вторник, 24 декабря 2024 г.

Выставка «Фаберже. От романтики до революции»

 


Выставка «Фаберже. От романтики до революции» в Музее Виктории и

Альберта проходила с 20 ноября 2021 года по 8 мая 2022 года.

Экспозиция была посвящена истории мирового признания легендарного русского мастера

Карла Фаберже и жизни лондонского филиала его фирмы, открытого в 1903 году. 4 В неё

вошли более 200 предметов, в том числе вещи из музеев Москвы и Петербурга, а также

музеев и частных собраний за пределами России, включая коллекцию Елизаветы II. 5

Среди экспонатов — Третье Императорское яйцо (1886–1887), изготовленное в

Петербурге мастером Августом Хольмстремом. Внутри богато декорированного золотого

корпуса с гравировкой спрятаны женские часы Vacheron Constantin с белым эмалевым

циферблатом. Также впервые за долгие годы публика увидела «Павлинье яйцо» (1907–

1908) со скульптурой павлина из цветной эмали в прозрачной яичной скорлупе из горного

хрусталя.

ДЖЕФФРИ МАНН

23.11.2021

В 1977 году к 25-летию правления королевы Музей Виктории и

Альберта приурочил выставку «Фаберже. 1846–1920». Это была

ослепительная экспозиция шедевров знаменитой ювелирной фирмы

— 420 образцов ее искусства, выполненных из разных материалов,

в разных техниках и стилях и ставивших Карла Фаберже на голову

выше всех его конкурентов. Пожалуй, самыми впечатляющими

были 170 с лишним фигурок животных из самоцветов и около 20

цветочных композиций с драгоценными камнями, предоставленные

Королевской коллекцией. Но и это еще не все: в экспозицию вошло

21 из приблизительно полусотни знаменитых императорских яиц

Фаберже. Каждый день перед музеем выстраивалась очередь,

иногда тянувшаяся до середины улицы. Выставка стала одной из

самых посещаемых в ту эпоху: она привлекла 150 тыс. человек и

составила конкуренцию даже сокровищам Тутанхамона, которые

экспонировались в Британском музее в 1972 году.

Поэтому нет ничего удивительного в желании Музея Виктории и

Альберта повторить успех блокбастера 1977 года новой выставкой

«Фаберже. От романтики до революции». В нее включено 200

экспонатов, но при этом кураторы выбрали оригинальный подход,

сосредоточившись на истории единственного зарубежного филиала

фирмы, который был основан в Лондоне в 1903 году главным

образом для того, чтобы снабжать ювелирными изделиями

британскую королевскую семью и придворных.

Цена на эти завораживающие предметы была высокой, но при этом

они далеко не всегда были дорогостоящими сами по себе, а потому

в качестве подарков не могли скомпрометировать своих

счастливых получателей. Поэтому они были идеальными

презентами для королевы Александры, супруги Эдуарда VII,

которая узнала о Фаберже от сестры, императрицы Марии

Федоровны. Королева обожала не только своих питомцев и свои

сады, но и неувядающие букеты и зверьков Фаберже.

В эпоху телефонов и автомобилей слава Фаберже практически

вышла из-под контроля, и на пике популярности у него было 500

сотрудников, 4 филиала в России и 1 в Британии. Из

сохранившихся гроссбухов нам известно, что лондонская

клиентура состояла из местных и зарубежных королевских особ,

аристократии и просто богачей. Однако недавно обнаруженные

рабочие записи и дневники дают более точную информацию о

постоянных покупателях и их приобретениях, которая по

определению относится к социальной истории эдвардианской

элиты.

Ни в одной из вещей Фаберже нет ни малейшего намека на какие-

либо социальные волнения, они были призваны, пусть и на

подсознательном уровне, отвлекать от тревог современности с ее

индустриализацией, войной и надвигающейся революцией. Даже

сегодня эти очаровательные объекты остаются роскошной

прихотью. По счастью, кураторы не отказали себе в собственной

прихоти и прибавили к истории лондонского филиала Фаберже

несколько шедевров, в действительности никогда здесь не

бывавших. Но это не имеет значения, поскольку эти прекрасные

вещицы продолжают доставлять незамысловатое удовольствие

даже сейчас, когда все мы в нем так остро нуждаемся.

Фаберже посвящены сотни альбомов и научных трудов и десятки

выставок по всему миру. Все они неизбежным образом включают

одни и те же знакомые ингредиенты, и искушенные любители

страстно мечтают о какой-нибудь новинке в этом меню. Если

экспозиция в Музее Виктории и Альберта — пир, то выставка в

Музее и художественной галерее Брайтона — желанный дижестив.

На ней представлено несколько настольных аксессуаров,

инкрустированных самоцветами и украшенных эмалью, которые

необъяснимым образом до сих пор не попадали в поле зрения

исследователей и никогда прежде не экспонировались. Небольшая,

но очень красивая выставка открылась параллельно с лондонской и

станет щедрой наградой тому, кто выберется на морской курорт

Музей Виктории и Альберта

«Фаберже. От романтики до революции»

До 8 мая 2022


Комментариев нет:

Отправить комментарий