Выставка «Фаберже. От романтики до революции» в Музее Виктории и
Альберта проходила с 20 ноября 2021 года по 8 мая 2022 года.
Экспозиция была посвящена истории мирового признания легендарного русского мастера
Карла Фаберже и жизни лондонского филиала его фирмы, открытого в 1903 году. 4 В неё
вошли более 200 предметов, в том числе вещи из музеев Москвы и Петербурга, а также
музеев и частных собраний за пределами России, включая коллекцию Елизаветы II. 5
Среди экспонатов — Третье Императорское яйцо (1886–1887), изготовленное в
Петербурге мастером Августом Хольмстремом. Внутри богато декорированного золотого
корпуса с гравировкой спрятаны женские часы Vacheron Constantin с белым эмалевым
циферблатом. Также впервые за долгие годы публика увидела «Павлинье яйцо» (1907–
1908) со скульптурой павлина из цветной эмали в прозрачной яичной скорлупе из горного
хрусталя.
ДЖЕФФРИ МАНН
23.11.2021
В 1977 году к 25-летию правления королевы Музей Виктории и
Альберта приурочил выставку «Фаберже. 1846–1920». Это была
ослепительная экспозиция шедевров знаменитой ювелирной фирмы
— 420 образцов ее искусства, выполненных из разных материалов,
в разных техниках и стилях и ставивших Карла Фаберже на голову
выше всех его конкурентов. Пожалуй, самыми впечатляющими
были 170 с лишним фигурок животных из самоцветов и около 20
цветочных композиций с драгоценными камнями, предоставленные
Королевской коллекцией. Но и это еще не все: в экспозицию вошло
21 из приблизительно полусотни знаменитых императорских яиц
Фаберже. Каждый день перед музеем выстраивалась очередь,
иногда тянувшаяся до середины улицы. Выставка стала одной из
самых посещаемых в ту эпоху: она привлекла 150 тыс. человек и
составила конкуренцию даже сокровищам Тутанхамона, которые
экспонировались в Британском музее в 1972 году.
Поэтому нет ничего удивительного в желании Музея Виктории и
Альберта повторить успех блокбастера 1977 года новой выставкой
«Фаберже. От романтики до революции». В нее включено 200
экспонатов, но при этом кураторы выбрали оригинальный подход,
сосредоточившись на истории единственного зарубежного филиала
фирмы, который был основан в Лондоне в 1903 году главным
образом для того, чтобы снабжать ювелирными изделиями
британскую королевскую семью и придворных.
Цена на эти завораживающие предметы была высокой, но при этом
они далеко не всегда были дорогостоящими сами по себе, а потому
в качестве подарков не могли скомпрометировать своих
счастливых получателей. Поэтому они были идеальными
презентами для королевы Александры, супруги Эдуарда VII,
которая узнала о Фаберже от сестры, императрицы Марии
Федоровны. Королева обожала не только своих питомцев и свои
сады, но и неувядающие букеты и зверьков Фаберже.
В эпоху телефонов и автомобилей слава Фаберже практически
вышла из-под контроля, и на пике популярности у него было 500
сотрудников, 4 филиала в России и 1 в Британии. Из
сохранившихся гроссбухов нам известно, что лондонская
клиентура состояла из местных и зарубежных королевских особ,
аристократии и просто богачей. Однако недавно обнаруженные
рабочие записи и дневники дают более точную информацию о
постоянных покупателях и их приобретениях, которая по
определению относится к социальной истории эдвардианской
элиты.
Ни в одной из вещей Фаберже нет ни малейшего намека на какие-
либо социальные волнения, они были призваны, пусть и на
подсознательном уровне, отвлекать от тревог современности с ее
индустриализацией, войной и надвигающейся революцией. Даже
сегодня эти очаровательные объекты остаются роскошной
прихотью. По счастью, кураторы не отказали себе в собственной
прихоти и прибавили к истории лондонского филиала Фаберже
несколько шедевров, в действительности никогда здесь не
бывавших. Но это не имеет значения, поскольку эти прекрасные
вещицы продолжают доставлять незамысловатое удовольствие
даже сейчас, когда все мы в нем так остро нуждаемся.
Фаберже посвящены сотни альбомов и научных трудов и десятки
выставок по всему миру. Все они неизбежным образом включают
одни и те же знакомые ингредиенты, и искушенные любители
страстно мечтают о какой-нибудь новинке в этом меню. Если
экспозиция в Музее Виктории и Альберта — пир, то выставка в
Музее и художественной галерее Брайтона — желанный дижестив.
На ней представлено несколько настольных аксессуаров,
инкрустированных самоцветами и украшенных эмалью, которые
необъяснимым образом до сих пор не попадали в поле зрения
исследователей и никогда прежде не экспонировались. Небольшая,
но очень красивая выставка открылась параллельно с лондонской и
станет щедрой наградой тому, кто выберется на морской курорт
Музей Виктории и Альберта
«Фаберже. От романтики до революции»
До 8 мая 2022
Комментариев нет:
Отправить комментарий