ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Санкт – Петербург, 16 апреля 2021
Предъявлен массивный памятный кожаный Адрес (папка), украшенный серебряной позолоченной
арматурой в неорусском стиле, с изображением Русского Витязя и стилизованной надписью «Застава
Богатырская». Декоративная накладка с поделочным камнем (кабошон – яшма). Состояние отличное,
есть следы исторического бытования. Масса: 3628 г. Размеры: 48 х 37 см.
Клейма. Клеймо – именник фирмы «МАРШАКЪ» с двумя медалями (аверс и реверс),
Клеймо - именник мастера «HIT» (Николай Iосифович Требушкин). Клеймо – тройник
Московского Пробирного управления 1908 – 1917 гг., с обозначением пробы серебра «84», что
соответствует 875 метрической пробе.
Искусствоведческо – стилистическая, архивно – историческая, ювелирно –
технологическая, геммологическая, пробирная и товароведно – органлептическая
экспертизы позволяют отнести рассматриваемый Адрес (папку) к числу произведений
московского серебряных дел мастери фабриканта Николая Иосифовича (Осиповича)
Требушкина, исполненное по заказу киевского фабриканта ювелирных, золотых и
серебряных изделий , владельца Торгового дома Иосифа Абрамовича Маршака. Работа
1908 – 1917 гг.
ТРЕБУШКИН Николай Iосифович (Осипович), владелец мастерской серебряных изделий.
Упоминается в 1906–1917 гг. 1915–1917: фабрика. Адрес — Пятн. ч. Валовая, д. 31 (Скворцова).
Произведения Требушкина встречаются с логотипами фирмы Овчинникова и других ведущих фирм
на антикварных аукционах.
Иосиф Абрамович МАРШАК ( 1854 — 9 [22] августа 1918 ) — купец, ювелир, меценат. Один из крупнейших
конкурентов Фаберже . Основатель ювелирного дома « Маршак », производил более половины золотой
продукции в Юго-Западном крае Российской империи . Киевский купец I гильдии . Многократный призёр
различных выставок. Первым во всей России доверил женщинам работать в ювелирном деле. На свои деньги
содержал учебное заведение ( хедер ). 2 мая 1878 года открыл собственную мастерскую в Киеве на Подоле .
Первое время работал один, через год перебрался на Крещатик и смог расширить дело, взяв подмастерье и
учеников. Поначалу Маршак только производил украшения и реализовывал их через магазины других
мастеров и торговцев.
В течение следующих 10 лет он существенно расширил своё дело: набрал новых мастеров, заработал
авторитет в своём кругу, побывал на выставках ювелирного искусства в Германии и Франции, внедрил новые
подходы в производстве. В частности, выполнение операций по гравировке, которые требовали предельной
аккуратности и концентрации, он первым стал поручать мастерам-женщинам . .
Постепенно мастерская Маршака переросла в большую фабрику, которая вскоре начала осваивать новые
рынки — сначала ювелирные изделия продавались в Киеве, Полтаве , Харькове и Тбилиси , а со временем
также в Москве, Петербурге и Варшаве, крупные магазины которых были главными заказчиками киевского
ювелирного дома. Продукцию Маршака высоко оценивали на профильных выставках — в 1893 году
в Чикаго и в 1894 году в Антверпене его работы были отмечены дипломом и медалью. Активно сотрудничал с
московскими и петербургскими ювелирами: П.А. Овчинников, Федор Рюкерт, московские артели, Абрам
Бейлин, Братья Грачевы, 3-я петербургская артель и другие. Один из организаторов Киевского Общества
мастеров и торговцев ювелирного и часового производства. В фирме ва лучшие времена работало более 130
чел.
Со временем Маршак добавил к ювелирному делу ещё и часовое, выкупив бизнес у одного швейцарца .Также
Маршак открыл в Киеве ремесленную школу, в которой готовил высококвалифицированных ювелиров и
огранщиков. Иосиф Маршак был одним из главных конкурентов Карла Фаберже , Его изделия — украшения,
сервизы, часы и прочие произведения ювелирного искусства — преподносились в подарок обеспеченным
людям, представителям дворянства и купечества, а также императорской семье . . У Иосифа Маршака было 8
детей. Умер в 1918 году. Сыновья продолжали ювелирное дело в Париже, тесно сотрудничали с братьями
Евгением и Александром Фаберже.
РЕЗЮМЕ. Предъявленный массивный памятный кожаный Адрес (папка), украшенный
серебряной позолоченной арматурой в неорусском стиле, с изображением Русского Витязя и
стилизованной надписью «Застава Богатырская»; декоративная накладка с поделочным камнем
(кабошон – яшма) – атрибутирую как подлинное изделие Торгового дома «Иосифа Маршака»
(Киев», исполнил московский серебряного дела мастер, фабрикант Николай Iосифович (Осипович)
Требушкин. Работа 1908 – 1917 гг. В силу высших художественных достоинств, безупречной
работы по серебру и позолоте, оригинального (индивидуального дизайна, отличной
сохранности и большой редкости, представленный памятный Адрес (папка) является
музейным предметом первого ряда и обладает самой высокой антикварной стоимостью.
ПОЧЕТНЫЙ АКАДЕМИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, Эксперт по оценке
художественных ценностей Министерства культуры РФ, Научный консультант по
Фаберже
Аукционного дома «Кристи», кандидат искусствоведения, профессор В. В.
СКУРЛОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий