пятница, 22 апреля 2011 г.

Олег Агафоновуч Фаберже. Блестки. Мослва, издьво "Россия", 1994.


С.16-19:
     Многие специалисты считают, что в период своего расцвета эта фирма (Фаберже - В.С.) достигла вершин ювелирного дела. Мой дед, Карл Густавович Фаберже, за границей более известный под именем Петера Карла Фаберже, кроме своих разносторонних и солидных профессиональных знаний,  обладал еще и созидательной фантазией в сочетании с хорошими организаторскими способностями. Все вместе это и позволило фирме развиться до такой степени, что в последующие годы она уже мало напоминало скромное предприятие, доставшееся ему от отца.
С.17:
     Деятельность фирмы строилась на основе обьединения многочисленных мастерских, во главе каждой из которых стоял мастер. По условию контракта мастера эти работали только на нас, но персонал набирали и обучали сами. В период расцвета фирмы в ней сотрудничали более семисот человек, и основная часть мастерских находилась в Санкт-Петербурге. Мой отец говорил иногда, что высокий профессионализм мастеров и их стопроцентная честность были в значительной степени следствием финского происхождения большинства из них. Помимо Санкт-Петербурга, где находилась "душа" фирмы и располагалась ее администрация, были открыты филиалы в Москве, Лондоне, Одессе и Киеве. Если не считать продукции московских мастерских, где изготавливались в основном тяжелые и дорогие серебряные вещи, отвечающие провинциальному купеческому вкусу, -  стиль, называемый сегодня стилем Фаберже, представлен главным образом элегантными изделиями, местом рождения которых был именно СанктьПетербург.
    Когда в конце прошлого века прежние помещения фирмы стали тесны и неудобны для работы, на Большой Морской улице был приобретен дом # 24. Во время полной перестройки здания был заново отделан фасад, для чего по настоянию моего отца - впервые в истории города - был использован финский красный гранит из Карелии. В 1900 году семья и фирма переехали в новый дом.
    Мне часто задают вопрос, в чем же заключается секрет непревзойденного качества, отличающего подлинные изделия Фаберже? Вопрос, на который не так-то легко ответить, - ведь результат этот достигался благодаря сочетанию многих взаимосвязанных факторов, совокупность которых и определяла условия создания
С.18:
этих произведений искусства. Что же касается ювелирных украшений, то о них следует говорить лишь во вторую очередь. Конечно, из изготавливали немало - разных стилей и разной стоимости, но не эти безделушки принесли фирме известность, хотя они и могли бы с успехом соперничать с лучшими ювелирными изделиями других мастеров. Уникальность, благодаря которой фирма занимала особое положение в мире, заключалась в том, что все украшения и предметы обихода были выполнены на таком высоком художественном уровне, что становились подлинными произведениями исккусства. Они и сегодня доставляют своим счастливым обладателям огромную радость и приковывают к себе внимание всех, кому удается их увидеть - пусть даже через стеклянную витрину или на цветной фотографии.
   Что же все-таки создавало условия для получения таких результатов? Прежде всего, конечно, высокое профессиональное мастерство, основанное на большом врожденном таланте.
    Результат был так высок потому, что одаренный мастер мог не разбрасываться, а сосредоточить свои усилия в той области, которая ему была по душе. Высокому качеству изделий фирмы способствовало и полное итсутствие спешки и ненужных волнений во время работы.
    Когда молодой, способный юноша попадал в ученики к какому-нибудь из наших мастеров и ему показывали будущее рабочее место, первый совет, который он обычно слышал, был таким:
    - Ты вовсе не обязан все время сидеть за работой! Походи вокруг, посмотри, что делают другие и как они это делают. Если ты не поймешь чего-либо, не стесняйся, спроси у опытных мастеров. Они всегда обьяснят тебе тонкости нашего ремесла.!
    Время здесь не играло почти никакой роли -
С.19:
это создавало в мастерских свободную творческую атмосферу и приводило к тому, что мастера чувствовали себя комфортно и могли наслаждаться своей работой и ее результатами. Оно обладали тем, что сегодня, к сожалению, умирает - профессиональной гордостью. Всеми владело чувство, что они сообща участвуют в большом деле. Мастера сознавали, что окончательно быдет одобрено только ввысочайшее совершенство и что работу надо переделывать до тех пор, пока результат не будет отвечать самым высоким требованиям.
    Клиенты знали принципы фирмы и при необходимости были готовы ждать, - зато получая свой заказ, они могли не сомневаться в непревзойденном качестве изделий и были готовы платить за это качество. А уверенность в том, что второй такой вещи ни у кого другого не будет - одинаковые вещи никогда не изготовлялись - приносила заказчикам несомненное удовлетворение. Это относилось не только к вещам, сделанным на заказ, но в равной степени и ко всему, что было выставлено в витринах и продавалось в магазине. Посещавшие его покупатели вовсе не обязательно принадлежали к высшему слою общества. Для тех, кто мог себе позволить купить лишь простое кольцо с красивым сибирским самоцветом, имелся богатый выбор подобных украшений и небольших вещиц, вроде миниатюрных пасхальных яиц. И эти покупатели тоже могли быть уверены в том, что приобретенное ими изделие выполнено таким же первоклассным мастером и с такой же лю1бовью, как и замысловатые пасхальные яйца, исполненные по заказу императорской семьи. Качество исполнения независимо от размера и цены изделия всегда оставалось на высоте.
       Но я еще не полностью ответил на вопрос, что же все-таки приводило к тем неподфражаемым результатам,
с.20:
которые обогатили мир такими желанными для всех фигурками и украшениями с маркой Фаберже. Я уже упоминал профессиональное мастерство и профессиональную гордость, так же как и птсутствие волнения в работе и, следовательно, хорошее самочувствие мастеров. Остается лишь последняя причина, но и осдновременно очень важная составляющая: Дух! Тот самый обьединяющий и воодушевляющий дух, без которого и все остальное не получило бы соответствующего воплощения.
С.21:
     Дух этот умер в тот миг, когда большевики ликвидировали фирму и разграбили имущество.
     Меня часто спрашивают, верю ли я в то, что фирма Фаберже когдаьнибудь возродится снова. Мой ответ - однозначное: "Нет!". Нельзя возродить дух, позволявший создавать произведения ювелирного искусства перед первой мировой войной - условия, что имелись тогда, полностью отсутствуют сегодня. В то время люди, располагавшие деньгами, нередко обладали и хорошим вкусом. Они хотели видеть у себя дома красивые, искусно выполненные вещи - нечто отличавшееся от предметов повседневного обихода и способное занять место рядом с традиционным антиквариатом. Люди покупали эти вещи исключительно для того, чтобы просто обладать и,и и радоваться, глядя на них - в отличие от многих современных покупателей, которые в основном стремятся вложить деньги в ювелирные изделия и держат свои сокровища в постоянной темноте банковских сейфов.
      ТАк называемое доброе старое время, время, когда родился дух нашей фирмы, и сама фирма прохветала, закончилось холодной апрельской ночью, когда только что построенный атлантический гигант "Титаник" пошел ко дну. И с ним ко дну ушло не только пполторы тысячи человек, но, возможно, и последняя утонченная эпоха в истории человечества. Остатки этой эпохи были уничтожены в 1914 году взрывами гранат первой мировой, и когда в 1918 году пушки умолкли, мир, поднявшийся из оставленных взрывами воронок, был уже совершенно другим. Беззаботное сияние прошлых времен погасло, и на смену ему пришла беззастенчивая серость инфляции и епрессии.
с.22:
    Фирма Фаберже и все, что она собой олицетворяла, принадлежала старой доброй эпохе, от которой осдталоссь одно воспоминание и которая никогда уже больше мне вернется. Сегодня мы живем в век пластмассы и безликого ширпотреба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий