пятница, 22 апреля 2011 г.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОРИИ.


Интервью с доктором искусствоведения Мариной Николаевной Лопато. Диссертация  на соискание звания доктора искусствоведения "Возникновение и развитие школы ювелирного искусства Петербурга в XVIII -   XX вв.. (2006). Заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.  Автор книги "Ювелиры Старого Петербурга" (2006).
Журнал "Русский Ювелир", # 5, 2007.- С. 90-91:

ВОПРОС.
- Марина Ннколаевна, расскажите, пожалуйста, о структуре и содержании книги.

    - Книга посвящена истории становления и развития ювелирного искусства Петербурга с момента возникновения города и до октября 1917 г. Издание состоит из шести глав, каждая из которых посвящена определенному хронологическому периоду и построена по следующему принципу: сначала ювелирные изделия, затем столовое серебро, и в заключение - характеристика стиля произведений этой эпохи. Одновременно я проводила сравнение петербургской ювелирной школы с западноевропейскими. А то, что такая школа существует, - очевидно. И она отличается не только от западных школ, но и от московской (особенно это становится очевидным в XIX в. после Отечественной войны 1812 г., когда Москва набирает силу). Специфика петербургского ювелирного искусства в том, что оно было ориентировано на Императорский Двор, для исполнения заказов которого приглашались мастера высочайшего уровня. А вслед за этим и весь столичный нобилитет стремился заполучить изделия, созданные придворными, а следовательно ведущими мастерами. Это, безусловмо, отразилось на художественном уровне петербургского ювелирного искусства.
    Влияние Запада на развитие русского ювелирного искусства несомненно, но впоследствии мы наблюдаем и обратное влияние отечественных мастеров на европейское искусство.
    XIX век - время повсеместной механизации производственных процессов; кропотливая ручная работа уходит в прошлое, и, соответственно, падает уровень исполнения ювелирных изделий. На этом фоне вполне обьяснима популярность фирмы Фаберже, делавшей ставку на эксклюзивность и высокое качество. Карл  Фаберже - в первую очередь прекрасный организатор, менеджер  в современном смысле этого слова. Ассортимент его изделий стилистически неровный: есть и откровенный китч, и изящество... Но по-другому и быть не могло для фирмы, которая создает продукцию в больших обьемах.  Но если мы посмотрим на раннего Картье, то увидим сходство с отдельными изделиями Фаберже.
    Ряд европейских ювелирных домоев стремился выйти на наш рынок, но росссийские ювелиры "держали оборону", не пуская никого в свою епархию.. Даже в зарубежных выставках отечественные фирмы не спешили участвовать (хотя успешно выступили на Лондонской выставке 1851 г., заявив о себе в полный голос, как на Парижской 1900 г.( - им хватало клиентов внутреннего рынка (Нижегородская ярмарка и т .д.)..
   Говорить о специфике и стилистике петербургской ювелирной школы можно долго. Во вступительной статье книги я привела в качестве примера необычное блюдо из коллекции Эрмитажа. Оно, на мой взгляд, воплощает в себе квинтэссенцию петербургской школы: все собрали, обьединили, переосмыслили и создали нечто свое.

ВОПРОС:
- Какие материалы Вы использовали в работе над книгой?

- Сведения о ведущих ювелирах и серебряниках почерпнуты из архивных и литературных источников, статей отечественных и зарубежных авторов. В Приложении приведены выписки из императорских указов и "Санкт-петербургских ведомостей" за XVIII столетие, касающиеся ювелиров и торговли ювелирными изделиями. В основе исследования - памятники, хранящиеся в Эрмитаже (однако был привлечен и ряс экспонатов из Гохрана, Алмазного фонда, ГИМа).

ВОПРОС:
 - Какова, на ВАш взгляд, практическая значимость научных - исторических и искусствоведческих изысканий для современных производителей ювелирных изделий?

 - Я выскажу банальную мысль: только изучая историю, истоки нашего искусства, можно попытаться понять, что происходит сейчас и к чему мы идем. Ведь история развивается по спирали, и если мы "проскочили" какой-то этап, то нам продется к нему вернуться. Так, сейчас мы переживаем не завершенную в свое время капиталистическую эпоху и видим, насколько быстрыми темпами в России в целом и в отечественном ювелирном искусстве в частности произходят изменения (как и в XVIII веке - из древнерусского наследия XVII в. "прыгнули" в рококо). У наших ювелиров, по сути, не было ар-деко, конструктивизма, послевоенного модернизма... Значит, мы все это должны пройти и проходим. Конечно, мир сильно изменился и меняется с огромной быстротой, можно сказать, на глазах. И невозможно сравнивать ремесленника XVII - XVIII и даже  XIX в. с мастером сегодняшнего дня, не говоря уже о том, что каждый нынче мастер. Но тем не менее какоие-то глобальные процессы развития человеческого общества, а следовательно, и творческой мысли сохраняются и в наши дни.
    Изучая историю, мы видим, что человечество уже накопило много интересных идей и воплотило их в произведениях искусства. Современные мастера, бывает, копируют старые вещи в надежде, что никто их не видел и не знает. Именно для того, чтобы вас никто не вводил в заблуждение, надо знать историю. Никто не отрицает, что копиравание плодотворно для учения, узнавания старых приемов, техник. Вполне возможно обращаться к старине, осмысливая идеи, заложенные в том или ином произведении, пытаясь их понять. Или же, наконец, "поиграть", стилизуя древнее изделие, в процессе чго приходит понимание конструкции, формы и т.д. Но это все не должно быть самоцелью.
   И, возвращаясь к моей книге, конечно, важно знать искусство собственной страны и города, в котором живешь. Я ни в коей случае не считаю, что эта книга лишена каких-то недостатков и является последним словом, сказанным по истории ювелирного дела Петербурга. Более того, это, скорее всего, первое слово, за которым, надеюсь, последуют другие слова и другие авторуы.
    Не только мастера и художники, но и мы - искусствоведы, музейные работники вносим какой-то вклад в развитие искусства, "вытаскивая на поверхность"  то, что "времемем сокрыто". Мы чаще других видим старые вещи и можем обьективно сравнить изделия современного ювелира и творчество ювелира XVII -  XVII - I XIX вв.  Кроме того, очень важна профессиональная арт-критика в области прикладного искусства - знающая, читающая и изучающая историю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий