Некролог Федору Фаберже (1904-1971) в женевской газете.
[Фёдор Агафонович] Карл – Теодор Фаберже
Недавно почивший [Фёдор Агафонович] Карл-Теодор Фаберже, которого за его славянское обаяние и византийский дух самые близкие друзья любовно звали Теодором, был наследником династии мастеров-ювелиров, прославившихся в России с эпохи Александра III. Он был живым олицетворением четвертого поколения семьи с её врожденным чувством морального долга и высокого благородства.
Я открыл для себя восхитительное творчество Фаберже, когда гостил у Мориса Сандоза1в его доме2в Бюрье. В 1957 году Морис был спонсором журнала «Presence». Знаменитый коллекционер произведений искусства, Сандоз собрал здесь несколько самых известных работ, выполненных в мастерской Карла Фаберже до войны 1914 года. Они принадлежали ранее императорской семье, официальным поставщиком которой был К. Фаберже. Золото, платина, бриллианты, рубин, изумруд, сапфир, нефрит, яшма, халцедон, малахит, не говоря уже о белой эмали, из этих материалов были созданы сказочные предметы, так непохожие на традиционные ювелирные украшения. Но революция положила конец карьере Карла Фаберже, он закрыл свои мастерские, эмигрировал в Германию, затем в Швейцарию и скончался в Лозанне в сентябре 1920 года.
Затем сыновья Карла основали в Париже «Société Fabergé», но только в 1949 году характерное клеймо фирмы (двуглавый орёл и начертанное кириллицей имя) вернуло себе былую славу. [Фёдор Агафонович] Карл-Теодор, официально уполномоченный своими дядьями Евгением и Александром Фаберже, возглавил компанию, сотрудничая в Женеве с ювелирной компанией Lombard, которая сохраняет в Corraterie3традиции известных ювелиров начала века. Сейчас руководство компанией и творческое наследие Фаберже перешло в руки единственной дочери [Фёдора Агафоновича] Карла-Теодора – Татьяне, чьё запоминающееся имя само по себе является символом творческой преемственности, необходимой для великого искусства, в какой бы форме оно ни пришло к нам.
Жильбер Тролье
1Sandoz, Maurice-Yves / Сандоз Морис-Ив (2 апреля 1892–5 июня 1958)
2 Второй дом семьи Сандоз. Великолепное здание, возведённое на скалистом мысе у Женевского озера между Ла-Тур-де-Пельз и Монтрё. Это квадратный трёхэтажный дом, юго-западный фасад которого выходит на великолепный парк, заканчивающийся скалистой местностью.
3 Часть старого города в Женеве
Carl-Théodore Fabergé
Carl-Théodore Fabergé, récemment disparu et que sas plus proches amis appelaient familièrement Théodore pour mieux évoquer, semblait-il, le charme slave de l'homme et son aura byzantine, était l'héritier d'une dynastie de maîtres joailliers qui s'illustra en Russie dès l’époque d'Alexandre III, et il en incarnait la quatrième génération avec la conscience innée d'une dette morale et d’un haut privilège.
C’est au Château de Burier, chez Maurice Sandoz qui fut en 1957 le mécène de la revue « Présence », que j’eus la révélation de l’industrie éblouissante des Fabergé. Le grand collectionneur d’art qu'était Maurice Sandoz y avait rassemblé quelques-uns des objets les plus fameux issus des ateliers du premier Carl Fabergé avant la guerre de 1914, et qui appartinrent à la famille impériale dont il était le fournisseur attitré... Or, platine, diamant, rubis, émeraude, saphir, jade, jaspe, chalcédoine, malachite, sans omettre l’émail blanc, étaient les matériaux mêmes de ces objets fabuleux comme évadés de la joaillerie traditionnelle. Mais la Révolution allait mettre un terme à la carrière de Carl Fabergé qui ferma ses ateliers, s’exila en Allemagne, puis en Suisse, et s’éteignit à Lausanne en septembre 1920.
Les fils de Carl fondèrent alors une Société Fabergé à Paris, mais ce n’est vraiment qu’à partir de 1949 que le poinçon distinctif de la firme (aigle bicéphale et caractères cyrilliques) reprit tout son éclat. Carl-Théodore, dûment mandaté par ses oncles Eugène et Alexandre Fabergé, reprenait le flambeau, avec la collaboration à Genève de la joaillerie Lombard, laquelle maintient à la Corra terie les traditions des grands bijoutiers du début du siècle. Aujourd’hui, la descendance et l’héritage artistique des Fabergé passent entre les mains de la fille unique de Carl-Théodore : Tatiana, dont le prénom évocateur est de lui
même présager de la continuité créatrice indispensable au grand art sous quelque forme qu’il se présente à nous.
Gilbert Trolliet
Комментариев нет:
Отправить комментарий