12 июля 2022
Знакомый незнакомый Фаберже
Мария Прохорова, Зиля Нигамаева
9 июля в Музее современного этноискусства Елабужского государственного
музея-заповедника состоялась встреча искусствоведа, историка ювелирного
искусства, учёного секретаря Мемориального фонда Фаберже, консультанта по
изделиям Фаберже департамента русского искусства аукционного дома
«Christie’s» Валентина Скурлова (Санкт-Петербург) с членами Клуба
любителей искусства «Тулпар». Валентин Васильевич, долгие годы по крохам
собиравший информацию о семье Фаберже, мастерах этого прославленного
дома и деятельности каждого из них, поделился с присутствующими
неожиданными открытиями, щедро аргументируя иллюстрациями каждый
факт.
Что обычный человек знает о Карле Фаберже? Что, скорее всего, это француз, который
создавал из драгоценных камней пасхальные яйца для императорского дома. Часто этим
наши познания о величайшем ювелире ограничиваются. Однако, история жизни и
творчества представителей данной династии напоминает настоящий детектив или
приключенческий роман.
Исследование истории дома Фаберже Валентин Скурлов начал в 1989 году с изучения
записок по истории фирмы Фаберже, написанных её главным мастером, одним из
создателей «стиля Фаберже», Францем Бирбаумом. В поисках материала искусствовед
познакомился и подружился с правнучкой Карла Густавовича Татьяной Фёдоровной,
проживавшей в Швейцарии. Искусствовед поведал об истории появления творческой
династии, о ярких и неординарных личностях, которые сосредоточил вокруг себя дом
Фаберже.
Петер Карл Фаберже — российский ювелир. Глава семейной фирмы и династии мастеров
ювелирного искусства. Отец его, Густав, был ювелиром, а дед — махорочным
фабрикантом. Петер Карл Фаберже, российский немец по происхождению, родился в
Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную
фирму в Санкт-Петербурге, в 1872 году женился на Августе Юлии Якобс, которая родила
ему четверых сыновей (Евгений, Агафон, Александр, Николай), продолживших династию
ювелиров. Слово «семья» для Фаберже значило гораздо больше, чем просто группа
родственников, потому и на сыновей своих Карл Густавович возлагал особые надежды.
Валентин Васильевич отметил, что в маленькой мастерской Карла Фаберже после
вступления в дело его сыновей художественной стороне производства стали уделять
особое внимание. Умение обращаться с драгоценными металлами, первые навыки и
познания сыновья получили от отца, а художественное видение, умение сопоставлять,
анализировать, творческое осмысление формировалось под влиянием русской и западной
культуры. Получив блестящее образование за границей во Флоренции, Париже, Дрездене,
используя новейшие технические достижения, восстанавливая давно забытые приёмы и
изобретая новые, братья продолжили и расширили дело отца.
Евгений, старший сын Карла Фаберже, талантливый художник по украшениям и
портретист. В 1900 году за представленные на выставке в Париже произведения был
награждён офицерским знаком Академии искусств и болгарским орденом святого
Александра. С 1894 года работал в фирме отца, с 1898 по 1918 годы вместе с отцом и
братом Агафоном Карловичем стал фактическим руководителем фирмы в Санкт-
Петербурге. В 1921 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму
«Фаберже и К˚».
Агафон Карлович в мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года стал экспертом
Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца и оценщиком Ссудной кассы, оценщиком Его
Императорского Величества по доверенности отца. В 1900–1910-х годах вместе с отцом и
братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. В 1927 году эмигрировал в
Финляндию, где поселился в купленном и перестроенном четырёхэтажном доме в
Хельсинки. Жил за счёт продажи части своей богатейшей коллекции почтовых марок.
Александр Карлович учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона
Штиглица, затем у Кашо в Женеве. Руководитель и художник московского отделения
фирмы, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса. Эмигрировал в Париж, где
работал в фирме «Фаберже и К˚». Супруга его стала прототипом Анны Францевны де
Фужере в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Николай Фаберже стал замечательным фотографом, вошёл в дадцатку лучших
фотографов Англии. Художник по ювелирным изделиям, учился у американского
художника Джона Сарджента в Англии. С 1906 года проживал в Англии, работал в
лондонском филиале фирмы Фаберже. Известен был своей щедростью к знакомым дамам,
одаривая их пасхальными яйцами фирмы Фаберже.
Коллектив фирмы отличался своей интернациональностью. Сам глава ювелирной
династии, Карл Густавович, умел работать с кадрами: выбирал работников одарённых,
образованных и лучших специалистов своего дела. В особой цене были архитекторы.
Поражает ассортимент изделий фирмы Фаберже: камнерезные фигурки «Русские типы»,
часы, графины, ювелирные украшения. Особенностью производства была тщательная
работа с эмалью и отсутствие на обратной стороне брошей так называемых заусенцев.
Вершиной деятельности фирмы по праву считаются пасхальные яйца-сюрпризы,
выполненные из драгоценных металлов и камней. С 1885 года заказчиками пасхальных
яиц становятся император Александр III, а позже Николай II, который в течение двадцати
лет ежегодно преподносил к празднику своей супруге Александре Федоровне яйцо с
сюрпризом. Сама история этих яиц напоминает остросюжетный детектив, которому ещё
далеко до развязки: сорок четыре яица музеефицировано, о четырёх сведения
отсутствуют, а два находятся в свободной продаже. Оцениваются данные шедевры
ювелирного искусства на аукционах в пятьдесят миллионов долларов.
Валентин Скурлов щедро поделился своими познаниями с любителями прекрасного, а
библиотечный фонд Музея современного этноискусства пополнился уникальными,
поистине бесценными экземплярами книг Валентина Скурлова.
«Фаберже и петербургские ювелиры» — солидное, богато иллюстрированное издание,
содержащее чрезвычайно интересный анализ эпохи Фаберже в ювелирном искусстве и
ценные архивные материалы.
«В поисках архива Фаберже» — сборник статей, документов, писем, фотографий,
дневников странствий автора, посвятившего три десятка лет жизни изучению наследия
знаменитого ювелира.
«Крым и Фаберже» — так называется буклет, посвящённый предметам работы Фаберже,
связанных с Крымом.
К 150-летию со дня рождения придворного миниатюриста и художника Василия Зуева,
мастера фирмы Фаберже из Чердаклов под руководством В.В. Скурлова вышла
коллективная монография «Василий Зуев и его продолжатели».
Посетители, затаив дыхание, слушали удивительную сагу о жизненных перипетиях
представителей и сотрудников семьи Фаберже и открывали для себя незнакомые ранее
страницы их жизни и уникального творчества.
Благодарим Валентина Васильевича за визит и щедрые дары, желаем новых находок и
творческих успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий