«Василий
Зуев – художник – миниатюрист фирмы Фаберже»
23 декабря 2015 года в р.п. Чердаклы Ульяновской
области состоялось открытие Музея Василия Ивановича Зуева (1870 – 1941), художника – миниатюриста
фирмы Фаберже и Кабинета Его Императорского Величества. Музей открыт в районном Центре
дополнительного образования детей, руководитель которого Терехина Лариса
Александровна. В проекте принял самое активное участие благочинный
Чердаклинского округа, протоиерей отец Олег (Олег Беляев).
Состоялась презентация книги «Василий Зуев – художник – миниатюрист фирмы
Фаберже». Авторы: Нина Ивановна Васильева, литератор, чердаклинский краевед и Валентин Васильевич
Скурлов, кандидат искусствоведения, историк ювелирного искусства (Санкт –
Петербург).
Книга рассказывает о жизни придворного художника –
миниатюриста В.И. Зуева, талант которого до сих пор не оценен по достоинству, и
о его родственниках, свято сохраняющих историю своего рода.
Миниатюры Василия Зуева находятся в 12-ти
императорских пасхальных яйцах фирмы Фаберже, работы с изображением царствующих
особ являются произведениями искусства высочайшего уровня. Два таких пасхальных
яйца находятся в коллекции Музея Фаберже
в Петербурге. В Яйце 1911 года *15 лет Коронации* 16 миниатюр, в том числе 7
портретов членов царской семьи. Больше
только в пасхальном Яйце 1913 года из Оружейной палаты, где 18 миниатюр – портретов царей династии
Романовых. А всего в Императорских пасхальных Яйцах Зуев исполнил 70 миниатюр.
Василий Зуев родился в небогатой семье симбирского
мещанина, где было 10 человек детей. Обучался в Самарском реальном училище. Его
способности к рисованию заметил самарский губернатор А.Д. Свербеев и отправил
юношу учиться в Петербург. В Центральном училище технического рисования бар. Штиглица
Зуев учился 8 лет, с 1887 по 1895 гг., окончил в отличием. Три ученических
работы хранятся до сих пор в музее Академии им. Штиглица. После окончания Училища
художник получил право на пенсионерскую поездку на два года в Париж. Затем
работал дизайнером на фабрике
электрической арматуры Штанге, служил
два года в лейб - гвардии Егерском полку и после службы в 1901 году поступил на
обучение в Императорскую Академию художеств. Но проучившись полтора года,
забрал документы. В это время, в 1902 году происходит его знакомство с Карлом
Фаберже, в фирме которого работали
многие выпускники Училища бар. Штиглица, в том числе Клара Цейдлер и Ян Либерг,
с которыми он учился одновременно.
Первые акварельные миниатюрные портреты работы В.И.Зуева в рамках, от фирмы Фаберже относятся к 1902 году. В том
же году Зуев получил очень ответственный заказ на изготовление двух миниатюр
для Императорского пасхального яйца *Медный Всадник*, врученное Императрице
Александре Федоровне на Пасху 1903
года, а также двух портретных миниатюр
родителей вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, которые стали сюрпризом для другого
Императорского пасхального яйца 1903 года *Король Христиан IX и королева Луиза*.
В феврале 1904 года, на выставке в Училище бар. Штиглица
Император Николай II обратил внимание на миниатюру – портрет своей матери,
Императрицы Марии Федоровны и приказал разыскать художника. Впредь Император
приказал рисовать миниатюрные
портреты, свои и Императриц, для
табакерок, настольных и нагрудных медальонов, статс-дамских знаков и
портсигаров, по заказам Кабинета Его Величества – только Василию
Зуеву. Что художник с успехом и делал вплоть до лета 1917 года. Точное
количество миниатюр, исполненных Василием Зуевым, еще предстоит подсчитать и
составить каталог – резонне, только для
Кабинета Е.В. он исполнил их более 100 миниатюр и заработал не менее 20 000
руб. Выполнял также заказы великого князя
Николая Михайловича на копирование миниатюр французских художников рубежа XVIII
- XIX вв., коллекционеры считали их
подлинными. Выполнял заказы других
членов Императорской фамилии, а также
представителей богатейшей буржуазии, таких как Эммануил Нобель и Макс
Нейшеллер.
В 1904 – 1908 гг. художник служит учителем рисования
в Императорском Александровском лицее, имеет чин титулярного советника, что
соответствует IX
классу
в Табели о рангах и званию штабс-капитана и давало личное дворянство. В конце
1904 года художника призывают в Действующую армию, он служит в военном
госпитале в Омске, но по личному приказу Императрицы Александры Федоровны в
марте 1905 года его возвращают в Петербург, для исполнения новых миниатюр.
Художник живет в доме своего покровителя, теперь уже сенатора А.Д. Свербеева на
Фурштадской улице, 20. По воспоминаниям племянника Свербеева князя
Голицына, Василий Зуев экспериментирует
на кухне с эмалевыми миниатюрами. Эти миниатюры с изображением английских и
петербургских дворцов используются с шкатулках и коробках фирмы Фаберже. Еще
молодого Голицына поразили миниатюры – портреты размером с ноготь. Такие
миниатюры вставляли в *кабинетские* перстни с портретом Императора.
В мае 1917 года умирает А.Д. Свербеев, Зуев покидает квартиру с мастерской на
Фурштадской, у него собственная квартира в новом доме на Знаменской улице, 53.,
но жить в ней не довелось. Он едет
улаживать личные дела на родину, в предместье Симбирска Чердаклы, но застревает там на долгие 24 года, вплоть
до самой смерти в июле 1941-го, через месяц после начала Великой Отечественной
войны. Об этом периоде жизни художника мало известно. В Художественном музее
Ульяновска хранится миниатюра, (акварель по слоновой кости) портрет молодой
девушки, Е.А. Гребенщиковой. У дальних родственников сохранилось несколько
акварельных работ. В августе 1931 года художник арестован по ложному доносу, за
*контр-революционную агитацию*. Каким-то чудом его освобождают в январе 1932
года. Художника обвиняли в том, что у
него на счете в банке до революции было 50 000 руб., а в 1912-1914 гг. он владел 2000 десятин
земли, то есть был *помещиком*. Спрашивали, зачем в 1924 году Зуев ездил в
Ленинград и за что ему пересылали деньги из Финского генерального консульства.
Это был гонорар за исполнение миниатюрных портретов матери Нобеля,
последний заказ 1917 года. Действительно, Василий Зуев хорошо зарабатывал, как все
художники у Фаберже. Если в 1904 году он брал за миниатюру 150 руб., то в 1916
году уже 300 руб. В телеграммах Кабинету он просит переслать деньги в Сухуми,
где работал и одновременно поправлял здоровье.
Симбирский художник навсегда вписал свое имя в
историю искусства ХХ века. Он обладал изумительной чуткостью к гармонии,
соразмерности, способности передавать в каждой созданной
миниатюре ощущение полноты человеческой жизни.
Нина Ивановна Васильева н Валентин
Василевич Скурлов - ваторы книги про Василия Зуева. 24 февраля 2016 г.
Чердаклы, Ульяновской области.
Миниатюра, работа Василия Зуева в Императорском Пасхальном яйце *Медный Всадник* Фирма Фаберже, 1903 год.
Портрет Василия Зуева. Миниарюра художника Владимира Тихонова (Петербург). 2015.
Листы из личного дела студента Высшего
Чвдожественного Училища Императорской Акадимии Художеств Василия
Ивановича Зуева. - Российский государственный исторический архив.
Портрет - миниатюра Императрицы Александры
Федоровны. Художник Василий Зуев. 1906 г. Акварель, слоновая кость.
Павловский музей - заповедник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий