой: «В силу агентурных соображений». На
имя Василия Зуева, когда он жил в Чердаклах, приходили крупные денежные переводы из
консульства Финляндии. Сам он неоднократно ездил в Петроград и Ленинград, заходил в
иностранное консульство, видимо, передавая работы, которые ему и оплачивали. Для
нищего посёлка это были фантастические суммы. Здесь он заканчивал работы, заказанные
представителями русской аристократии и находившимися в эмиграции. Например, те
работы, которые требовал в своём письме Эммануил Нобель, Василий Зуев лично отвёз в
Петроград в 1924 году и передал заказчику через консульство Финляндии. Так что,
семейство Нобелей тоже были его заказчиками. Видимо, органам ГПУ, а впоследствии
НКВД были интересны эти связи.
- И какова же в итоге была судьба миниатюриста?
- Он умер в Чердаклах 6 июля 1941 года. Трагически сложилась судьба его старшего
брата, который повесился через год после того, как его выпустили из тюрьмы. Связано ли
это было с арестом или на то были какие-то иные причины – пока точно неизвестно. Даже
родственники этого не знают.
Кладезь реликвий и оригиналов
- А фамилия Зуева в Чердаклах сохранилась?
- Практически нет. Зуевы есть, но прямых потомков у Василия Ивановича не было. Здесь
род продолжался по женской линии. Сам Василий Иванович родился в селе Кремёнки
Старомайнского района, там Зуевых очень много. Но последние четверть века его жизни
прошли здесь – в Чердаклах.
- Известно, где он похоронен?
Я ПО ТЕМЕ
- Нет. Утрачены и могила, и кладбище. В 2015 году мы начали работать над проектом
«Откроем времени лицо», посвящённом Василию Зуеву, и на территории «парка
афганцев», который, по словам священника отца Олега (Беляева), расположился на
окраине старого кладбища, был установлен памятный крест в честь всех православных,
что были там похоронены, в том числе, и Василия Зуева.
- Откуда взялись экспонаты для вашего музея?
- Разве это не уникальный случай, когда с названием мало кому известного населённого
пункта пересекаются такие знаменитые фамилии – и Нобели, и царская семья, и многих
представителей русской аристократии. Я сразу предложила Валентину Васильевичу:
«Если мы создадим музей, вы приедете на открытие?». И начали об этом думать – с
краеведами, с местным священником, отцом Олегом, кандидатом богословия… Написали
проект, получили грант и поддержку тогдашнего главы районной администрации. И 23
декабря 2015 года музей был открыт. А экспонаты появились, в основном, благодаря
Валентину Васильевичу Скурлову, у которого есть связи со многими художниками-
миниатюристами России и мира. Он двадцать лет работал с личным архивом Татьяны
Фёдоровны Фаберже, правнучки Карла Фаберже. И музей начал пополняться
экспонатами, в том числе, личными вещами Татьяны Фёдоровны, её семейными
реликвиями и работами современных миниатюристов, которые преподносили их в дар
музею в благодарность за то, что мы продвигаем имя Карла Фаберже и одного из ведущих
миниатюристов его фирмы – Василия Зуева. Что-то в музей передают родственники
художника.
Источник творчества и вдохновения
- И как у музея с посещаемостью?
- Конечно, пандемия посещаемости, мягко говоря, не способствует, но люди приходили и
приходят, многие приезжают из других городов России, Израиля и Китая. Об это
свидетельствуют многочисленные записи в книге отзывов. Кстати, я говорила китайцам,
что в музее Тайбэя есть работы Василия Зуева, что вызвало у них восхищение и
удивление. До пандемии было много экскурсий со школьниками из Ульяновска. Вокруг
музея ведётся активная творческая жизнь - несколько региональных и межрегиональных
художественных конкурсов для детей, родителей и педагогов. За шесть лет в них приняли
участие 10000 человек. Совместно с Почтой России и Союзом филателистов выпустили
даже открытки с детскими работами, конверты и марки, посвящённые Василию Зуеву.
Сама Татьяна Фёдоровна Фаберже говорила, что очень рада тому, что наследием фирмы
Фаберже занялись не коммерсанты, а педагоги.
Яйцо «Военное стальное» с миниатюрой Василия Зуева в музее Московского Кремля.
Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ
- Вы лично с ней общались?
- Да, в 2016 году я ездила на конференцию, посвященную юбилею Карла Фаберже в
Санкт-Петербург, и там меня с ней познакомили. К сожалению, её не стало полтора года
назад, но она буквально до последних дней жизни оставалась экспертом наших конкурсов.
Так что, наши участники получали рецензии от самой Татьяны Фёдоровны.
- А что из экспонатов музея вам особенно дорого?
- Прежде всего, личные вещи Татьяны Фёдоровны Фаберже – брошь, ученические тетради
с эскизами, акварель её кисти. Есть также оригинальные эскизы к невыполненным
работам Евгения Фаберже. Кстати, кроме нашего музея, часть этих эскизов она завещала
музею Московского Кремля. Кроме этого, у нас есть реплика с императорского
пасхального яйца «Военное стальное» работы современного художника-ювелира
Александра Михайлова – точная копия из тех же материалов, что и оригинал.
- А где оригинал?
- В музее московского Кремля. Сюрпризом императорского пасхального яйца «Военное
стальное» является миниатюра Василия Зуева 1916 года, изображающая Николая II на
военных позициях русской армии.
- Не тесновато музею в одной небольшой комнатке?
- Конечно, тесновато. Но сейчас обсуждается проект строительства отдельного здания для
Чердаклинского музея миниатюрной живописи имени Василия Ивановича Зуева.
Разработана проектно-сметная документация, выбрано место, но необходимо найти
средства на строительство. Как только будет получено положительное заключение на
проект, попробуем войти в какую-нибудь федеральную программу, тем более
действующие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва от
Ульяновской области обещали в этом нам посодействовать. А пока ожидаем
свидетельства о регистрации нашего музея как школьного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий